Брауни мифология. Брауни – британские домовые. Список фольклорных существ и персонажей

С коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у этих вымышленных существ преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели сделать слуги.. Аналогом являются славянские домовые и скандинавские ниссе .

Описание

Чаще всего считается, что брауни относятся к духам, среди них нет женщин. Однако брауни Горной Шотландии иногда собираются в небольшие группы, и среди них изредка попадаются женщины. Например, Мег Мулах, то есть Волосатая Мег. [кто? ] Она была привязана к семейству Грантов из Туллокгорма, оплакивала смерть членов этой семьи, как баньши, исполняла обязанности брауни, подсказывала главе семьи ходы, когда он играл в шахматы.

Брауни могут стать домашними. Сначала они ведут наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто «соответствуют их моральным стандартам».

Пока люди отдыхают, брауни занимаются всевозможной хозяйственной деятельностью: ткут, готовят, прибираются, моют, занимаются людскими орудиями труда, следя за их исправностью, стерегут кур от лисиц, а также от воров. В ответ брауни ожидает благодарности в виде крынки сливок или парного молока и специально испеченной сдобной лепешки. Однако хозяйка никогда не предлагала брауни лакомство, а только оставляла его там, где он легко сможет его найти: любая попытка заплатить брауни за его труды оканчивалась его уходом из дома.

Если им предложить в подарок новую одежду, то они обидятся и покинут дом. «Бездомный» брауни может напасть, заманить в болото или чащобу. Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный брауни боится христианских символов.

Обычно брауни стараются не прибегать к физической силе, а лишь сообщать различными способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни велика, брауни могут применить силу либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов , фей и пикси , а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев. Но бывают случаи, когда незваных гостей слишком много и они очень сильные. В этой ситуации брауни либо становятся невидимыми и бегут в лес за помощью эльфов, либо начинается процесс превращения брауни в боггарта .

В массовой культуре

Компьютерные игры

Kingdoms of Amalur:Reckoning

См. также

Напишите отзыв о статье "Брауни (фольклор)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Волшебные существа: Энциклопедия / перевод с английского: Н. Горелов, Н. Дьяконова и др., перевод с латинского Н. Горелов. - СПб: Азбука-классика, 2005. - С. 140-143. - 432 с. - ISBN 5-352-01569-6 .

Отрывок, характеризующий Брауни (фольклор)

– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.


Брауни — английский домовой фейри. Живут не в домах и не во дворах людей, а сами по себе, где-нибудь поблизости от людского жилья. Человечки эти бурого цвета (отсюда и их название) брауни, браун. Днем они не появляются, а по ночам люди иногда видели, как брауни бесшумно, словно безобразная тень, крадется от дерева к дереву, стараясь чтобы его не заметили. Но они никогда никому не вредят. Ведь все брауни, если их не обижают, не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь тем, кто нуждается в помощи. Живут брауни в норах.


Чтобы брауни помог, его надо позвать на ужин, для этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да
еще добавить к нему ложку сливок. «Это был крошечный волосатый уродец с длинной бородой, красными веками, широкими плоскими ступнями — точь-в-точь жабьи лапы — и длинными-предлинными руками, доходившими до земли, даже если он стоял прямо. »
Крошечный, косматый человечек, с морщинестой, коричневой кощей, приблизительно 25 дюймов в высоте. Если брауни одеваются то любят носить небольшие рваные костюмы зеленых, синих, или коричневых тонов.
В каждом замке, в каждом доме, жил свой брауни и в кухне, рядом с огнем, для него, было место, которое оставляли всегда незанятым. Брауни нравится жить в домах, зданиях о которых они заботятся. Брауни выходят поночам, чтобы закончить небольшую работу по дому, просмотреть рогатый скот. Все брауни ожидают, взамен миску сливок и медового пирога. Но есть правило, никогда не оставлять одежды для брауни и не оставлять слишком много еды. Брауни тогда начинают думать что больше не нужны этому дому и уходят.



Брауни не любят, чтобы их замечали, и потому свою работу делают только по ночам, в обмен на маленькие подарки или еду. Другие подарки он не любит и может даже оскорбиться и уйти.
Вредный брауни мог иногда хулиганить по дому, кидать мебель, мусорить, рассыпать крупу.
Брауни имел особую нежность к продуктам маслодельни, и частенько мешал дояркам, которые делали свою работу. Он пытался очаровать их, чтобы получить вкусное лакомпство, но лишь пугал своей внешностью. Брауни мог быть замечен, только теми, у кого было ясновидение, или если брауни сами хотели того.

На вопрос Кто такие брауни? Где они обитают? заданный автором Єарида лучший ответ это ссылка
Чтобы брауни помог, его надо позвать на ужин, для этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да еще добавить к нему ложку сливок.
"Это был крошечный волосатый уродец с длинной бородой, красными веками, широкими плоскими ступнями - точь-в-точь жабьи лапы - и длинными-предлинными руками, доходившими до земли, даже если он стоял прямо. "

Брауни-странные существа, в которых верили многие шотландские горцы, жители Шотландских и Западно-Шотландских островов.
В Бервикшире считалось, что брауни появляются для того, чтобы помочь людям справиться с тяжелой и скучной работой; однако им ни в коем случае нельзя платить за это.
Больше всего они любили фигурное печенье из свежесмолотой, еще теплой муки, поджаренное на угольях и смазанное медом.
Домохозяйки, приготовив это блюдо, клали его там, где брауни мог его найти.
У англичан существует аналогичное представление о брауни: это "грешные духи".Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе.
От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он перед кончиной кого-нибудь в семействе воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопание дверями и пр.

Каждому, у кого в доме завелись брауни, следует помнить: брауни невероятно честны и больше всего на свете гордятся своим бескорыстием. Если предложить им в награду за труды какую-нибудь новую одежду взамен серых лохмотьев – брауни покинут дом, потому что решат, что их пытаются подкупить.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Обычно, брауни стараются не прибегать к физической силе, а лишь сообщать различными способами своим хозяевам о возможном враге.
Только если угроза нормальной жизни велика, брауни могут применить силу, либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов, фей и пикси, а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев. Брауни могут воспользоваться «заклинаниями удачи и неудачи» , «замешательства» и «зеркального отражения» , причём последнее создаст в глазах противника «растроение» личности.

