Не поедем в тулу с китайским самоваром. Иван Родионов: биография и литературная деятельность Как скажется на промыслах вступление России в ВТО

19 ноября в г. Семенов Нижегородской области состоялось Всероссийское Совещание по вопросам развития народных художественных промыслов России .

О Совещании и его итогах - Интервью c участником Совещания Дрожжиным Геннадием Александровичем , Председателем Правления Ассоциации народных художественных промыслов России (интервью от 17 декабря, Москва)

Специально для "Радуги"

Геннадий Александрович, 19 ноября в Семенове состоялось Всероссийское совещание по проблемам народных художественных промыслов. Для проведения Совещания был конкретный повод или общая ситуация в промыслах потребовала?

Г.А. Его нельзя назвать Всероссийским, поскольку из регионов было совсем мало представителей, да и директоров организаций промыслов было мало. Это было Совещание по поводу разработанной Министерством Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года.

Надо сразу сказать, что мы Стратегию видели и, к сожалению, она не доработана. И поэтому мы в Ассоциации на расширенном заседании Правления приняли решение, что ее можно утверждать только с учетом доработки. Потому что без целей, без конкретных результатов – какая это Стратегия? Стратегия должна давать чёткие ответы – чего мы добиваемся: объемы производства, численность, текучесть кадров, рентабельность. Выставочная деятельность., торговая работа – инфраструктура рынка – надо было всё расписать. А там пока одни слова. И очень мало сказано, о том,что предприятия сейчас находятся в тяжелейшей положении.

Если говорит Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, что «промыслы надо спасать», то Министерство, наверное, должно это понимать. Но, к сожалению, конкретных результатов по спасению промыслов как национального достояния России, мы в разработанной Стратегии пока не видим.

Второй вопрос был – создать Центр промыслов. Координационный Центр – хорошо. Какие задачи, на какие деньги, где люди, где кадры? Этот Центр будет создаваться 5 лет. Пока он создастся, уже промыслов не будет. Для кого он будет создаваться?

Мы Правлением приняли решение о том, что такой Центр пока не создавать.

Если это будут бюджетные деньги, то вообще не понятно. Ассоциация 25 лет работает. Может быть, лучше тогда помочь Ассоциации? Или еще лучше – отдать предусмотренные на создание Центра деньги предприятиям, которые страшно нуждаются?

Пока к Стратегии очень много вопросов.

Функции Центра во многом пересекаются с функциями Ассоциации. Но Ассоциация – это некоммерческая организация, а Центр планируется как государственная.

Г.А. Он планируется на бюджетные деньги.

Почему не взяли в расчет громадный опыт Ассоциации взаимодействия с предприятиями?

Г.А.
Я думаю, что этот вопрос надо задать специалистам, разработавшим Стратегию. У многих директоров возник такой же вопрос.

Правительством определено, что за промыслы отвечает Минпромторг России. Какой Координационный Центр? Если они хотят переложить функции сохранения промыслов на какой-то Центр – зачем это надо, когда у нас есть правительственное Постановление по этому вопросу.

То есть основная задача Совещания была рассмотрение Стратегии и ее принятие?

Г.А. Да, примерно, так.

Её приняли, она - «руководство к действию»?

Г.А. Насколько мне известно, Министром и зам. Министра Стратегия еще не подписана. Но в Протоколе Совещания написано «принять».

В чем Вы видите роль Ассоциации, если Стратегия будет принята? Ассоциация возьмет на себя еще какие-то функции?

Г.А. Мы и без Стратегии 25 лет несем эти функции. Даже если этот документ будет принят, запланированные мероприятия по поддержке промыслов слишком растянуты во времени, а действовать необходимо прямо сейчас.

Она реальным планом действий не является?

Г.А. Таким планом действий, который нужен сейчас промыслам, конечно, не является. И мы об этом писали Министру, я же не просто так говорю.

Как Вы видите – что надо делать сейчас?

Г.А. Сейчас надо определить потребности по основным направлениям промыслов и идти в Министерство, идти в Минфин, идти в Правительство, идти к Президенту - там не такие уж большие суммы необходимы – и просить, чтобы по страховым взносам, по энергоресурсам у нас были возможности работать предприятиям.

А что получается? Из всех субсидий 50% 3 предприятия получают. А 75 – получают остальные 50% на всех. Мы говорим об этом несколько лет. К сожалению, нас не слышат.

В чем сейчас приоритетные направления работы Ассоциации?

Г.А. Приоритетным направлением у нас сейчас будет законотворческая работа в Государственной Думе, Совете Федерации. Минфине по снижению налогового бремени, в первую очередь это страховые взносы. Необходимо найти средства и возможности, чтобы предприятия могли выжить в сегодняшних тяжелейших условиях.

