Благословение рукой священника. Как взять благословение у священника. Как просить благословения у батюшки на роды

Многие считают, что благословение это «благое слово». Но если смотреть глубже, то благословение скорее является «словом благодати». Я думаю, что каждый знает что благодать, это некоторая энергия (божественная), дающая силы, энергию и удачу в благих делах. Благословение — это сильное духовное действие, преподаваемое в молитвенно-словесной форме (часто с ритуальных действий руками) которое придаёт благодать, помощь и защиту от Бога. Просящий благословение у Бога или Его посредника тем самым являет свое смирение, упование и надежду на помощь Божию и нужду в ней.

Так вот, благословение бывает «нескольких видов».

  1. Благословение на какое-то дело.
    Взять благословение у батюшки на то либо иное действие. В древности никакое доброе дело люди не начинали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти — все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Например: Дмитрий Донской шел за Благословением к Сергею Радонежскому перед Куликовской битвой, многие путешественники берут благословение на дорогу, миряне берут благословение на строительство дома и т.д.В православной христианской практике, каждый человек должен взять благословение практически на любое дело, не сказывающиеся негативно на духовной жизни: на долгую дорогу, на молитвенное правило, работу, на строительство/ремонт жилья, операцию в больнице, на свадьбу, на зачатие ребенка….т.е. на всех важных жизненных событиях.

Зачем нужно брать благословение на то или иное дело?
Ответ: чтобы благодать, данное от Бога через священника отогнала неудачи и помогала в добром деле. Но помните, что по вере вашей и будет вам. Взять благословение это не какой-то ритуал-оберег, а помощь и усиление сил верующего человека. То есть если человек не верит в Бога, то. Автоматически и не верит в Благословение – в данном случае благословение брать практически не имеет смысла (хотя, бывают случаю, что через Благословение и успех в деле человек обретал/усиливал веру).
Как взять благословение у батюшки?
Придите в церковь и в свечной лавке спросите как и когда можно найти батюшку. При встречи с батюшкой так и скажите «Батюшка, хочу взять бзять благословение на «такое притакое дело»». Расскажите вкратце суть дела (учтите, что на худое дело брать благословение – грех, приводящий к неудачам), скажите «Батюшка, благословите» и, склонив голову, сложите ладони правая на левую ладонью вверх.
Батюшка прочитает краткую молитву, перекрестит вас и или даст руку (её надо поцеловать) или просто дотронется до вашей головы. Считается, что при благословении Божьем на человека снисходит Святой Дух, который проводит определенную работу, в зависимости от того, на что мы попросим благословения.
Кстати, священник может благословить человека в любое время вне зависимости от того, в храме находится священнослужитель или нет, при этом, облачение иерея или епископа в духовные одежды так же не относится к акту благословения.

  1. Получить благословение при виде батюшки, не озвучивая своего дела.
    Вы, наверно, видели, что когда батюшка входит в храм, некоторые прихожане подходят к нему со словами «батюшка благословите». Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!»
    В данном случае прихожане берут общее благословение на укрепление душевных сил, которые помогают бороться с искушениями и вести православный образ жизни. Конечно же и это благословение помогает в благих делах, то есть и в данном случае вы получаете частичку благодати за своё смирение.
    Также можно попросить «Батюшка, благословите ребенка», то есть дайте благодать от Господа к ребеночку.

Получив благословение от батюшки, мы целуем благословляющую нас руку. Тем самым мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами» . Поэтому от священника вы можете услышать «Бог благословит! ».

Вывод по 1,2,3 пунктам. Сила Благословения нисходит на просящего благословение через слова, а иногда через возложение рук благословляющего. Священник осеняет крестным знамением просящаго благословение, после чего кладет свою руку на ладони верующему. Христианин должен принимать это благословение как от Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому православный верующий целует руку священнику (будто прикладывается к длани Спасителя). Некоторые священнослужители не дают целовать свою руку, но после благословения возлагают ее на голову просящего.