Но бывают случаи, когда незваных гостей слишком много и они очень сильные. В этой ситуации Брауни либо становятся невидимыми и бегут в лес за помощью эльфов, либо начинается процесс превращения брауни в боггарта.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто такие брауни? Где они обитают?

Ответ от Wolf [гуру]
Брауни (англ. Brownie) - это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом до трех футов, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечесаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни») . Кожа у них преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают и от того, чем они питаются [источник?] . Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги.Брауни живут на улице, сами по себе, или в норах, которые расположены недалеко от людского жилья. Брауни - групповые существа, поэтому обитают небольшими племенами, занимая большую территорию для себя - до 5-ти километров в радиусе. Обитают брауни в Великобритании, Франции и Германии.


Ответ от Fish-Kate [активный]
ответ на ваш вопрос и мне кажется довольно подробно тут:
😉



В английском и шотландском фольклоре существует образ брауни. Эти существа – то же, что наши домовые, их название происходит от слова «brown», обозначающего коричневый цвет. Действительно, брауни покрыты бурой или коричневой шерстью. Первое упоминание о них встречается в начале XVI столетия.

Таинственные помощники

В основном описывают как небольших, ростом с ребенка, человечков. Тело их покрыто коричневыми волосами, руки могут быть очень длинными, ступни широкие и плоские, пальцы на конечностях отсутствуют или срослись между собой, обычно остаются лишь большие пальцы. Переносицы у них нет, зато глаза ярко-голубого цвета. Брауни могут носить бороду. Кожа у них чаще бывает светлой, хотя могут встречаться различные оттенки в зависимости от места обитания и образа жизни этих существ. Иногда они одеты в лохмотья зеленых, синих или коричневых цветов.

В отличие от российских , брауни живут небольшими группками. В основном это духи мужского пола, но, например, в Горной Шотландии встречаются и духи-женщины.

Брауни обитают не в домах, а в норах неподалеку от человеческого жилья. Но это не мешает им активно участвовать в жизни людей. Деятельность их разнообразна: они могут помогать по хозяйству, например, в шитье, уборке или готовке, смотреть за скотом и птицей.

Брауни, если верить легендам, помогали шотландским пивоварам. Недаром в процессе пивоварения использовали особый ритуальный камень, который так и назывался – брауни.

Днем брауни поглощены собственными делами – собирают в лесах дикие плоды, подбирают зерна на полях, могут подоить корову в отсутствие хозяев… Но они знают меру и, как правило, «отрабатывают» взятое.

Одна из «обязанностей» брауни – защита дома от воров и злоумышленников. Обычно духи просто предупреждают хозяев жилища об опасности. Но иногда им приходится вмешиваться физически. Порой для этого они пользуются магией или призывают на помощь своих «родичей» - эльфов или фей.

В старину верили, что в каждом доме есть свой брауни. У него было свое собственное место – в кухне, рядом с огнем, на которое никто никогда не садился. Брауни могли десятилетиями «служить» поколениям одной и той же семьи.

Так, в семье Грантов из Туллокгорма (Шотландия) была своя брауни женского пола - Мег Мулах, или Волосатая Мег. Она помогала членам этой семьи, в частности, подсказывала верные ходы главе семейства во время игры в шахматы, а также выступала в роли плакальщицы, когда кто-нибудь умирал.

Существовало поверье, что брауни могут подсказывать писателям сюжеты для книг, навевая соответствующие сновидения. Так, какой-то из них якобы подсказал Роберту Стивенсону идею его знаменитой повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Но и сами брауни нередко становятся героями художественных произведений. Так, их можно встретить на страницах сказок братьев Гримм.

Такие разные…

В Шотландии брауни называют трау (trow). Они живут в горах и лесах, но могут быть и «домашними». Считается, что у трау более вредный характер, чем у английских «коллег». Но они могут приносить ощутимую пользу людям, дому и хозяйству, если вы будете постоянно оставлять им подношения – молоко, сметану или выпечку.

Разновидностью брауни считаются и . От обычных брауни они отличаются большими размерами. Хобгоблины вовсе не какие-то злобные чудовища (как можно заключить по названию), но очень любят подшучивать над людьми, и шутки эти далеко не безобидны. Особенно для тех, кто осмеливается смеяться над этими сущностями или критиковать их.

Популяция хобгоблинов под названием файнодери (finoderi) проживает исключительно на острове Мэн. Файнодери обладают большой физической силой, что позволяет им серьезно пособлять людям в различных сельскохозяйственных работах, например, в жатве или сенокосе.

Пикси отличаются склонностью к проказам. Они могут красть лошадей и продукты, заманивать путников в непроходимое болото… Они выглядят как низкорослые человечки с рыжими волосами и курносыми носами. На голове они носят большой островерхий колпак. Хотя обычно пикси живут в лесах, они также могут и помогать людям по дому.

Боггарты – это те же брауни, но приносящие человеку больше вреда, чем пользы. Они хулиганят в домах – отвязывают скотину, бьют посуду, воруют продукты. Заставить боггарта оставить своих «жертв» в покое очень трудно, обычно хозяевам дома, где «поселился» боггарт, рекомендуется переехать в другое место. Но порой боггарт следует за ними и в новое жилище.

В книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере боггарт обладает способностью превращаться в то, чего человек боится больше всего, то есть является воплощением человеческих страхов.

Как «общаться» с брауни?

Чтобы заставить брауни помогать вам, следует провести соответствующий . Например, позвать их на ужин и угостить молоком. Чашку молока, обязательно густого и жирного, нужно выставить за порог дома. Неплохо добавить к молоку и сливки.

Но нельзя оставлять для брауни слишком много еды, и никогда не нужно оставлять для них одежду – эти сущности могут решить, что таким образом вы пытаетесь их подкупить, словом, ваша доброта – не от чистого сердца.