Конечно, выставочная деятельность.

Сейчас мы разрабатываем программу развития туристической деятельности в местах традиционного бытования промыслов.

Геннадий Александрович, спасибо за интерью. Успехов Вам в Вашей деятельности.

С 8 по 12 декабря в Москве проходила IX Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья-2010». Наш корреспондент побеседовал с председателем правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадием Дрожжиным.

- Уже не первый год с высоких трибун звучат призывы сохранять своё культурное наследие - вековые традиции русской народной культуры…

Когда нас спрашивают, то и мы, конечно, рассказываем, как усиливается интерес к народной культуре в стране. Но если приглядеться, то всё окажется далеко не так. Какой-либо целенаправленной работы по сохранению и развитию народных промыслов не ведётся. И бесполезно говорить о том, что промыслы имеют богатую многовековую историю, что в них воплотился опыт эстетического восприятия мира народов, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур нашей многонациональной страны… Если даже личное поручение Президента о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов, что прозвучало в сентябре прошлого года, до сих пор остаётся без внимания.

К счастью, мы в основном сохранили народные художественные промыслы. В этом отношении мы впереди планеты всей: ни в одной стране мира не сохранены четырнадцать направлений народного искусства. Многие названия скромных городов и посёлков России ассоциируются со всемирно известными центрами народного искусства: Палех, Холуй, Федоскино - мировые бренды лаковой миниатюры; Семёнов, Городец, Богородск, Архангельск - роспись и резьба по дереву; Великий Устюг, Красное Село - изделия из серебра; Вологда, Елец, Михайлов, Кадом - кружевоплетение; Вербилки, Дулево, Гжель, Кисловодск - фарфор. И это только часть промыслов России. Но если мы и дальше не будем прилагать никаких усилий по развитию и сохранению этой отрасли, выводить её на рынок, то за пять лет можем полностью лишиться народной художественной культуры.

Сегодня вообще нельзя говорить об эффективной господдержке как о комплексе, системе. Да, у нас есть налоговые льготы, есть и субсидии. Ежегодно на все народные промыслы выделяется чуть больше 6 миллионов долларов. Но этого недостаточно. Промыслы оказались в ведении Министерства промышленности и торговли, а оно как-то не особо заботится о нашем состоянии. Министерство культуры не включает «народные промыслы» в Федеральную целевую программу «Культура России», поскольку мы находимся не в их ведомстве, и нашими проблемами должно заниматься Министерство промышленности. Получается какой-то замкнутый круг! Но мы же не просим Министерство культуры заниматься чем-то, что к нему не имеет отношения, мы просим взять под опеку культурную составляющую - выставки, фестивали, обучение молодых специалистов. Ведь законом определено, что народные художественные промыслы - это культурная ценность.

- А как обстоит дело с предприятиями народных промыслов?

Если говорить о численности работающих на производствах, то в последние годы показатели упали в десять раз. За это время потеряно около 50 организаций промыслов. Ежегодно численность и объёмы производства сокращаются на 10-15 процентов. Например, возьмём Северо-Кавказский регион. Дмитрий Медведев говорил, что надо менять ситуацию в регионе: из 10 молодых людей там 8 не имеют работы. Раньше промыслы Дагестана представляли собой значительный и развитый сектор экономики. Унцукуль, Кубачи, Кизляр, Гоцатль, дагестанские ковры - признанные шедевры народного искусства. Ещё совсем недавно в отрасли работали более 30 тысяч человек, а сейчас остались лишь три мастера…

Существует и угроза потери целых видов народных промыслов. Если каким-то видом промысла занимается одно предприятие, которое перестаёт приносить прибыль, его закрывают. А вместе с ним умирает и народный промысел. Могу сказать, что за последние двадцать лет мы уже потеряли 40 видов промыслов. Сейчас у нас, например, находятся в тяжелейшем положении фарфоровое и хрустальное производства. Всё потому, что там применяются очень устарелые технологии, насчитывающие по 50-60 лет.

Хотя основной причиной всеобщего вымирания отрасли является, несомненно, отсутствие рынка. В России существует всего три хороших профильных магазина (два в Москве и один в Нижнем Новгороде), занимающихся промыслами. Остальные же предлагают заграничный ширпотреб, чаще всего китайского производства, весьма сомнительного качества.

- Ни для кого не секрет, что изделия ручной работы стоят немало. Не кажется ли вам, что порой цена их настолько завышена, что сама по себе становится препятствием для покупки?

