Что может проверить народный контроль. «Народный контроль» в действии. Смотреть что такое "Народный контроль" в других словарях

в широком смысле одна из основных социальных функций, которую в социалистическом обществе осуществляют трудящиеся как единственные и полноправные хозяева своей общественной жизни и выражающие их волю и интересы учреждения, входящие в политическую систему этого общества; функция, заключающаяся в надзоре за соблюдением государственными, хозяйственными, общественными организациями законности, требований трудовой, плановой, финансовой и других проявлений дисциплины, за целесообразностью и эффективностью деятельности, использования материальных и трудовых ресурсов и т. д. В специальном смысле Н. к. именуется существующая в СССР массовая организация, созданная специально для осуществления контрольных функций и сочетающая в себе государственные и общественные начала. Ее возглавляет Комитет народного контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его председатель назначается Верховным Советом СССР, а состав комитета утверждается правительством; в него входят представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций, рабочие, колхозники, служащие, работники печати, деятели науки и культуры. В советских республиках и в административно-территориальных единицах функционируют комитеты Н. к. ССР и АССР, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные. Комитеты Н. к. имеют сравнительно небольшой штат кадровых работников и создают из активистов отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии. Все эти органы работают на общественных началах, их состав подбирается из числа наиболее авторитетных рабочих, колхозников, служащих, пенсионеров по рекомендациям партийных и общественных организаций. Основу системы органов Н. к. составляют работающие в полной мере на общественных началах группы и посты Н. к., которые образуются при сельских и поселковых Советах народных депутатов, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Они избираются соответствующими Советами и трудовыми коллективами и осуществляют контроль непосредственно там, где ведется производственная деятельность. В целом в общественных органах комитетов Н. к. и особенно в его группах и постах занято около 10 млн. активистов. Н. к. как институт политической системы социализма представляет собой воплощение идей В. И. Ленина о массовом Н. к., на базе которых под его руководством была создана в первые годы Советской власти рабоче-крестьянская инспекция. Именно так, учил он, - на основе сочетания специального государственного аппарата с массовым участием трудящихся - должны осуществляться функции контроля в социалистическом обществе. На основе ленинских принципов с учетом специфики современных условий строится и деятельность органов Н. к. Они проводят регулярные проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, а комитеты Н. к. проверяют также выполнение директив партии и правительства, государственных планов и заданий органами государственного и хозяйственного управления - соответствующих масштабам деятельности комитетов Н. к. того или иного уровня. Деятельность всех должностных лиц аппарата государственного управления, государственных предприятий, колхозов и иных кооперативных общественных организаций находится под взыскательным массовым контролем. В соответствии с ленинскими идеями главное в нем - помощь в улучшении работы проверяемых предприятий, организаций, органов управления, в устранении обнаруживаемых недостатков. Вместе с тем при выявлении серьезных нарушений государственной дисциплины, бюрократизма и волокиты, бесхозяйственности и злоупотреблений органы Н. к. применяют к виновным в этом должностным лицам меры общественного и правового воздействия - группы и посты Н. к. объявляют общественные порицания, передают материалы о выявленных недостатках и злоупотреблениях на рассмотрение коллективов и товарищеских судов, а комитеты Н. к., кроме того, налагают на виновных взыскания и производят денежные начеты на причиненный народному хозяйству материальный ущерб. Свою деятельность органы Н. к. строят на основе гласности, широко используя в этих целях печать, радио, телевидение. О результатах проверок и принимаемых по ним мерах они должны информировать коллективы соответствующих предприятий, организаций, учреждений. Комитеты Н. к. передают также при необходимости результаты, полученные в ходе проверок, в руководящие партийные и государственные органы и в прокуратуру, отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за серьезные упущения в работе и ставят вопрос об увольнении перед вышестоящими по отношению к ним руководящими органами. Таким образом, и в использовании Н. к. мер воздействия проявляется сочетание общественных и государственно-правовых начал. Принципы и практика работы органов Н. к. показывают, что они выступают одним из важнейших институтов социалистической демократии. Для миллионов граждан это замечательная школа участия в государственном управлении. Органы Н. к. выступают активными помощниками партии и правительства в воспитании руководящих работников и всея трудящихся в духе высокой организованности, дисциплинированности, ответственности. Партийные организации, направляя работу органов Н. к., оказывают им всемерную поддержку и помощь. Руководство партии и советские законы гарантируют беспрепятственную деятельность народных контролеров. Любые попытки их преследования решительно пресекаются, а виновные в этом привлекаются к строгой ответственности вплоть до снятия с постов и предания суду. В братских социалистических странах существуют подобные институты, также воплощающие в себе ленинские принципы массового Н. к. Но в конкретных формах организации и деятельности, объеме компетенции и прав, характере взаимоотношений с другими элементами политической системы общества в разных странах имеются свои особенности.