Некоторые брауни уходят далеко от людей и дичают. Вот они способны причинить людям вред: могут напасть на одинокого путника, заманить в глухую чащобу или болото… Если вы столкнулись с таким враждебно настроенным брауни, рекомендуется закрыть глаза и прочитать молитву. Кстати, брауни боятся молитв и христианской символики.

И все же брауни стремятся отыскать свой «дом». Как правило, они сначала наблюдают за людьми в зоне своего обитания, чтобы найти тех, кто годится им в «хозяева». Вернее, в «подопечные».

И все-таки – кто же такие брауни и их «родственники»? Может, все же не бесплотные духи, а вполне себе материальные обитатели параллельной реальности, которые могут посещать наш мир?

Морозова Екатерина

Брауни-сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Что это за существо, почему так называется, где обитает и что умеет дедать?. Ответы можно узнать в этой работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Сузунского района Новосибирской области

«Сузунская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Английский домовой - брауни»

(исследовательский проект)

Секция «Иностранные языки»

Работу выполнила

Ученица 9 «В» класса

МКОУ «Сузунская СОШ № 2»

Морозова Екатерина

Руководитель

Учитель иностранных языков

МКОУ «Сузунская СОШ № 2»

Шмальц Наталья Владимировна

СУЗУН

2014

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Брауни как мифические существа …… ..………………………….………..3

1.2. Функциональная предназначенность и места обитания брауни………..…4

1.3. Разновидности брауни…………………………………..…………………..5

1.4.Английский брауни и русский домовой…………………………………...6

1.5. Мифические реалии и современность………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……….12

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Интерес Англии к своему эпосу, мифологии, традициям фольклора и национальному прошлому привел к тому, что в сказках появилось многочисленные сказочные существа , ранее бытовавшие в преданиях и мифах. Средневековые легенды населили сказочный мир эльфами, гномами, гоблинами, троллями, великанами, феями. Элементы фантастического и чудесного вплелись в сказку, создавая ощущение присутствия в мире реальном чего-то таинственного и необъяснимого. Сказочные существа проникли и в английский дом, и во двор английского крестьянина, избавив хозяев своим появлением от скуки обычной, повседневной работы, и придав загадочность привычным событиям и вещам. Самое известное из этих существ – английский домовой – брауни. Брауни – известные английские домашние сказочные персонажи, прежде я о них много слышала, а недавно прочитала очень интересную книгу – «Сказки Биг -Бена», в которой я вновь встретилась с брауни. Заинтересовавшись очевидным сходством английских брауни с русскими домовыми, я решила провести небольшое исследование, посвященное английским домовым. Я думаю, что мое исследование будет довольно актуальным. Несмотря на то, что нас повсюду окружают современные умные вещи, умеющие делать буквально все, время от времени возникают ситуации, когда трудно объяснить происходящее с точки зрения науки и здравого смысла. И тогда мы вспоминаем какие-то необыкновенные случаи, загадочные истории, случившиеся с нашими знакомыми. Возможно, что все это выдумки и никаких брауни и домовых нет, но все эти сказки базируются на народных преданиях и легендах, а для постижения культуры любого народа просто необходимо полное знакомство с устным народным творчеством. Известно, что проблема теоретического изучения языка и его практического применения существует. Любой человек может постичь лексико-грамматическую сторону языка, выучить все возможные правила, но без постижения страноведческого материала знания его будут неполными. Страноведение предполагает изучение не только обычаев и традиций, но и знание мифов и легенд страны изучаемого языка, поэтому я остановила свой выбор на этой теме и решила проверить свое предположение: возможно ли сходство между английским и русским домовыми и в чем оно проявляется?

Объектом своего исследования я определила бытовое сказочное существо – брауни, а предметом исследования – историю английских мифических и сказочных существ.

Цель моего исследования:

  • определение роли «брауни» в ряду английских мифических существ

Задачи:

  • выяснить происхождение слова «брауни»;
  • определить место обитания и сферу деятельности брауни;
  • провести сравнительную характеристику персонажей английского брауни и русского домового;

При выполнении работы я пользовалась методами

  • обзора источников информации;
  • анализа и синтеза материала;
  • методом сравнения и обобщения.

Итак, кто такие «брауни» и что значит само слово «брауни»?

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Брауни как мифические существа

БРАУНИ - сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Название произошло от бурого цвета шерсти брауни (в английском «brown» - «коричневый, бурый»). Впервые упоминаются в начале XVI в. Эти существа являются символом домашнего уюта, представляя собой английскую вариацию русских домовых. Изучив литературу по теме, я составила примерный портрет этого мифического персонажа. Выглядят брауни так: ростом с ребенка, лохмотья коричневого цвета, переносицы нет, отсутствуют или сращены между собой пальцы рук и ног, оставлен лишь большой. Это небольшие человечки, с коричневыми нечесаными волосами и ярко-голубыми глазами. А вот еще одно описание - "Это был крошечный волосатый уродец с длинной бородой, красными веками, широкими плоскими ступнями, точь-в-точь жабьи лапы, и длинными-предлинными руками, доходившими до земли, даже если он стоял прямо." Кожа у этих вымышленных существ, преимущественно, светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются. Если брауни одеваются, то любят носить небольшие рваные костюмы зеленых, синих, или коричневых тонов. Брауни - групповые существа, поэтому обитают небольшими племенами, занимая большую территорию для себя - до 5-ти километров в радиусе. Чаще всего считается, что брауни относятся к духам-одиночкам, и среди них нет женщин. Однако, брауни Горной Шотландии иногда собираются в небольшие группы, и среди них изредка попадаются женщины. Например, Мег Мулах, то есть Волосатая Мег. Согласно преданию, она была привязана к семейству Грантов из Туллокгорма, оплакивала смерть членов этой семьи, исполняла обязанности брауни, подсказывала главе семьи ходы, когда он играл в шахматы.

