Блаженный сильвестр. Святой блаженный сильвестр, папа римский. Приметы и поверья

Эта молитва читается утром.

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва 2

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным взбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение, о злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши возрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деяниям, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имярек), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешнии день: и от всякаго лукавствия противного ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего, но моли за мя грешного и недостойного раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва 4

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

День святого Сильвестра , или Селиверстов день – религиозный праздник. В странах с католическим устроем отмечается в самый канун 31 декабря, в православных – 2 (15) января, в частности в странах Европы. Известно, что с каждым годом праздник становится все интересней, ярче, красочнее и веселее. В этот день люди радуются, веселятся, шутят, много едят, пьют и с огромным интересом ждут наступления Нового года. Как известно, День святого Сильветра не является нерабочим днем.

История и празднование

Папа римский Сильвестр I родился в III веке в Риме в христианской семье. Из исторических источников известно о жизни святого проповедника очень мало. Согласно легенде, дошедшей до наших дней, известно, что в 314 году н.э. святой Сильвестр изловил древнейшего морского монстра – змея Левиафана. Считали, что библейское чудище в 1000 году сможет вырваться на свободу и уничтожить весь мир. Стараниями и отвагой Сильвестра, к всеобщей радости людей, этого не произошло. Сильвестр уничтожил змея и спас весь мир от катастрофы, тем самым не дав людей в обиду. Согласно этой легенде, воедино слились образы Сильвестра I, который убил дракона в 314 году, и Сильвестра II – мага, который боролся с кознями дьявола и был Папой Римским в 999–1003 годах.

Святой Сильвестр, который спас мир от гибели, принял свою кончину 31 декабря 335 года. День смерти Сильвестра люди почитают как День святого Сильвестра. С тех времен именно 31 декабря, в годовщину смерти Сильвестра I, люди прихорашиваются, наряжаются в маскарадные костюмы, католики читают молитвы и называют себя Сильвестр-Клаусами. В наше время достоверным является тот факт, что в некоторых странах осталась интересная традиция. Последний день уходящего года люди в память о Папе Римском называют «Сильвестром». Поэтому актуальный вопрос «Куда пойдешь на Сильвестра?», который в канун Нового года можно услышать во многих странах мира, означает «Где планируешь встречать Новый год?».

Традиции «Дня Святого Сильвестра» в разных странах

Голландия
В самый канун Нового года голландцы, как и многие другие европейские жители, празднуют день святого Сильвестра. Накануне праздника все стремятся к тому, чтобы встать пораньше, так как тому, кто просыпался позже всех, давали прозвище «Сильвестр». Интересен тот факт, что любитель поспать, согласно традициям праздника, обязан заплатить штраф. Девушки в старину заканчивали выполнять всю домашнюю работу до захода солнца так как считалось, что подобное трудолюбие поможет в новом году выйти замуж.

Португалия
День cвятого Сильвестра наиболее грандиозно празднуют на одном из островов Португалии – Мадейре. Торжество праздника начинается в Фуншале – административном центре острова – с 8-ми вечера. Грандиозный праздник продолжается до самого утра.

Столицу острова подсвечивают двумя сотнями тысяч фонариков. Это яркое, сказочное, волшебное, красивое зрелище не оставляет никого равнодушным. Туристы и местные жители, празднуя, ожидают полуночи, чтобы стать свидетелями поистине шикарного салюта, который озаряет ночное небо над островом Мадейра разноцветными огнями.

Чехия
В Чезии на Сильвестра обязательно готовят карпа с яблоками, чечевицей и хреном. Считается, что это угощение поможет обрести удачу и счастье в новом году. На праздничном столе не должно быть птицы, так как считается, что счастье может «улететь» как птичка.

Россия
В России Селиверстов день, или День Кура и Курки, отмечается 2 (15) января. Считается, что этот праздник – куриный: курятники чистят, ладят насесты, окуривают стены дымом от тлеющего девясила или коровьего навоза с углями. Обычно, в курятнике висел «куриный бог», чтобы кикиморы не давили кур. Рано утром старушки наговаривали воду и омывали притолки у дверей, чтобы болезни-лихорадки не входили в избу.

Святой папа Римский Сильвестр (314-335) родился в Риме от родителей-христиан Руфина и Иусты. Вскоре отец его скончался, и святой остался на попечении матери.

Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал ему хорошее образование и воспитал как истинного христианина. Достигнув совершеннолетия, Сильвестр стал исполнять заповедь Господа о служении ближним, особенно заботясь о приеме странников, предоставляя им в своем доме приют и отдых.