В минувшую пятницу начальник ГУ МВД России по Самарской области генерал-лейтенант полиции Сергей Солодовников в Самарском государственном университете подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем общественной организации «Союз потребителей» Эльнуром Гамбаровым, лидером зарождающегося в Самаре общественного движения «Народный контроль». Главная задача активистов организации - это выявление и пресечение фактов незаконной реализации алкоголя, что включает в себя продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, без лицензии, после установленного законом времени, несовершеннолетним, из нестационарного торгового объекта и без документов на землевладение. Работа «Народного контроля» осуществляется в непосредственном взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел.

Не прошло и двух дней после подписания соглашения, как представители созданной общественной организации уже показали себя в деле. Краткий инструктаж провел начальник отдела организации применения административного законодательства Управления охраны общественного порядка регионального МВД Александр Мязин. Подполковник полиции рассказал о задачах, стоящих перед общественниками, их правах, отметил, на какие моменты в работе им следует обратить особое внимание и напомнил о необходимости вежливого, корректного обращения с гражданами.

Представители общественного движения в светоотражающих жилетах с надписью «Народный контроль» совместно с сотрудниками полиции проверили торговые объекты в Кировском и Промышленном районах областного центра, в отношении которых неоднократно поступали жалобы от граждан о торговле алкоголем с нарушением законодательства. Проверено три магазина, два из которых располагались на улицах Ташкентской и один - на улице Земеца. Полицейские и общественники установили, что продажа алкогольной продукции в них осуществлялась без лицензии в нарушение действующего законодательства.

По данным фактам возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения), санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - до пятидесяти тысяч рублей, и по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ (Нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - до трехсот тысяч рублей. Во всех случаях продукция конфискуется.

Из незаконного оборота изъято 42,5 литра алкогольной продукции на общую сумму более 11 тысяч рублей.

«Мероприятия с привлечением активистов организации «Народный контроль» будут проводиться на постоянной основе, - отметил начальник отдела ОПАЗ Управления охраны общественного порядка регионального МВД Александр Мязин. - Помощь общественников будет заключаться в содействии полицейским по выявлению объектов незаконной розничной торговли алкоголем, в первую очередь, расположенных в многоквартирных домах, и будет направлена на пресечение данной незаконной деятельности».

Справочно : у самарской общественной организации «Народный контроль» в социальной сети «ВКонтакте» создана официальная

Народный контроль

в широком смысле одна из основных социальных функций, которую в социалистическом обществе осуществляют трудящиеся как единственные и полноправные хозяева своей общественной жизни и выражающие их волю и интересы учреждения, входящие в политическую систему этого общества; функция, заключающаяся в надзоре за соблюдением государственными, хозяйственными, общественными организациями законности, требований трудовой, плановой, финансовой и других проявлений , за целесообразностью и эффективностью деятельности, использования материальных и трудовых ресурсов и т. д.

