Шлюп восток чертежи. Линейный Корабль «Св.Павел». Ром от холода

Предисловия

Е. Е. Шведе. Первая русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг

Первые три десятилетия XIX вознаменовались многочисленными русскими кругосветными плаваниями, большая часть которых была вызвана наличием русских владений на Алеутских островах, Аляске и граничащих с ней побережьях Северной Америки.

Эти кругосветные путешествия сопровождались крупнейшими географическими открытиями на Тихом океане, поставившими нашу Родину на первое место среди всех других государств в области тихоокеанских исследований того времени океанографической науки вообще. Уже во время первых семи русских кругосветных плаваний - И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Нева» и «Надежда» (1803–1806), В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (1807–1809), М. П. Лазарева на корабле «Суворов» (1813–1816), О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик» (1815–1818), Л. А. Гагемейстера на корабле «Кутузов» (1816–1819), 3. И. Понафидина на корабле «Суворов» (1816–1818) и В. М. Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817–1819) - были исследованы обширные районы Тихого океана и сделаны многочисленные открытия новых островов.

Однако оставались еще совершенно неизученными ни русскими, ни иностранными экспедициями обширные пространства трех океанов (Тихого, Индийского и Атлантического) к югу от Южного полярного круга, в то время объединявшиеся под общим наименованием Южного Ледовитого океана, а также самая юго-восточная часть Тихого океана.

Многие иностранные экспедиции XVIII в. стремились, плавая в этих водах, достичь берегов таинственного материка Антарктиды, легендарные сведения о существовании которого были распространены в географической науке еще с древних времен. Открытию южного материка в значительной мере было посвящено и второе кругосветное плавание (1772–1775) английского мореплавателя капитана Джемса Кука. Именно мнение Кука, доказывавшего в отчете о своем втором плавании, что Антарктиды или не существует, или что ее достичь вообще невозможно, служило причиною отказа от дальнейших попыток открыть шестую часть света, почти полвека вплоть до отправления русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева.



Кук, решительно отрицая наличие южного материка, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания». Он считал, что положил конец дальнейшим поискам южного материка, являвшегося у географов того времени излюбленной темой для рассуждений. В своем послесловии Кук говорит: «Если бы мы открыли материк, мы безусловно в большей степени смогли удовлетворить любопытство многих. Но мы надеемся, что то обстоятельство, что мы его не нашли после всех наших настойчивых исследований, оставит меньше возможности для будущих умозрений (спекуляций) относительно неведомых миров, еще подлежащих открытию».

Подчеркнув успешность экспедиции во многих других отношениях. Кук заканчивает свой труд следующими славами: «уже одного этого будет довольно, чтобы во мнении благожелательных людей считать наше путешествие замечательным, особенно после того, как диспуты о южном континенте перестанут привлекать к себе внимание философов и вызывать у них разногласия».

Таким образом, роковая ошибка Кука имела своим следствием то, что в конце XVIII и в начале XIX в. господствовало убеждение, что Антарктиды вообще не существует, а все районы, окружавшие Южный полюс, представлялись тогда на карте «белым» пятном. В таких условиях была задумана первая, русская антарктическая экспедиция.

Подготовка экспедиции

Составление плана экспедиции. Трудно сказать, у кого зародилась первая мысль об этой экспедиции и кто явился ее инициатором. Возможно, что идея эта зародилась почти одновременно у нескольких наиболее выдающихся и просвещенных русских мореплавателей того времени - Головнина, Крузенштерна, и Коцебу.

В архивных документах первые упоминания о проектируемой экспедиции встречаются в переписке И. Ф. Крузенштерна с тогдашним русским морским министром маркизом де-Траверсе (Головнин в то время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка», из которого он вернулся уже после ухода антарктической экспедиции из Кронштадта).

В письме своем от 7 декабря 1818 г., первом по времени документе, касающемся данной экспедиции, Крузенштерн, в ответ на сообщение о намеченной посылке русских кораблей к южному и северному полюсам, просит у Траверсе разрешения представить свои соображения об организации такой экспедиции.

После этого морской министр поручил составление записок об организации экспедиции как Крузенштерну, так и целому ряду других компетентных лиц, в том числе представителю старшего поколения русских мореплавателей - знаменитому гидрографу вице-адмиралу Гавриле Андреевичу Сарычеву. Среди архивных документов имеется также записка «Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции», не имеющая подписи, но, судя по ссылкам на опыт только что вернувшегося из кругосветного плавания брига «Рюрик» (пришел в Петербург 3 августа 1818 г.), принадлежащая перу командира последнего - лейтенанту О. Е. Коцебу. По некоторым данным можно полагать, что записка Коцебу является наиболее ранней из всех и она предусматривает посылку из России только двух кораблей, причем разделение их намечалось у Гавайских островов, откуда один из кораблей должен был пересечь Тихий океан на запад - к Берингову проливу, второй - на восток, с целью попытаться приблизиться к Южному полюсу.

31 марта 1819 г. Крузенштерн послал морскому министру из Ревеля свою обширную записку на 14 страницах, при сопроводительном письме. В письме Крузенштерн заявляет, что при его «страсти» к подобного рода путешествиям, он сам просил бы поставить его во главе экспедиции, однако этому препятствует серьезная болезнь глаз, и что он готов составить для будущего начальника экспедиции подробную инструкцию.

