Стих - строка в стихотворном произведении.Строфа(от греческого букв, поворот) - в стихосложении - группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика - от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы - четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).РифмовкаРифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские «когда последний слог в строке безударный).Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.1. Парная рифмовка - в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема - АА.2. Перекрестная рифмовка - в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема - АБАБ.3. Кольцевая - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА.Стопа- повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное - ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.Двусложные размерыВ двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: «Мчатся тучи, вьются тучи...» - Пушкин. Или «Выхожу один я на дорогу...» - Лермонтов.Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. Напр. «Я вас; любил, любовь еще, быть может...» - Пушкин.Или «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» - Пушкин.Пиррихий - условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах. Напр. «Три девицы под окном» Пушкин.(трехстопный хорей с пиррихием на месте первой стопы).Или «И лучше выдумать не мог» - Пушкин.(четырехстопный ямб с пиррихием на месте третьей стопы).Спондей- условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба. Напр.: «Швед, русский, колет, рубит, режет» - Лермонтов.Трехсложные стихотворные размерыСостоят из одного ударного и двух безударных слогов.Дактиль (от греческого букв, палец) - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр. «В полном разгаре страда деревенская...» - Некрасов.(четырехстопный дактиль)Амфибрахий (от греческого букв, с двух сторон краткий) - трехсложный метр с ударением на втором слоге. Напр.: «Гляжу, как безумный, на черную шаль...» - Пушкин.(четырехстопный амфибрахий).Анапест (от греческого - обратный дактилю, буквально - отраженный назад) - трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр.: «Что ты жадно глядишь на дорогу...» - Некрасов.(трехстопный анапест)Аллитерация - повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр.: «Пора, перо покоя просит...» - Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: в басне Сумарокова лягушки говорят: «О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..»В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый «аллитерационный стих», где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком.Ассонанс- повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке. Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых «неточных рифм», в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука - стена - удар - взмах и т. д.Был широко распространен в средневековой романской поэзии («Песнь о Роланде»).Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Особенности поэтической речи и стихосложения. И в закладках появилось готовое сочинение.
Главная функция речевой деятельности – коммуникация, то есть связь, общение между людьми. Литературный язык делает возможным создание текстов, которые обладают, помимо коммуникативной, еще и поэтической (или эстетической) функцией. Литературный язык изучается поэтикой, речевая деятельность людей (в том числе поэтов и писателей) – стилистикой. Это наука о конкретном использовании языка в тех или иных стилях речи. Функциональные стили речи – это разговорная речь, деловая, научная, ораторская, специально-профессиональная, наконец, поэтическая речь, характерная для художественной литературы и особенно для лирической поэзии. В ней доминирует поэтическая функция, которая в других стилях выступает лишь как сопутствующее явление. Доминирование поэтической функции не исключает и других функций высказывания – экспрессивной, коммуникативной (познавательной), только подчиняет их главной, эстетической цели.
К важнейшим свойствам поэтической речи относятся следующие:
1) Оригинальная, необычная подача слова, вырванного из схематических, привычных связей и поставленного в непривычные, странные обстоятельства, сочетания («овдовевшая лазурь»). У Достоевского можно встретить выражения, которые говорят о нарушении норм словоупотребления: «В глазах его было что-то лупоглазое» («Братья Карамазовы»). Но у художника свои законы и права. Такая подача слова нарушает автоматизм применения слова.
2) Высокий уровень языковой организации. Это упорядоченность, которая выражается в делении на главы, сцены, строфы, это ритмико-композиционная организация в поэзии, наличие многочисленных стилистических фигур (параллелизмы, анафоры, эпифоры, градация, композиционные стыки, рефрены и т.д.)
3) Высокая степень полисемии (многозначность), причем эта полисемия не имеет стихийного характера, как в разговорном языке, а организуется целенаправленно. Образцом полисемии в художественной речи считается метафора.
4) Непереводимость поэтических высказываний на иной тип речи; данное содержание неотрывно от своего одноразового словесного выражения. В пересказе оно теряет поэтичность.
5) Особая звуковая организованность речи (аллитерации, ассонансы).
6) В художественном произведении на первый план выдвигается обычная человеческая речь. Часто в художественной речи возникают речевые портреты персонажей.