Во время гонения на христиан Сильвестр не убоялся принять святого исповедника епископа Тимофея, который прожил у него более года и своей проповедью обратил многих ко Христу. После мученической кончины Тимофея, Сильвестр тайно взял тело святого и с честью предал его погребению. Это стало известно градоначальнику Тарквинию; святой был схвачен и предстал перед судом.

Тарквиний принуждал его отречься от Христа, грозя муками и смертью. Святой Сильвестр, однако, не устрашился, остался тверд в исповедании веры и был заключен в темницу. Когда же Тарквиний после суда скоропостижно умер, святой получил свободу и стал бесстрашно благовествовать язычникам, многих обратив в христианство.

В тридцатилетнем возрасте святой Сильвестр был принят в клир Римской Церкви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой Марцеллином (296-304). После смерти папы Мельхиада (311-314) святой Сильвестр был избран епископом Римским. Он ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполняли свое служение, не отягощаясь мирскими делами.

Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный царь Константин, его мать - святая царица Елена и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев множество ученых раввинов, во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета святой Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем. Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое Крещение. Святой папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубокой старости в 335 году.

Иконописный подлинник

Охрид. 1180-1194.

Свтт. Лев, Григорий, Сильвестр Римские. Фреска. Храм Святой Софии. Охрид. Македония 1037 - 1056 годы.

Чефалу. 1148.

Свтт. Григорий, Августин, Сильвестр. Мозаика собора в Чефалу. Сицилия. Италия. 1148 г.

Сицилия. 1180-1194.

Мозаика собора в Монреале. Сицилия. Около 1180 - 1194 годов.

Сербия. Ок. 1350.

Свт. Сильвестр Римский. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Салоники. XIV.

Свт. Сильвестр. Фреска храма св. Николая Орфанос. Салоники. XIV в.

Афон. XV.

Свт. Сильвестр. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Знают, или хотя бы слышали о том, что Польша отмечает в сутки Нового года не один? а сразу два, а точнее даже три праздника. Перечислим их: 31 декабря – День Святого Сильвестра, собственно Новый год – в ночь с 31 декабря на 1 января, а 1 января – Торжество Пресвятой Богородицы. С Богоматерью всё достаточно понятно – день памяти есть день памяти, в случае с Девой Марией нет даже смысла говорить, за какие заслуги мы Её вспоминаем. С Новым годом всё вообще прозрачно – светский праздник. Но что делать со Святым Сильвестром? Кто он и почему у него такой день в календаре?

Оказывается, версий две. Точнее так: периодически, можно даже сказать, ежегодно, на разных польских радиостанциях и телеканалах можно увидеть и услышать опросы случайных прохожих на предмет их знаний о праздниках. Что касается дня Сильвестра, обращает на себя внимание факт, что мнения опрашиваемых расходятся. Часто это звучит примерно так: «Сильвестр... Хмм.. Это святой костёла... По-моему, он был Папой римским... Крестил какого-то императора... Помог людям пережить апокалипсис... Убил дракона... Его убил дракон...»

Это могут быть ответы как одного человека, так и нескольких. Как ни странно, это показывает, что в общем люди имею представление о Сильвестре. Правда, не о том и не совсем такое, какое должно быть.

Действительно - папа

Тысячный год в сознании поляков фигурирует неспроста. В самом деле, Папа римский Сильвестр II - мало того, что личность, сама по себе выдающаяся в европейской истории, так ещё и человек, отметившийся памятными для Польши поступками. Это он канонизировал Святого Войтеха (Św. Wojciech) – одного из трёх главных патронов Польши, которому, кроме прочего, приписывается авторство «Богородицы» (Bogurodzica) – старейшей дошедшей до нас религиозной польской песни, которая выполняла в Средние века роль гимна. Более того, Сильвестр II сразу после канонизации св. Войтеха в 999 году основал в Гнезно Архиепархию, что безусловно является важнейшим историческим событием для страны. И было это как раз в тысячном году. Причём эта версия выглядит куда более реалистичной, чем легенда о том, что Сильвестр II успокоил толпы людей, ожидавших Конца света в 1000 году. Почему так? А потому, что, как утверждают некоторые историки, никакой паники, связанной с окончанием времён на стыке 999 и 1000 годов, попросту не было. Всё дело в том, что простой народ мало ориентировался в общем календаре, точные знания были как раз у духовных лиц. Потому, скорее всего в это время люди занимались своими повседневными делами и никто не ждал появления из недр земли мифического апокалиптического дракона, которого поместили в тысячный год гораздо более поздние сочинители истории и хронологи.