  1. Господи благослови.
    К этим словам мы прибегаем перед началом какого-либо дела или принятия решения, когда не смогли или по какой-то другой причине не спросили благословение у батюшки. В данном случае «по вере вашей да будет вам». Как вы верите в Бога, такое усиление сил и удачи через благословение вы получите. Я же рекомендую все же за благословение пойти в церковь к батюшке.
    Также попросить благословение у Бога словами «Господи, благослови» можно перед менее важными делами, например приём пищи.

Вывод: Попросить благословение – это попросить благодать!

В жизни каждого верующего человека есть дни, когда он посещает церковь и приходит к духовному очищению . Православные люди довольно часто ведут разговоры с Богом через свои мысли или через батюшку. Именно батюшка является проводником к Богу и к истине для каждого верующего. Но задумывались ли вы о том нужно ли вам просить у батюшки благословение на ту или иную требу.

Вконтакте

Одноклассники

Представьте на мгновение, если батюшка – это проводник к Богу, а вы хотите попросить одобрения на совершение особого дела у Бога, то соответственно вам необходимо обратиться к батюшке для того, чтобы он дал вам это одобрение – Божью благодать от лица батюшки. Тогда, конечно, вы задумаетесь над вопросом, как и при каких обстоятельствах это нужно делать. Эта статья как раз будет полезной для всех православных и верующих пришедших рано или поздно к этому вопросу.

Что такое благословение и как просить благословение у батюшки

– это действия батюшки направленные на пожелание добра человеку, который пришёл к нему с просьбой о благословении. Другими словами, это особая молитва, слова которой зависят от обращения человека. А также это считается одобрением Бога, какого-либо дела в лице батюшки.

Очень многие прихожане церкви, встречая на своём пути батюшку , хотят попросить у него благословения. Но зачастую они делают это неправильно. Конечно, нет обязательных канонов как просить благословение у батюшки, но всё же чтобы ответить на вопрос о том, как получить благословение у батюшки, нужно знать определённые правила. В первую очередь, все просящие должны знать, что просить нужно о действительно существующем. Просить Божью благодать на женитьбу, к примеру, нельзя в том случае, если у вас ещё нет жениха или невесты. Рассмотрим пример получения одобрения у священника на женитьбу:

  1. Перед тем как получить одобрение вам нужно обзавестись женихом (невестой), всё согласовать, а потом прийти к батюшке и попросить напутствие на то, чтобы все было хорошо в этом деле.
  2. У вас спросят не относиться ли ваш избранник к другой вере и совершается ли это по согласию обоих.
  3. После этого он одобрит и произнесёт: «Бог благословит».

Сам обряд тоже происходит определённым образом. Для того, чтобы получить благословение нужно подойти к батюшке, положить правую руку на левую, при этом ладони должны направляться к небу. После сказать: «Благословите, батюшка!» Затем последует крестовое знамение.

Священнослужитель проводит этот обряд рукой, складывая пальцы так, чтобы они изображали IC XC – Иисус Христос. Тем самым нас благословляет сам Господь, через священника. После обязательно нужно поцеловать руку священнику, это будет означать, что мы как бы целуем невидимую руку Бога.

Когда просить благословение у батюшки

Раньше, ни один верующий не уезжал далеко и не совершал никаких важных дел без благословения священнослужителя. Считалось, что именно молитва и Божья благодать защищают человека от бед и грехов. Сейчас же к этому перестали относиться так серьёзно. Так, когда же брать благословение у священника? В последнее время верующие обращаются за благословением:

  • На дорогу.
  • На хорошую сдачу экзаменов.
  • На выполнение работы.
  • На верное воспитание детей.
  • На совершение какой-то покупки и так далее.

Если вы отправляетесь или только планируете поехать в дальнюю дорогу, то лучше всего получить напутствие у батюшки. Всё это делается для того чтобы дорога была спокойной , без происшествий и приносила только радость.