В художественном языкотворчестве особая роль принадлежит сравнению. Это главный способ образования новых представлений. Если А как Б, тогда в А мы открываем новые смыслы. Новый образ творится в силу того, что художник вводит равнозначащие, чуждые друг другу слова и понятия в системные отношения (Например, заржавевшая дверь в описании первой улыбки воскресающей Наташи Ростовой, простодушно непоэтичное определение духовного обновления Пьера Безухова – «морально из бани»). Сравнение служат для косвенной характеристики явления: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир». Художественные сравнения могут быть короткие и развернутые. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» высказывает свой взгляд на реальное значение народной массы и истории при помощи развернутого сравнения, которое выражено в следующей образной формуле: «…до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору с своею утлою лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека».
Тоническое стихосложение - (от греческого tonos - ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. по числу полнозначных слов (так назыв. ¦изотокизм»), при этом количество безударных слогов между ударными может быть произвольным. Наряду с силлабическим стихосложением является одной из простейших форм стиховой организации речи. Силлабическое стихосложение преобладает в песенном и речитативном стихе, тоническое - в говорном стихе разных народов.
Так как тонический стих труднее отличить от прозы, чем силлабический стих (ряд отрезков текста, единообразно состоящих, например, из 4-х слов, скорее может быть случайным, чем ряд отрезков, состоящих из 8 слогов), он чаще пользуется созвучиями для выделения строк - аллитерацией и рифмой. Нерифмованный тонический стих строже соблюдает раьноударность строк, рифмованный же порой допускает значительные от него отклонения. Если колебание количества безударных слогов между ударными упорядочивается, то возникают формы, промежуточные между тоническим и силлабо-тоническим стихосложением: появляется ощущение метра (т. е. стихотворного размера). В русском стихосложении выделяется несколько разновидностей этого перехода (напр., так назыв. «дольник», «тактовик», «акцентный стих» и проч.).
В Европе тоника распространена в древней германской (скандинавской, английской, немецкой) поэзии в виде аллитерационного стиха.
С XVII века в России тоника вытесняется силлабо-тоникой и существует лишь в отдельных проявлениях (напр., А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»). В XX веке тоника снова получает распространение (возрождаются дольник, тактовик, акцентный стих), в настоящее время тоника и силлабо-тоника сосуществуют.
Упоминавшиеся песенный, речитативный и говорный стих, в совокупности составляют так называемый «народный стих». При этом говорный стих существует преимущественно в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках и характеризуется тем, что, несмотря на рифмовку, практически не имеет никакой внутренней организации (напр., «Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал»); речитативный стих характерен для былин (так назыв. «былинный стих»), исторических песен, баллад, духовных стихов, причитаний. Речитативный стих чаще нерифмован, с женскими (безударными) окончаниями строк (напр., «Как во славном было городе во Киеве»); песенный стих характерен для лирических песен, его организация тесно связана с напевом, песенный стих может быть как строгим, так и со значительными вариациями. Например, частушечные, плясовые песни.
Силлабическое стихосложение - (от греческого syllabe - слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов, (так называемый «изосиллабизм»). Стихи могут быть 4-сложные, 5-сложные, 6-сложные и т. д. В стихах свыше 8-сложного обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие полустишия. Характерно для языков, где гласные противопоставляются по принципу долгий/короткий, а не по принципу ударный/безударный.
В языках, в которых гласные противопоставляются по принципу ударный/безударный, для подкрепления ритмики конец стиха или полустишие часто подкрепляются упорядоченным расположением ударений (напр., А. Д. Кантемир). Постепенно распространяясь на весь стих, может привести к переходу в силлабо-тоническое стихосложение.
Древнейшее стихосложение восточных групп индо-европейских языков было силлабическим, на русской почве оно перешло в тоническое народное стихосложение (см. «народный стих»). Снова пришло в русское стихосложение в XVII веке из польского и держалось до силлабо-тонической реформы В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова (1735-1743).
Силлабо-тоническое стихосложение - (от греческого syllabe - слог и tonos - ударение), разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Названия метров (дактиль, анапест и проч.) в русском стихосложении заимствованы из античного стихосложения.
В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В XV веке силлабо-тоническое стихосложение устанавливается в Англии (после Дж. Чосера), а с начала XVII века - в Германии (реформа М. Опица).
В России в 1735-1743 гг. В. К. Тредиаковский («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735) и М. В. Ломоносов («Письмо о правилах русского стихотворства», 1739) ввели силлабо-тоническую систему стихосложения. При этом Ломоносов, во многом опираясь на работу Тредиаковского, а также опыт античной и новоевропейской литературы, создал стройную систему русского стихосложения (в частности, установив метры).
В XIX веке под русским и немецким влиянием силлабо-тоническая система стихосложения распространилась в польской, чешской, сербохорватской, украинской, болгарской поэзии.
В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение господствует, исключая лишь немногочисленные эксперименты с имитациями античных и народных стихотворных размеров (напр., гекзаметр а переводах «Илиады» и «Одиссеи» Н. Гнедича, стих «Песен западных славян» А. С. Пушкина и т. п.).