Нестыковка

Дело в том, что дата рождения Христа в сознании людей установилась окончательно гораздо позже, чем мы себе это можем представить. Это сейчас с развитием книгопечатания, а затем и интернета, нам известно, что её вычислял монах Дионисий спустя 5 веков после неё, но и после этого споры об этом событии не утихали. Не утихают они на деле и до сих пор, ведь развитие технологий и количество нестыковок в истории приводит учёных к выводу, что у устоявшейся хронологии есть проблемы. Были они и в средние века. Более того, в пользу того, что конкретно в 1000 году никто массово не ждал апокалиптического дракона говорит и тот факт, что летоисчисление в одной только Римской империи в разных её частях велось по-разному. Где-то считали от эры Диаклетиана, где-то – от строительства Рима, ещё где-то – от сотворения Мира, и так далее. Где уж среди этого выявить в то время централизованно тысячный год? Другое дело, что это мог вычислить сам Сильвестр, но он знал, что тысячный проходит в 1001, а это, нужно признать, уже не тот эффект.

Возможно, Сильвестр II ещё потому запомнился европейцам, что ещё до своего папства, будучи Гербертом Орильякским, принёс Европе и привил в умах такие привычные нам арабские цифры. Да, да – до этого момента числа писали римскими. Герберт также привнёс в средневековую науку много нового, а точнее – хорошо забытого старого. Первый калькулятор – абак, по типу счёт, стал вновь употребляться в Европе благодаря нему.

Также он вернул в употребление такие астрономические инструменты, как армиллярная сфера и астролябия.

То есть в глазах современников он был человеком весьма и весьма прогрессивным. Причём настолько, что его подозревали в колдовстве и связи с потусторонними силами. По одной из легенд, именно эти потусторонние силы предсказали ему смерть от рук самого сатаны, который должен был его растерзать. Более того, одно из преданий о смерти Сильвестра II гласит, будто его, читающего мессу 12 мая 1003 года, разорвал дьявол. Следует учесть, что дьявол в те времена отождествлялся с драконом. Это следовало из библейских текстов, где дьявол называется и змеем, и драконом.
Вот тут-то, возможно, мы и приблизились к вопросу о миллениальном драконе, который должен был появиться в тысячный год. Кстати! А почему дракон должен был появиться именно в тысячный год? Привязка к рождению Христа здесь была бы совсем не верна. Даже если принять как аксиому дату рождения Спасителя в условный «нулевой» год, то, по всей логике, Сатана-Дракон, заточённый на 1000 лет под землёй, о чём сказано в Откровении (глава 20), должен бы был появиться в 1033 году. Если совпадений нет, то какого же дракона боялся Сильвестр II?

Второй – Первый Сильвестр

Путаница в событиях и сопутствующих им драконов, скорее всего, зародилась из-за самого имени Папы – Сильвестр. Дело в том, что дракон фигурирует и в истории другого Папы римского – Сильвестра I. История Сильвестра I не так изобилует легендами, как его позднейшего коллеги Сильвестра II. Но всё же есть в ней место загадкам.

Жил первый Сильвестр в IV веке и запомнился по большей части тем, что весьма сильно повлиял на ход истории христианства вообще. Несмотря на этот факт, личное его участие в деле построения этой истории было как бы опосредованным. Так бывает достаточно часто – показатели производства могут взлететь до небес, а имени усовершенствовавшего технологию токаря не узнает никто. И хоть это не совсем верное сравнение, суть как раз такова.
Дело популяризации и распространения христианства по миру в IV веке осложнялось повсеместными гонениями на приверженцев этого религиозного течения. Вера, если и укоренялась, то делала это очень медленно. По сути это был «катакомбный» период – христиане вынуждены были собираться тайно для совершения своих таинств. Эту информацию до нас доносят многие светские авторы того времени. Переломным моментом считается правление императора Константина. Именно он прекратил гонения на сподвижников Христа, крестился и дал церкви многие привилегии.


Откуда же такая резкая смена направления, кто повлиял? Долгое время считалось, что повлиял как раз Святой Сильвестр.

По одной из легенд, окружавших Сильвестра I, император Константин заболел проказой в наказание от бога за гонения на христиан. Призвав Сильвестра помочь ему, тот сказал, что исцелить властителя Римской империи может только Господь. Император крестился и получил исцеление.

Эта версия со временем уступила другой – будто Сильвестр крестил Константина на смертном одре. Но и она расплылась под натиском фактов. Император пережил Сильвестра на несколько месяцев и крестил его, умирающего, Евсевий Никомедийский. Но факт остаётся фактом. Константин благоволил христианам. Возможно, Сильвестр, понимая это, использовал эту черту императора в своих целях. На то, что он был неплохим политиком, указывает тот факт, что Константин жаловал Сильвестру полномочия и другие дары.