В своей записке Крузенштерн касается двух экспедиций - к Северному и к Южному полюсам, причем каждая из них включает по два корабля. Особенное внимание он, однако, уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет: «Сия экспедиция, кроме главной ее цели - изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море». Это свое замечание Крузенштерн заключает следующими словами, полными патриотизма и любви к Родине и стремления к ее приоритету: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». Поэтому Крузенштерн торопил с организацией этой экспедиции, считал «сие предприятие одним из важнейших, кои когда-либо предначинаемы были… Путешествие, единственно предпринятое к обогащению познаний, имеет, конечно, увенчаться признательностью и удивлением потомства». Однако он все же «после строгого обдумывания» предлагает перенести начало экспедиции на следующий год, для более тщательной подготовки ее. Морской министр остался неудовлетворенным целым рядом предложений Крузенштерна, в частности относительно отсрочки экспедиции на год и раздельного выхода обеих экспедиций из Кронштадта (министр настаивал на совместном следовании всех четырех кораблей до определенного пункта и последующего их разделения по маршрутам).

Правительство всячески торопило с организацией экспедиции и форсировало ее выход из Кронштадта. В своей записке Крузенштерн намечал и начальников обеих «дивизий», направляемых к Южному и Северному полюсам. Наиболее подходящим начальником «первой дивизии», предназначенной для открытий в Антарктике, Крузенштерн считал выдающегося мореплавателя капитана 2-го ранга В. М. Головнина, но последначальником «второй дивизия», шедшей в Арктику, он намечал О. Е. Коцебу, своим плаванием в северных широтах на «Рюрике» доказавшем его выдающиеся качества мореплавателя и ученого моряка. Ввиду отсутствия Головнина, Крузенштерн предлагал взамен назначить своего бывшего соплавателя капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовавшего тогда одним из фрегатов на Черном море. По этому поводу Крузенштерн писал: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех тех, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном».

Правительство, однако, не последовало этому совету, и начальником первой дивизии был назначен ближайший помощник Крузенштерна по кругосветной экспедиции на корабле «Надежда» - капитан-командор М. И. Ратманов, а начальником второй - капитан-лейтенант М. Н. Васильев. Ратманов, незадолго до своего назначения потерпевший кораблекрушение у мыса Скагена при возвращении из Испании, находился в Копенгагене и здоровье его было в расстроенном состоянии. Он просил по этому случаю не посылать его в дальнее плавание, и, в свою очередь, выдвинул кандидатуру Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Выбор кораблей. Как уже отмечалось, по желанию правительства обе экспедиции снаряжались в весьма спешном порядке, ввиду чего в состав их были включены не специально построенные для плавания во льдах парусные корабли, а находившиеся в постройке шлюпы, предназначавшиеся для отправления в обычные кругосветные плавания. Первая дивизия состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», вторая из шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный». Основные данные этих шлюпов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные данные шлюпов «Восток» и «Мирный»

В отношении однотипного с «Востоком» шлюпа «Камчатка» В. М. Головнин пишет: «Морское ведомство определило нарочно построить для предназначенного путешествия военное судно по фрегатскому расположению, с некоторыми только переменами, кои были необходимы по роду службы, судну сему предстоящей»; в другом месте он говорит, что «величиною сей шлюп равнялся посредственному фрегату». М. П. Лазарев в письме к своему другу и бывшему соплавателю А. А. Шестакову отмечает, что «Восток» был построен по плану прежних фрегатов «Кастор» и «Поллукс» (постройки 1807 г.), но с тою разницею, что на нем верхняя палуба была сплошная, без разрезных шкафутов. Лазарев считал, что «судно, сие вовсе неудобное к такому предприятию по малой вместительности своей и тесноте как для офицеров, так и для команды». Шлюп «Восток» (как и целая серия однотипных шлюпов «Камчатка», «Открытие», «Аполлон») был построен корабельным инженером В. Стоке (англичанином на русской службе) и на практике оказался мало удачным. Беллинсгаузен сетует на то, что морской министр признал выбор этого шлюпа удачным только потому, что однотипный шлюп «Камчатка» уже находился в кругосветном плавании с В. М. Головкиным, между тем как последний в уже цитированном своем труде жалуется на не вполне удовлетворительные мореходные качества своего шлюпа. Беллинсгаузен неоднократно останавливается на целом ряде конструктивных недостатков шлюпа «Восток» (излишняя высота рангоута, недостаточная прочность корпуса, плохой материал, небрежная работа) и прямо обвиняет Стоке в наличии этих недостатков. Так, по поводу неисправности румпеля он пишет: «неблагонадежность румпеля доказывает нерадение корабельного мастера, который, забыв священные обязанности службы и человечества, подвергал нас гибели». В другом месте, по поводу недостаточной высоты комингсов люков на верхней палубе, он бросает Стоке обвинение в отрыве от практики. «Таковые и другие встречающиеся ошибки в построении происходят более от того, что корабельные мастера строют корабли, не быв никогда сами в море, и потому едва ли одно судно выйдет из их рук в совершенстве». Шлюп «Восток» был построен из сырого соснового леса и не имел никаких особых скреплений, кроме обыкновенных; подводная часть была скреплена и снаружи обшита медью, причем эти работы были выполнены уже в Кронштадте русским корабельным мастером Амосовым. Корпус шлюпа «Восток» оказался слишком слабым для плавания во льдах и в условиях непрерывной штормовой погоды и его приходилось неоднократно подкреплять, перегружать все тяжести в трюм, ставить дополнительные крепления и уменьшать площадь парусности. Несмотря на это, к концу плавания «Восток» сделался так слаб, «что дальнейшие покушения к зюйду казались почти невозможными. Беспрестанное отливание воды изнуряло людей чрезвычайно… Гниль показалась в разных местах, притом и полученные от льдов толчки принудили капитана Беллинсгаузена оставить поиски слишком месяцем прежде и думать о возвращении». «Шлюп имел сильное движение, вадервельсовые пазы, при каждом наклонении с боку на бок, чувствительно раздавались» - пишет Беллинсгаузен 1 декабря 1820 г. Шлюп даже не имел дополнительной («фальшивой») наружной обшивки, чего требовал при подготовке к экспедиции М. П. Лазарев, наблюдавший за снаряжением обоих шлюпов ввиду того, что назначение Беллинсгаузена состоялось лишь за 42 дня до выхода экспедиции из Кронштадта.