  1. Функциональная предназначенность и места обитания брауни

Это ближайшие родственники домовых, но живут не в домах людей, а в норах недалеко от людского жилья. Они помогают людям по хозяйству: ткут, готовят, прибирают дом. Говорят, что брауни помогают писателям, даря им сны с сюжетами для книг. Существует легенда, что они помогли известному писателю Роберту Льюису Стивенсону написать книгу «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Сами брауни тоже часто попадают в рассказы. Например, их можно встретить в сказках братьев Гримм. Брауни любят вежливых людей. Поэтому, если вы хотите, чтобы Брауни помогали вам, позовите их на ужин и угостите молоком. Тогда они станут вашими верными друзьями и будут преданно охранять ваш дом. Днем они не появляются, они занимаются «семейными» делами: собирают дикие плоды в лесах, подбирают зёрна с людских полей, пока хозяев нет поблизости, но брауни - честный народ, они всегда знают меру и всегда отработают за лишнее зёрнышко и украденный стакан коровьего молока. А по ночам люди иногда видят, как брауни бесшумно, словно безобразная тень, крадется от дерева к дереву, стараясь, чтобы его не заметили. Брауни выходят по ночам, чтобы закончить небольшую работу по дому- посмотреть рогатый скот, проверить все ли в порядке на крестьянском дворе. Кроме этого, брауни может покараулить дом от воров, а кур от лисиц, проследить за исправностью орудий труда. Если их не обижают, они не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь тем, кто нуждается в помощи.

В Шотландии брауни помогали крестьянам при пивоварении. Неслучайно ритуальный камень, ускоряющий процесс варки пива, называется брауни. Чтобы брауни помог, его надо позвать на ужин. Для этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да
еще добавить к нему ложку сливок. Но есть правило - никогда не оставлять одежды для брауни и не оставлять слишком много еды. Брауни тогда начинают думать, что больше не нужны этому дому, что их пытаются подкупить и уходят. А вот «бездомный» брауни может напасть, заманить в болото или чащобу. Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный брауни боится христианских символов. Брауни вновь могут стать домашними. Сначала они ведут наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто «соответствуют их моральным стандартам».
В давние времена считалось, что в каждом замке, в каждом доме, жил свой брауни. В кухне, рядом с огнем, для него, было место, которое оставляли всегда незанятым.
Брауни также символизировали фамильные традиции. Сохранились до наших дней предания о приверженности брауни определенным семьям в течение многих десятилетий. Такие брауни верой и правдой служили семье, даже помогали защищать жилище от врагов. Обычно брауни старались не прибегать к физической силе, а лишь сообщали различными способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни была велика, брауни могли применить силу, либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов, фей и пикси, а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев. Но бывали случаи, когда незваных гостей было слишком много и они были очень сильными. В этой ситуации брауни либо становились невидимыми и бежали в лес за помощью эльфов, либо начинался процесс превращения брауни в боггарта.

  1. Разновидности брауни

В фольклоре народов Западной Европы существа, живущие в людских домах и во многом сходны, но все же они отличаются, в зависимости от места своего проживания и от внешнего облика и роста. С английским брауни мы уже знакомы.
А теперь шотландский брауни, который носит местное название трау (trow).
Обычно обитает в горах и лесах, но может жить и в домашних условиях, обладает более «вредным», по сравнению с английским коллегой, характером. Часто бывает очень полезен, по крайней мере, до тех пор, пока жители дома не забудут оставить ему молока, сметаны и выпечки. Хозяйству, в котором он проживает, брауни оказывает небольшие, но полезные услуги, однако горе тому, кто вздумает критиковать, либо посмеиваться над его усилиями - месть оскорбленного до глубины души брауни будет страшной. Еще одна разновидность брауни это
хобгоблин (hobgoblin) . Это существо значительно превышает размерами английского брауни. Хобгоблин это не какой-то вариант гоблина, на что, казалось бы, указывает название, вовсе не кровожадное чудовище, хотя следует признать, он большой любитель до всяческих фокусов и шуток, которые далеко не всегда так уж безобидны. Вариант хобгоблина, проживающий только на острове Мэн, носит название файнодери (finoderi). Файнодери обладает солидной силой и может, если захочет, помочь на жатве и сенокосе, когда надвигается ненастье. Пикси - небольшие сказочные существа, которые также считаются разновидностью эльфов и фей. Их поведение варьируется от маленьких безобидных шалостей до серьезных проказ – увлекают в болото путников, крадут продукты и лошадей. Живут они в густых лесах и могут предстать перед человеком в различных обличьях. Но обычно это низкорослые существа с рыжими волосами и курносым носом, на голове которых большой колпак с острым верхом. Добрые дела они тоже совершают-, например, помогают человеку по дому, сближаясь в этой функции с брауни. Боггарт (boggart) - скверная и сверхвредная разновидность брауни. Это дух или домовой в английской мифологии. . Обычно боггарт дружелюбно настроен к хозяевам дома, но иногда способен и на злые проделки - отвязывает домашний скот, бьет посуду, крадет пищу. Показываются в основном ночью, когда их легче спутать с настоящими чудовищами. Духи обычно привязаны к дому, и в этом случае единственный способ избавиться от них - переехать. Однако, случается, что боггарт берёт на себя труд переехать вместе с обитателями дома. И чем больше отчаивается семья, тем веселее боггарту. Искаженный образ боггарта дает Джоан Роулинг в своих книгах о Гарри Поттере.
В трактовке Роулинг, боггарт отличается от прочих привидений тем, что умеет превращаться в существо, объект или предмет, которого человек боится больше всего…

