Храм Троицы Живоначальной в Удельной (Удельная). Троицкая церковь в удельной Храм удельная расписание

ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ПОСЕЛКЕ УДЕЛЬНАЯ

Троицкий храм поселка Удельная расположен в одном из живописнейших уголков Подмосковья со своей богатой историей. Возникнув на рубеже XIX – XX веков, поселок получил свое наименование от Удельного ведомства, которое ведало сдачей в аренду земли под дачные участки.В 1797 году Император Павел I издал «Учреждение об Императорской фамилии», положениями которого устанавливались источники, размеры и средства обеспечения содержания членов Императорского дома. В соответствии с этим «Учреждением…» были выделены недвижимые имущества, которые получили название удельных.

В состав удельных земель на рубеже XIX – XX веков входиличасти территорий современных поселков Удельная и Быково, расположенных в Раменском районе Московской области. После открытияв 1862 году движенияпо Московско-Рязанской (с 1891 года - Московско-Казанской) железной дороге прилегающие земли стали сдаваться в арендное содержание всем желающим. В 1893 году появилась пассажирская платформа «Удельная» и переезд.

Так возник поселок Удельное, со временем сменивший название на «Удельная».

В период с 1892 по 1896 годы поселок начал интенсивно застраиваться, и к концу Х I Х столетия это был уже сформировавшийся дачный поселок, в котором проживало более двухсот арендаторов с членами семей, прислугой, садовниками. Земли Удельного ведомства арендовали люди, принадлежавшие к разным сословиям: дворяне, купцы, крестьяне, мещане, представители творческой интеллигенции. Дач было большое количество. У некоторых арендаторов их насчитывалось до десяти и более.

Дачи строились по проектам известных архитекторов: К.А. Тона, Ф.О. Шехтеля, И.В. Жолтовского; они были настоящими произведениями искусства.

Поселок Удельная стал излюбленным местом отдыха творческой интеллигенции. Из Москвы сюда приезжали известные деятели культуры: Федор Шаляпин, Надежда Обухова, Ольга Книппер-Чехова, Лидия Коренева, Михаил Булгаков, сестры Анастасия и Марина Цветаевы и многие другие.

В удельнинском обществе долгие годы центральной фигурой была Лидия Александровна Тамбурер. Она устраивала литературные и музыкальные вечера, пикники, на которых присутствовалиизвестные люди того времени. В ее личности мы видим интересное сочетание: зубной врач и потомственная дворянка, жена купца и начитанная, эрудированная женщина, любящая театр, поэзию. Не называя ее по имени, Марина Цветаева упоминает о ней в эссе о М.Волошине и в воспоминаниях об отце, а также пишет в память о ней несколько стихотворений.


У станции располагался театр, в который приезжали на гастроли артисты Московского художественного театра. На даче у Л.А. Тамбурер бывал известный театральный режиссер В.И. Немирович-Данченко, артист Михаил Чехов, оперный певец Леонид Витальевич Собинов. Общаясь с удельнинскими жителями, прогуливаясь по улицам поселка, Леонид Витальевич сравнивал Удельную с немецкими курортами.

«Ароматный рай», «Маленький Париж» - так называли Удельную начала ХХ века.

В связи с тем, что к 1895 году число жителей поселка превысилотысячу человек, а ближайшая церковь располагалась в трех верстах от Удельной - в селе Быково, среди дачевладельцев возникла мысль о построении храма.

Об основании Троицкой церкви в поселке Удельная гласит надпись на закладной табличке, находящейся за жертвенником в алтаре Троицкого придела: «Во славу Св. Живоначальныя и Единосущныя Троицы устроен сей храм в царствование благочестивейшаго Государя Императора Николая II и по благословению Высокопреосвященнейшаго Митрополита Московскаго Сергия усердием местных дачевладельцев в лето от Рождества Христова 1897 г.».

Среди выборных по построению храма в архивных документах значатся имена Константина Николаевича Корчагина, Николая Федоровича Голованова, Федора Константиновича Клепикова, Николая Васильевича Паншина, Ивана Федоровича Герасимова.

Церковь была построена в 1897 году по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца всего за 4 месяца и вначале представляла собой лишь существующий ныне центральный крестообразный объем с шатровым завершением (без Никольского и Серафимовского приделов и колокольни).


Об освящении храма была напечатана статья в журнале «Московские церковные ведомости» (№ 25 за 1897 год): «Освящение храма. В воскресенье, 15 июня, при станции Удельная Московско-Казанской железной дороги было совершено освящение вновь сооруженного храма в честь Св. Живоначальной Троицы. Вновь построенный храм очень красивой архитектуры деревянный, на каменном фундаменте и имеет крестообразную форму. Длина и ширина его восемь сажен. Его верх увенчан пятью главами, увенчанными куполами с вызолоченными крестами. Иконостас сделан о трех ярусах, дубовый, в византийском стиле. Святые иконы писаны по вызолоченному фону. Возле левого клироса замечательна, по своей древности, икона св. Николая Чудотворца, писаная на камне; она найдена в Вятке и пожертвована сюда одним из дачников. В алтаре за престолом помещен художественно написанный на стекле образ Воскресения Христова и над жертвенником древняя икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная одним благотворителем. Ко дню освящения жертвователями были принесены в дар Храму пять серебряных вызолоченных лампад, вся церковная серебряная утварь, художественно вышитые шелками облачения на престол и жертвенник и три священнических и диаконских облачений из парчи и бархата. Освящение и литургия, а накануне - всенощное бдение совершал местный благочинный о. Толгский с священниками из храма села Быкова: о. Благовещенским и о. Воскресенским, при пении хора г. Молодцова. При окончании литургии о. Толгский произнес проповедь на текст: “Процвела есть пустыня, яко крин Господи, пришествием Твоим”. Масса богомольцев присутствовала в Храме во время Богослужения. Благодаря устройствуцеркви,жителиэтойдачнойместностибудутиметьвозможностьприсутствоватьзабогослужениемввоскресные и праздничные дни, тогда как прежде им приходилось отправляться для этого слишком за три версты в храм при селе Быкове, что было весьма неудобно, вособенности в ненастную погоду».


Вследствие увеличившегося количества прихожан, церковь решено было расширить устройством придела. В 1902-03 гг. к Троицкому храму был пристроен придел в честь Святителя Николая Чудотворца с колокольней.