Я согласен: стоимость художественных изделий порой завышена. Но так происходит потому, что у нас в стране нет нормальной цивилизованной торговли. И только путём создания своей отечественной инфраструктуры рынка мы сможем преодолеть эту проблему. Нам нужно создавать моду на народный промысел. Это должна быть такая целевая программа, над которой поработают и политики, и СМИ, и представители творческих профессий.

Досье

Ассоциация «Народные художественные промыслы России» была основана в 1990 году. В настоящее время она объединяет около 250 организаций, занимающихся промыслами, расположенных в 64 регионах страны. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, северную чернь, ростовскую финифть, вологодское кружево, беломорскую резьбу по дереву, кисловодский фарфор, оружие тульских мастеров и многое другое. Ежегодно ассоциация проводит фестивали и выставки-ярмарки, куда мастера со всей России привозят произведения народного искусства и демонстрируют посетителям приемы художественного мастерства, где проводятся круглые столы и семинары по проблемам современного народного творчества.

Беседу вела Анна Грибоедова,
газета «Культура», специально для портала фонда «Русский мир»

Гость "СОЮЗа" - председатель правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России", член-корреспондент РАХ Геннадий Дрожжин.

Геннадий Александрович, давайте сразу перейдем к проблемам...

Геннадий Дрожжин: Россия на сегодня уже утратила около сорока промыслов. Практически исчезли киришское и вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и корсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка... Тяжелейшая ситуация в Гусь-Хрустальном, где от тысячного коллектива осталось лишь несколько мастеров. Сложная обстановка в Гжели, Богородском, Холуе, Жостово, Федоскино, Ельце. Для поддержки этих старейших и всемирно известных предприятий должна быть выработана единая государственная стратегия. В прошлом году мы внесли ряд важных поправок в закон о народно-художественных промыслах. Главное, что удалось: теперь запрещается перепрофилирование предприятия. Если мастера делали лаковую миниатюру, то новый собственник обязан тоже делать лаковую миниатюру, а, скажем, не гробы. Другая важная поправка касается уменьшения страховых взносов для наших предприятий. Дело в том, что в народных промыслах очень высока доля ручного труда - до 6о процентов. Вкупе с высокими страховыми взносами (они составляют более 30 процентов) это ложится невыносимым бременем на экономику промысла: он просто не выдерживает такой финансовой нагрузки. Мы считаем, что страховой взнос должен быть равен 14 процентам.

Что еще мешает?

Геннадий Дрожжин: Нам говорят: вы относитесь к минпромторгу, пусть оно вами и занимается. Но выставки - это уже прерогатива минкультуры. Как быть? Дальше - больше. Более половины промыслов в регионах находятся в ведении департаментов культуры, промышленности, малого бизнеса, туризма, архивного дела... Получается, как в старой пословице: "У семи нянек дитя без глазу".

Ковровская глиняная игрушка с надеждой смотрит в будещее. Фото: Роман Щербенков / РГ

Другими словами: у промыслов нет единого руководящего центра?

Геннадий Дрожжин: Да, к сожалению, это так. Отрасли нужен единый регулирующий центральный орган. Им мог бы стать, например, созданный при Правительстве Российской Федерации Совет по народным художественным промыслам.

Какие меры надо принимать срочно?

Геннадий Дрожжин: Срочно нужен закон по страховым взносам. Промыслы - это не только особая сфера духовной и культурной жизни народа, но и отрасль материального производства. Вы знаете, какова на промыслах средняя заработная плата? Меньше 10 тысяч рублей. Более чем в два с половиной раза меньше средней зарплаты по России. И это при таком огромном количестве ручного труда!

Без помощи государства не выжить?

Геннадий Дрожжин: Сегодня она мизерна, не больше стоимости одного футболиста, которого покупают за рубежом.

Как скажется на промыслах вступление России в ВТО?

Геннадий Дрожжин: У нас оборудование времен каменного века. Я не говорю про руки, про таланты - они обязательно должны остаться в народных промыслах. Но и печи должны обновляться.

А зачем народным промыслам продвинутые технологии?

Геннадий Дрожжин: Возьмите фарфор: прежде чем мастер что-то изобразит на нем, нужно купить глину, смешать, сделать форму вручную, потом ее надо в печку три раза поставить. А печка наша - 120 метров, ее только нагревать надо неделю. А на Западе печка - 20 метров, электроэнергии в три раза меньше тратится. Импорт нас просто давит по ряду позиций - в фарфоре, изделиях по металлу, керамике. И нам не выжить, если не провести техническое перевооружение.

Почему большинство промыслов не участвуют не только в международных, но и в российских выставках?