При подготовке к сдаче экзаменов или выполнению работы, вы можете брать одобрение для того, чтобы все задуманное получилось и ничего не мешало вам на вашем пути.

Чтобы не сомневаться в правильности своих методов воспитания детей вам также поможет священник. Подскажет, покажет и благословит. После останется лишь маленькая вероятность того, что вы можете сделать что-то не так.

Божью благодать можно и нужно просить по поводу и без повода. Для тех, кто является постоянным посетителем храма, вместо слов «Здравствуйте» и «До свидания» священник благословляет вас. Кстати, здороваться с помощью рукопожатия с батюшкой тоже нельзя, на это имеют право только отдельные лица.

Для того, чтоб ваша покупка приносила вам пользу и никаких проблем с ней не возникало, вы тоже обращаетесь в церковь. Нет ограничений на то, по каким именно вопросам и делам просить Божьей благодати. Важно помнить, что креститься перед и после обряда не нужно.

Священник, вправе благословлять находясь не только в Храме и священной рясе, но и находясь за пределами церкви в гражданской одежде, но только в конкретных случаях. Просите и вы будете услышаны, а ваши слова и действия будут благословлены. Не забывайте и об ответственности. Как говорится: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Нужно ли получить благословение на пост

Пост в православии это время воздержания. При возможности разрешение или благословение на пост необходимо брать. Но если у вас нет возможности по каким-либо причинам пойти в церковь и сделать это, то вы, конечно же, можете держать пост самостоятельно. Благословением на Великий пост, к примеру, является день Прощёного воскресенья. В этот день все православные собираются в храме и просят прощение как друг у друга, так и у священства о вольных и невольных обидах. Пост является нашей жертвой Богу. А Великий несёт в себе значение сорокадневного поста Иисуса в пустыне.

Хотя церковные посты необязательно должны держать все верующие, но важно просить благословение на то, чтобы отказаться от поста по тем или иным причинам, например, по причине болезни.

Как правильно просить благословения у батюшки на роды или операцию

Для того чтобы вам было спокойнее при родах или при скорой операции обратитесь к батюшке. Закажите молебен перед родами, пусть священник вас и вашего ребёнка благословит на лёгкие роды. Нет установленного времени на то, чтобы взять благословение на будущие роды или операцию. Вы можете обратиться в церковь с эти в любое время как за неделю, так и за несколько дней.

Не стоит забывать о том, что надо бы ещё и причаститься. Конечно, священство спросит вас о том, когда состоится ваше событие, а также другие подробности. Не стоит бояться, что вас не благословят, батюшка найдёт на вас время, выслушает и поможет разобраться с планами. Вы не останетесь без Божьей благодати. Сам обряд благословения будет проходить по такой же схеме, как в вышеописанном примере с благословением на женитьбу. Впрочем, в основном, все благословения даются таким способом.

(24 голоса : 4.7 из 5 )

свящ. Андрей Дудченко

Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ().

Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает такое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей – в особенности из числа молодежи и интеллигенции – утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?!

Богобоязненный и церковно воспитанный человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру.

Показателен в этом отношении случай из жития преподобного :

«Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно – иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии:

«Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца».

Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).

Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это – ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.

Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее – Богу. При появлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас. Вот как мудро писал об этом епископ : 1 «Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех предпочитает всюду себе, молчаливо терпит разные огорчения и всемерно напрягается мысленно и практически и в самоуничижении ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут.

Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и к людям, и горькие переживания его сменяются сладостными.

Так действиями любви без соответствующих чувств любви, в конце концов, вознаграждается излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью».

Порядок трапезования на приходе зачастую копирует монастырский: если это будничный стол, то учиненный чтец, стоя за аналоем, после благословения священника для назидания собравшихся громко читает житие или наставление, которое со вниманием выслушивается. Если это праздничная трапеза, где поздравляют именинников, то звучат духовные пожелания, тосты; желающим их произносить хорошо бы продумать заранее, что сказать.