Несмотря на такие неудовлетворительные конструктивные и мореходные качества шлюпа, русские военные моряки с честью выполнили сложное задание и полностью завершили обход всего антарктического водного пространства. Беллинсгаузену неоднократно приходилось раздумывать над вопросом, следует ли на столь поврежденном корабле все снова и снова форсировать ледяные поля, но каждый раз он находил «одно утешение в мысли, что отважность иногда ведет к успехам» и неуклонно и твердо вел свои корабли к намеченной цели.

Зато прекрасные мореходные качества показал второй шлюп - «Мирный», построенный русским корабельным мастером Колодкиным в Лодейном поле. Вероятно, проект этого корабля был составлен замечательным русским корабельным инженером И. В. Курепановым, который строил в Лодейном поле однотипный шлюп «Благонамеренный» (всего построил за свою службу 8 парусных линейных кораблей, 5 фрегатов и много мелких судов); Колодкин был только исполнителем этого проекта. Шлюп «Мирный» имел значительно меньшие размеры, и первоначально числился в списках флота в качестве транспорта «Ладога». Он был несколько перестроен, чтобы придать ему внешний вид военного корабля. Кроме того, командир его, прекрасный практик морского дела лейтенант М. П. Лазарев, приложил много стараний в подготовительный период перед отправлением в дальнее плавание, чтобы улучшить мореходные качества этого шлюпа (он был снабжен второй обшивкой, сосновый руль был заменен дубовым, были поставлены добавочные крепления корпуса, такелаж был заменен более прочным и т. д.), построенного, правда, из хорошего соснового леса с железным креплением, но рассчитанного для плавания в Балтийском море. М. П. Лазарев дает положительную оценку своему шлюпу: однотипные «Мирный» и «Благонамеренный», по его словам, «оказались впоследствии самыми удобнейшими из всех прочих как по крепости своей, так вместительности и покою: один лишь недостаток против «Востока», и «Открытия» был ход», и далее: «своим же шлюпом я был очень доволен», и «стоя в Рио-де-Жанейро, капитан Беллинсгаузен почел за нужное для скрепления «Востока» прибавить ещё 18 книц и стандерсов; «Мирный» же ничем не жаловался». И Беллинсгаузен и Лазарев неоднократно сетуют на то обстоятельство, что в обе дивизии были включены по два совершенно разнотипных корабля, значительно друг от друга отличающиеся по скорости хода. Беллинсгаузен пишет по поводу переименования транспорта «Ладога» в шлюп «Мирный»: «не взирая на сие переименование, каждый морской офицер видел, какое должно быть неравенство в ходу с шлюпом «Востоком», следовательно, какое будет затруднение оставаться им в соединении и какая от сего долженствовала произойти медленность в плавании».

Лазарев выражается более резко: «для чего посланы были суда, которые должны всегда держаться вместе, а между прочим такое неравенство в ходу, что один должен беспрестанно нести все лисели и через то натруждать рангоут, пока сопутник ело несет паруса весьма малые и дожидается? Эту загадку предоставляю тебе самому отгадать, а я не знаю». А загадка разрешалась малой морской опытностью тогдашнего морского министра Траверсе, приведшего сначала Черноморский флот, которым он командовал, а затем и весь русский флот к упадку по сравнению с предшествующим блестящим периодом Ушакова и Сенявина, и последующим, не менее славным, периодом Лазарева, Нахимова и Корнилова.

Лишь благодаря изумительному морскому искусству М. П. Лазарева шлюпы ни разу не разлучались за все время плавания, несмотря на исключительно плохие условия видимости в антарктических водах, темные ночи и непрерывные штормы. Беллинсгаузен, представляя еще в пути из Порт-Жаксона командира «Мирного» к награждению, особенно подчеркивал именно это неоценимое качество М. П. Лазарева.

