Значение слова атаман. Кто такой казачий атаман и чем он отличается от обычного человека? Что означает слово «атаман»

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 5 мая 2019; проверки требует.

Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом - народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.

В помощь войсковому атаману избирались ещё войсковой писарь , два войсковых есаула , а для ведения письменной части - войсковой дьяк . Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.

Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках. Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман - это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот , отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «Атаманы - молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Но с течением времени дело изменилось: возникло на Дону целое сословие атаманов, резко отделявшееся от народа и рядовых казаков. Впрочем, наряду с этим, слово «атаман» и в смысле начальника и должностного лица, и в смысле просто знатного казака начинает заменяться словом «старшина» . Впервые название старшины упоминается в 1649 г. в донесении дворянина Андрея Лазарева в Посольский приказ , где слово это употреблено вместо «атаман». Далее в показании, данном в Посольском приказе станичным атаманам Козьмой Дмитриевым, приехавшим с Дону в Москву в 1655 г., между прочим говорится, что начальником казаков в морском походе был старшина Павел Нескочихин. После этого весьма часто встречается в актах название старшины, которое означало то же, что и атаман. С 1680 г. название «атаман» весьма редко встречается в актах, кроме одних только грамот, в коих обыкновенно писали: «на Дон в нижние и верхние юрты атаманам и казакам, войсковому атаману (такому-то) и всему войску Донскому»; в донесениях же в Посольский приказ разных чиновников , бывших на Дону, атаманов всегда называли старшинами.

При Петре I название старшины сделалось столь общим, что и само Войско Донское в донесениях своих к государю именовало знатных людей старшинами: «и мы, выбрав в кругу, - доносили государю казаки в 1705 г., - старшин Максима Фролова, Василья большого Познеева, Ефрема Петрова и прочих…». Из современных актов не видно, в какое именно время название старшин обратилось в звание сословное и чин. Надо полагать, что это последовало в середине XVII столетия, когда число казаков значительно умножилось, возникли постоянные и обширные селения, появились богатые и бедные, проникли в среду казаков роскошь и честолюбие.

Атаманы и старшины, как первенствующий класс войска, естественно имели перевес над прочими казаками, отличаясь богатством и умом, и потому они постепенно присвоили себе навсегда преимущества, сопряжённые с временной должностью, и поставили себя в положение, резко отличавшее их от всего войска. Власть и значение старшин усиливались по мере того, как ограничивались вольности казацкие; вскоре по восшествии на престол Петра I они мало-помалу сосредоточили в своих руках права круга.

Этому способствовали разные обстоятельства, но главным образом беспрерывное снаряжение казацких отрядов в состав московского войска под начальством старшин и назначение войскового атамана властью государя. Возведение в звание старшин зависело от войска, оно же за преступления и лишало этого достоинства, но в 1754 г. запрещено было Войску Донскому производить в старшины без представления в военную коллегию . Наряду с возникновением отдельного сословия старшин расширялась и усиливалась власть войскового атамана. Со второй половины XVII в. он является уже прямым начальником казаков в дни мира и брани. К нему перешли разного рода дела по внутреннему управлению и внешним сношениям, которые до того ведались одним лишь войсковым кругом: он разбирал тяжбы, защищал от обидчиков, разделял царское жалованье между казаками, принимал послов турецких, татарских и калмыцких, вёл с ними предварительные переговоры и лишь окончательное решение передавал на суждение круга.

Должность войскового атамана оставалась выборной до 1718 г., выборным и наказным (назначенным) атаманом Всевеликого Войска Донского ( -) был Войсковой писарь П. Е. Ромазанов (? - 1718), а с той поры она замещалась по назначению от правительства, то есть атаманы уже не избирались. Первым войсковым атаманом, назначенным царским указом , был Василий Фролов, по смерти его в 1723 г. определён был на место его старшина Андрей Лапатин, в 1735 г. назначен был Иван Фролов, в 1738 г. - Данило Ефремов. С того времени назначение войсковых А. зависит от высочайшей власти. Войсковые атаманы в знак достоинства своего искони носили в руках «насеку» (каменьями именовался

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги слово «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту, также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и т. п.