В специальном смысле Н. к. именуется существующая в СССР массовая организация, созданная специально для осуществления контрольных функций и сочетающая в себе государственные и общественные начала. Ее возглавляет Комитет народного контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его председатель назначается Верховным Советом СССР, а состав комитета утверждается правительством; в него входят представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций, рабочие, колхозники, служащие, работники печати, деятели науки и культуры. В советских республиках и в административно-территориальных единицах функционируют комитеты Н. к. ССР и АССР, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные. Комитеты Н. к. имеют сравнительно небольшой штат кадровых работников и создают из активистов отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии. Все эти органы работают на общественных началах, их состав подбирается из числа наиболее авторитетных рабочих, колхозников, служащих, пенсионеров по рекомендациям партийных и общественных организаций. Основу системы органов Н. к. составляют работающие в полной мере на общественных началах группы и посты Н. к., которые образуются при сельских и поселковых Советах народных депутатов, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Они избираются соответствующими Советами и трудовыми коллективами и осуществляют контроль непосредственно там, где ведется производственная деятельность. В целом в общественных органах комитетов Н. к. и особенно в его группах и постах занято около 10 млн. активистов.

Н. к. как институт представляет собой воплощение идей В. И. Ленина о массовом Н. к., на базе которых под его руководством была создана в первые годы Советской власти рабоче-крестьянская инспекция. Именно так, учил он, - на основе сочетания специального государственного аппарата с массовым участием трудящихся - должны осуществляться функции контроля в социалистическом обществе.

На основе ленинских принципов с учетом специфики современных условий строится и деятельность органов Н. к. Они проводят регулярные проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, а комитеты Н. к. проверяют также выполнение директив партии и правительства, государственных планов и заданий органами государственного и хозяйственного управления - соответствующих масштабам деятельности комитетов Н. к. того или иного уровня. Деятельность всех должностных лиц аппарата государственного управления, государственных предприятий, колхозов и иных кооперативных общественных организаций находится под взыскательным массовым контролем. В соответствии с ленинскими идеями главное в нем - помощь в улучшении работы проверяемых предприятий, организаций, органов управления, в устранении обнаруживаемых недостатков. Вместе с тем при выявлении серьезных нарушений государственной дисциплины, бюрократизма и волокиты, бесхозяйственности и злоупотреблений органы Н. к. применяют к виновным в этом должностным лицам меры общественного и правового воздействия - группы и посты Н. к. объявляют общественные порицания, передают материалы о выявленных недостатках и злоупотреблениях на рассмотрение коллективов и товарищеских судов, а комитеты Н. к., кроме того, налагают на виновных взыскания и производят денежные начеты на причиненный народному хозяйству материальный ущерб. Свою деятельность органы Н. к. строят на основе гласности, широко используя в этих целях печать, радио, телевидение. О результатах проверок и принимаемых по ним мерах они должны информировать коллективы соответствующих предприятий, организаций, учреждений. Комитеты Н. к. передают также при необходимости результаты, полученные в ходе проверок, в руководящие партийные и государственные органы и в прокуратуру, отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за серьезные упущения в работе и ставят вопрос об увольнении перед вышестоящими по отношению к ним руководящими органами. Таким образом, и в использовании Н. к. мер воздействия проявляется сочетание общественных и государственно-правовых начал. Принципы и практика работы органов Н. к. показывают, что они выступают одним из важнейших институтов . Для миллионов граждан это замечательная школа участия в государственном управлении.

Органы Н. к. выступают активными помощниками партии и правительства в воспитании руководящих работников и всея трудящихся в духе высокой организованности, дисциплинированности, ответственности. Партийные организации, направляя работу органов Н. к., оказывают им всемерную поддержку и помощь. Руководство партии и советские законы гарантируют беспрепятственную деятельность народных контролеров. Любые попытки их преследования решительно пресекаются, а виновные в этом привлекаются к строгой ответственности вплоть до снятия с постов и предания суду.