1.4. Английский брауни и русский домовой

Русский домовой рядом функций, присущих ему как мифологическому персонажу, напоминает английских брауни.О происхождении домовых в русском фольклоре сохранилось множество легенд, например: "Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть тайну его величия, смешением языков; а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы и пр. Кто в момент наказания находился в доме, сделался - домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие формы и свойства. У англичан существует аналогичное представление о брауни: это "грешные духи". Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он перед кончиной кого-нибудь в семействе воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопание дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близ печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близ лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти. Из-за этого многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр., тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков... Также наваливается во время ночи на спящего и давит его так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни слова сказать. Рассказы о том, что домовой "вещует" хозяевам, повсеместно распространены в деревенской среде и сегодня. Домовой не любит зеркал, также козлов, а так же тех, кто спит близ порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, оставаясь при этом невидимым. Для сравнения - основная функция английских брауни --помогать "людям справиться с тяжелой и скучной работой". Особенно любит домовой жить в банях и париться, и вообще, предпочитает теплые места. Следуя народным преданиям, не нужно называть это существо домовым, а лучше "дедушкой, хозяином, набольшим или самим". Так же как и английский брауни, домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае перед порогом дома зарывают в землю череп или голову козла. Домовые в русой мифологии - это духи - хранители домов, олицетворение душ умерших предков. По народным верованиям, домовой весь оброс густой шерстью и мягким пухом, даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа голое. Его мохнатые подошвы зимой обозначаются на снегу, а ладонью домовой гладит но ночам сонных и те чувствуют, как шерстиста его рука. Если она мягкая и теплая, то предвещает счастье и богатство, если холодная и жесткая, то быть худу. Домовой всегда имеет человеческий вид хозяина дома, большей частью уже умершего, или старшего в семье: деда, бабушки и т. д. Про домового рассказывают, что он может показаться людям в образе старика, ростом с пятилетнего ребенка (характерно, что английские народные представления о брауни также указывают на их маленький рост), всегда в красной рубашке, опоясанной синим кушаком; лицо у него сморщенное, борода белая, волосы на голове желто-седые, а глаза словно огонь горят, голос суровый и глухой; он любит ворчать и браниться. Домовой любит те семьи, в которых живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, которые в чистоте и порядке содержат свой дом и двор. Трудолюбивым и заботливым хозяевам домовой сам помогает в их хозяйстве. Зато нерадивым хозяевам, а также тем, которых он не взлюбит, домовой старается всячески вредить. Согласно русским народным воззрениям, домового следует угощать, так же как англичане угощают своих брауни. Чтобы домовой не сердился необходимо оставить для него немного еды на столе каждый вечер, тогда домашние дела будут спориться. В некоторых регионах России существует представление о том, что домовой - существо "семейное". Так, у русских поморов "домовой хозяин" ... имеет жену и детей ровно столько же, сколько детей находится в доме. Живет "домовой" со своим семейством в подполье. "Хозяйка" и "хозяин" вершат в доме все домашние и семейные дела. В отличие от английских поверий о брауни, в русской традиции "деятельность" домового в основном направлена на скотоводство (ухаживать за лошадьми и коровами) и домоводство, его "связь" с земледелием (зерном, жатвой и хлебом) проявляется крайне редко. Явную прикрепленность домового к дому и ко двору можно объяснить тем, что в русских народных представлениях о демонологических персонажах вплоть до настоящего времени сохранилось четкое разделение их "зон влияния": банник - "заведует" баней, водяной - реками, озерами и рыбой, леший - лесом, дикими животными и деревьями, овинник - овином, полевик - полем и т. д. На основании всего выше сказанного, я подготовила сравнительную таблицу, которая наглядно показывает сходство и различия в характеристиках мифических существ двух народов. Анализируя предложенные параметры сравнения, мы можем убедиться в том, что имеется достаточное большое сходство между нашими сказочными персонажами. (Приложение № 1 Сравнительная таблица «Английский брауни и русский домовой»)

  1. Мифические реалии и современность

Образы мифических, сказочных существ непонятны и загадочны и поэтому привлекательны. Многие художники, писатели, режиссеры обращаются к этой теме. Творческая фантазия безгранична и делает возможными многие, казалось бы, невозможные вещи. Благодаря этой фантазии, вполне могут существовать дружеские отношения между английскими и русскими домовыми духами, тем более, что они имеют много общего в своих «должностных обязанностях». Приведу два примера успешного творческого союза и сотрудничества брауни и домового. 16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Это журнал для детей, главным героем которого является маленький, желтый и пушистый человечек в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо. Кого же он напоминает? Оказывается у нашего Мурзилки есть родственники в далекой Англии. В 1883 году канадский художник Палмер Кокс создал серию рисунков о брауни и сопроводил их забавными стихотворениями о их приключениях. Затем в свет вышла книга “ The Brownies, their book”, где уже была целая коллекция историй о маленьких человечках. Имен у этих человечков не было, а были характерные прозвища – Моряк, Китаец, Дэнди, Жокей, Король, Студент, Полицейский и др. Русская писательница Анна Хвольсон сделала вольный перевод текстов Палмера Кокса, снабдила героев новыми именами и в 1913 году в России вышла книга « Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», иллюстрациями к книге послужили рисунки Кокса. Так появились герои с другими именами: Маз-Перемаз, охотник Мик, Вертушка, китаец Чи – Ка – Чи, Микробка, Дедко – Борадач и Мурзилка. Мурзилкой Анна Хвольсон назвала персонаж, которого в оригинальной версии звали Dude - денди, франт, пижон, щеголь. В обиходе XIX века существовало выражение « оделся как мурза», т. е. пышно, дорого, щеголевато (мурза – татарский князь). Автор русского текста из мурзы сделала уменьшительно – ласкательное – Мурзилка. Спустя десять лет Мурзилка появился на страницах одноименного детского журнала. В 2011 году журнал был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования. Еще одним примером является детский фильм – сказка «Деревня Утка» режиссера Бориса Бунеева, который вышел на экраны в1976 году. Фильм рассказывает о добром существе Шишке, хранителе очага старого деревенского дома. По сюжету фильма Шишок встречается со своим шотландским « коллегой» Брауни, приехавшим на научный симпозиум в качестве эксперта по необъяснимым явлениям. Как оказалось у героев много общего и оба они обеспокоены тем, то современные дети, становясь взрослыми, перестают замечать чудеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я рассмотрела две группы мифических существ, обитающих в разных странах, на основе их отношений с человеком. Каждая из рассмотренных мною групп обладает определенными качествами, имеет свои функции и место обитания. На основании анализа преданий, легенд, сказок можно многое сказать о привычках народов, о развитии их культуры, об их окружении. Фольклорное творчество может дать больше информации о народе, чем самые умные исследования. Все сказания и их герои, в том числе и мифические существа, похожи друг на друга в той или иной степени, но все же, в каждом народном сказании проявляются особенности народа, создавшего его, его мироощущение, понимание места человека в мире, его отношение к добру и злу. «Сказка ложь, да в ней намек», - эта поговорка лучшее тому доказательство. Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:

мифические и сказочные существа разных народов имеют много общего, так как мифология всех народов отражает общечеловеческие принципы морали;

английский брауни и русский домовой прочно заняли свое место в ряду сказочных существ, потому что их существование неразрывно связано с традиционным укладом жизни в сельской местности.

