Трудные времена на русской земле. Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле" (4 класс) 4 кл трудные времена на русской земле

План

1. Нашествие Хана Батыя.
2. Защита северо-западных рубежей Александр Невский.


1. Нашествие Хана Батыя.

К середине 12 века Русь распалась на отдельные княжества. Каждый князь желал самостоятельности.

Карта того времени разноцветная.


В 13 веке наступили трудные времена. На Древнюю Русь с востока напали кочевники — монголы . Князья не смогли защитить Русь от нашествия. В то время не было согласия между русскими князьями.

В конце 1237 года внук Чингисхана — хан Батый — привел к границам Древней Руси огромное войско. На пути татарских полчищ первой оказалась Рязань. Жители города 5 дней оборонялись, но на шестой день город был разгромлен и сожжен. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года монголо-татарское войско заняло Владимир, Коломну, Москву, Тверь, Все города были разрушены.

Однако на Новгород хан Батый не пошел, а повернул назад. На его пути встал небольшой город Козельск , который монголы прозвали злым городом. Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. Четыре тысячи вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины.

В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

Почти вся Древняя Русь была разорена монголо-татарами. Русь попала в зависимость и выплачивала дань Золотой Орде. Князья ездили к правителю (хану) Золотой Орды за разрешением на владения княжествами. Около трехсот лет хозяйничали монголы на русской земле.

Однако в борьбе с Русью Золотая Орда стала ослабевать. Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Подчинить себе Европу они не смогли.

2. Защита северо-западных рубежей. Александр Невский.

На северо-западных рубежах появилась новая угроза от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев (на одежде у них был изображен крест).

В июле 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. В Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Он выступил навстречу шведам. Шведы были застигнуты врасплох и разбиты наголову 15 июля 1240 года. За эту победу, победу на Неве, князь Александр получил прозвище Невский .

Спустя 2 года на Чудском озере Александр Невский разбил рыцарей-крестоносцев. В бою рыцари, чтобы пробить самую крепкую оборону, строились клином. Довершали бой пешие воины, которые становились внутри и позади клика. Знаю тактику противника, Александр Невский по краям поставил конницу. В центре стояли воины, вооруженные луками, топорами, мечами и крючьями, которыми стаскивали рыцарей с лошадей.


Началась битва 5 апреля 1242 года . Рыцари были закованы в тяжелые доспехи. Каждый из них весил около 120 кг. Трудно было сдержать напор врага. Однако смяв центр русских войск, рыцари сами оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали добычей русской конницы. Немцы поняли, что оказалась в западне и стали отступать. Под тяжестью лед начал трескаться. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.

Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище. Именем Александра Невского был назван орден для офицеров за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон. В 1995 году день 5 апреля был объявлен Днем воинской славы России .

Просмотры: 11 165

Вам может быть интересно

У р о к 45. ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

22.08.2014 3291 0

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.

2. Познакомить с героическими страницами истории Отечества.

3. Развивать умение работать с картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Кто создал славянскую азбуку?

– Какими были книги в Древней Руси?

– Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи … и … (Кирилл и Мефодий) , которые жили в … (IX) веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия … (христианства) . В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи) . Самая известная летопись Древней Руси – … («Повесть временных лет») . Ее написал в начале XII века монах … (Нестор). Он рассказывает о племенах … (восточных) славян.

№ 2. С помощью стрелок соедини историческое событие и имя русского князя, связанное с данным событием.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага – монголо-татар.

Татары, или монголы, жили далеко на востоке от русских границ, внутри Центральной Азии. В начале XIII века у них возникло государство.

Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Необходимость завоеваний новых пастбищ для занятия скотоводством послужила образованию Монгольского государства. В 1206 году на реку Онон съехались предводители монголо-татарских племен на курултай (съезд монгольской знати) и избрали вождем Чингисхана. Он и возглавил завоевательные походы монголо-татар.

Учитель демонстрирует схему.


У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу монголо-татар составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревку, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову, шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображением воинов: русских и монгольских. Сравнить их (с. 60 учебника). Учащиеся делают вывод, что монгольские воины имели лучшее снаряжение.

Учитель. В 1223 году монгольское войско появилось в причерноморских степях поблизости от границ Руси, где жили половцы. Половцы толпами бежали в Русь: «Мы теперь побиты, а если нам не поможете, так порубят и вас». Несколько русских князей (Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Галицкий) сошлись вместе и 31 мая встретились с татарами на реке Калке, у Азовского моря.