- «ВОСТОК», парусный военный шлюп. Построен в 1818; водоизмещение 900 т. В 1819 21 под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена (см. БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич) на «Востоке» и шлюпе «Мирный» (см. МИРНЫЙ (парусный шлюп)) совершена 1 я русская… … Энциклопедический словарь

Восток: В Викисловаре есть статья «восток» Восток одна из сторон света. Восток (макрорегион) … Википедия

- «ВОСТОК», российская полярная станция в районе Южного геомагнитного полюса (см. ГЕОМАГНИТНЫЕ ПОЛЮСЫ) в Восточной Антарктиде, на высоте 3488 м, в 1250 км от берега. Работает с декабря 1957. Полюс холода (см. ПОЛЮСЫ ХОЛОДА) Земли (ок. 90 °С).… … Энциклопедический словарь

1) военное трёхмачтовое судно 18–19 вв. с прямыми парусами на передних мачтах и косыми – на задней (бизань) мачте. Выполняло разведывательную, дозорную или посыльную службу. В России в 1 й пол. 19 в. шлюпы часто использовали для кругосветных… … Энциклопедия техники

- «Восток», парусный шлюп, построенный на Охтенской верфи в Петербурге, водоизмещением 900 т. В 1819‒21 под командой Ф. Ф. Беллинсгаузена на «В.» и шлюпе «Мирный» совершена первая русская кругосветная антарктическая экспедиция и открыта Антарктида …

Парусный военный шлюп. Построен в 1818; водоизмещение 900 т. В 1819 21 под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена на Востоке и шлюпе Мирный совершена 1 я русская кругосветная антарктическая экспедиция и открыта Антарктида … Большой Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлюп. «Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии. Шлюп (боевой … Википедия

- «Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии. Шлюп (боевой корабль парусный, класс) (англ. sloop) в Британском королевском флоте XVIII середины XIX в – корабль, не имеющий ранга,… … Википедия

I Восток точка востока, одна из четырёх главных точек горизонта (стран света (См. Страны света)), расположенная справа от наблюдателя, стоящего лицом к северу. Обозначается В, О (нем. Ost) или Е (англ. East). В дни равноденствий (См.… … Большая советская энциклопедия

А; м. 1. Одна из четырёх сторон света, противоположная западу; направление, противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце. Двигаться на в. Лежать к востоку от чего л. Ветер дует с востока, на в. Граница проходила с запада на в. *… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Плавание вокруг света на шлюпе Ладога в 1822, 1823 и 1824 годах
  • Плавание вокруг света на шлюпе «Ладога» в 1822, 1823 и 1824 годах , Андрей Петрович Лазарев. Заметки русского вице-адмирала и исследователя Арктики А. П. Лазарева (1787-1849) содержат подробный рассказ об одном из первых кругосветных путешествий, совершённых русскими военными…

Кронштадт ровно 197 лет назад - 4 июля 1819 года - торжественно проводил в дальнее плавание в полярные моря экспедицию, которой было суждено найти неведомую Южную землю - Антарктиду. Этот обширный материк с суровым климатом был открыт последним, хотя в свое время привлекал внимание множества известнейших ученых и исследователей.

Ещё в XVI веке люди предполагали, что Антарктида существует. Догадки впервые возникли у участников португальской экспедиции, в которой также принял участие путешественник Америго Веспуччи. Холод был так силен, что никто из флотилии не мог перенести его.

«Я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть...», - писал Кук. Он даже подготовил специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса», отметив, что добраться до Антарктиды никому не удастся.

Советская марка посвящённая 150-летию экспедиции. 1970 год. Фото: Commons.wikimedia.org

На родине авторитет мореплавателя был очень велик. Его слова восприняли на веру, а англичане и ряд исследователей из других стран прекратили искать землю. Однако не все: русские моряки были непреклонны в своем желании увидеть материк. Офицеры и адмиралы, приняв во внимание гипотезы и исследования, неоднократно выступали за дальнейшие изучения южных полярных морей. К счастью, в России в то время прогрессивная общественность поддержала идею.

Ром от холода

Суровые моря предстояло бороздить двум трехмачтовым шлюпам. Этим судам удалось вписать свое имя в историю страны и даже дать наименования космическим кораблям.

В экспедицию из Кронштадта направились построенные в Петербурге и в Лодейном Поле шлюпы «Восток» и «Мирный». Первый имел на борту экипаж из 117 человек и 28 орудий в вооружении. «Мирный», который ранее носил имя «Ладога», был меньше - в экипаж входило 73 человека. Кораблями командовали достойнейшие и опытные офицеры отечественного военного флота Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Под руководством этих людей судна должны были перейти Антарктику и пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах. Это помогло бы выяснить, есть ли там неоткрытые земли и возможно ли пройти к полюсу.

Бюст Ф. Ф. Белинсгаузена в Николаеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Особое внимание обратили на обеспечение кораблей лучшими к тому времени мореходными и астрономическими инструментами. Часть из них в дальнейшем докупили в Портсмуте, поскольку в России оборудования необходимого качества не изготовляли.

Экспедицию снабдили всевозможными противоцинготными продуктами питания: лимонами, консервированными овощами и квашеной капустой. В дальнейшем, при каждом удобном случае, на островах Океании у местных жителей покупали и выменивали фрукты впрок - впереди было длительное плавание в Антарктике. От холода спасались имевшимся на борту ромом. Весь личный состав должен был соблюдать строжайшую гигиену: почти ежедневно проветривалась одежда, мылись койки, затапливалась импровизированная баня. На судах также были высококвалифицированные врачи. Их работа и гигиена помогли без наличия серьезных заболеваний на шлюпах пройти испытания тяжелыми климатическими условиями.