Хочется верить в то, что наши старые сказки всегда будут рядом с нами, а их персонажи нет-нет да и напомнят о себе какой-нибудь доброй шуткой, неожиданной помощью или верным предсказанием.

Свою работу я планирую продолжить и сделать более подробное, детальное сравнение характеристик английского брауни и русского домового. А для тех, кто заинтересовался моей работой, я приготовила две небольших сказки о моих героях. Это сказка « Малютка Брауни» из сборника шотландских сказок и авторская сказка А. Н. Толстого «Снежный дом». (Приложение № 2)

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997; Энциклопедия суеверий. М., 1997; Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

  2. Сказки Биг Бена. Стихи и сказки в пересказе Григория Кружкова. М.:Монолог,1993

  3. Н. Горелов,Волшебные существа:Энциклопедия.СПб.,Азбука – классика,2008

  4. А. Н. Толстой. Сорочьи сказки. Эксмо, 2011

  5. www.murzilka.org .

  6. Википедия. Выходные данные фильма реж. Б. Бунеева «Деревня Утка»


Предварительный просмотр:

Рисунок 1Сравнительная таблица "Английский брауни и русский домовой"


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Малютка Брауни

Малютка брáуни жил в большом доме под названием Хилтон-Холл. - Постойте, а кто это - брауни? - спросите вы.

Брауни - так называют в Англии домовых. Похожи они скорей всего на малюсеньких смешных человечков и бывают довольно симпатичные, но ужасно капризные. Если им вздумается, они выполнят за вас всю домашнюю работу, а нет, так только напроказят.

Рассказывают, что был в Корнуэлле один брауни, который мог за ночь намолоть зерна больше, чем сам хозяин за целую неделю. Но брался за работу этот брауни, только если ему не забывали оставить на ночь большую миску свежих сливок.

А еще один брауни - весьма знаменитый, по имени Робин Гуд,- был отчаянный озорник и большой любитель всяких проделок. Например, он любил подкрасться к какой-нибудь почтенной леди за столом и незаметно выплеснуть весь эль, который она только собиралась выпить. А то делал и похуже: отпирал конюшню и выпускал на волю всех лошадей.

Но брауни из Хилтон-Холла не был таким отчаянным проказником, как этот Робин Гуд, правда, он не был и таким добродетельным, как корнуэллскийбрауни. Все у него зависело от настроения.

Когда он бывал не в духе, то не успеют в доме все уснуть, он уж тут как тут и времени зря не теряет: в сахарницы насыплет перцу, в пиво - соли, золой забросает огонь в очаге, который нарочно оставили гореть на всю ночь, да еще расплескает чистую воду, приготовленную на утро.

Ну, а если он бывал в хорошем настроении - к счастью, это случалось чаще, - то пока служанки спали, он подметал за них всё комнаты, чистил очаг, разводил яркий огонь, прибирал все в кухне: скреб горшки, перетирал тарелки, мыл, скоблил, пока все в кухне не засверкает и не заблестит.

Охотней всего брауни делал это, когда служанки оставляли ему на ночь миску со сливками или ломоть хлеба с медом.

И вот случилось однажды, что служанки засиделись допоздна, рассказывая друг другу страшные истории. И когда две самые молодые из них - помощница кухарки и горничная - отправились наконец спать, то, поднимаясь со свечой по лестнице, они вдруг услышали в кухне легкий шум. «Что, если это брауни?» - подумали девушки.

А надо вам сказать, что брауни никто еще никогда не видел - они не очень-то любят людям на глаза показываться, - и девушкам страсть как захотелось на него взглянуть. Вот они спустились потихоньку с лестницы, подкрались к кухонной двери и, набравшись храбрости, приоткрыли ее.

Так и есть! В кухне оказался малютка брауни. И как вы думаете, что делал этот бесенок? Сидел верхом на крюке от длинной цепи, ввинченной в потолок, на которой подвешивают над очагом горшки, и качался как на качелях.

Качался и напевал:

О горе мне, горе!
Не упал еще в землю желудь,
Что поднимется в небо дубом,
Что пойдет на зыбкую люльку,
Что будет качать ребенка,
Что станет потом мужчиной,
Что меня отпустит на волю.
О горе мне, горе!

Девушки-служанки были добрые девушки. И пока они раздевались, чтобы лечь спать, они успели переговорить обо всем и сошлись во мнении, что это стыд и позор - держать бедного брауни в доме против его желания. Ведь он был таким милашкой! А если иногда и проказничал, то помогал гораздо чаще. И они решили отпустить его на волю.

На другой день они спрашивали всех, кого только встречали, как им отпустить на волю малютку брауни. Но никто не знал. Наконец они спросили старую птичницу.

Ах ты Господи! - воскликнула птичница. - Да нет ничего проще!

И она рассказала им, что и как надо делать.

В соседнем городе была о ту пору ярмарка, и девушки отпросились туда пойти. Каждая прихватила часть денег, которые копила себе на свадьбу, и на эти деньги они купили на ярмарке лучшего зеленого линкольнского сукна.

Весь следующий день они кроили и шили и сшили для брауниочень миленькую зеленую накидку с капюшоном. И когда наступил вечер, положили ее в кухне возле очага, а сами спрятались и подглядывали в щелку.

Вскоре появился брауни, нахмуренный и насупленный. Было видно, что он пришел в плохом настроении.