Фраза «Терпи, казак, атаманом будешь!» давно уже стала крылатой. Произнося ее, мы не особо задумываемся о значении слов, хотя смысл в нее вкладываем правильный. Предводитель вольного казачества у многих ассоциируется с воинской честью, доблестью и отвагой, но все ли так просто с этим званием? Атаман - это благородный воевода или все же лихой разбойник? Давайте разберемся в этом вопросе.

Кто такие атаманы?

Данный термин имеет несколько определений, каждое из которых вполне оправданно передает сущность рода дел, которыми приходится заниматься человеку, именуемому атаманом. Прежде всего, он - это предводитель казаков, заменяющий им отца не только в бытовых «домашних» делах, но и во время боевых подвигов. Причем в атаман - это должность выборная, практически демократичная, лихие воины самостоятельно и на свое усмотрение выбирают своего предводителя, а в случае неудовлетворения собственным решением по прошествии определенного времени, могут лишить его права быть их представителем.

Но есть и другое значение касательно того, что такое «атаман». Определение, приведенное в толковых словарях, говорит, что этот человек - глава бандитов, наемников и разбойников. В этом русле слово принимает достаточно негативную окраску, а самого атамана не связывают ни с человеком храбрым, ни с отважным. Бандитский предводитель в подсознании большинства - это не справедливый Робин Гуд, а напротив - беспринципный Соловей-разбойник, который ради достижения своих целей и методов не гнушается использовать никакие средства, готов преступить всякие понятия о чести и благородстве.

Разбойничья душа

На деле так оно и есть, атаман - это главенствующий над группировкой людей, которые сбежали от общепринятой правовой системы. В свое время, когда лишь зарождалось само понятие казачества, а также в пору расцвета данной страницы в истории нашего государства, люди из этого социального сословия не были воинским подразделением, подчиняющимся главнокомандующему (царю или губернатору). Они принадлежали сами себе, слушались лишь своего старшего, который руководствовался в действиях по принципу «кто больше платит, тому и служим».

Казаки были в большей мере бандитами, собранными в разобщенные группы, которые долгое время не сотрудничали друг с другом, напротив, делили сферы влияния. Атаман (определение звучит, как руководитель разбойничьей группировки или нерегулярного воинского формирования) собирал своих подчиненных по мере необходимости. Он отвечал за обеспечение банды едой и оружием, занимался тактическим планированием и в целом был ее «мозгом».

Воинское звание

Атаман отряда казаков - это предводитель воинского подразделения. Его численность могла быть разной, так атаманы делились не только на общеизвестных куренных и кошевых (об этих званиях мы расскажем немного подробнее), но и на походных, отрядных, наказных. Были также деления на руководителей ответственных за конкретные сферы деятельности, например, лисицкий атаман - это человек, который заведовал вопросами охоты, крамной - отвечал за торговлю, школьный - обучал казаков азам науки и грамоте.

Очень емкое значение слова «атаман» приобретается наряду с приставками «зимовий», «станичный», «поселковый». Такие предводители отвечали за вверенную им административно-территориальную единицу, а также ее жителей. Помимо непосредственного рекрутинга, такие атаманы занимались вопросами разрешения конфликтных ситуаций, сбора денег, в том числе и с торговых точек, расположенных на вверенной им территории.

Этот человек обладал не только судебной властью и мог рассудить повздоривших казаков, но и исполнительной, так он мог наказать физически своего подчиненного, которого, скорее, можно назвать подопечным, ведь воины могли по своему усмотрению как выбирать своего предводителя, так и «уволить» его. В боевой обстановке подчинение атаману было беспрекословным, казаки шли за своим «батькой» и готовы были положить на поле боя за него голову.