Ледяное безмолвие

«Восток» и «Мирный», которые, к недовольству капитанов, сильно отличались по скорости, зашли в Копенгаген, Портсмут, на остров Тенерифе и в Рио-де-Жанейро. Далее экспедиция вошла в антарктические воды. Разделившиеся шлюпы сделали гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карты наносились мысы и заливы, получавший имена участников этой экспедиции. Судна открыли острова Анненкова, Лескова и Торсона. Гряде островов присвоили имя морского министра страны Ивана де Траверсе.

К шестому континенту русские мореплаватели добрались 16 января 1820 года. Этот день и стал датой открытия Антарктиды. Шторм, холод и тяжелые льды не остановили экспедицию, и её участники на деревянных судах ещё дважды подходили к впервые увиденным берегам.

Спутниковая фотография Антарктиды. Фото: Commons.wikimedia.org

Далее «Восток» и «Мирный» направились в Сидней на кратковременный отдых. Попутно, посетив тропическую часть Тихого океана, русские исследователи открыли группу островов. Беллинсгаузен назвал их островами Россиян. Каждый из них получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чича-гова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова.

Бюст М. П. Лазарева в Николаеве. Фото: Commons.wikimedia.org

После тщательной подготовки в Сиднее, шлюпы 13 декабря 1820 года пересекли Южный полярный круг. Позднее «Восток» и «Мирный» открыли большой остров, которому дали имя Петра I. Однако 30 января 1821 года из-за плохо состояния корпуса «Востока» отряд был вынужден покинуть Антарктику. В Рио-де-Жанейро экспедиция прибыла 27 февраля, а уже 24 июля судна отдали якоря в Кронштадте, завершив свое исторически значимое путешествие.

Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, привезенные в Россию и переданные в различные музеи, где они хранятся до сих пор. «Восток» и «Мирный» находились в плавании 751 день. 100 суток моряки и ученые провели среди льдов и айсбергов. Шлюпы открыли 29 островов, попутно собрав богатейшие материалы для изучения антарктических морей.

Вновь люди побывали на курсах «Востока» и «Мирного» только через 100 с лишним лет.



ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ
Антарктида - шестой континент нашей планеты. В переводе с греческого слово «антарктида» означает «против севера». История открытия этого континента очень интересна.
Еще во II веке нашей эры знаменитый древнегреческий ученый Клавдий Птолемей, а после него многие другие ученые чисто умозрительно предполагали, что раз на севере и в средних широтах есть большие материки, то и на юге, как противовес им, должна существовать «Большая Неизвестная Земля».
В те далекие времена древние корабли не выходили в открытое море, держались около берегов, и некому было подтвердить или опровергнуть мнение ученых. Однако в 650 году легендарный полинезийский мореход Хуте-Рангиора, находясь в водах Южного Ледовитого океана на своем каноэ Те-иви-Атеа, обнаружил белые скалы, вершины которых поднимались так высоко, что пронизывали облака, возвышаясь над необозримым ледовым покровом неизвестной земли.
В дальнейшем, с развитием мореходного искусства и кораблестроения, когда появился компас и корабли «научились» ходить против ветра, мореплаватели начали совершать смелые попытки открыть загадочный материк. Предполагается, что еще в 1501 - 1502 годах Неронья и Америго Веспуччи достигли 54° южной широты.
Попытки продолжались и в дальнейшем. В 1772 - 1775 годах знаменитые мореплаватели Джеймс Кук и Фюрно на кораблях «Резолюшн» и «Адвенчер» совершили плавание в южных морях Ледовитого океана и открыли о. Южная Георгия, куда якобы доходили Америго и Неронья, трижды пересекли южный полярный круг, и... Д. Кук категорически отверг существование Большой Южной Земли. Вернее, считал, что даже если она и есть, то достигнуть ее невозможно.
Авторитет выдающегося английского мореплавателя был настолько велик, что почти полвека никто не делал попыток пробиться к югу дальше, чем он, тем более организовать специальную экспедицию.
Английские и американские китобои в начале XIX века совершали плавания в водах Антарктики, но им было не до географических открытий.
Решение задачи - существует ли все-таки Большая Южная Земля - взяли на себя отважные русские моряки.
16 июля 1819 года из Кронштадта на двух военных шлюпах «Восток» и «Мирный» в кругосветное плавание вышла первая русская антарктическая экспедиция. Шлюпом «Восток» командовал начальник экспедиции капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» - лейтенант М. П. Лазарев.
Плавание проходило в невероятно трудных условиях, особенно в водах Южного Ледовитого океана, где штормы, снегопады, обледенение, туманы и морозы сопровождали корабли более ста дней. Несмотря на лишения и опасности, экспедиция провела исключительно важные исследования, позволившие установить существование громадного материка - Антарктиды, сверх того были открыты двадцать девять островов. Все они были названы русскими именами. Русские моряки совершили величайшее географическое открытие, вписав новую страницу в историю освоения Земли.
Более двух лег продолжалось плавание. Только 27 августа 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» возвратились в Кронштадт. Великое предприятие было успешно завершено. Корабли под парусами прошли громадное расстояние - около ста тысяч километров.
В память о знаменательном плавании в Антарктиду двух русских кораблей была выбита медаль с надписью на одной ее стороне: «Шлюпы Восток и Мирный 1819 года».
Спустя десять лет, в 1831 году, вышла в свет книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенное на шлюпах «Востоке» и «Мирном», написанная Ф. Ф. Беллинсгаузеном. В честь подвига русских моряков-ученых, открывших неизвестный континент и прилегавшие к нему острова, именем славных кораблей названы две советские антарктические станции «Восток» и «Мирный». Их названия глубоко символичны и для нашего времени.
После экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева началось освоение Антарктики.
В наши дни Антарктида - интернациональная земля, на которой развернута необычайно широкая научная деятельность, там работают сотни ученых со всех пяти континентов; научные станции двенадцати стран проводят систематические исследования. Наиболее интенсивную работу по изучению Антарктиды проводит Советский Союз, имеющий свыше десяти действующих станций. Сотрудничество ученых разных стран, взаимный обмен научной информацией, дружная работа за последние десять лет позволили узнать об Антарктиде больше, чем за предшествующие тысячелетия.