Неподтвердившийся, но весомый дар

Сейчас уже известно, что знаменитый Константинов Дар папе Сильвестру I является искусной подделкой, причём гораздо более поздней, чем время жизни обеих исторических личностей. Тем не менее, начиная с XI столетия, ссылаясь именно на этот документ, Римские папы настаивали на своей власти не только над Церковью, но в той или иной степени и над всей Европой. Долгое время считалось, что документ был получен Сильвестром I от Константина за излечение того от проказы. Согласно нему, Рим, а с ним и западная часть Империи, оставлялась Сильвестру и его преемникам «до скончания веков», а сам император переезжает в новое место, на Восток, в город, который мы теперь знаем как Константинополь. Вено Константиново оказало сильное влияние и на западную, и на восточную ветвь христианства. На Руси также никто не сомневался в подлинности документа. Кроме того, в Великом Новгороде появляется «Белый клобук» – символ Третьего Рима. Тот самый, который Сильвестр I якобы получил из рук Константина в знак наделения его властью над всеми епископами Церкви. Несмотря на опровержение ещё в XV веке подлинности акта Константинова дара, он продержался в некоторых записях западной и восточной церквей вплоть до XIX столетия. Запущенные им механизмы уже было так просто не остановить. Вообще средневековье изобилует фальшивками и подложными документами, что порой серьёзно затрудняет работу историков.

Не клобуком единым

Но не только историей о подлоге в Даре императора Константина прославилось имя Сильвестра I.

Существует также легенда, что Папа Сильвестр избавил римлян от появившегося в городе дракона. Дракон пожирал по триста человек в день. Сильвестр же, в свою очередь, сотворил молитву, в которой якобы произнёс слова схожие с теми, что звучат в Откровении. Он заклинал дракона-дьявола «оставаться в подземелье вплоть до Его (Христа) прихода».

Это событие отражено во фресках, на которых св. Сильвестр воскрешает умерщвленных драконом римлян. После победы над змеем двадцать тысяч жителей Рима приняли крещение. Возможно именно тут мы видим пересечение двух персонажей – двух Сильвестров, слившихся в итоге в сознании людей.
Легенда о драконе вполне могла ассоциироваться с тысячным годом, правда, у более поздних историков, так как им уже с перспективы времени было удобнее составлять жития и прочие рассказы о святых. Кстати как раз из жития святого Сильвестра I становится понятно, почему святой является покровителем (патроном) домашнего скота. Как минимум возможно, что именно из-за случая воскрешения быка убитого во время спора с иудеями на суде у императора Константина. Иудеи обещали поверить в то, что Иисус – не просто человек, но и Бог, если Сильвестр, обращаясь к Нему, сможет вернуть к жизни свирепого быка, убитого ранее Замврием – раввином, на которого собравшиеся иудеи возлагали большие надежды в споре с Сильвестром.


Они полагали, что если спор словесный зайдёт в тупик, то Замврий сможет доказать, что их бог вернее, чем бог, о котором твердит Сильвестр. Действительно, видя, что в споре на словах для иудеев намечается тупик, Замврий пообещал императору и собравшимся, лишь произнеся имя бога на ухо кому-то, умертвить его, ссылаясь на текст Второзакония, где Бог говорит, что Он убьёт и Он же исцелит.

Тогда привели свирепого быка, которого еле могли удержать несколько крепких мужчин. Замврий прошептал ему что-то на ухо и бык, затрясшись, издох. Замврий же обратился к Сильвестру, чтобы и он доказал, что его Бог всемогущ. Сильвестр не задумываясь вознёс не тайную, но явную молитву Христу и Богу и Святому Духу и все увидели, как бык ожил. Сильвестр сказал быку, чтобы тот впредь был кроток, а не свиреп, и отпустил его, и бык тихо ушёл. Жития упоминают, что видевшие это воскликнули: «Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!» – и бросились к нему, чтобы тот крестил их.

День Господень

В капелле Сан-Сильвестро можно лицезреть житийные фрески, рассказывающие о Константиновом Даре для святого папы Сильвестра первого, которые в чём-то можно считать житийными.
Иаков Ворагинский писал о Силтвестре I как о человеке небывалого гостеприимства, заботившемся о сиротах, вдовах и бедняках. Кроме этого, по словам хрониста, святой выделялся красотой лица, речи, чистотой своей жизни, терпеливостью, щедростью в милосердии.