От севера до юга

Кто такой атаман, знали на многих территориях. Такая должность чаще всего отмечается у донских и запорожских казаков. Но не они первые называли так своего предводителя. Первые упоминания об атаманах есть в исторических документах тринадцатого столетия, более поздним официально утвержденным «атаманом» стал Карстен Роде, что удивительно, ведь он был мореходцем. Царь Иван Грозный в 1570 году выдал ему лицензию на каперство в водах Балтийского моря, в ней четко значилось, что Карстену присваивалось звание атамана корабля и его команды.

Однако все же больше этот термин применим именно к сухопутным военачальникам, которые имели отношение к казакам. Атаманы были в таких силовых структурах:

  • Запорожское казачье войско.
  • Черноморское казачье войско.
  • Донское казачье войско.
  • Новгородские начальники городской стражи.

Отметим, что на украинском языке это звание пишется и звучит немного иначе, а именно, как «отаман», что с точки зрения этимологии неверно, ведь тогда слово теряет корни своего происхождения.

Происхождение слова

Что такое «атаман», поможет прояснить разбор слова, и перевод его отдельных частей с языка-первоисточника. Самой распространенной версией происхождения считается трансфигурация от германского наречия слов atta и mann. Первое можно интерпретировать, как «отец», а второе - «муж», «витязь». Соединенные воедино, обе части рождают термин «атаман», который очень хорошо объясняет суть данного воинского звания, ведь переводится, как «отец воинов».

Есть и другое мнение, согласно которому прародителем данного слова есть одно из названий Османской империи, которую также именовали Оттоманской. Запорожские казаки не всегда стояли на защите границ своего государства. Первые их формирования не брезговали продавать свои услуги и крымским ханам, некоторые были приспешниками повелителя Золотой орды. Возможно, это и стало причиной считать, что слово «атаман» имеет восточное происхождение.

Наш ответ амазонкам

Обычно атаманшей называли жену главаря казаков или разбойников, были, однако, в истории те дамы, которые по праву носили такое звание, являясь настоящими воительницами. Одной из самых отчаянных была Мария Никифорова, более известная, как Маруся.

Девушка была дочерью военного, возможно, это наложило сильный отпечаток на ее жизненные взгляды и ценности. Будучи совсем юной, она приобщилась к анархистам, поначалу участвовала в агитационной деятельности, затем собрала вокруг себя целую команду единомышленников.

Еще до своего совершеннолетия (21 год) она занималась террористической деятельностью, была причастна к грабежам, убийствам и разбоям, за что официальными властями была приговорена к смертной казни, которую, однако, не привели в действие, заменив бессрочной ссылкой на каторгу.

Ей удалось оттуда сбежать, и вновь заняться своим темным делом. Отряд Маруси действовал на разных территориях и всегда находился в гуще событий Гражданской войны. Девушка отчасти подчинялась махновцам, содействовала и большевикам, но в итоге так и не смогла заняться какой-либо конструктивной деятельностью. По одной из версий, Марусю таки расстреляли, когда началась массовая зачистка неблагонадежных и опасных элементов в новом, коммунистическом обществе.

Казачий отец

Как мы уже говорили, атаманы подразделяются на куренных и кошевых. Первые были менее значимыми с точки зрения своей сферы влияния, но это утверждение довольно спорное. На Сечи было 38 человек с таким званием, у каждого из них в подчинении был курень. Выбирали атамана, которого еще называли куренным, сами казаки, это был или бывший воевода, или рядовой служащий. Главное - чтобы его персона удовлетворяла большинство членов сообщества. Никто иной не мог влиять на процесс выборов, это всегда бы исключительно «свой» человек, которого почитали, уважали и слушали.

Атаман получал жалование. В ту пору, когда казачье войско подчинялось имперской власти, оно составляло 27 рублей, также воины (добровольно и по своему усмотрению) делились с ним частью добычи. Отношение к куренному было столь доверительным и «сыновним», что казаки могли пойти ради него даже против воли высшего по рангу воеводы и, наоборот, по просьбе своего непосредственного предводителя терпели временные трудности и невзгоды.