О КОРАБЛЯХ ПАРУСНОГО ФЛОТА
Начало XIX века было временем расцвета русского па русного флота. Начиная с 1803 по 1866 годы русские моряки совершили в основном на деревянных парусных судах 28 кругосветных и 17 полукругосветных плаваний. Как правило, это были корабли военно-морского флота, которые в зависимости от количества пушек и мачт, установленных на них, подразделялись на 6 рангов.
Широкое распространение получили бриги - небольшие двухмачтовые корабли, имевшие 16 - 20 пушек малого калибра на верхней, открытой палубе, предназначавшиеся для посылочных и крейсерских операций и для нападения на торговые суда противника. Это были корабли шестого ранга. Кораблями пятого ранга считались корветы и шлюпы, которые в отличие от бригов несли по три мачты. Корветы имели от 18 до 30 пушек малого калибра, установленных на верхней палубе, и использовались для разведочной и посылочной службы. Шлюпы - военные суда, немного крупнее корветов.
На некоторых шлюпах (в частности, на шлюпе «Восток») артиллерия располагалась на верхней и батарейной палубах. Применялись шлюпы для кругосветных плаваний, научных экспедиций, а иногда как военные транспорты. Наиболее многочисленную группу кораблей эпохи парусного флота составляли фрегаты. Это были трехмачтовые корабли, несущие по 50, а иногда и более пушек, расположенных на верхней и батарейной палубах. Они именовались кораблями четвертого ранга. И наконец, главная мощь парусного военно-морского флота - линейные корабли, предназначавшиеся для ведения генеральных морских сражений. Их артиллерийское вооружение достигало 120 пушек, которые размещались на четырех палубах (считая верхнюю). В зависимости от числа пушек линейные корабли относились к третьему, второму и первому рангам. Водоизмещение самых больших из них - кораблей первого ранга превышало 3000 тонн, что было пределом, который еще позволял создать прочную деревянную конструкцию.

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРАБЛЬ ШЛЮП "ВОСТОК"
Для русских кругосветных экспедиций использовались бриги, корветы, шлюпы, фрегаты, т. е. корабли 6, 5 и 4 рангов.
Для обследования Южного Ледовитого океана было принято решение в короткий срок построить военное судно фрегатского вооружения и снарядить экспедицию. Прототипом для шлюпа «Восток» с небольшими изменениями послужили
фрегаты «Кастор» и «Поллукс», построенные в 1807 году. «Восток» был построен на Охтинской судостроительной верфи, в Петербурге. Закладка корабля состоялась в 1817 году, спуск на воду - в 1818 году, достройка и снаряжение велись слишком поспешно. Поэтому в далеком и трудном плавании выявились серьезные недостатки конструкции шлюпа: недостаточная прочность корпуса, неприспособленность судна для плавания во льдах, сырой материал (дерево, из которого сделан набор, обшивка и палубы), излишняя высота рангоута, неисправности румпеля, руля, малая вместимость. Отсюда - теснота в корабельных помещениях для матросов и офицеров. В условиях штормовой погоды, которая сопровож дала шлюп при плавании в высоких широтах, приходилось неоднократно ставить дополнительные крепления. Расходились пазы обшивки, внутрь поступала вода, которую надо было откачивать ручными помпами-насосами. Все эти недостатки могли быть устранены, если бы не было стремления ускорить отправление высокоширотной экспедиции.