О постройках, существовавших до 1910 года, известно из страховой ведомости: «Страховаяоценка строений, принадлежащих Троицкой церкви, что при платформе Удельной Моск.-Казанск. Железной дороги 1-го благочиннического округа, Бронницкого уезда Московской епархии».В ней сказано: «Троицкая церковь - деревянная на кирпичном цоколе, снаружи покрашена масляной краской, внутри обита лакированными планками и в некоторой части - плотной материей голубого цвета; покрыта железом, окрашенным белою масляной краской, и по ней местами покрыта серебристым порошком. Длина церкви 10 саж. 2 арш., наибольшая ширина, считая и колокольню, пристроенную с севера, 10 саж. 3 вершка,высота до верха карниза 3 сажени; на церкви имеется 5 больших глав и одна малая главка над папертью... Иконостас в Троицкой церкви - длиною 3 саж. 1 арш. 11 верш., высотою 2 саж. 2 арш. 13 верш. (оценен в 4500 р.) и иконостас в приделе Николаевском - длиною 5 саж. 1.5 арш., высотою 1 саж. 2 арш. 9 верш.(оценен в 4250 р.). Церковь отапливается 3-мя изразцовыми печами. Колокольня в 1 ярус, общею высотою до верха карниза 3 саж. 2 арш... Церковь построена в 1897 году и расширена пристройкой придела и колокольни в 1902-03-м гг. Первый церковно-причтовый дом - одноэтажный, деревянный, на кирпичном цоколе... построен в 1897 году…».

В страховой ведомости указано, что к Троицкой церкви была приписана Петропавловская церковь при платформе «Ильинская», построенная в 1915 году по проекту архитектора Семена Баркова. Причем,сказано: «Составление проекта, сметы и наблюдение - пожертвование г-на архитектора на святое дело».

Сохранились сведения о том, что существующий поныне деревянный дом причта (в наши дни в нем расположилась приходская библиотека) был построен частично на средства (1500 рублей) заштатного священника Константина Хавского. Условием пожертвования было молитвенное поминовение о упокоении души усопшего иерея Константина.

О благотворительных вкладах свидетельствует и другой сохранившийся в архиве храма документ, датированный 1912 годом. В Прошении Его Преосвященству Преосвященнейшему Василию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому, о разрешении на перестройку пришедшего в ветхость сарая, оцененного в 200 рублей, говорится: «За отсутствием в церкви свободных денежных сумм, местный церковный староста Статский Советник Сергей Александрович Петровский изъявляет согласие заново перестроить его на свои личные средства, в святую жертву храму».

В 1917 году при Троицком храме впервые был создан Церковно-приходской Совет. В книге Приходского Совета говорится, как в праздник Преображения Господня, по окончании Литургии, настоятель Троицкой церкви протоиерей Сергий Константинович Хавский огласил положение о православном приходе, после чего состоялись выборы Церковно-приходского Совета. Председателем Приходского Совета был избран настоятель храма протоиерей Сергий Хавский. Казначеем – церковный староста Павел Николаевич Васильев.

Среди членов Приходского Совета в 1917-1922 гг. значатся имена диаконов Алексия Ивановича Скворцова, Василия Викторовича Померанцева, Николая Никифоровича Жукова – клириков храма,а также наиболее активных прихожан - Никифора Яковлевича Дубинина, Трофима Вуколовича Митюшина, Александра Георгиевича Чиликина, Иоанна Ивановича Иванова. Как жертвовательница, «сделавшая значительную сумму пожертвований в пользу церкви и причта», отмечена московская благотворительница, меценатка Екатерина Павловна Гарелина-Чудакова, которая имела дачу в Удельной.

В 1922 году на место почившего настоятеля протоиерея Сергия Хавского был избран клирик храма священник Сергий Алексеевич Львов.

Записи в книге Приходского Совета свидетельствуют о заботах, которые решались сообща членами избранного Совета в то время: заготовка дров, ремонт храма, тяжелое материальное положение причта вследствие «страшной дороговизны продовольствия», охрана церкви ввиду участившихся краж.

В связи с принятием в 1918 году декрета об отделении Церкви от государства, дальнейшая деятельность Приходского Совета оказалась под вопросом. На проведение каждого Приходского Собрания Приходской Совет был вынужден получать официальное разрешение от местного Совета крестьянских депутатов. В 1918-22 годах на плечи Приходского Совета легло решение таких трудных вопросов, как помощь голодающим, изъятие церковных ценностей, угроза закрытия храма.

8 апреля 1920 года, поздно вечером, из Хозяйственного отдела Быковского Волостного Совета Крестьянских Депутатов поступило предписание следующего содержания: «Исполком Быковского Волостного Совета предписывает Вам (Церковному Совету) с получением сего в 3-хдневный срок доставить сведения по форме, указанной на обороте». Необходимо было ответить на вопросы: каково количество прихожан, приписанных к храму, какова его фактическая посещаемость, имеется ли настоятельная необходимость использовать часть храма на общеполезные цели и, наконец, «каково в общем отношение населения к возможности утилизации церкви под общеполезные нужды» !

12 апреля настоятелем прихода протоиереем Сергием Хавским было созвано экстренное Приходское Собрание, которое единодушно одобрило направленный в Исполком ответ: «Число прихожан, приписанных к храму, 1850; посещаемость храма постоянная, иногда храм тесен для молящихся; отношение к возможной «утилизации церкви» отрицательное». Аналогичное собрание было проведено в тот же день и в Петро-Павловском храме при платформе «Ильинская», приписанном к Троицкому храму в Удельной. Четырнадцать страниц с подписями, собранными в защиту храма, свидетельствуют о духовном и гражданском подвиге священнослужителей и прихожан, сумевших спасти удельнинский храм от уничтожения в те далекие, страшные годы.

С начала 20-х годов до 1938 года в Троицком храме поселка Удельная служили священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин. В 1929 году у отца Алексия как лишенного избирательных прав отняли дом. Притеснения служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражались, среди прочего, и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они сделали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД провели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом которого стал арест священника Алексия и диакона Симеона, последовавший 26 января 1938 года.

Из протокола допроса священномученика Симеона:

– Дайте подробные показания, в чем выражалась взаимная связь церковников поселка Удельная?