Кошевой атаман

Человек с таким званием был главой лагеря, у него в подчинении были не только сами казаки, но и куренные, писарь, есаул, судья. Как и куренной атаман, кошевой также выбирался на Раде, там же он ежегодно должен был давать отчет о своей деятельности. Обладая практически безграничными полномочиями, он должен был постоянно подтверждать собственное право на них.

Кто такой атаман и какое значение слова «атаман» Вы узнаете из этой статьи.

Кто такой атаман?

Атаман — это служебное выборное лицо в Запорожской Сечи на протяжении XVI — XVIII веков. Атаман возглавлял всю сечевую организацию или отдельную Военно-административную единицу — шалаш. Если же случалось так, что атаман не избиралась по отдельным причинам, а был назначен, например, во время военного похода, то его называли наказным атаманом. В Гетманщине на протяжении XVII — XVIII веков существовали также должности городовых, сельских и сотенных атаманов.

Что означает слово «атаман»?

Понятие атаман означает с тюркского языка «отец людей». Кочевники ранее называли так старейших представителей своего рода. Также есть другая версия, согласно которой слово атаман происходит от немецкого слова «Нarter Mann», что означает «крепкий человек». С XVI века атаманами стали называть выборного или назначенного главаря казацкого войска.

Атаман — это выборное лицо, возглавляющее шалаш. Он ведал хозяйством и средствами куреня, решал абсолютно все вопросы, касающиеся жизни и быта казаков.

У степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

По одной из версий, слово происходит от тюркского слова «ата» - «отец»/«дед» с личным окончанием «ман» ("мен/мэн - я) и буквально означает «я ваш отец». Аналогами титула «атаман» являются такие обращения к старшим и начальникам как батя-командир , батюшка-царь, батька-атаман (ср. с турецким «ага» или «офицер », от «ага» - старший, старшина).

Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств. Так у Соловьева находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим атаманом» .

Этимология

Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения.

История

История Всевеликого Войска Донского согласно А. С. Пушкину [ ] начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Степного Войска-Орды и его Войсково-Ордынской Державы (Золотой Орды) на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные войны-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Степного Войска-Орды. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона [ ] .

Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом - народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.

В помощь войсковому атаману избирались ещё два войсковых есаула , а для ведения письменной части - войсковой дьяк . Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.

Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках. Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман - это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот , отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «Атаманы - молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Сословие атаманов

Но с течением времени дело изменилось: возникло на Дону целое сословие атаманов, резко отделявшееся от народа и рядовых казаков. Впрочем, наряду с этим, слово «атаман» и в смысле начальника и должностного лица, и в смысле просто знатного казака начинает заменяться словом «старшина» . Впервые название старшины упоминается в 1649 г. в донесении дворянина Андрея Лазарева в Посольский приказ , где слово это употреблено вместо «атаман». Далее в показании, данном в Посольском приказе станичным атаманам Козьмой Дмитриевым, приехавшим с Дону в Москву в 1655 г., между прочим говорится, что начальником казаков в морском походе был старшина Павел Нескочихин. После этого весьма часто встречается в актах название старшины, которое означало то же, что и атаман. С 1680 г. название «атаман» весьма редко встречается в актах, кроме одних только грамот, в коих обыкновенно писали: «на Дон в нижние и верхние юрты атаманам и казакам, войсковому атаману (такому-то) и всему войску Донскому»; в донесениях же в Посольский приказ разных чиновников , бывших на Дону, атаманов всегда называли старшинами.

При Петре I название старшины сделалось столь общим, что и само Войско Донское в донесениях своих к государю именовало знатных людей старшинами: «и мы, выбрав в кругу, - доносили государю казаки в 1705 г., - старшин Максима Фролова, Василья большого Познеева, Ефрема Петрова и прочих…». Из современных актов не видно, в какое именно время название старшин обратилось в звание сословное и чин. Надо полагать, что это последовало в середине XVII столетия, когда число казаков значительно умножилось, возникли постоянные и обширные селения, появились богатые и бедные, проникли в среду казаков роскошь и честолюбие.