Но стоило ему заметить возле очага зеленую накидку с капюшоном - Боже ты мой, что тут началось! Он заулыбался, заухмылялся, взял в руки накидку, чтобы рассмотреть ее хорошенько, потом надел на себя и стал глядеться в начищенную медную сковороду. А потом ну плясать и скакать по кухне, припевая:

Накидка моя, капюшон теперь мой,
И больше не служит вам домовой!

И так, припевая и пританцовывая, он исчез из кухни, и больше его никто никогда не видел.

Шотландские и английские сказки / Пер. и составление Н.В. Шерешевской.

Алексей Николаевич Толстой

Снежный дом

Дует ветер, крутится белый снег и наносит его высокими сугробами у каждой избы.
И с каждого сугроба мальчишки на салазках съезжают; повсюду можно кататься мальчишкам, и вниз к речке на ледянке турманом лететь, и скувыркиваться с ометов соломы, – нельзя только заходить за Аверьянову избу, что посередине села.
У Аверьяновой избы намело высоченный сугроб, а на нем кончанские мальчишки стоят и грозятся выпустить красные слюни.
Аверьянову же сыну – Петечке хуже всех: кончанокие мальчишки грозятся, а свои кричат: ты кончанский, мы тебе скулы на четыре части расколем, и никто его не принимает играть.
Скучно стало Петечке, и принялся он в сугробе нору копать, чтобы туда залезть одному и сидеть. Долго Петечка прямо копал, потом стал в сторону забираться, а как добрался до стороны, устроил потолок, стены, лежанку, сел и посиживает.
Просвечивает со всех сторон голубой снег, похрустывает, тихо в нем и хорошо. Ни у кого из мальчишек такого дома нет.
Досиделся Петечка, пока мать ужинать позвала, вылез, вход комьями завалил, а после ужина лег на печку под полушубок, серого кота за лапу подтащил и говорит ему на ухо:
– Тебе я вот чего, Вась, расскажу – у меня дом лучше всех, хочешь со мной жить?
Но кот Вась ничего не ответил и, помурлыкав для вида, вывернулся и шмыг под печку – мышей вынюхивать и в подполье – шептаться с домовым.
Наутро Петечка только залез в снежный дом, как слышит – хрустнул снег, потом сбоку полетели комья, и вылез из стенки небольшого роста мужичок в такой рыжей бороде, что одни глаза видны. Отряхнулся мужичок, присел около Петечки и сделал ему козу. Засмеялся Петечка, просит еще сделать.
– Не могу, – отвечает мужичок, – я домовой, боюсь тебя напугать очень. – Так я теперь все равно тебя забоялся, – отвечает Петечка.
– Чего меня бояться: я ребятишек жалею; только у вас в избе столько народу, да еще теленок, и дух такой тяжелый – не могу там жить, все время в снегу сижу; а кот Вась давеча мне говорит: Петечка, мол, дом то какой построил. – Как же играть будем? – спросил Петечка.
– Я уж не знаю; мне бы поспать охота; я дочку свою кликну, она поиграет, а я вздремну.
Домовой прижал ноздрю да как свистнет… Тогда выскочила из снега румяная девочка, в мышиной шубке, чернобровая, голубоглазая, косичка торчит, мочалкой повязана; засмеялась девочка и за руку поздоровалась. Домовой на лежанку лег, покряхтел, говорит:
«Играйте, ребятишки, только меня в бок не толкайте», – и тут же захрапел, а домовова дочка говорит шепотом: – Давай в представленыши играть. – Давай, – отвечает Петечка. – А это как? Чего то боязно.
– А ты, Петечка, представляй, будто на тебе красная шелковая рубашка, ты на лавке сидишь и около крендель. – Вижу, – говорит Петечка и потянулся за кренделем.
– И сидишь ты, – продолжает домовова дочка и сама зажмурилась, – а я избу мету, кот Вась о печку трется, чисто у нас, и солнышко светит. Вот собрались мы и за грибами в лес побежали, босиком по траве. Дождик как припустился и впереди нас всю траву вымочил, и опять солнышко проглянуло… до леса добежали, а грибов там видимо невидимо…
– Сколько их, – сказал Петечка и рот разинул, – красные, а вон боровик, а есть – можно? Они не поганые, представленные то грибы?
– Есть можно; теперь купаться пойдем; катись на боку с косогора; смотри, в реке вода ясная, и на дне рыбу видно.
– А у тебя булавки нет? – спросил Петечка. – Я бы сейчас пескаря на муху поймал…
Но тут домовой проснулся, поблагодарил Петечку и вместе с дочкой обедать улез.
Назавтра опять прибежала домовова дочка, и с Петечкой они придумывали невесть что, где только не побывали, и так играли каждый день.
Но вот преломилась зима, нагнало с востока сырых туч, подул мокрый ветер, ухнули, осели снега, почернел навоз на задворках, прилетели грачи, закружились над голыми еще ветками, и стал подтаивать снежный дом.
Насилу влез туда Петечка, промок даже весь, а домовова дочка не приходит. И принялся Петечка хныкать и тереть кулаками глаза; тогда домовова дочка выглянула из дыры в стенке, пальцы растопырила и говорит:
– Мокрота, ни до чего дотронуться нельзя; теперь мне, Петечка, играть некогда; столько дела – руки отваливаются; да и дом все равно пропал. Басом заревел Петечка, а домовова дочка плеснула в ладоши и говорит: – Глупый ты, – вот кто. Весна идет; она лучше всяких представленышей. – Да и кричит домовому: иди, мол, сюда.
Петечка орет, не унимается. Домовой сейчас же явился с деревянной лопатой и весь дом раскидал, – от него, говорит, одна сырость, – Петечку за руки взял, побежал на задворки, а там уж рыжий конь стоит; вскочил на коня домовой, Петечку спереди присунул, дочку позади, коня лопатой хлоп, конь скок и под горку по талому снегу живо до леса домчал. А в лесу из под снега студеные ручьи бегут, лезет на волю зеленая трава, раздвигает талые листья; ухают овраги, шумят, как вода; голые еще березы почками покрываются; прибежали зайцы, зимнюю шерсть лапами соскребают, кувыркаются; в синем небе гуси летят…
Домовой Петечку с дочкой ссадил, сам дальше поскакал, а домовова дочка сплела желтенький венок, ладони ко рту приложила и крикнула: – Ау, русалки, ау, сестрицы мавки, полно вам спать!
Аукнулось по лесу, и со всех сторон, как весенний гром, откликнулись русалочьи голоса.
– Побежим к мавкам, – говорит домовова дочка, – они тебе красную рубашку дадут, настоящую, не то что в снежном дому. – Кота бы нам взять, – говорит Петечка. Смотрит, и кот явился, хвост трубой и глаза воровские горят.
И побежали они втроем в густую чащу к русалкам играть, только не в представленыши, а в настоящие весенние игры: качаться на деревьях, хохотать на весь лес, будить сонных зверей – ежей, барсуков и медведя – и под солнцем на крутом берегу водить веселые хороводы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Сузунская средняя общеобразовательная школа №2» «Английский домовой брауни » (исследовательский проект) Работу выполнила ученица 9 «В» класса МКОУ « Сузунская СОШ № 2» Морозова Екатерина Руководитель учитель иностранных языков МКОУ « Сузунская СОШ № 2» Шмальц Наталья Владимировна СУЗУН 201 4