– Совместная служба в удельнинской церкви сблизила меня со священниками Сергеем Алексеевичем Львовым, Алексием Михайловичем Никитским, Ленинградским митрополитом Серафимом (Чичаговым), а также с активными церковницами... Взаимная связь выражалась в том, что мы, как наиболее религиозно-убежденные верующие люди, прилагали все усилия к тому, чтобы сохранить удельнинскую церковь, не допустить ее закрытия и распространять среди населения религиозные убеждения – не допустить отмирания христианского вероисповедания…

Все время непродолжительного следствия арестованные священнослужители провели в Таганской тюрьме в Москве. 16 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин были расстреляны 28 февраля 1938 года и погребены в общей безвестной могиле.


13 марта 2002 г. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имена священномучеников Алексия (Никитского) и Симеона (Кулямина) были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Память священномучеников Алексия и Симеона совершается в день их мученической кончины 15 (28) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Находящаяся в храме икона новомучеников Удельнинских была написана и передана в дар храму иконописцем П. Гавриченковым.

В 1934 году, незадолго перед своей мученической кончиной, в Удельной поселился вышедший к тому времени на покой митрополит Серафим (Чичагов, священномученик, память 28 ноября (11 декабря н. ст.)). В одном из дачных домов владыка снимал две небольшие комнаты. Несмотря на то, что митрополит Серафим был удален от церковного управления, он не оставался в стороне от церковной жизни: в Удельной его посещали родственники и духовные чада, священнослужители Троицкого храма. Бывали у владыки Серафима и церковные иерархи – митрополиты Алексий (Симанский, будущий Патриарх) и Арсений (Стадницкий), приезжавшие в Москву на заседания Синода. В ноябре 1937 года митрополит Серафим был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и на машине «скорой помощи» доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря митрополит Серафим был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.


На фото слева - владыка Серафим с родственниками на даче в Удельной. Справа - фото, сделанное перед расстрелом (Таганская тюрьма, 1937).

10 декабря 1937 года были арестованы келейницы владыки Серафима – монахини Вера (Втюрина) и Севастиана (Агеева-Зуева), проживавшие в Удельной с владыкой Серафимом. Удивительна их судьба: ордер на арест был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала за своей духовной сестрой. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских (память 28 июня (11 июля н. ст.)).

Вскоре после расстрела владыки Серафима были арестованы и священномученики Алексий (Никитский) и Симеон (Кулямин). Как следует из материалов допросов священномучеников, в вину им обоим ставилось, среди прочих обвинений, близкое знакомство с митрополитом Серафимом.

10 июня 2007 года, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, М.Ю.Кеслером храму была подарена икона священномученика митрополита Серафима (Чичагова), написанная к освящению храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово в 2007 году.

На фото слева - дом в Удельной, в котором жил владыка Серафим .

Сегодня в Удельной священномучеников Алексия и Симеона вместе со священномучеником митрополитом Серафимом и преподобномученицей Севастианой по праву считают небесными покровителями Троицкого храма. Благодаря подвигу их веры и их молитвенному заступничеству храм был спасен от поругания в советские годы (Полностью жития Удельнинских новомучеников см. в разделе "Новомученики" ) .

В годину гонений удельнинский храм сделался средоточием Православия для огромного района, собирая тысячи людей на праздничные богослужения. Множество церквей в те годы были закрыты или разрушены, а уцелевшие действующие храмы, в которых продолжались богослужения, становились островками духовной жизни и подлинного христианского благочестия.

В то непростое время многие верующие люди, вынужденные по разным причинам покидать свои родные места, стремились поселиться рядом с храмом, где еще совершалась служба. Так с Троицким храмом в Удельной оказалась неразрывно связанной уникальная судьба семьи Капалиных, приехавших в поселок в 30-х годах ХХ века. Все четверо сыновей Михаила Герасимовича и Марии Алексеевны (ныне схимонахиня Мария) стали священнослужителями: митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архимандрит Василий, протоиерей Николай родились и выросли в Удельной. «Большое духовное значение для нас имел храм в Удельной в честь Святой Живоначальной Троицы, - пишет митрополит Калужский и Боровский Климент в своей автобиографической книге «Возрастание в вере». - Этот храм небывалой красоты был построен в 1897 году по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца… Храм находился в десяти минутах ходьбы от нас, он являлся нашим вторым домом, а его прихожане – нашей большой семьей. Там нас все знали и всегда в трудные моменты помогали». По воспоминаниям Владыки, в те годы даже в простой воскресный день храм так заполнялся народом, что уже в начале Литургии в него нельзя было войти. Люди молились на крыльце и слушали службу у открытых окон.






В течение семнадцати лет, до самой своей кончины, в Троицком храме служил протоиерей Виктор Шиповальников († 2007 г.). Пройдя в годы гонений через лагеря и ссылки, Промыслом Божиим отец Виктор на протяжении девятнадцати лет являлся хранителем дивеевских святынь: иконы Божией Матери «Умиление» и личных вещей, принадлежавших преподобному Серафиму Саровскому. В 1991 году отец Виктор передал эти святыни Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Имя отца Виктора упоминает А.И. Солженицын в своем знаменитом романе «Архипелаг ГУЛАГ».

В советские годы, несмотря на сопротивление властей, на территории храма удалось возвести новые постройки. В 1970-х годах, при старосте храма М.П. Рогачеве, на территории Троицкого храма был построен новый дом причта с крестильным храмом (архитектор В.Ю. Кеслер). Храм был освящен в 1980 году в честь Иоанна Крестителя.



Летом 1988 года, в год празднования 1000-летия крещения Руси, состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П. Колесниковым. Скульптура была установлена на постаменте от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) – первого русского директора Раменской ткацкой фабрики. Своей активной деятельностью по развитию текстильного производства, а также мероприятиями по улучшению условий труда и жизни рабочих Федор Михайлович заслужил уважение к себе народа и был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Раменском. В 1888 годудля его могилы известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 году, когда церковь в Раменском была закрыта, скульптура Христа сотрудниками Государственного музея архитектуры была перевезена в Москву и в настоящее время находится в Донском монастыре. Позднее, разрушающийся, опустевший постамент от надгробия был перевезен из Раменского на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от окончательного уничтожения. Здесь памятник обрел вторую жизнь.


На фото справа: М.П. Рогачев и Ю.П. Колесников (справа).

В 1988 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в Троицком храме началось строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. Проект был выполнен архитектором А.Л. Смышляевым. 4 декабря 1988 года состоялась закладка первого камня в основание нового алтаря. В связи с изменившейся в стране экономической ситуацией строительство придела затянулось. Первое богослужение в новоустроенном приделе состоялось 10 декабря 2000 года.