За столом соблюдают меру во всем: в ястии и питии, в разговорах, шутках, продолжительности застолья. Если имениннику преподносятся подарки, то это чаще всего иконы, книга, предметы церковной утвари, сладости, цветы. Виновник торжества в завершении застолья благодарит всех собравшихся, которые поют ему затем «Многая лета». Хваля и благодаря (в среде верующих принято произносить полную, не усеченную формулу благодарения: не «спасибо», но «спаси Бог» или «спаси, Господи») устроителей обеда, всех тех, кто потрудился на кухне, также соблюдают меру, ибо «Царствие Божие не ястие и питие, но радость о Дусе Святе».

О поведении прихожан, несущих церковное послушание.

Поведение прихожан, несущих церковное послушание (торговля свечами, иконами, уборка храма, охрана территории, пение на клиросе, прислуживание в алтаре) – особая тема. Известно, какое значение придается в Церкви послушанию. Делать все во Имя Божие, преодолевая своего ветхого человека, – задача очень трудная. Она осложняется еще тем, что быстро появляется «привыкание к святыне», чувство хозяина (хозяйки) в церкви, когда приход начинает казаться своей вотчиной, а отсюда – пренебрежение ко всем «внешним», «приходящим». Между тем святые отцы нигде не говорят, что послушание выше любви. И если Бог есть Любовь, как можно уподобиться Ему, самому не являя любви?

Братья и сестры, несущие послушание в храмах, должны быть образцом кротости, смирения, незлобивости, терпения. И самой элементарной: культуры: например, уметь отвечать на телефонные звонки. Кому приходилось звонить в храмы, знает, о каком уровне культуры говорится, – порой звонить больше не хочется.

С другой стороны, людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, от них не должно пахнуть табаком. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих.

Всем же, кто имел по каким-то причинам неприятные минуты общения на приходе, – совет, вы пришли к Богу, Ему и принесите ваше сердце, а искушение преодолейте молитвой и любовью.

В монастыре

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря.

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братии выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь {отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам.

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре.

К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят:«отец наместник», «отец Гавриил». К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя) «. К духовнику обращаются с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят, «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)»,«батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре.

Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом:«мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка «. (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому если говорят. «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются:«сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение«матушка»). Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т. п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

О монастырских правилах.

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Поскольку этот материал предназначен для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

  • Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – «прости» и «благослови».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
  • Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
  • Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Как вести себя на приеме у епископа

Архиерей – ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.

Обращаясь к архиерею, его величают «Владыко» («Владыко, благословите»). «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже – Владыка; например: «Владыка Варфоломей благословил вам…».

Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.

В официальном обращении употребляются иные выражения.

Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: «Его Преосвященство рукоположил во диакона…».

Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. Если вы захотите вступить в разговор с незнакомым вам архиереем и вам неизвестно, на какой иерархической ступени он находится, – обратите внимание на головной убор архиерея: в современной Русской Право-славной Церкви архиепископ, в отличие от епископа, носит на клобуке или скуфие небольшой четырехконечный крестик из прозрачных ограненных камней; кроме того, у митрополита, в отличие от епископа и архиепископа, клобук белого цвета. Вообще же отличительная особенность архиерея – ношение им поверх священных одежд круглой панагии с изображением Спасителя или Божией Матери. В третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…».

Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: «Его Святейшество посетил… епархию».

У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.

Телефонный разговор с епископом начинают словами: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

Письмо можно начать словами: «Владыко благословите» или «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите».

При официальном письменном обращении к епископу придерживаются следующей формы.

В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его Преосвященству

Преосвященнейшему (имя),

Епископу (название епархии),

Прошение.

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему (имя),

архиепископу (митрополиту),

(название епархии),

Прошение.

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству

Святейшему Патриарху Московскому и всея

Руси Алексию

Прошение.

Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: «Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства…».

Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут:«Смиренный послушник Вашего Преосвященства…».

Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля 1999 г. по Р. X . (Рождестве Христове). Прп. Сергия Радонежского.

Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме.

Входя в кабинет епископа, творят молитву. «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от, чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).

В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.

Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).

Разговор епископа скем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики.

В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.

В дни скорби

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему.

Различают глубокий траур и обыкновенный траур.

Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду ибабушке – шесть месяцев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику – три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.

Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) – на всех путях его хранит родительское благословение.

Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.

Игумен Аристарх (Лохапов)

Православный взгляд на церковное благословение

Каждый христианин просит благословения у священника или епископа на важные события в своей жизни. Также верующие просят благословения при встрече со священнослужителем. Кроме того, благословение в той или иной форме присутствует в церковном богослужении. Сейчас, к сожалению, в сознании многих верующих сложилось превратное понимание благословения как разрешения или даже повеления на совершение каких-либо действий…

Большинство священников сегодня при просьбе о благословении осенит человека крестным знамением и, скорее всего, не произнесет при этом никаких слов либо скажет нечто вроде: «Бог благословит». Хотя нужно было бы сказать: «Бог благословен» или что-либо подобное. У греков священник при благословении говорит: «О Кириос», т.е. «Господь». Это сокращенный вариант ответа: «Господь благословен».

Чтобы увидеть, как понимается благословение в церковном Предании, которое выражается в том числе в предании литургическом, обратимся к нашему богослужению.

В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…» (кстати, здесь священник называет Бога священным Ветхозаветным именем «Яхве» – «Сый» – «Сущий». Это же имя пишут на иконах Христа).

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института М. Желтов говорит по этому поводу (ниже цитирую конспект его лекций из Интернета): «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник только это слово произносил раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.

На самом деле, если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» является «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь», – благословляет Господа. И здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду «Бога».

И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым, исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова – это благословение Бога. Такое понимание сохранялось довольно долго. Вспомним пример из жития преподобной Марии Египетской. Когда Зосима встречается с ней, то они долго спорят о том, кто должен кого благословить. Наконец, преподобная Мария уступает и говорит: «Благослови Бог», т.е. благословляет Бога.

Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.

Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он должен, осеняя крестным знамением просящего, благословить БОГА, а Господь уже Сам даст благословение просящему его. Или не даст – Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.

Теперь представим следующую ситуацию. Я попросил благословения на какое-либо дело и получил его. Значит ли это, что я непременно должен сделать то, что задумал? Нет, не значит. Я попросил благословения Божие – а значит, я попросил Бога вмешаться в мою ситуацию. И если это дело ко благу – Бог устроит все так, чтобы дело совершилось. Если же оно не ко благу – Господь каким-то образом укажет мне это. Во всяком случае, я не должен руководствоваться принципом во чтобы то ни стало сделать то, что мне благословили.

Однажды задали вопрос: «Связано ли как-то благословение с молитвой? В Русской Церкви достаточно канонизировано: на всякое дело ты должен просить благословение… Какая связь: что Божие, а что нет? Всегда есть этот очень трудный момент: а может быть это Богу не угодно… У меня такая самость, что я часто просто забываю об этом, просто делаю и все. Но и это может быть механически: попросил благословения, и пошел, а ты отвечай, раз ты благословил. У меня есть опыт; я, если хочу, все равно сделаю, если и не разрешили, и я заплатил за это в той степени, как мне обещали. Есть в этом момент: накликать на себя беду…»

Владыка Антоний на это ответил: «Когда мы маленькие дети, мы спрашиваем папу или маму: можно я поиграю, можно то или другое?.. Когда мы делаемся немножко взрослее, мы понимаем, что сейчас нам не до игры, сейчас нам надо что-то другое делать, и тогда уже не просим: папа, позволь, мама, позволь, – а знаем, что сейчас время, я это буду делать с Божиим благословением, если это не плохое дело по себе. А дела бывают большей частью средние в том смысле, что оно, может быть, и не плохое, а может быть, и не особенно хорошее, ничего особенного в этом нет, я могу этим заняться.