В братских социалистических странах существуют подобные институты, также воплощающие в себе ленинские принципы массового Н. к. Но в конкретных формах организации и деятельности, объеме компетенции и прав, характере взаимоотношений с другими элементами политической системы общества в разных странах имеются свои особенности.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Народный контроль" в других словарях:

    НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ - см.: Контроль. Государственный контроль …

    Народный контроль (Латвия) - «Народный контроль» (латыш. Tautas kontrole), до марта 2010 года «Нашей Латвии» (латыш. Mūsu Latvijai) политическая партия в Латвии. Учреждена в 2001 году. Участвовала самостоятельно в муниципальных выборах марта 2005 г., получив одно место … Википедия

    НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР - система органов нар. контроля в СССР. Впервые была организована по инициативе В. И. Ленина в форме Рабоче крестьянской инспекции (РКП). Ленин указывал, что перед системой контроля в социалистич. гос ве стоит цель: всю трудящуюся массу, и мужчин и … Советская историческая энциклопедия

    КОНТРОЛЬ - вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с… … Энциклопедический словарь конституционного права

    контроль - , я, м. * Рабочий контроль. Контроль рабочих предприятия над производством и распределением продуктов; контроль представителей заводов над соваппаратом. ◘ Советская власть ввела на предприятиях, принадлежавших капиталистам, рабочий… … Толковый словарь языка Совдепии

    Контроль социальный - способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство… … Социологический справочник

    Контроль (книга) - Контроль

    Народный Совет Финляндии - или Народная делегация Финляндии (фин. Suomen kansanvaltuuskunta) финских левых и прежде всего социал демократических партий орган, названный в газете «Рабочий»(фин. Työmies) 29 января 1918 года правительством. Народный совет Финляндии начал… … Википедия

    Народный комиссариат финансов СССР - Народный комиссариат финансов (Наркомфин или НКФ) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение финансовой политики образованного советского государства в 1917 −1946 гг. История Первоначально образован… … Википедия

    Народный художественный университет - Краткая справка о деятельности Народного художественного университета в период с 2006 г. по июль 2009 г. Общие организационные вопросы. 1.1. Народный художественный университет, далее «университет», является базовой площадкой для… … Википедия

В Чебоксарах стартовал проект "Народный контроль"

Он предусматривает мониторинг цен на продовольственные товары с участием общественности. А также направлен на обеспечение баланса интересов в цепочке производитель-продавец-потребитель.

Что такое Народный контроль?

Народный контроль – это общественная организация, созданная по инициативе граждан. Главная его цель – реальное улучшение жизни граждан. В целом Народный контроль призван довести проблемы граждан до органов власти и проследить за их разрешением.

Зачем нужен Народный Контроль?

Зачастую для решения той или иной проблемы людям приходиться обивать пороги различных ведомств. При этом теряется много времени, а проблема так и остаётся нерешённой. Но многие проблемы можно разрешить не реформами, а наведением элементарного порядка и установлением дисциплины среди ответственных руководителей. Между властью и гражданами существует очень серьёзная проблема обмена информацией. Руководители любого уровня должны быть в курсе проблем граждан. Только в этом случае можно надеяться на их эффективное решение. Как показывают результаты социологических опросов, проведённых в крупнейших городах России, на сегодня наиболее острыми проблемами для россиян являются: повышение цен на социально-значимые товары, состояние ЖКХ, вопросы здравоохранения и образования. Цель Народного контроля – довести проблемы граждан до органов власти и стать связующим звеном между гражданами и властью на всех её уровнях.

Как работает Народный Контроль?

О росте цен, ассортименте и качестве товаров, других проблемах горожане сообщают по телефону или отправив заявку на электронную почту в «Общественный пресс-центр10.10.10» города Чебоксары.