К освящению нового придела протоиерей Виктор Шиповальников пожертвовал храму иконы: «Преподобный Серафим» с частичкой мантии, «Преподобный Серафим, молящийся на камне», список иконы Божией Матери «Умиление». Отцом Виктором также были пожертвованы в храм два напрестольных Евангелия и набор евхаристических сосудов. Прихожанин храма художник А.Удачин передал в храм написанный им поясной образ препо добного Серафима.

Среди множества древних и новообре тенных святынь Троицкого храма наиболее почитаемыми являются: иконы Божией Матери «Казанс кая», «Почаевская», «Владимирская», «Взыскание погибших», «Скоропослушница», иконы Святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, и кона равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей святых, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии.

Особая история связана с находящимся в иконостасе Никольского придела образом святителя Николая Чудотворца на камне (с житием). Среди дачевладельцев, принимавших деятельное участие в постройке Троицкой церкви в Удельной, значится имя Федора Константиновича Клепикова. Будучи мальчиком, он нашел каменную икону святого Николая Чудотворца и принес ее отцу. Отец объяснил маленькому Федору, что человек, нашедший икону, должен сделать в жизни что-то значительное, чтобы об этом с благодарностью вспоминали потомки. Федор дал обет, что, когда вырастет, построит церковь. Свой обет Федор исполнил, а икону пожертвовал в новый храм.

Пользуется почитанием прихожан недавно обретенная новая святыня – икона священномучеников Алексия и Симеона Удельнинских. В этом можно усмотреть еще одно дивное знамение непрекращающейся благодатной жизни Церкви.

Приход Троицкого храма в поселке Удельная живет уже более века и в наше время продолжает активно развиваться. Сегодня деятельность прихода многообразна. Большое внимание уделяется воспитанию и образованию детей: при храме действует воскресная школа . Литературно-музыкальные программы, подготовленные детьми к церковным праздникам, неизменно становятся значимым и радостным событием в жизни прихода. При храме проводятся концерты духовной музыки, организуются экскурсии в музеи, учащиеся воскресной школы с прихожанами ездят в паломнические поездки по святым местам.

На приходе действует библиотека. По субботним дням в помещении библиотеки устраиваются внебогослужебные встречи со священниками храма. Здесь же проводятся огласительные беседы перед Крещением. При библиотеке действует постоянная духовно-краеведческая экспозиция, посвященная истории храма.

Храм окормляет школу-интернат, детский дом, Совет ветеранов и воинскую часть, расположенные на территории поселка. Приходом оказывается посильная благотворительная помощь нуждающимся.

Троицкий храм поселка Удельная является объектом культурного наследия федерального значения.

В период с 21.08.1998 по 16.11.2005 г. Троицкий храм поселка Удельная являлся подворьем Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны.

Использованные источники и литература:

  1. Документы и материалы из архива Троицкого храма, а также личных архивов Т.Л. Федоровой-Синеоковой, М.П. Рогачева, О.С. Колесниковой, М.Ю. Кеслера, свящ. В.Суворова.
  2. Московские церковные ведомости. - 1897. - № 25. - С. 340.
  3. Из постановлений Священного Синода от 13 марта 2002 г. // Московские епархиальные ведомости. - 2002. - № 3-4. – С. 5.
  4. Житие священномучеников Алексия (Никитского) и Симеона (Кулямина) // Московские епархиальные ведомости. – 2002. - № 5-6. - С. 41-42.
  5. Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. - Тверь, 2008. - С. 512-514.
  6. Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). – М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2003.
  7. Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Возрастание в вере. – Калуга, 2009.
  8. Алексий, иерод. Троицкий храм в Удельной // ЖМП. - 1989. - № 8. - С. 26.
  9. Федорова-Синеокова Т. Окрест. Москвы. Удельное. – Жуковский, 2005. – С. 16-17.
  10. Пэнэжко О., прот. Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. – Владимир, 2004. – С. 87.
Московской епархии)

О дате основания Троицкой церкви в Удельной гласит надпись на закладной доске, находящейся за жертвенником в алтаре Троицкого придела: "устроен сей храм... усердием местных дачевладельцев в... 1897 г."

Инициаторами строительства храма были К. Корчагин, начавший освоение участков под дачи в году, и инженер-строитель железной дороги Н.К. фон Мекк. Храм построили по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца в году, всего за четыре месяца, на земле Удельного ведомства, которое ведало сдачей в аренду земли под дачи. Отсюда и название места - Удельная. Вначале храм представлял собой лишь существующий ныне центральный крестообразный объем с шатровым завершением.

Об освящении храма была напечатана статья в журнале "Московские церковные ведомости" за 1897 год №25:

"...Храм очень красивой архитектуры, деревянный, на каменном фундаменте и имеет крестообразную форму... Его верх увенчан пятью главами, увенчанными куполами с вызолоченными крестами. Иконостас сделан о трех ярусах, дубовый, в византийском стиле.

Святые иконы писаны по вызолоченному фону. Возле левого клироса замечательна, по своей древности, икона св. Николая Чудотворца, писаная на камне; она найдена в Вятке и пожертвована сюда одним из дачников. В алтаре за престолом помещен художественно написанный на стекле образ Воскресения Христова и над жертвенником древняя икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная одним благотворителем. Ко дню освящения жертвователями были принесены в дар храму пять серебряных вызолоченных лампад, вся церковная серебряная утварь, художественно вышитые шелками облачения на престол и жертвенник и три священнических и диаконских облачения из парчи и бархата..." .

При храме действует воскресная школа и библиотека.

Святые

  • сщмч. Алексий Никитский , служил в храме штатным священником с марта 1922 по 1938 год
  • сщмч. Симеон Кулямин , служил в храме диаконом с 1921 по 1938 год

Святыни

  • Владимирская, Казанская, Почаевская иконы Божией Матери
  • иконы Божией Матери "Взыскание погибших" и "Скоропослушница",
  • образ равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей многих святых
  • икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии
  • икона священномучеников (Алексия и Симеона Удельнинских

Настоятели

  • Сергий Хавский (? - 1922)
  • Сергий Львов (1922 - ?)
  • ...
  • Иоанн Соболев (1948 - 1963)
  • Василий Холявко (1964 - 27 декабря 1967)

Поселок Удельная возник на рубеже XVIII - XIX веков и получил свое наименование от Удельного ведомства, которое ведало сдачей в аренду земли под дачные участки. В 1797 году Император Павел I издал «Учреждение об Императорской фамилии», положениями которого устанавливались источники, размеры и средства обеспечения содержания членов Императорского дома. В соответствии с этим «Учреждением…» были выделены недвижимые имущества, которые получили название удельных.