Возможно ли сходство между английским и русским домовыми и в чем оно проявляется? Объект исследования – бытовое сказочное существо – брауни; Предмет исследования – история английских мифических и сказочных существ;

Цель исследования: определение роли «брауни» в ряду английских мифических существ Задачи: выяснить происхождение слова «брауни»; определить место обитания и сферу деятельности брауни; провести сравнительную характеристику персонажей английского брауни и русского домового; Методы исследования: обзор источников информации; анализ и синтез материала; метод сравнения и обобщения. ?

БРАУНИ КАК МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА БРАУНИ - сверхъестественное существо в английской и шотландской мифологии. Название произошло от бурого цвета шерсти брауни (в английском «brown» - «коричневый, бурый»).

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ И МЕСТА ОБИТАНИЯ БРАУНИ

Что умеет делать Брауни? Брауни выходят по ночам, чтобы закончить небольшую работу по дому- посмотреть рогатый скот, проверить все ли в порядке на крестьянском дворе. Кроме этого, брауни может покараулить дом от воров, а кур от лисиц, проследить за исправностью орудий труда.

Что любит брауни? Чтобы брауни помог, его н ужно позвать на ужин. д ля этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да еще добавить к нему ложку сливок. Но есть правило - никогда не оставлять одежды для брауни и не оставлять слишком много еды. Брауни тогда начинают думать, что больше не нужны этому дому, что их пытаются подкупить и уходят.

Разновидности брауни Трау (trow) Хобгоблин (hobgoblin) Файнодери (finoderi) Боггарт (boggart) Пикси (pixie)

Трау (trow) Шотландский домовой, с растрепанной шевелюрой и темно-коричневой кожей, отсюда и название. Обычно обитает в горах и лесах, но может жить и в домашних условиях. Часто бывает очень полезен, по крайней мере до тех пор, пока жители дома не забудут оставить ему молока, сметаны и выпечки.

Хобгоблин (hobgoblin) Хобгоблин ы в английском фольклоре - добродушные домашние c оздания, похожие своими повадками на брауни. Они редко выходят из дома. предпочитая греться у огня. Правда, они очень обидчивы, и если уж обижаются, то хозяевам достается по первое число - молоко скисает, одежда рвется словно сама собой, чисто выметенный пол тут же вновь оказывается грязным.

Вариант хобгоблина, проживающий только на острове Мэн, носит название файнодери. Файнодери обладает солидной силой и может, если захочет, помочь на жатве и сенокосе, когда надвигается ненастье. Файнодери (finoderi)

Пикси (pixie) - небольшие сказочные существа, которые также считаются разновидностью эльфов и фей. Их поведение варьируется от маленьких безобидных шалостей до серьёзных проказ – увлекают в болото путников, крадут продукты и лошадей.

Боггарт (boggart) - скверная и сверхвредная разновидность брауни. Это дух или домовой в английской мифологии.. Обычно боггарт дружелюбно настроен к хозяевам дома, но иногда способен и на злые проделки - отвязывает домашний скот, бьет посуду, крадет пищу. Боггарт (boggart)

Образ в книгах Искаженный образ боггарта дает Джоан Роулинг в своих книгах о Гарри Поттере. В трактовке Роулинг, боггарт отличается от прочих привидений тем, что умеет превращаться в существо, объект или предмет, которого человек боится больше всего…

Трау (trow) Хобгоблин (hobgoblin) Файнодери (finoderi) Боггарт (boggart) Пикси (pixie)

Английский брауни и русский домовой. Параметры сравнения брауни домовой сущность "грешный дух» , дух – одиночка; дух бескрылый, бестелесный, не злой; групповые существа; Внешность человекоподобный человекоподобный Место обитания Жилище человека, хозяйственные постройки, хозяйские поля; Жилище человека, дом; Вид деятельности Помощь по дому, уход за дом. животными, работа в поле; Помощь по дому; Предпочтения Может делать предсказания; предпочитает небольшое вознаграждение за работу; не любит ленивых хозяев; Может делать предсказания; предпочитает небольшое вознаграждение за работу; не любит ленивых хозяев;

Вывод В работе рассмотрено две группы мифических существ, обитающих в разных странах, на основе их отношений с человеком. Каждая из рассмотренных групп обладает определенными качествами, имеет свои функции и место обитания. На основании анализа преданий, легенд, сказок можно многое сказать о привычках народов, о развитии их культуры, об их окружении. Фольклорное творчество может дать больше информации о народе, чем самые умные исследования. мифические и сказочные существа разных народов имеют много общего, так как мифология всех народов отражает общечеловеческие принципы морали; английский брауни и русский домовой прочно заняли свое место в ряду сказочных существ, потому что их существование неразрывно связано с традиционным укладом жизни в сельской местности.

Сказка ложь, да в ней намек …

Спасибо за внимание!