Геннадий Дрожжин: Огромное количество малочисленных, низкодоходных производств расположены далеко от центра. Только в прошлом году стали понемногу выезжать за границу. Так вот, в Лондоне за час на улице раскупили все хохломские изделия и павловопосадские платки. В Европе ведь народные промыслы полностью утрачены.

Во всем мире промыслы -это еще и важная составляющая туризма.

Геннадий Дрожжин: О чем и речь! При некоторых предприятиях есть прекрасные музеи, а при них - магазины или лавки. Например, Дулево и Вербилки с фарфором, ростовская финифть, Хохлома... По развитию туризма в районах народных промыслов тоже должна быть разработана специальная программа. Необходимо развитие инфраструктуры рынка сбыта. Сейчас почти половина всей продукции народных промыслов продается в Москве. Эх, если бы мэр Москвы открыл хотя бы десяток магазинов - по 50-100 квадратных метров - по продаже изделий промыслов! Неужели не горько смотреть на развалы сувениров в переходах, на Воробьевых горах? Ну купит иностранец изделие "под Гжель", а завтра у чайника носик отвалится... Вроде пустяк, а по этому "пустяку" будут судить о великой стране.

Русский писатель Иван Александрович Родионов оставил след в истории не только как автор литературных произведений, но и как монархист и участник Белого движения. Он был политическим и общественным деятелем русской эмиграции. О жизни и творчестве этого неординарного человека пойдет речь в статье.

Биография

Иван Родионов появился на свет 20.10.1866 в станице Камышевской, которая тогда входила в состав области Войска Донского (сейчас относится к Ростовской области). Его отец был помещиком, выходцем из донских казаков. В 1881-1884 гг. Иван проходил обучение в Елисаветградском кавалерийском училище. Затем, в 1884-1886 гг., воспитывался в Новочеркасском юнкерском казачьем училище. Окончил его по первому разряду и был выпущен хорунжим.

Далее Иван Родионов служил в первом и десятом донских казачьих полках. Как командир казачьей сотни принимал участие в подавлении бунта рабочих в Боровичах. После выхода в отставку стал земским начальником в городе и завязал дружбу с соседом по имению Михаилом Родзянко, епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Был представлен царской семье.

Иван Александрович являлся убежденным монархистом. Выступал за полное изгнание еврейского народа с территории России. Самым страшным злом для страны считал народное пьянство. Он говорил, что Россия гибнет по двум причинам: из-за евреев и алкоголя.

В годы Первой мировой

Иван Родионов был участником боевых действий в качестве казачьего офицера. С октября 1915-го проходил службу при штабе генерала Брусилова, командующего Юго-Западным фронтом. Участвовал в операции «Брусиловский прорыв», был удостоен четырех боевых орденов. Одновременно с этим занимался публицистикой, до октября 1916 г. являлся редактором «Армейского вестника» - ежедневной газеты Юго-Западного фронта.

В 1917 г. Иван Родионов не стал присягать Временному правительству. В августе принял участие в Корниловском выступлении, за что впоследствии был посажен в тюрьму города Быхов Могилевской области.

Гражданская война 1918-1922 гг.

Когда корниловцев освободили, Родионов вернулся на Дон и стал членом Добровольческой армии, в составе которой участвовал в первом Кубанском походе. В этот же период Иван Александрович издавал в Новочеркасске газеты «Донской край» и «Часовой». В последней в январе 1919 г. он опубликовал документ «Протоколы сионских мудрецов».

В ноябре 1918-го Иван Родионов участвовал в монархическом съезде, который проходил в Ростове-на-Дону. По его итогам мужчину избрали членом Юго-восточного монархического комитета, созданного с целью дальнейшей пропаганды монархических идей и восстановления монархии в России. По просьбе генерала Врангеля в 1920 г. Родионов занимался организацией печатного дела на юге страны.

Завершив Гражданскую войну в звании полковника, Иван Александрович эмигрировал из России.

Литературное творчество

Как писатель Иван Родионов стал известен в 1909 г., после издания повести «Наше преступление», которая в течение 1910 года выдержала пять изданий. Это произведение по инициативе Анатолия Кони даже выдвинули на соискание Пушкинской премии. В 1911 г. Иван Александрович написал сатирическую былину «Москва-матушка», в которой продемонстрировал взгляд казаков на русскую историю. В прессе это произведение получило негативные отзывы.

В 1922 г. Родионов создал повесть о Ледяном походе «Жертвы вечерние». В ней он описал жестокость русского восстания и отозвался о народе как о «злобной скотине», достойной лишь «ежовых рукавиц, кнута и палки».