Классовость в казачестве

Атаманы и старшины, как первенствующий класс войска, естественно имели перевес над прочими казаками, отличаясь богатством и умом, и потому они постепенно присвоили себе навсегда преимущества, сопряжённые с временной должностью, и поставили себя в положение, резко отличавшее их от всего войска. Власть и значение старшин усиливались по мере того, как ограничивались вольности казацкие; вскоре по восшествии на престол Петра I они мало-помалу сосредоточили в своих руках права круга.

Этому способствовали разные обстоятельства, но главным образом беспрерывное снаряжение казацких отрядов в состав московского войска под начальством старшин и назначение войскового атамана властью государя. Возведение в звание старшин зависело от войска, оно же за преступления и лишало этого достоинства, но в 1754 г. запрещено было Войску Донскому производить в старшины без представления в военную коллегию . Наряду с возникновением отдельного сословия старшин расширялась и усиливалась власть войскового атамана. Со второй половины XVII в. он является уже прямым начальником казаков в дни мира и брани. К нему перешли разного рода дела по внутреннему управлению и внешним сношениям, которые до того ведались одним лишь войсковым кругом: он разбирал тяжбы, защищал от обидчиков, разделял царское жалованье между казаками, принимал послов турецких, татарских и калмыцких, вёл с ними предварительные переговоры и лишь окончательное решение передавал на суждение круга.

Должность войскового атамана оставалась выборной до 1718 г., выборным и наказным (назначенным) атаманом Всевеликого Войска Донского ( -) был Войсковой писарь П. Е. Ромазанов (? - 1718), а с той поры она замещалась по назначению от правительства, то есть атаманы уже не избирались. Первым войсковым атаманом, назначенным царским указом , был Василий Фролов, по смерти его в 1723 г. определён был на место его старшина Андрей Лапатин, в 1735 г. назначен был Иван Фролов, в 1738 г. - Данило Ефремов. С того времени назначение войсковых А. зависит от высочайшей власти. Войсковые атаманы в знак достоинства своего искони носили в руках «насеку» (трость), которую они, оставляя должность, передавали вновь избранному в это звание с особенной церемонией. Пётр Великий, желая придать войсковым атаманам более важности и власти, пожаловал в 1704 г. Войску Донскому

· Хопёрские казаки · Расказачивание · Казачий стан

Атаман Краснощёков

Гетман Богдан Хмельницкий

На Украине войсковой атаман назывался гетманом . Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в то же время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию , где заседал атаман сотенный - первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствие его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века . Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинён гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами (Сечь делилась на курени, то есть группы домов или жилищ).

Далее, повсеместно предводитель отряда , выступавшего в поход, получал название походного атамана. В отсутствие войскового атамана назначался исправляющий его должность под именем наказного атамана . В XIX веке , когда войсковым атаманом всех казачьих войск считался наследник престола, казачьи войска постоянно управлялись наказными атаманами.

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту , также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и проч.

См. также

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Атаман" в других словарях:

    Муж. (малорос. отаман и гетман,нем. Hauptmann) начально значило: предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины. Войсковой атаман начальствует всем войском казачьим дома; зауряд или правящий должность, наказный… … Толковый словарь Даля

    Предводитель, начальник, глава, главарь, вождь, старшина, староста. Ср. вождь … Словарь синонимов

    1) предводитель вооруженного отряда2)] Высший начальник казачьего войска (войсковой, наказный, походный, кошевой атаман), начальник казачьей административно территориальной единицы (окружной, отдела, станичный, хуторской атаман) или командир под … Большой Энциклопедический словарь

    АТАМАН, атамана, муж. 1. Начальник название различных военных и административных должностей в казачьих войсках (дорев.). Войсковой атаман. Станичный атаман. 2. Предводитель разбойничьей или воровской шайки. Атаман разбойников. || перен. Коновод,… … Толковый словарь Ушакова