Как реакция на это господство на рубеже XIX-XX веков возникает противоположная тенденция - к ослаблению и расшатыванию стихотворной организации (тоника).
Стих - строка в стихотворном произведении.
Строфа (от греческого strophe - букв, поворот) - в стихосложении - группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика - от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы - четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в Онегинской строфе).
Рифмовка - созвучное, фонетически сходное окончание находящихся в пределах одной строфы строк.
Рифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские, когда последний слог в строке безударный).
Как ныне сбирается Вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
В 1 и 3 строках ударение падает на последний слог, соответственно, это мужская рифма, во 2 и 4 строках ударение падает на предпоследний слог, соответственно, рифма в этих строках женская.
Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.
- Парная рифмовка
- в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема - АА.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. - Перекрестная рифмовка
- в четверостишии, когда 1 строка рифмуется с 3, а 2 - с 4. Схема - АБАБ.
Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит -
Я не хочу печалить вас ничем. - Кольцевая
- в четверостишиях, когда 1 строка рифмуется с 4, а 2 с 3. Схема АББА.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Стопа - повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное - ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.
Цели:
- сформировать представление об особенностях стихотворной речи, её отличии от прозы;
- развивать знания и навыки работы учащихся с понятиями из теории литературы, умение работать в группах, пользоваться словарём литературоведческих терминов;
- воспитывать любовь к красивой, мелодичной поэтической речи; любовь к русской литературе в целом.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (1 мин.)
2. Создание на уроке проблемной ситуации, вступительное слово учителя
– Ребята, понять, чему посвящен наш урок сегодня, помогут герои юмористических рассказов Герберта Кемоклидзе – два одноклассника и неразлучных друга Лёня Лукин и Женя Репин. Посмотрите инсценировку фрагмента одного из рассказов о них.
Инсценировка
Леня. И почему нам вчера за стихотворения не поставили оценок? Подумаешь, ну и что, если через слово я говорю «это», а ты «ну» и «значит». Я, конечно, понимаю, что эти слова засоряют язык. Но разве стихотворение из-за них сильно пострадало?
Мчатся, значит, тучи,
Вьются, значит, тучи;
Невидимкою, значит, луна...
Женя. Стой. Гениально! Я понял, как пишутся стихи! Пушкин, наверное, знаешь, как поступал? Брал строки этих слов-сорняков, а потом заменял их нормальными словами... Представляешь, мы с тобой теперь сможем написать гениальные стихи, которые поместят в учебники, все будут учить, а нам не надо, и так знаем – сами сочиняли! Давай скорее писать!
Леня (пишет и считает):
Это, это, это – та,
Это, это, это – та,
Это, значит, значит – ну,
Это, значит, ну, ну, ну.О, кажется, получается:
Кошка, плошка, два кота,
Ложка, мошка, три хвоста.
Дети, сети, крокодил,
Плети Петя проглотил.
– Нет, что-то не то, такие стихи в учебнике не напечатают, пожалуй...
Женя. У меня получше вышло. Слушай:
В окна Лени Лукина
Светит желтая луна.
Ходит Леня по реке,
Носит двойки в дневнике.
Леня. Да где же тут смысл? Луна светит, а я по реке хожу. Лунатик я, что ли? И кто меня пустит ночью на реку? Кстати, у меня в этой четверти ни одной двойки. Ты бы лучше про свои написал.
Женя и Леня (вместе): Да, у Пушкина, выходит, лучше.
Учитель: Вы уже догадались о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о стихотворной речи, а также о нелёгком труде поэта. Ведь это только нашим незадачливым героям кажется, что проза и стихи ничем друг от друга не отличаются и сочинять стихи так легко попробуем их переубедить.
3. Работа учащихся в группах
Оценки получает та группа, которая быстрее и правильно выполняет задание.
– Перепишите текст, восстановив стихотворные строки и расставив запятые (текст на экране):
Очень-очень странный вид: речка под окном горит чей-то дом хвостом виляет пёсик из ружья стреляет мальчик чуть не слопал мышку кот в очках читает книжку старый дед влетел в окно воробей схватил зерно. Да как крикнет улетая: «Вот что значит запятая!»
– В результате у нас получится следующее стихотворное произведение:
Очень-очень странный вид:
Речка под окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Пёсик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно.
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
4. Теория литературы, словарная работа
Учитель: Чем же отличается, на ваш взгляд, прозаическая речь от стихотворной? (Есть строки, присутствует чёткий ритм) .