В 1937 году вышло произведение «Царство Сатаны», в котором Иван Родионов назвал себя антисемитом и высказал восхищение деятельностью Гитлера.

Семья

Писатель был женат два раза. Первая супруга, Нина Владимировна Анзимирова, являлась театральным художником. В браке с ней у Родионова родились два сына: Ярослав в 1903 г. и Владимир в 1905 г. Младший сын впоследствии стал монахом.

Второй женой Ивана Александровича была Анна Алексеевна Кованько. Она родила ему троих детей: сына Святослава 1909 г. р., сына Гермогена 1912 г. р. и дочь Софию 1916 г. р.

В эмиграции

Эмигрировав из России, писатель сначала жил в Югославии, потом перебрался в Германию, в Берлин, где продолжил активную монархическую работу. В 1923 г. Родионов являлся помощником председателя монархического объединения в Берлине. В апреле 1926-го был делегатом Российского зарубежного съезда в Париже. В мае 1938-го организовал в Белграде встречу русских монархистов, на которой произнес речь о «монархичности всего Русского».

Дрожжин Геннадий Георгиевич

Капитан 1 ранга

Г.Г. Дрожжин родился 8 июля 1937 года в пос. Мундыбаш Кемеровской области РСФСР.

1954-1956 гг.- ученик матроса, матрос второго класса, кочегар второго класса, затем матрос первого класса на судах Дальневосточного Морского Торгового и Восточного Арктического Морского Пароходств (теплоход «Валерий Чкалов» и пароход «Михаил Урицкий»).

1956-1960 гг.- курсант Штурманского факультета ТОВВМУ им. С.О. Макарова (г. Владивосток).

1960-1968 гг.- штурман подводных лодок разных проектов Тихоокеанского флота (в т.ч. ракетных подводных крейсерах стратегического назначения первого поколения) в 15 эскадре ПЛ Камчатской военной флотилии.

1968-1971 гг. - слушатель факультета радиоэлектроники ВМА им. Н.Г. Кузнецова.

1971-1981 г.г. - старший офицер, затем начальник Отдела космических навигационных систем в одном из управлений Штаба ТОФ.

1981-1987 г.г. - Начальник отдела Центра Дальней радионавигации Главного Управления Навигации и Океанографии Министерства Обороны (г. Ленинград)

С 1987 г. - в запасе.

За кормой тысячи миль в надводном и подводном положении во всех океанах (11 автономных походов, в т.ч. РПКСН на Боевую Службу).

В качестве штурмана и котроллёра №1 участвовал в обеспечении многих пусков баллистических ракет из надводного и подводного положений. В составе государственных комиссий участвовал в приёмке новых атомных подводных лодок разных проектов. Испытывал новые навигационные комплексы, аппаратуру радионавигационных и космических навигационных систем, в частности, КНС «Ураган» (нынешняя ГЛОНАСС), глубоководных подводных гидроакустических маяков для позиций патрулирования РПКСН в океане.

В качестве заместителя начальника экспедиции по навигационному обеспечению участвовал в прокладке единственной в стране подводной кабельной магистрали связи повышенной протяжённости (1000 км) в Охотском море. В качестве начальника экспедиции на гидрографическом судне участвовал в обследовании всех радионавигационных систем и маяков отечественного тихоокеанского побережья от Владивостока до Берингова пролива, в т.ч. на Курильских островах.

За время службы награждён орденом Красной звезды и многими медалями.

После демобилизации по выслуге лет закончил Государственный институт Метрологии и Стандартизации в г. Ленинграде и работал руководителем Госприёмки на НПО «Электроаппарат» (испытания и приёмка мощных и сверхмощных коммутационно-защитных аппаратов для электростанций всех типов, в т.ч. и для атомных). После ликвидации Госприёмки- свободный художник. Член Союза художников РФ с 2005 г., член Союза писателей РФ с 2006 г., Член Ассоциации Флотской прессы с 2000г., член Президиума Объединённого совета ветеранов-подводников с 1987г.

Автор двухтомного исследовательского труда о подводном флоте времён Второй мировой и «Холодной» войн. Публикации: в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Морской флот», «Кронштадтский вестник», «Кронштадт», «Дуэль», «Морская газета», журналах «Морской сборник», «Национальная обороне», «Записки по гидрографии», «Метрология и стандартизация», «Мир сварки», «Капитан-клуб». С 1998 по 2012 гг десять персональных выставок живописи в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Лимассоле (Кипр). Изданы 2 альбома работ: «Природой дышим, чувствуем, живём» (типография «Иван Фёдоров» в Санкт-Петербурге) и «Россия-любовь моя» (Издательство «Интребрук-Сервис» в Москве).