тел. 8-967-471-03-40 – руководитель «Общественного пресс-центра 10.10.10»

e-mail: info101010@ yandex . ru

Механизм работы Народного Контроля:

  1. Поступающая от горожан информация о росте цен, проблемах, недоработках собирается и анализируется.
  2. Эта информация будет публиковаться в специальном электронном информационном бюллетене
  3. Бюллетень рассылается следующим адресатам:
    • средства массовой информации;
    • депутаты ЧГСД;
    • глава города;
    • главы районных администраций;
    • руководители отраслевых подразделений администрации города.

Каждый представитель того или иного уровня власти решает существующие проблемы должным образом и в надлежащие сроки.

В Госдуме рассматривается президентский проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Пришло время создавать условия, при которых коррупционеры, бюрократы, бракоделы, а также сами властные структуры, выполняющие контролирующие функции, не чувствовали бы себя неприкасаемыми и неподконтрольными народу, - считает В. Путин.

Глава государства не раз говорил о том, что главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы может быть только мнение самих граждан.

В советские времена таким критерием служил народный контроль. Он не давал покоя ни бракоделам, ни бюрократам, ни взяточникам, ни расхитителям социалистической собственности.

В народные контролеры записывались неравнодушные люди, которые не за деньги, а по совести боролись со всякими безобразиями.

Бумажная работа

По данным Министерства регионального развития, органы местного самоуправления являются объектом внимания со стороны 22 (!) контрольно-надзорных органов, осуществляющих более 40 видов контроля и надзора.

Как показывает практика, наибольшую активность в части контрольно-надзорных функций проявляют Роспотребнадзор, государственный пожарный надзор, прокуратура, органы земельного контроля, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации.

«Запросы во многих случаях не вытекают из требований законодательства, - посетовал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на одном из совещаний у Президента. – Зачастую они касаются информации, которая, как правило, размещена на официальных сайтах муниципалитетов».

Некоторые контролеры ведут себя вызывающе, если не сказать нагло. Нередко для исполнения запросов проверяющие устанавливают крайне сжатые сроки – от двух часов до трех дней, по пустякам требуют целую гору отчетности. На ответы контролирующим организациям приходится задействовать большое количество госслужащих. Некоторые муниципалитеты вынуждены даже выделять для такой работы отдельные штатные единицы.

Основное требование контрольно-надзорных органов справедливо: муниципалитеты должны качественно и в срок в полном объеме осуществлять свои полномочия. Однако на практике реализация этого основополагающего принципа дает большой сбой.

Требования контрольно-надзорных органов, по оценке министра регионального развития, зачастую не помогают проверяемым исправиться, встать на путь истинный, а просто разоряют их, потому что несопоставимы с финансовыми возможностями муниципальных бюджетов. Взять, к примеру, Пряжинский район Республики Карелия, где проживает 17 тысяч человек. В 2011 году и в начале 2012 года его проверяли 50 раз! А объем средств, необходимых на устранение недостатков по итогам выявленных проверок и по предписаниям превысил 102 миллиона рублей. В то время как бюджет района всего-то 111 миллионов.

Такая картина довольно типична. В отдельных муниципальных образованиях ситуация близка к критической. Уже есть примеры, когда главы сельских поселений слагают с себя полномочия из-за того, что не хотят работать в таком режиме, бесконечно выплачивая штрафы за «невыполнение заведомо невыполнимых требований».

Проверки ради проверки

Представители муниципальной власти не раз жаловались Президенту на несистемное, а часто ничем необоснованное и навязчивое внимании к ним и к бизнес-структурам со стороны контрольно-надзорных органов. Подготовка формальных отчетов, справок, материалов для многочисленных проверок съедает массу времени, отнимает кадровые ресурсы в ущерб реальной, а не бумажной работе. Контролеры всех мастей как будто вынуждают думать, чем задобрить проверяющего. А что делать, когда приходится брать разрешение у СЭС на пользование Интернетом через «тарелку», а у пожарных заверять штатное расписание и разрешение на нахождения оборудования в офисе.