01. После открытия в 1862 году движения по Московско-Рязанской (с 1891 года - Московско-Казанской) железной дороге прилегающие земли стали сдаваться в арендное содержание всем желающим. В 1893 году появилась пассажирская платформа «Удельная» и переезд.

Так возник поселок Удельное, со временем сменивший название на «Удельная».

02. Дачи строились по проектам известных архитекторов: К.А. Тона, Ф.О. Шехтеля, И.В. Жолтовского; они были настоящими произведениями искусства.

03. Поселок Удельная стал излюбленным местом отдыха творческой интеллигенции. Из Москвы сюда приезжали известные деятели культуры: Федор Шаляпин, Надежда Обухова, Ольга Книппер-Чехова, Лидия Коренева, Михаил Булгаков, сестры Анастасия и Марина Цветаевы и многие другие.

04. В связи с тем, что к 1895 году число жителей поселка превысило тысячу человек, а ближайшая церковь располагалась в трех верстах от Удельной - в селе Быково, среди дачевладельцев возникла мысль о построении храма.

05. Церковь была построена в 1897 году по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца всего за 4 месяца и вначале представляла собой лишь существующий ныне центральный крестообразный объем с шатровым завершением (без Никольского и Серафимовского приделов и колокольни).

06. Вследствие увеличившегося количества прихожан, церковь решено было расширить устройством придела. В 1902-03 годах к Троицкому храму был пристроен придел в честь Святителя Николая Чудотворца с колокольней.

08. Так выглядел храм до 1917 года.

10. Все время непродолжительного следствия арестованные священнослужители провели в Таганской тюрьме в Москве. 16 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин были расстреляны 28 февраля 1938 года и погребены в общей безвестной могиле.

11. В советские годы храм не закрывался.

12. Летом 1988 года на территории храма была установления скульптура Иисуса Христа, выполненная скульптором Ю.П. Колесниковым. Скульптура установлена на постаменте от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) - первого русского директора Раменской ткацкой фабрики. Своей активной деятельностью по развитию текстильного производства, а также мероприятиями по улучшению условий труда и жизни рабочих Федор Михайлович заслужил уважение к себе народа и был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Раменском. В 1888 году для его могилы известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 году, когда церковь в Раменском была закрыта, скульптура Христа сотрудниками Государственного музея архитектуры была перевезена в Москву и в настоящее время находится в Донском монастыре. Позднее, разрушающийся, опустевший постамент от надгробия был перевезен из Раменского на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от окончательного уничтожения.

Деревянная Троицкая церковь с приделом построена в 1897г. по проекту архитектора С.С. Эйбушитса и расписана братьями Васнецовыми. Четверик храма завершен шатром на невысоком восьмигранном барабане. Грани барабана прорезаны парами высоких окон и завершены треугольными фронтонами. На углах четверика поставлены небольшие декоративные главки. Во дворе установлена ниша с могилы директора Раменской мануфактуры Ф.М. Дмитриева, в которой находится копия скульптуры М. Антокольского "Христос".



О дате основания Троицкой церкви в Удельной гласит надпись на закладной доске, находящейся за жертвенником в алтаре Троицкого придела: "устроен сей храм... усердием местных дачевладельцев в... 1897 г.". Инициаторами строительства церкви были К.Корчагин, начавший освоение участков под дачи в 1891 г., и инженер-строитель железной дороги Н.К.фон Мекк. Церковь построили по проекту архитектора С.С.Эйбушитца в 1897 г. всего за 4 месяца на земле Удельного ведомства, которое ведало сдачей в аренду земли под дачи. Отсюда и название места - Удельная.

Об освящении храма была напечатана статья в журнале "Московские церковные ведомости" (1897. №25): "...Храм очень красивой архитектуры, деревянный, на каменном фундаменте и имеет крестообразную форму... Его верх увенчан пятью главами, увенчанными куполами с вызолоченными крестами. Иконостас сделан о трех ярусах, дубовый, в византийском стиле.

Святые иконы писаны по вызолоченному фону. Возле левого клироса замечательна, по своей древности, икона св. Николая Чудотворца, писаная на камне; она найдена в Вятке и пожертвована сюда одним из дачников. В алтаре за престолом помещен художественно написанный на стекле образ Воскресения Христова и над жертвенником древняя икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная одним благотворителем. Ко дню освящения жертвователями были принесены в дар храму пять серебряных вызолоченных лампад, вся церковная серебряная утварь, художественно вышитые шелками облачения на престол и жертвенник и три священнических и диаконских облачения из парчи и бархата..."

В 1902-1903 гг. к Троицкому храму были пристроены придел в честь святителя Николая и колокольня.

В 1917 г. при Троицком храме впервые был создан церковно-приходской совет. В 1918-1922 гг. на него легло решение таких трудных вопросов, как помощь голодающим, изъятие церковных ценностей, угроза закрытия храма.

В 1934 г., незадолго до своей мученической кончины, в Удельной поселился находившийся на покое священномученик митрополит Серафим (Чичагов). В одном из дачных домов Владыка снимал две небольшие комнаты. В ноябре 1937 г. он был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря его расстреляли на Бутовском полигоне. Храм не закрывался.

В 1970-е гг. по проекту архитектора В.Ю.Кеслера на территории Троицкой церкви был построен новый дом причта с крестильным храмом, освященным в 1980 г. в честь святителя Иоанна Крестителя.

Летом 1988 г. состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П.Колесниковым. Ее установили на постаменте, оставшемся от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) - первого директора Рамен-ской бумагопрядильной и ткацкой фабрики. Федор Михайлович был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Рамен-ском. В 1888 г. известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 г. сотрудники Государственного музея архитектуры перевезли скульптуру в Москву. В настоящее время она находится в Донском монастыре. Опустевший постамент впоследствии был перевезен на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от полного уничтожения.

В 1988 г. началось строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. Проект был выполнен архитектором А.Л. Смышляевым. Строительство придела затянулось, и первое богослужение в нем состоялось 15 января 2001 г. В 1998-2005 г. Троицкий храм являлся подворьем Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря Коломны.

Наиболее почитаемыми святынями храма являются Владимирская, Казанская, Почаевская иконы Божией Матери, "Взыскание погибших", "Скоропослушница", образ равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей многих святых, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии. Особым почитанием прихожан пользуется икона священномучеников Алексия и Симеона Удельнинских.