А если все превращать в такую ситуацию, что о каждой вещи надо просить благословения, то во-первых, не у кого, во-вторых, еще хуже, когда есть у кого, что у него смекалки или ума или опыта хватит или он тебя будет останавливать и говорить: нет, надо непременно так, а не иначе. Надо как-то по-взрослому уметь сделать выбор, иногда подумав, иногда посоветовавшись, и как-то внутренне сказав: Господи, благослови, я это сделаю, как умею!»

Затем разговор с владыкой Антонием продолжился: «Можно, я Вас повеселю немножко? Я в России дошла с этим благословением, я хотела машину купить, пришла к батюшке: Мне надо, чтобы вы меня благословили машину купить… Он говорит: Я вообще, знаете, как-то больше духовным занимаюсь, а насчет машины надо посоветоваться с тем, кто машинами занимается, кто в них что-то понимает… С тех пор я разделила более или менее, но иногда путаюсь.

Слава Богу, вот, разумный человек оказался! Всегда можно сказать: Господи, по моему разуму это не плохое дело – благослови! Если оно не по Тебе, положи какую-нибудь преграду, чтобы это не случилось…

Надо помолиться, и почувствуешь!

Я думаю, что такие абсолютные правила рискованны. Сейчас у тебя настроение такое-то и душа открыта, и ты чувствуешь: вот, да!.. А в другой момент ты завял и у тебя нет такого живого чувства, что Бог тебя благословляет или нет. Я думаю, что тогда надо подумать: это хорошее дело, правильное? Или даже «среднее» в том смысле, что в нем ничего нет особенно ни хорошего, ни плохого, просто житейское какое-то дело. Молитесь о нем и дайте Богу что-то делать, чего вы сами не умеете.

Не всё мы можем делать и не обо всем можем просить: Господи, наставь меня!.. – и вот Бог на душу тебе уже положил ответ. Иногда бывает так – я сейчас не о детях думаю, но о взрослых: человеку что-то нужно, и ты не можешь ему помочь. Есть в одном письме очень замечательное место, где он говорит: иногда бывает, что у человека есть нужда или боль, ему нужно что-то и никто ему не может помочь, потому что Бог знает, что он не созрел для того, чтобы принять эту помощь. Он, может, ее примет – механически: «Ах, освободился», а потом снова вернется к той же проблеме, потому что он ее не изжил в себе. Так что не обязательно всегда можно всякую проблему решить. Это не утешение, скажем, священнику, который ни на какие вопросы никаких ответов не находит, но это значит, что иногда чувствуешь, что нет, я мог бы формально что-то сказать, но это ответ не этому человеку и не тот ответ».

свящ. Андрей Дудченко

Многие считают, что благословение это «благое слово». Но если смотреть глубже, то благословение скорее является «словом благодати». Я думаю, что каждый знает что благодать, это некоторая энергия (божественная), дающая силы, энергию и удачу в благих делах. Благословение — это сильное духовное действие, преподаваемое в молитвенно-словесной форме (часто с ритуальных действий руками) которое придаёт благодать, помощь и защиту от Бога. Просящий благословение у Бога или Его посредника тем самым являет свое смирение, упование и надежду на помощь Божию и нужду в ней.

Так вот, благословение бывает «нескольких видов».

  1. Благословение на какое-то дело.
    Взять благословение у батюшки на то либо иное действие. В древности никакое доброе дело люди не начинали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти — все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Например: Дмитрий Донской шел за Благословением к Сергею Радонежскому перед Куликовской битвой, многие путешественники берут благословение на дорогу, миряне берут благословение на строительство дома и т.д.В православной христианской практике, каждый человек должен взять благословение практически на любое дело, не сказывающиеся негативно на духовной жизни: на долгую дорогу, на молитвенное правило, работу, на строительство/ремонт жилья, операцию в больнице, на свадьбу, на зачатие ребенка….т.е. на всех важных жизненных событиях.