Отвечая на многочисленные жалобы с мест, глава государства счел нужным напомнить, что органы госконтроля и надзора выполняют очень важную функцию, особенно когда дело касается жизни, здоровья, безопасности граждан. И, понятно, что зачастую без контроля и надзора просто не обойтись. Но в то же время контролеры не должны тормозить работу проверяемых организаций. Никому не нужны проверки ради самих проверок, без всякого внятного результата.

В послании Федеральному Собранию глава государства призвал всех государственных контролеров публично отчитываться об итогах проверок, о достигнутом результате.

Достойной альтернативой проверяющим всех мастей должен стать общественный контроль, который можно будет теперь проводить как в одиночку, лично, так и в составе общественных объединений.

Создавать общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы и иные организационные структуры общественного контроля, согласно президентскому законопроекту, могут «общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления».

Сферы, куда общественные контролеры могут направить свой пристальный взгляд, самые разные. Но прежде всего это, конечно, деятельность органов госвласти, местного самоуправления и других органов с публичными полномочиями.

Не закрытой для общественного контроля будут и такие области, как оборона страны, обеспечение ее безопасности и правопорядка. Общественники могут контролировать и деятельность правоохранительных органов, судов, систему исполнения наказаний, содержание детей-сирот и даже оказание психиатрической помощи. Но только в рамках соответствующих федеральных законов. При этом общественные контролеры призваны взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Задачи у такого контроля тоже серьезные и многообещающие – развивать правосознание, повышать уровень доверия граждан к деятельности государства, оказывать содействие в предупреждении и разрешении социальных конфликтов, помогать государству реализовывать гражданские инициативы и бороться с коррупцией, способствовать эффективности деятельности органов власти, обеспечивать ее прозрачность и открытость... И много еще чего ждут от общественных контролеров. Но прежде всего того, что действовать они станут открыто и законно, руководствуясь принципами объективности, беспристрастности и добросовестности. А результаты общественного контроля будут достоверными.

Под защитой государства

Государство берет общественного контролера под свою защиту: никто не может воспрепятствовать проведению проверки, если она организована в рамках закона. В то же время народные контролеры не могут необоснованно вмешиваться в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Недопустимо, согласно законопроекту, общественному контролю как-то влиять на деятельность политических партий. Впрочем, и партия тоже не имеет права мешать ему. Но в то же время в случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

Проект закона обязывает органы госвласти и местного самоуправления и другие организации, попавшие под общественный контроль, относиться к результатам проверок с вниманием и уважением, учитывать выводы, предложения и рекомендации. Их обязаны обнародовать.

А сама деятельность общественных контролеров должна быть открыта и доступна для граждан за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Отвечать перед обществом

Экс-председатель Счетной палаты Сергей Степашин назвал общественный контроль новой и даже новаторской формой государственно-частного партнерства, имеющей много граней и аспектов. Тем не менее, она, безусловно, очень актуальна.

Ведь в ближайшие годы нашей стране предстоит решать такие «бюджетоемкие» задачи как технологическое перевооружение и диверсификация экономики, развитие человеческого капитала, переоснащение Вооруженных сил и укрепление обороноспособности. Однако все это ни в коей мере не должно понизить планку социальных обязательств государства перед населением.

Напомнив об этом, Степашин сослался на положения Лимской декларации, согласно которой управление общественными финансами влечет за собой ответственность перед обществом. Более того, подотчетность современного государства перед обществом в финансовой сфере является сегодня обязательной нормой его функционирования.

Впрочем, Счетной палате России, равно как и высшим органам финансового контроля других стран, разъяснять это излишне. Потому что, как пояснил Степашин, «с одной стороны, они являются государственными органами, а с другой – институтами гражданского общества». В этом смысле деятельность Счетной палаты РФ в какой-то мере представляет из себя «синтез» государственного и опосредованно – общественного контроля, что совершенно естественно.

Специально для Столетия