КУРСЫ КОРАБЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА
или левым галсом. При встречных ветрах приходится лавировать, идти под парусами ломаным курсом, загзагами. На рисунке 2 показано, как лавировал шлюп «Восток», добираясь от острова А до острова Б, между кораблями по прямой расстояние всего 100 миль. Лавируя против ветра и меняя галсы, судам пришлось пройти путь в два раза больше.
Навигационные приборы на парусных кораблях начала XIX века по современным понятиям были далеко не совершенны, состояли из астролябий, сексгатов, хронометров и магнитных компасов. Первые три прибора применялись для определения места в море, а с помощью магнитного компаса устанавливалось направление движения корабля. Несмотря на все усовершенствования, этот прибор мало изменился. Корабельный компас состоит из медного котелка, подвешенного на карданном шарнире, благодаря шарниру компас сохраняет горизонтальное положение. Карданный шарнир укреплен в верхней части нактоуза - деревянной тумбочки. Внутри котелка на вертикальной оси-игле свободно вращается картушка с прикрепленным к ней магнитом, которая служит для определения стран света (рис. 3).
На рисунке 1 показан общий вид шлюпа «Восток», частично разрезанный по диаметральной плоскости с показом жилых и служебных помещений. Носовая часть палубы до фок-мачты называется баком. Следующая за ним часть палубы, от фок-мачты до грот-мачты, именуется шкафутом. Палуба от грот-мачты до бизань-мачты носит название шканцы и, наконец, кормовая часть от бизань-мачты до кормы - ют.
Чтобы подводная часть не обрастала водорослями и ракушками, что снижало скорость корабля, ее обшили медными листами. Три мачты несли паруса, общая площадь которых составляла свыше 2 тысяч квадратных метров.
На рисунке 2 стрелками показаны направления дующего на паруса ветра. Ветер, дующий в нос корабля, называется противным или встречным, положение корабля - левентик. Паруса полощутся, колышатся, судно не имеет хода или даже идет назад. Ветер, дующий в корму, попутный, наполняет все паруса, это положение носит название фордевинд, судно идет полным ветром. Когда ветер дует в борт, положение корабля галфвинд. А если ветер дует между направлениями левентик и галфвинд, положение именуется бейдевинд, а между фордевинд и галфвинд - бакштаг.
Последующие промежуточные направления от норда к норд-осту обозначаются NNO, а от оста к норду - ONO; соответственно от норда к весту NNW, а от веста к норду WNW; считая от зюйда к осту, обозначаются SSO, а от оста - OSO; соответственно от зюйда к весту - SSW, а от веста - WSW.
Среднее направление между каждым из 16 румбов имеет также свое название, которое составляется из названия главного, или четвертного румба, ближайшего к данному, латинской буквы «t» - «тэнь», что по-голландски обозначает предлог «к», и названия стороны света, к которой клонится этот промежуточный румб. Например, от N вправо к О промежуточный румб будет NtO, а влево к W - NtW, соответственно от О к N - OtN, а к S - OtS и так далее, как показано на картушке. Картушка своим центром насажена на вертикальную ось-иглу, благодаря чему очень легко может вращаться в горизонтальной плоскости и всегда указывать, где север.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

Мичман П. М. Новосильский, написавший анонимную книжку: «Южный полюс», вскоре после возвращения из кругосветного плавания был назначен преподавателем высшей математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе, и в 1825 г., выдержав в Петербургском университете экзамены, перешел на службу в Министерство народного просвещения.

На шлюпе «Мирный» в плавании находился также иеромонах Дионисий (не упомянутый в книге Беллинсгаузена).

По невыясненной причине (возможно, что по вине редакторов первого издания) в книге Беллинсгаузена были перечислены лишь фамилии офицеров, участвовавших в экспедиции, в то время как Крузенштерн и Лисянский помещали и списки матросов. Крузенштерн, объяснял это обстоятельство следующими словами: «Я поставляю обязанностью поместить здесь не только имена офицеров, но и служителей, которые все добровольно первое сие столь далекое путешествие предприняли»

Считаем необходимым исправить эту несправедливость и приводим полный список матросского состава экспедиции.

1. Шлюп «Восток»

1. Унтер-офицеры: подштурмана Андрей Шеркунов и Петр Крюков, шхиперский помощник Федор Васильев, фельдшер 1 класса Иван Степанов.

2. Квартирмейстеры: Сандаш Анеев, Алексей Алдыгин, Мартын Степанов, Алексей Степанов, флейщик Григорий Дианов, барабанщик Леонтий Чуркин.

3. Матросы 1 статьи: рулевой Семен Трофимов; марсовые Губей Абдулов, Степан Сазанов, Петр Максимов, Кондратий Петров, Олав Рангопль, Пауль Якобсон, Леон Дубовский, Семен Гуляев, Григорий Ананьин, Григорий Елсуков, Степан Филиппов, Сидор Лукин, Матвей Хандуков, Кондратий Борисов, Еремей Андреев, Данила Корнев, Сидор Васильев, Данила Лемантов, Федор Ефимов, Христиан Ленбекин, Ефим Гладкий, Мартын Любин, Гаврила Галкин, Юсуп Юсупов, Габит Немясов, Прокофий Касаткин, Иван Кривов, Матвей Лезов, Мафусаил Май-Избай, Никифор Аглоблин, Никита Алунин, Егор Киселев, Иван Салтыков, Иван Шолохов, Демид Антонов, Абросим Скукка, Федор Кудряхин, Иван Яренгин, Захар Попов, Филимон Быков, Василий Кузнецов, Алексей Коневалов, Семен Гурьянов, Иван Паклин, Иван Гребенников, Яков Бизанов, Михаил Точилов, Матвей Попов, Елизар Максимов, Петр Иванов, Григорий Васильев, Михаил Тахашиков, Петр Палицин, Денис Южаков, Василий Соболев, Семен Хмельников, Матвей Рожин, Севастьян Чигасов, Данила Степанов, Варфоломей Копылов, Спиридон Ефремов, Терентий Иванов, Ларион Нечаев, Федот Разгуляев, Василий Андреев, Кирилл Сапожников, Александр Барешков, Алексей Шиловский, Афанасий Кириллов.