Источник: http://www.ramblagochinie.ru/troya2.htm



Небольшое уточнение - росписей Васнецовых нет и, видимо, не было.

Церковь Пресвятой Троицы по адресу: пос.Удельная, Интернациональная ул, 12 является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).



Летом 1988 года, в год празднования 1000-летия крещения Руси, состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П. Колесниковым. Скульптура была установлена на постаменте от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) - первого русского директора Раменской ткацкой фабрики. Своей активной деятельностью по развитию текстильного производства, а также мероприятиями по улучшению условий труда и жизни рабочих Федор Михайлович заслужил уважение к себе народа и был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Раменском. В 1888 году для его могилы известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 году, когда церковь в Раменском была закрыта, скульптура Христа сотрудниками Государственного музея архитектуры была перевезена в Москву. Позднее, разрушающийся, опустевший постамент от надгробия был перевезен из Раменского на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от окончательного уничтожения. Здесь памятник обрел вторую жизнь.

Какова же была дальнейшая судьба подлинника? Многие считают, что статуя Христа из Раменского продолжает храниться на территории Донского монастыря, но это не так. В 1990-е годы Донской монастырь вернули верующим, а заставленные экспонатами залы церквей стали освобождать для проведения богослужений. Музею архитектуры имени Щусева выделили новые помещения в самом центре Москвы, и памятник переехал во второй раз.

В советские годы, несмотря на сопротивление властей, на территории храма удалось возвести новые постройки. В 1970-х годах, при старосте храма М.П. Рогачеве, на территории Троицкого храма был построен новый дом причта с крестильным храмом (архитектор В.Ю. Кеслер). Храм был освящен в 1980 году в честь Иоанна Крестителя.

http://udel-hram.ru/index.php/history.html

Дата публикации или обновления 01.09.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Живоначальной Троицы

    Посёлок Удельная.

    Название посёлка напоминает о том, что земли, на которых он расположен, с конца XVIII в. относились к Ведомству уделов (создано в 1797 г. для управления владениями императорской семьи).

    В 1890-х гг. удельные земли стали сдаваться в аренду для строительства дач.

    Так возник посёлок, одна из дач в котором принадлежала Бахрушиным.

    У самой железной дороги стоит деревянный храм Живоначальной Троицы, построенный; в 1897 г. на средства местных дачевладельцев по благословению митрополита Московского Сергия (Ляпидевского, ум. 1898), по проекту архитектора Семёна Семёновича Эйбушитца (1851-1898, австрийского подданного, работавшего помощником архитектора А.С. Каминского, позднее ставшего известным московским архитектор ром).

    В 1912 г. пристроен придел и освящён во имя святителя Николая Мирликийского . Первоначально Троицкая церковь была приписана к coседней Христорождественской церкви с. Быково. По указу Святейшего Синода от 1902 г. при Троицкой церкви открыт самостоятельный причт.

    По штату были определены: священник и псаломщик, но в 1916 г. в храме служили: два священника (один на диаконской вакансии) и два диакона на псаломщицких вакансиях. Дом для священника построен прихожанами частично на средства (1500 рублей) заштатного священника Константина Хавского, условием пожертвования было то, что бы дом служил исключительно для жительства священников, чтобы каждый священник считал себя нравственно обязанным иметь молитвенное поминовение о упокоении души иерея Константина.

    К Троицкому храму была приписана Петропавловская церковь у платформы Ильинская. В приходе Троицкой церкви пос. Удельная двухклассная школа Министерства народного просвещения. Церковный староста: личный почетный гражданин Павел Николаевич Васильев (на должность избран в 1915 г.).

    В 1916 г. настоятелем храма был протоиерей Сергей Константинович Хавский, в то время ему был 61 год, сын священника, учился в Московской Духовной семинарии, по выходе из неё в 1871 г., до окончания курса, продолжал самообразованием подготовлять себя к служению Святой Церкви, успешно сдал испытания на священство в 1890 г. По выходе из семинарии определен епархиальным начальством в Московскую Духовную консисторию, в число канцелярских служителей.

    С 1875 по 1889 г. указами Святейшего Синода производился в чины до титулярного советника включительно.

    В 1888 г. определен на должность казначея, экзекутора и смотрителя Дома консистории.

    В 1891 г. произведен во священника к Троицкой церкви в Свято-Троицком, Александро-Невском женском монастыре Клинского уезда. Во время нахождения в обители был духовником всех сестер. С разрешения епархиального начальства на личные средства в специально устроенных зданиях открыл при монастыре 2 церковно-приходские школы, для девочек и для мальчиков. Содержание школ обеспечил внесением специального капитала, проценты от которого шли на школьные нужды.

    В 1899 г. устроил в здании школы церковь во имя Святого Первоверховного апостола Петра и мученицы Евгении.

    С самого устройства школ безвозмездно состоял в них законоучителем. На личные средства в 1900 г. построил в дер. Спасской деревянный храм Святителя Николая и здание церковно-приходской школы. По ходатайству жителей пос. Удельная и по его согласию в июне 1902 г. перемещен в Троицкую церковь.

    С 1906 по 1910 г. безвозмездно преподавал Закон Божий в начальном народном Училище при платформе Удельная и в двухклассной школе ведомства Министерства народного просвещения близ станции Быково с 1905 по 1916 г.

    С 1913 г. резолюцией митрополита Макария утвержден духовником 1-го благочиннического округа Бронницкого уезда. Состоял членом Строительного комитета по постройке при платформе Ильинская нового храма во имя Св. апостолов Петра и Павла. С августа 1914 по август 1915 г. заведывал открытым при храме на собственные средства лазаретом для больных и раненых воинов. С ноября 1915 г. выполнял обя-3анности духовника-священника 252 пехотного запасного батальона, временно находившегося на территории его прихода.

    В 1909 г. за храмоздательство награжден орденом Св. Анны 3 степени, в 1910 г. наперстным крестом, в 1916 г. возведен в сан протоиерея, в 1897, 1909 1913 и 1914 гг. выражены официальные письменные благодарности, в 1915 г. объявлено Архипастырское благословение с грамотой за заслуги по Православному миссионерскому обществу.

    Второй священник Троицкого храма (на диаконской вакансии) Сергий Алексеевич Львов.

    В 1916 г. ему был 31 год. В 1905 г. он окончил Вифанскую семинарию по 2-му разряду.