Зачем нужно брать благословение на то или иное дело?
Ответ: чтобы благодать, данное от Бога через священника отогнала неудачи и помогала в добром деле. Но помните, что по вере вашей и будет вам. Взять благословение это не какой-то ритуал-оберег, а помощь и усиление сил верующего человека. То есть если человек не верит в Бога, то. Автоматически и не верит в Благословение – в данном случае благословение брать практически не имеет смысла (хотя, бывают случаю, что через Благословение и успех в деле человек обретал/усиливал веру).
Как взять благословение у батюшки?
Придите в церковь и в свечной лавке спросите как и когда можно найти батюшку. При встречи с батюшкой так и скажите «Батюшка, хочу взять бзять благословение на «такое притакое дело»». Расскажите вкратце суть дела (учтите, что на худое дело брать благословение – грех, приводящий к неудачам), скажите «Батюшка, благословите» и, склонив голову, сложите ладони правая на левую ладонью вверх.
Батюшка прочитает краткую молитву, перекрестит вас и или даст руку (её надо поцеловать) или просто дотронется до вашей головы. Считается, что при благословении Божьем на человека снисходит Святой Дух, который проводит определенную работу, в зависимости от того, на что мы попросим благословения.
Кстати, священник может благословить человека в любое время вне зависимости от того, в храме находится священнослужитель или нет, при этом, облачение иерея или епископа в духовные одежды так же не относится к акту благословения.

  1. Получить благословение при виде батюшки, не озвучивая своего дела.
    Вы, наверно, видели, что когда батюшка входит в храм, некоторые прихожане подходят к нему со словами «батюшка благословите». Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!»
    В данном случае прихожане берут общее благословение на укрепление душевных сил, которые помогают бороться с искушениями и вести православный образ жизни. Конечно же и это благословение помогает в благих делах, то есть и в данном случае вы получаете частичку благодати за своё смирение.
    Также можно попросить «Батюшка, благословите ребенка», то есть дайте благодать от Господа к ребеночку.

Получив благословение от батюшки, мы целуем благословляющую нас руку. Тем самым мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами» . Поэтому от священника вы можете услышать «Бог благословит! ».

Вывод по 1,2,3 пунктам. Сила Благословения нисходит на просящего благословение через слова, а иногда через возложение рук благословляющего. Священник осеняет крестным знамением просящаго благословение, после чего кладет свою руку на ладони верующему. Христианин должен принимать это благословение как от Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому православный верующий целует руку священнику (будто прикладывается к длани Спасителя). Некоторые священнослужители не дают целовать свою руку, но после благословения возлагают ее на голову просящего.

  1. Господи благослови.
    К этим словам мы прибегаем перед началом какого-либо дела или принятия решения, когда не смогли или по какой-то другой причине не спросили благословение у батюшки. В данном случае «по вере вашей да будет вам». Как вы верите в Бога, такое усиление сил и удачи через благословение вы получите. Я же рекомендую все же за благословение пойти в церковь к батюшке.
    Также попросить благословение у Бога словами «Господи, благослови» можно перед менее важными делами, например приём пищи.

Вывод: Попросить благословение – это попросить благодать!

Люди, которые хотя бы иногда приходят в храм, наверняка наблюдали, как к священнику подходят люди, сложив ладони вместе (правая на левой), и просят о чем-то. Что это? Зачем они это делают? Когда нужно это делать?

Действие это называется благословение, таким образом мы просим у Господа благодати через тех, кто действует по Его воле, через священников.
Книга Бытия, 12: 3 гласит:

«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»

Церковь не устанавливала специальных канонов на благословение, но все же существуют традиции, которые соблюдаются. Это своеобразный этикет.

Благословение может пониматься в разных значениях.

1. Мы с вами, каждый раз встречаясь и прощаясь, говорим: « Здравствуйте. До свидания ». Мужчины пожимают руки.
В церкви так не принято. Вместо приветствия мы испрашиваем благословение. Мы произносим: « Отец… благословите » .