4. Различные мастеровые: слесарь Матвей Губин, тиммерман Василий Краснопевов, кузнец Петр Курлыгин, плотник Петр Матвеев, конопатчик Родион Аверкиев, парусник Данила Мигалкин, купор Гаврила Данилов.

5. Канониры: артиллерии унтер-офицеры Илья Петухов и Иван Корнильев, бомбардир Леонтий Маркелов, канониры 1 статьи Захар Красницын, Ян Яцылевич, Якуб Белевич, Егор Васильев, Василий Капкин, Феклист Алексеев, Семен Гусаров, Степан Ядыновский, Никита Лебедев, Глеб Плысов и Иван Барабанов.

2. Шлюп «Мирный»

1. Боцмана и унтер-офицеры: боцман Иван Лосяков, баталер сержантского ранга Андрей Давыдов, фельдшер 1 класса Василий Пономарев, слесарь Василий Герасимов, шхиперский помощник Василий Трифанов, штурманский помощник Яков Харлав.

2. Квартирмейстеры: Василий Алексеев, Назар Рахматулов, барабанщик Иван Новинский.

3. Матросы 1 статьи: Абашир Якшин, Платон Семенов, Арсентий Филиппов, Спиридон Родионов, Назар Аталинов, Егор Берников, Габидулла Мамлинеев, Григорий Тюков, Павел Мохов, Петр Ершев, Федор Павлов, Иван Кириллов, Матвей Мурзин, Симон Таус, Иван Антонов, Демид Улышев, Василий Сидоров, Батарша Бадеев, Лаврентий Чупранов, Егор Барсуков, Яков Кириллов, Осип Колтаков, Маркел Естигнеев, Адам Кух, Николай Волков, Григорий Петунии, Иван Леонтьев, Анисим Гаврилов, Ларион Филиппов, Томас Вунганин. Данила Анохин, Федор Бартюков, Иван Козьминский, Фрол Шавырин, Архип Палмин, Захар Иванов, Василий Курчавый, Филипп Пашков, Федор Истомин, Демид Чирков, Дмитрий Горев, Илья Зашанов, Иван Козырев, Василий Семенов.

4. Различные мастеровые: слесарь Василий Герасимов, плотники Федор Петров и Петр Федоров, конопатчик Андрей Ермолаев, парусник Александр Темников, купор Потап Сорокин.

5. Канониры: артиллерии старший унтер-офицер Дмитрий Степанов; канониры 1 статьи Петр Афанасьев, Михаил Резвый, Василий Степанов, Василий Куклин, Ефим Воробьев, Иван Сарапов.

Снабжение экспедиции

Несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была в общем хорошо. Однако снабжение это все же не вполне соответствовало основной ее цели – плаванию во льдах. По этому поводу известный впоследствии мореплаватель и географ Ф. П. Литке, видевший шлюпы «Восток» и «Мирный» на Портсмутском рейде во время своего плавания на шлюпе «Камчатка», писал в своем неопубликованном дневнике, что их снабжение и оборудование делалось «по примеру «Камчатки» и, если командный состав их с чем-нибудь не соглашался, то ему отвечали: «так сделано на Камчатке», хотя этот шлюп и был предназначен для обычного плавания, и, кроме того, не имелось еще и отзыва капитана Головнина об его качествах.

Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами. Ввиду того, что в то время в царской России все эти инструменты не изготовлялись, за период стоянки в Портсмуте были закуплены в Лондоне хронометры и секстаны изготовления лучших английских мастеров. В этом отношении русские корабли были снабжены гораздо лучше английских: автор предисловия к первому переводу книги Беллинсгаузена на английский язык, Франк Дебенхем, особенно подчеркивает, что в то время как в английском флоте наблюдалось еще пренебрежительное отношение к хронометрам, и существовали английские адмиралы, которые форменным образом изгоняли хронометры с подчиненных им кораблей (а официально они были приняты в английском флоте лишь с 1825 г.), на русском военном флоте этот необходимейший для определения долгот прибор вошел уже в штатное снабжение кораблей.

Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцынготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи; кроме того, при каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали или выменивали (на островах Океании у местных жителей) большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для полного использования всем личным составом. Для обогревания матросов, замерзавших при работе на реях во время леденящих ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома; было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате. Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену: жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в импровизированной бане, предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п. Благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей, никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.

Для связи между собою шлюпы имели телеграф, незадолго перед тем изобретенный русским морским офицером капитан-лейтенантом А. Бутаковым. Усовершенствованный им в 1815 г. телеграф этот «составлял ящик с 14-ю шхивами и планку с стольким же числом шхив, с основанными круглыми фалами, с привязанными к ним флагами, для поднимания на бизань-рею»; Бутаков издал и «Морской телеграфный словарь». Это русское изобретение принесло очень большую пользу экспедиции для переговоров шлюпов между собою на дальних расстояниях.