    В 1912 г. состоял учителем законоучителем Безбородовской церковно-приходской школы Клинского уезда. В том же году рукоположен во диакона на настоящее место.

    С 1912 г. состоял законоучителем в двухклассной школе при обществе благоустройства дачной местности близ станции Быково. С декабря 1912 г. состоял законоучителем в Верейском двухклассном земском училище.

    В 1914 г. рукоположен во священника с оставлением на диаконской вакансии.

    В 1916 г. утвержден законоучителем в Ловичском высшем начальном училище, во время войны перемещенном из Варшавской губернии. Диаконы на псаломщицкой вакансии: Алексий Иоаннович Скворцов и Василий Викторович Померанцев.

    В 1922 г. священником к Троицкому храму пос. Удельное был назначен о. Алексий Никитский (1891-1938). Он родился в с. Михалёво (ныне в Воскресенском районе Московской обрасти) в семье священника Михаила Никитского, в 1906 г. окончил Донское Духовное училище, и в 1912 г. - Московскую Духовную семинарию, работал учителем начальной школы в Балашихе.

    В 1913 г. был рукоположен во священника ко храму с. Михалёво на место умершего отца.

    В 1918 г. призван в тыловое ополчение Красной армии, служил рядовым в г. Бронницы, ухаживал за лошадьми, потом был конторщиком в строительном отряде, и телефонистом в Управлении по снабжению воздушного флота в Москве. В 1921 г. демобилизован.

    В 1929 г. у о. Алексия, как лишенца, отняли дом. Церкви со стороны советской власти в это время выражалось и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования.

    И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в пос. Удельная. Заявлений они написали в 1937 г. после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД произвели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом чего стал их арест 26 января 1938 г.

    16 февраля 1938 г. священник А. Никитский и диакон С. Кулямин были приговорены к расстрелу, и 28 февраля того же года расстреляны.

    В пос. Удельная прошли последние годы жизни священномученика Серафима (Чичагова, 1856-1937). 14 октября 1933 г. указом Синода митрополит Серафим (Чичагов) был отправлен на покой. 24 октября он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге, и вечером выехал в Москву. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «Первое время владыка жил в резиденции митрополита Сергия (Страгород-ского), пока подыскивали жилище. В начале 1934 г. он поселился в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. В одной комнате была устроена спальня владыки, с большим количеством книг, икон и рабочим письменным столом. Другая комната отведена под столовую-гостиную. Здесь стояли обеденный стол, фисгармония и диван; на стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне (ныне находится в церкви Илии Пророка в Обыденном переулке в Москве), написанный владыкой. Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной».

    Митрополита арестовали глубокой осенью 1937 г.

    Ему было 84 года, и несколько последних дней он чувствовал себя совершенно больным, так что сотрудники НКВД затруднились увозить его в арестантской машине - вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму

    Они решили его убить. Допрос был формальностью. 7 декабря Тройка НКВД постановила: митрополита Серафима - расстрелять. Всего в тот день Тройкой НКВД по Московской области было приговорено к расстрелу несколько десятков человек. Приговоренных разделили на несколько партий. В первый день, 9 декабря, расстреляли пять человек, на следующий день - сорок одного человека, на другой день еще пять человек и среди них митрополита Серафима».

    Владыка, несмотря на телесную немощь, сохранял силу духа, на допросах не назвал никаких имён и виновным себя не признал. Был приговорён к расстрелу 7 декабря 1937 г. и расстрелян 11 декабря на Бутовском полигоне под Москвой. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1997 г. владыка Серафим причислен клику святых.

    На даче в Удельной, кроме митрополита Серафима, жили его две келейницы, монахини Вера и Севастьяна. Через несколько дней после ареста митрополита, была арестована и монахиня Вера. Монахиня Севастиана, добровольно последовала за арестованной. Они были приговорены к заключению в лагерь. Севастиана погибла в лагере, a Bepa после пяти лет заключения, вернулась, и умерла на свободе у своих родственников в Вятке. 22 декабря 1964 г. к Троицкому храму был рукоположен во священника Николай Пташинский к этому времени уже закончивший Московскую Духовную академию, и несший иподиаконское послушание У митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова), впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и епископа Леонида (Полякова), впоследствии митрополита Рижского и Латвийского

    В 1968 г. о. Николай переведен ко Владимирской церкви пос. Виноградове (ныне в границах Москвы), с 1978 г. -исполнял обязанности настоятеля Скорбященского храма г. Клина и благочинного церквей Клинского округа, и с 1985 г. - настоятелем Благовещенской церкви с. Братовщина Пушкинского района Московской области. Отец Николай был удостоен многих церковных наград, в том числе креста с украшениями - в 1989 г. и права ношения митры в 2006 г.

    С августа 1973 г. настоятелем Троицкого храма в Удельной служил о. Виктор Шиповальников. С июля 1976 г. - он был назначен настоятелем Христорождественской церкви с. Заозерье Павловопосадского района Московской области.

    В июне 1993 г. о. Виктор вновь был назначен настоятелем Троицкого храма в Удельной, где он прослужил уже до самой своей кончины. Протоиерей Виктор Шиповальников родился в 1915 г. в Архангельске, в благочестивой христианской семье. Отец - Шиповальников Георгий Алексеевич, моряк-механик, умер в 1938 г.. мать - домашняя хозяйка, погибла в блокаду Е Ленинграде в 1942 г.

    В 1930 г. окончил в Архангельске школ> 2-й ступени. По 1936 г. получал высшее техническое образование, окончив ВТУЗ в Ленинграде. Одновременно работал на заводе «Марти> мастером и инженером. С малых лет Виктор полюбил храм и богослужение, с 7 лет начал прислуживать в алтаре. На всю жизнь юный Виктор запомнил, Как в алтаре церкви св. Иоанна Рыльского ему доводилось прислуживать ссыльным архиереям. По окончании школы Виктор уезжает учиться в Ленинград, где в 1936 г. заканчивает Ленинградский техникум холодильной промышленности. В Ленинграде он знакомится с митрополитом Николаем (Ярушевичем), в то время епископом Петергофским. С группой верующих молодых людей Виктор посещает его богослужения, бывает у Владыки дома, обращается за советом, как к духовному отцу, в 1939 г. Виктора призывают в армию. В 1941 г. война застала его в Кишиневе.