– Найдите в своих учебниках определение, что такое ритм. (Чёткий ритм «держит» слова даже крепче, чем знаки препинания) .
– О другой особенности стихов поможет рассказать известный сказочный персонаж. Встречайте его.
Незнайка.
Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам всем приветик!
– Здравствуйте, друзья. Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Светик, поэт и мой большой друг, рассказал, что главное в стихах - это рифма. Что такое рифма? (Ребята отвечают.)
– Правильно, это созвучие слов, расположенных в разных строках. Светик дал мне такое сложное домашнее задание, что я никак не могу с ним сам справиться. Вы мне поможете, правда? Тогда найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся.
Учащиеся работают со словарём литературоведческих терминов.
5. Работа учащихся в группах
На парты раздаются каждой группе карточки со словами: совет, узнал, стараться, приеду, товаром, потом, одержим победу, дом, ответ. В результате получаются пары: три братца – стараться, зал – узнал, товаром – недаром, одержим победу, приеду, совет – ответ, дом – потом.
Вывод: Следовательно, стихотворная речь не только ритмична, но и обладает рифмой. Обратите внимание на то, что рифмоваться могут слова как одной так и разных частей речи. Найдите в учебнике определение рифмы, виды рифм, назовите их.
Каждой группе – задание определить вид рифмы (карточки)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том :
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом …Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
6. Работа над понятием «интонация»
Учитель: Тише, ребята. Слышите: как будто кто-то плачет? Нет, это кто-то читает стихи. Кто же пожаловал в гости на наш урок?
Пропала Мальвина, невеста моя;
Она убежала в чужие края.
Рыдаю, не знаю: куда мне деваться,
Не лучше ли с этою жизнью расстаться!
– Когда я исполнил свою поэму, я не мог даже представить себе, что мое предсказание сбудется: Мальвина исчезла. Но самое странное состоит в том, что то же самое происходило со всеми, кому я читал свои стихи. Но ведь они такие красивые! Ребята, подскажите, что же в них не так?
(Ученики отвечают, что стихи красивые, но читает Пьеро их неправильно, невыразительно, монотонно, а ведь интонация помогает выразить смысл стихотворения; с помощью словаря даем определение нового термина.)
Пьеро. Спасибо, друзья! Вы спасли мое разбитое сердце. Я понял, в чем моя ошибка. Но скажите, можно ли научиться читать стихи выразительно? Пожалуйста, научите меня, ведь только так я смогу вернуть прекрасную Мальвину.
Учитель: Давайте посмотрим какое определение интонации даёт нам словарь литературоведческих тем (на экране появляется определение).
7. Работа в группах над выразительным чтением с соблюдением интонации.
В группы раздаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.
«Наступила снежная зима»
- с радостью;
- с удивлением;
- с огорчением;
- так, словно от холода стучат зубы.
«Ветер в поле разыгрался»
- с предостережением – точно надвигается ураган;
- с насмешкой – точно ругаешь за шалости;
- таинственно; весело.
«Закончился последний урок»
- грустно, точно получил плохую отметку и домой идти не хочется;
- с вопросительной интонацией;
- радостно, точно торопишься показать дома дневник в пятёрках;
- медленно, точно диктуешь слова.
«Я буду отдыхать в лагере»
- точно говоришь по телефону, а тебя плохо слышно;
- недовольно; мечтательно.
8. Работа с понятиями: метафора, олицетворение, эпитет
Учитель: Сегодня у нас ещё один гость. Знайка, расскажи нам, что тебе известно о стихотворной речи:
Знайка (важно, назидательно, солидно): Стихотворная речь известна с древнейших времен. Еще первобытные люди обратили внимание на то, что ритмично организованная речь по-особому воздействует на человека, поэтому ритуальные молитвы и заклинания можно считать прообразом стихотворений. До нас дошли более поздние стихи древних греков. В них строки уже рифмовались. Однако ритм, рифма, особенности интонации - это азы «стихотворной азбуки». Поэт-профессионал обладает также знаниями о специальных художественных средствах, которые создают особую выразительность и подчеркивают глубину смысла. Знаете ли вы, например, что такое эпитет, олицетворение, метафора?
Учитель: Давайте покажем Знайке, что хорошо разбираемся в этих литературных понятиях. Вспомните их определение, а затем выполним задание.
9. Работа с изображением зимнего пейзажа
– Подберите к описанию изображенного на нём как можно больше эпитетов, олицетворений, метафор.
10. Подведение итогов урока
– Вот и подошла к концу наша работа в импровизированной мастерской. (На экране появляются вопросы).
– Собрав багаж необходимых знаний, мы отправляемся в путешествие по удивительному и полному открытий миру стихов.