Напав на сторожевой отряд, княжеские дружины стали преследовать его и так растянулись, что потеряли связь друг с другом. Когда на девятый день похода за речкой Калкой князей встретил сомкнутый строй монгольской конницы, то навести боевой порядок было трудно. Русские дружины были разбиты поодиночке.

Учитель предлагает показать на карте место битвы на реке, назвать города, захваченные монголо-татарским войском.

Ученики. Рязань, Владимир, Москва, Переяславль, Торжок, Козельск и др.

Учитель демонстрирует схему походов монголо-татарского войска:

1223 г. → река Калка;

1237 г. → Рязань → Коломна → Москва → Владимир → Торжок → Козельск («злой город») → Новгород;

1240 г. → Киев.

Учитель. В 1237 году монголо-татары перешли Волгу, так как нацелились на русские земли. Князья знали об опасности, но ничего не сделали для объединения сил на отпор врагу, они были заняты междоусобицей (боролись между собой за расширение своих владений).

Войско Батыя насчитывало 150 тысяч воинов, в то время как вся Русь могла собрать 100 тысяч воинов.

Первому удару подверглась Рязань (учитель показывает на карте). Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно: «Если нас всех не будет, все ваше будет». Все рязанцы погибли, защищая свой город, в том числе и князь Юрий Рязанский. С тех пор этот город уже не поднялся. А новый был отстроен в 60 км от этого места.

В январе по реке Оке (показывает на карте) двинулось монгольское войско на город Владимир. Сражение, закончившееся поражением русских войск, произошло у Коломны.


Сто километров не дошли монголо-татары до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал город Козельск.

Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и «положить свой живот» за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том – венец от Христа-бога. Семь недель держался Козельск: горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни старцев, ни младенцев. Стал Козельск одною огромною могилою. Козельский князь тоже погиб. Он был еще малым ребенком, и пронеслась молва, будто утонул он в крови. С той поры татары не называли город Козельском, а звали его «злым городом».

В 1239 году татарское войско появилось в Южной Руси (показывает на карте). Ни один из русских городов не приглянулся татарам, как Киев:

Подступает к нам под Киев царь Батый,

Подступает он с двумя сыновьями,

И со зятем, с Лукоперым-богатырем.

А и пишет, собака, похваляется:

«Я Киев-ат город выжгу, вырублю,

Божьи церкви с дымом пущу,

Князя со княжной в полон возьму,

А князей-бояр во котле сварю».

6 декабря 1240 года Киев пал. В 1243 году после похода на Южную Русь в Поволжье возникло государство Золотая Орда со столицей Сарай (около современной Астрахани). Русские князья теперь получали от золотоордынских ханов ярлык – ханскую грамоту с правом на княжение. И везли ханам дань – богатые подарки продуктами питания, серебром, ремесленным товаром.

Так установилось монголо-татарское иго над Русью – зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.


Еле-еле-еле-еле (Медленно кружатся на месте

Завертелись карусели. в правую сторону.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, (Легкий бег на месте.)

Тише, тише, не спешите, (Постепенно замедляют бег,

Карусель остановите. остановились, покружились,

Покружились, завертелись, сели.)

Отдохнуть уселись.

Учитель. Не одни злые татары обижали русских людей. Пришли на Русь с северо-запада другие враги – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе этот город, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими слугами!» О подвиге новгородцев и князя Александра прочитаем статью «Князь Александр Невский» на с. 62–63 учебника.


Учитель (дополняет) . Было князю Александру всего 20 лет. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Учащиеся показывают на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– Кто напал на Русь в XIII веке?

– Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?

– Какой первый русский город оказался на их пути?

– Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?

– Что случилось с Киевом?

– Как стало называться государство монголо-татар?

– Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?

Учащиеся заполняют с х е м у:

– Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?

– Кто выступил против них?

– Как разбил шведов Александр?

– Какое прозвище он получил за эту победу?

– Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?

– Как строились крестоносцы? С какой целью?

– Как разбил крестоносцев Александр?

Учитель. Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву.

Разделитесь на две команды, и пусть первая команда описывает сражение за одно войско, а вторая – за другое. Сравните описание в классе. В чем есть различие?


V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 64 учебника.

Домашнее задание.

С. 59–63. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64.

1. Обведи красным карандашом границу Руси начала XIII века.

Обозначь на карте стрелками путь хана Батыя по Руси.

2. Впиши даты, когда хан Батый нападал на города.