Что делать, если рядом находятся несколько священников?
Сначала подходим к старшему по сану священнику, а потом к остальным.

Что делать, если подойти ко всем священникам нет возможности, например, если вы находитесь на собрании вместе с ними, а подходить к каждому из них, возможности нет?
Необходимо взять благословение близ сидящего священника или того, кто вас знает, а остальным поклониться, слегка опустив голову. Таким образом, вы всем выразите уважительное отношение.

Здороваться и прощаться со священником за руку может только тот, кто равен по сану. Остальные, в том числе диаконы должны получить благословение.

Когда можно подойти и попросить благословение?
— В храме или на его территории. Стоит заметить, что следует выбирать моменты, когда священник свободен и вы не будете его отвлекать.
— На улице, если он одет не в мирскую одежду, либо если вы хорошо знакомы.

Когда не рекомендуется подходить к священнику за благословением?
Во время каждения, когда идет Причастие, помазание.
Лучше подойти в конце Литургии, когда верующие подходят целовать Крест, либо после исповеди. Подходить к одному священнику неоднократно за день неправильно.

2. Следующее значение- благословение понимается как просьба напутствия, испрошения разрешения на что-то. Возможно, вы отправляетесь в дальнюю поездку или находитесь в затруднительной ситуации, тогда уместно будет подойти за советом к иерею и попросить благословить.

3. Находясь на службе в храме, мы слышим слова: «Благодать Господа нашего …», «Благословение Господне на вас …». Священник при этих словах осеняет присутствующих крестным знамением, а мы получаем благословение и приклоняем голову. Складывать ладони не нужно.

«Благословите, батюшка ». Эта просьба не должна превращаться в поговорку или присказку, такие слова должны стать для христианина торжественными и радостными.

Один мой знакомый так рассказывал про первое в его жизни благословение:
12 января 2015 года я должен был ложиться на операцию, утром был в больнице, оформлял документы. Совершенно случайно познакомился со священником отцом Владимиром, разговорились.… Во время расставания я попросил у батюшки благословения и получил его.

Я получил первое в моей жизни благословение! До этого момента я не понимал, как это важно и нужно для христианина.

Ощущения были колоссальные. Я не знаю, может это и была Божья благодать, но у меня появился такой мощный заряд уверенности в благополучном исходе предстоящего медицинского вмешательства в мой организм, который уже не покидал меня до самой выписки из больницы. Да и на саму операцию из палаты я отправлялся совершенно спокойно. Я уже тогда понял – со мной был Бог! И все, что будет со мной происходить — это будет Его воля, .

С благословением связаны многие суеверия, вот некоторые примеры:

Если сложить ладони и подойти к иерею, то в этот момент на руки опускается благодать.
Это неправильно. Никакой магии в этом нет.

Если благословили несколько священников, то наверняка все получится.
Сказано:

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Это значит, что все зависит от воли Бога и дальнейшее исполнение вашего дела будет сильно зависеть от того насколько ваше желание правильно с точки зрения веры.

У этого батюшки брать благословения не буду, он грешный.
Это позиция неверная. Благодать посылает Господь. Священник — Его орудие. Независимо от того, какой жизнью он живет, в нем пребывает благодать рукоположения.

Мне очень надо, чтобы батюшка благословил, а он этого не делает. Подойду еще раз и уговорю его.
Если не дает священник разрешения на просимое, значит, понимает, что не будет полезным это для вас, а может, и против заповедей пойти собираетесь. Не нужно «устраивать пытки » батюшке, он заботится о спасении душ наших.

Отдельно хочется обратить внимание всех, кто взял или собирается брать благословение на какое-то дело. Конечно, бывают разные ситуации, но если уж вы просите благодати у Господа, то и выполнять нужно то, что сказал священник. Если не получается, то подойдите и скажите ему об этом.

Желаем всем читающим эту страницу Божьего благословения!