Дожил, согласно дошедшим до нас данным, папа, а затем и святой католической и православной церквей Сильвестр I до глубокой старости в занятиях на благо Церкви и христианства. Умер 31 декабря 335 года. То есть 2015 год является круглой датой памяти этого святого – 1680 лет.


Как видно из всего сказанного, вспоминают в Польше в день перед наступлением Нового года святого Сильвестра I, папу римского и покровителя домашних животных. К нему обращаются с молитвой о благополучии домашнего скота и прочей живности, живущей у нас дома, а также о том, чтобы наступающий год был удачным. И кстати именно Сильвестру I приписывают совет о выходном дне, данный им Константину. Он посоветовал императору заменить День Солнца днём памяти чуда воскресения Христа. С тех пор мы еженедельно имеем в календаре день, который так и называется – воскресение. Чем не повод лишний раз вспомнить святого Сильвестра, не откладывая это дело в долгий ящик до конца года.

СВЯТИТЕЛЬ СИЛЬВЕСТР, ПАПА РИМСКИЙ

Святой папа Римский Сильвестр (314 - 335) родился в Риме от родителей-христиан Руфина и Пусты. Вскоре отец его скончался, и святой остался на попечении матери. Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал ему хорошее образование и воспитал как истинного христианина. Достигнув совершеннолетия, Сильвестр стал исполнять заповедь Господа о служении ближним, особенно заботясь о приеме странников, предоставляя им в своем доме приют и отдых. Во время гонения на христиан Сильвестр не убоялся принять святого исповедника епископа Тимофея, который прожил у него более года и своей проповедью обратил многих ко Христу. После мученической кончины Тимофея, Сильвестр тайно взял тело святого и с честью предал его погребению. Это стало известно градоначальнику Тарквинию; святой был схвачен и предстал перед судом. Тарквиний принуждал его отречься от Христа, грозя муками и смертью. Святой Сильвестр, однако, не устрашился, остался тверд в исповедании веры и был заключен в темницу. Когда же Тарквиний после суда скоропостижно умер, святой получил свободу и стал бесстрашно благовествовать язычникам, многих обратив в христианство. В тридцатилетнем возрасте святой Сильвестр был принят в клир Римской Церкви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой Марцеллином (296 - 304). После смерти папы Мельхиада (311 - 314) святой Сильвестр был избран епископом Римским. Он ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполняли свое служение, не отягощаясь мирскими делами.

Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный царь Константин, его мать - святая царица Елена и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев - множество ученых раввинов, во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета святой Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем. Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое Крещение. Святой папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубокой старости в 335 году.

День памяти: Январь 2

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины. были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия".

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери. ", и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг - пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.

Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: ". радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое". Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку. Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня". В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище - Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о "Дивеевских сиротах". Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину - Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ, МУРОМСКАЯ

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить - было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сои до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря - брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, - повествует ее сын, - Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти - Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 - 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища. не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. - A мы вот что скажем, - говорили нищие, - много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы. Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба. чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», - пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной - особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании - Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас - ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках - это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин - профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.

День памяти: Январь 2

CВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФЕОГЕН, ЕПИСКОП ПАРИЙСКИЙ

Священномученик Феоген был епископом малоазийского города Пария в начале IV века. В царствование императора Ликиния (307 - 324), соправителя Константина Великого, трибун Заликинтий принуждал его оставить священный сан, отречься от Христа и поступить на военную службу. После решительного отказа святитель Феоген был беспощадно избит палками и брошен в темницу, где отказался принимать пищу. Тогда его приговорили к утоплению в море. Перед казнью святой просил дать ему время на молитву, во время которой его осиял необычайный свет. Корабельщики и некоторые из воинов, которым было поручено утопить святого, пораженные светом, обратились ко Христу, но другие воины поспешили бросить святого в море. Святитель Феоген воспринял мученическую кончину около 320 года. Впоследствии тело его было взято христианами из воды и погребено у городской стены. На месте этом стали совершаться многочисленные исцеления.

День памяти: Январь 2

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛЬВЕСТР ПЕЧЕРСКИЙ, В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ

Преподобный Сильвестр Печерский жил в XII веке и был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. Он продолжил труд летописца преподобного Нестора и написал девять житий святых угодников Печерских. В службе отцам Печерским, почивающим в Ближних пещерах, преподобный Сильвестр называется блаженным и обладающим "чудесным даром прогонять бесовские прилоги" (песнь 9 канона). Преподобный Сильвестр погребен в Ближних пещерах, память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.