Рязань - конец 1237 года

Владимир - в феврале 1238 года

Киев - в 1240 году

3. Прочитай стихотворение Н. Кончаловской.

Раньше Русь была удельной:
Каждым городом отдельным,
Всех соседей сторонясь,
Управлял удельный князь,
И князья не жили дружно.
Жить им в дружбе было б нужно
И большой семьёй одной
Защищать свой край родной.
Побоялась бы тогда
Нападать на них орда!

Ответь на вопросы:

  • Что значит удельный князь? Русь к середине XII века распалась на отдельные княжества, которыми правили удельные князья
  • Как жили князья? Князья не жили дружно, были междоусобицы.
  • Почему монголо-татары не боялись нападать на русские земли? Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу из-за разрозненности русских княжеств.

4. Соотнеси битву с её датой.


5. Прочитай описание боя на Чудском озере.

Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием Русь.
А крестоносцы пришли, как разбойники. Но где воровство, там и трусость рядышком.
Страх взял псов-рыцарей, видят - теснят их русские со всех сторон. Тяжёлым конникам не развернуться в давке, не вырваться. А тут ещё пустили русские в ход крюки на длинных шестах. Подцепят крюком рыцаря - и с коня долой. Грохнется он на лёд, а встать не может: неловок больно в толстых латах. Тут ему и голову долой.
Когда же в самом разгаре было побоище, затрещал вдруг под рыцарями лёд и треснул. Крестоносцы пошли ко дну, потянули их тяжёлые доспехи.
Такого поражения не знали до того времени крестоносцы.
С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Запомнились им слова, сказанные Александром Невским. А сказал он вот что: "".
(О. Тихомиров)

Ответь на вопросы:

  • Почему русские яростно дрались? Они защищали родную землю
  • Почему конникам крестоносцев было тяжело в бою? Конники крестоносцев были тяжёлыми, неповоротливыми.
  • Для чего русские использовали крюки? Подцепляли рыцарей крюками и стаскивали с лошади.
  • Какие слова Александра Невского запомнили рыцари? Подчеркни эти слова русского князя в тексте. Запомни их.

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле".

4-й класс

Задачи:

    Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

    Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

    Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

    Развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, компьютерная презентация, видеофрагменты “Александр Невский”, дополнительный материал, исторические даты.

Ход урока:

    Организация класса (звучит музыка)

1 слайд. Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах давайте проверим как мы изучили страницы истории Древней Руси.

    Актуализация знаний

Разгадывание кроссворда.

2 слайд. Нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.

    Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)

    Как называли добрых молодцев Древней Руси?(богатыри)

    Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? (Солнышко)

    Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)

    Как другим словом назывался храм на Руси? (собор)

    На чём писали в Древней руси? (Береста)

    Как прозвали князя Олега? (вещий)

    Записи о важнейших событиях(Летопись)

    Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)

Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре.

3.Введение в тему (под музыку ученик читает стихотворение).

- 3 слайд. Давайте послушаем стихотворение «Русь», которое написал известный поэт Иван Саввич Никитин.

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (О нашествии на Русь)

Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.

- 4 слайд. В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.

5 слайд. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

4.Изучение нового материала.

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Сегодня на уроке мы поговорим о трёх событиях, произошедших в трудные времена на Руси.

6 слайд. (Карта Руси). Обратите внимание на карту – Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди – бояре. Русь оказалась лакомым кусочком, не защищённым от врагов.

А кто позарился на Русь? Мы с вами узнаем в процессе исследования.

Сейчас вы объединитесь в группы историков-исследователей. Каждой группе будет дано задание: выяснить – кто были захватчики. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

(дети работают по учебнику и плану)

1 группа

-



7 слайд. Да, посмотрите как выглядели монгольские воины, как они были вооружены, в каких жилищах они жили. И как были одеты русские воины.

Первым русским городом на пути Батыя оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмощи. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом».

В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда.
Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья.)

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков.
Слово даём 2 группе.

2 группа.

Совершенно верно. Шведы были разгромлены.
Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

А Какие цели преследовали шведы? (захват территории и обогащение)

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? (Обессилена Русь от порабощения монголо-татар, Новгород – богатый город не был захвачен монголо-татарами и отсутствие князя)

Беда так же пришла и с запада от немецких рыцарей-крестоносцев.
Отвечает 3 группа.

3 группа.

А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года) Картинка с крестоносцами и ролик со священником.

Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)

Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них?

Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский» о крестоносцах.

Какие слова сказал предводитель рыцарей? (Приглашаю вас на травлю русского зверя)

Что он имел в виду? (Они хотели поработить русский народ, захватить его территорию и обратить в свою веру).

Внимательно послушайте, о чём говорит Александр Невский с новгородцами.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский» (бояре зовут Александра).

Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)

Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? Зная, что часть льда на озере слегка подтаяла. (Доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

Действительно, так и случилось. Сейчас мы посмотрим анимацию «Ледовое побоище» и ответим на вопросы:

1. Как построили свои войска крестоносцы?

5. Музыкальная пауза.

2. Как построил свои войска Александр?

3. Как проходила битва и чем закончилась?

Видеоролик на Чудском озере.

50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

6. Проверка знаний(тест).

«Трудные времена на русской земле»

    Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый; б) Чингисхан; в) Тэмуджин.

    Какой город первым оказался на их пути?

а) Новгород; б) Рязань; в) Владимир.

    Какой русский город за упорное сопротивление прозвали «злым городом»?

а) Смоленск; б) Киев; в) Козельск.

    Как стало называться государство монголо-татар?

а) Золотая Орда; б) Монгольская Орда; в) Татарская Орда.

    Столицей монголо –татарского государства был город:

а) Галич; б) Сарай; в) Полоцк.

    Что выплачивала Русь Орде?

а) дань; б) выкуп в) налог.

    Кто нанёс удар по северо-западным рубежам Руси?

а) шведы; б) монголы; в) татары.

    Решительный отпор врагам дал новгородский князь:

а) Владимир; б) Ярослав; в) Александр.

    Какое прозвище получил новгородский князь за первую победу над врагами?

а) Мудрый; б) Вещий; в) Невский.

    Рыцари-крестоносцы были разбиты на льду:

а) Ладожского озера; б) Чудского озера; в) Онежского озера.

    Когда состоялось Ледовое побоище? 7.Итог урока.

    Александр Невский – великий человек. Он был возведён в лик святых. Слайд с иконой. Во многих городах ему были поставлены памятники. Слайд. И в нашем районе есть памятник Александру Невскому на «сомовских» горах. Слайд. Не так давно на первом канале проходил проект «Имя России». Именем России был выбран Александр Невский. Роль Александра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло Солнце Земли русской». Послушайте, что сказал Александр после битвы на Чудском озере.

    Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский».

    Как вы понимаете его слова? Какова их главная мысль? (Защита Родины – святая обязанность каждого гражданина)

    Я думаю, что вы всегда будете следовать этому совету.

    Молодцы! Спасибо за урок!

    8.Домашнее задание.

    Каждой группе сделать книжку.

    1 группа

    1. Кто напал с Востока? Когда? (монголо-татары в 13 веке, в 1237г.)

      Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

      Какие города подверглись нападению? (Рязань, Владимир)

      Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? (Козельск)

      Что такое Золотая Орда? (государство монголо-татар)

      Что выплачивали русские князья монголо-татарам? (дань)

    Дети: (В 13 веке в 1237 году на Русь напал хан Батый. Подверглись нападению города Рязань, Владимир. Козельск оказался «злым» городом. Русские князья выплачивали монголо-татарам дань.)

    2 группа.

    1.Кто напал с северо- запада? (шведы)

    2.В каком году это произошло?(в 1240г.)

    3.На какой реке произошло сражение? (Неве)

    4.Какой князь со своей дружиной выступил против них? (Александр)

    5.Чем закончилась битва? (шведы были разбиты)

    6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы? (Невский)

    Дети: (В 1240 году с северо-запада на Русь нападают шведы. Это сражение произошло на реке Неве. Князь Александр со своей дружиной разбил шведов. После этой победы его стали называть Александр Невский.)

    3 группа.

      Кто и в каком году напал с запада?(рыцари-крестоносцы в 1242 году)

      Где это произошло? (на льду Чудского озера)

      Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)

      Как строились в бою рыцари- крестоносцы? (клином)

      Чем были вооружены русские воины? (луками, топорами, мечами и крючками)

      Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы? (из-за тяжелых доспехов).

    Дети: В 1242 году с запада напали на Русь рыцари- крестоносцы. Битва произошла на Чудском озере. В бою рыцари- крестоносцы строились клином. Русские воины были вооружены луками, топорами, мечами и крючками. Из-за тяжёлых доспехов рыцари, проваливались под лёд и тонули в озере.