    Вместе с отступающими частями советской армии Виктор оказался в Одессе. Чудом ему удалось бежать из плена. Дорога, по которой вели пленных, проходила мимо кладбищенской церкви. Виктор перекрестился и прыгнул в канаву. Конвой ничего не заметил.

    Когда опасность миновала, Виктор дошел до храма, где его спрятали жившие при церкви монахини. В Одессе, при румынской оккупации, начали открывать церкви, организовали двухгодичную семинарию.

    В 1941 г. Виктор поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую окончил в 1943 г. В том же году он вступил в брак с девицей Марией Борисовной Александровой: в то время она училась на дирижерско-хоровом отделении Одесского музыкального училища, пела в хоре известного церковного дирижера профессора Пигрова, выпускника Придворной певческой капеллы.

    13 сентября 1943 г. Виктор был рукоположен в сан диакона, и позднее во - священника Владыкой Николаем (Амасийским), митрополитом Ростовским и Северокавказским, во время оккупации также оказавшимся в Одессе. Первым храмом, в котором начал служить о. Виктор, стал одесский храм святых Виктора и Виссариона. Затем был перевод в Кишинев, в храм св. мученика Феодора Тирона.

    2 марта 1945 г., вскоре после того, как Кишинев был освобожден советскими войсками, о. Виктора арестовали. Решением «тройки» ему дали срок пять лет лагерей. Этапом отправили в Воркуту. Освободили о. Виктора, в 1947 г. и определили в г. Архангельск. Отец Виктор стал служить настоятелем в соборе св. пророка Илии. Отца Виктора всегда отличала удивительная любовь к богослужению. В каждом храме, где ему доводилось служить, он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. Торжественные, благолепные службы, совершаемые о. Виктором, привлекали сотни богомольцев. Это, естественно, не нравилось властям, и они всячески старались изгнать о. Виктора из тех храмов, в которых он служил, переводили с места на место.

    В период с 1947 по 1953 г. о. Виктор служил в Архангельске, Ростове-на-Дону (храм мчц. царицы Александры), Пскове (Троицкий собор), Сасове (храм Казанской иконы Божией Матери). В Ростове произошла первая встреча о. Виктора с будущим Святейшим Патриархом Пименом, в то время - ключарем Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Они подружились; будущий Первосвятитель крестил старшего сына о. Виктора Алексея. У о. Виктора и матушки Марии - четверо детей:

    С 1953 по 1973 г. о. Виктор прослужил сначала ключарем, а затем настоятелем в Борисоглебском соборе в Рязани.

    Отец Виктор прослужил в священном сане 64 года, большая часть из которых пришлась на суровые годы гонений. За ревностное служение Церкви Христовой отец Виктор был удостоен многих церковных Наград, в том числе: митры (1971 г.), права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (1975 г.), - до «Отче наш...» (1981 г.), второго креста с украшениями (1983 г.), Патриаршего креста (1988 г.). Последней церковной наградой отца Виктора стал Орден преподобного Сергия Радонежского II степени, которым был награжден в 2003 г. в связи с 60-летием пастырского служения.

    В 2005 г., поздравляя батюшку с 90-летием, митрополит Ювеналий высоко оценил пастырское служение протоиерея Виктора: «Вы являетесь одним из старейших и заслуженных клириков Московской епархии. Господь судил Вам разделить с Русской Церковью те испытания, которые выпали на ее долю в XX столетии. В годы гонений на веру Вам довелось пройти через лагеря и ссылки. Но, по свидетельству апостола, «для слова Божия нет уз» - все сие Вы преодолели силою Возлюбившего нас. Ваш жизненный путь являет нам замечательное подтверждение того, что никакие гонения не способны сломить силу христианской веры, победить Церковь Христову», - подчеркнул Владыка в приветственном адресе юбиляру.

    Промыслом Божиим о. Виктору было назначено - на протяжении девятнадцати лет быть хранителем дивеевских святынь: иконы Божией Матери «Умиление» и личных вещей, принадлежавших преподобному Серафиму Саровскому. Перед разгромом монастыря сестры сумели сберечь и увести с собой эти святыни. По благословению Святейшего Патриарха Пимена святыни были переданы на хранение отцу Виктору. При этом Предстоятель Церкви сказал о. Виктору: «Бог даст, еще возвратишь по назначению».

    В 1991 г. о. Виктор передал хранившиеся у него святыни Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В благодарственной грамоте Святейшего Патриарха было сказано: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Виктор! Воздавая благодарение Господу Богу и Преблагословенней Божией Матери за чудесное спасение святыни Свято-Дивеевской обители - чудотворной иконы Богоматери и других ее святынь, приношу вам и матушке Марии Борисовне сердечную благодарность за ваши труды по сохранению великого сокровища нашей Святой Церкви».

    Часть дивеевских святынь о. Виктор передал и в Троицкий храм в п. Удельная. Иконы дивеевского письма «Преподобный Серафим» с частичкой мантии, «Преподобный Серафим, молящийся на камне», список иконы Божией Матери «Умиление» сегодня украшают новый, Серафимовский придел храма, над строительством которого о. Виктор немало потрудился. Первое богослужение в новоустроенном приделе состоялось 15 января 2001 г. Ощущение особого молитвенного заступничества преподобного Серафима наполняло сердца прихожан, когда о. Виктор совершал службу в новом приделе. Последнюю Литургию в Троцком храме о. Виктор совершил 25 июня 2005 г. За два года перед кончиной о. Виктор тяжело заболел. 27 декабря 2007 г. на 93 году жизни о. Виктор Шиповальников скончался.

    К 1988 г. был построен крестильный храм Иоанна Предтечи. Летом 1988 г., к началу празднования 1000-летия Крещения Руси, на постаменте, привезённом с территории Троицкого храма в Раменском (на этом постаменте до революции стоял памятник императору Александру II Освободителю) была установлена копия скульптуры М. Антокольского "Сидящий Христос". Увеличение числа верующих сделало необходимым ещё один придел - преподобного Серафима Саровского. Его строительству в начале века помешала война.

    В настоящее время Троицкий храм в поселке Удельная является подворьем Старо-Голутвинского монастыря в г. Коломне.

    Недалеко от храма был расположен дом потомственной дворянки Лидии Александровны Тамбурер (1864-1930, на фотографии стоит, сидят: её муж Лев Сергеевич, сын Шура и мать Софья Фёдоровна), построенный в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского (1867 – 1959 гг.). Анастасия Цветаева писала о Лидии Александровне: «Она была зубной врач.. .И как к зубному врачу нас с Мариной, моей сестрой, наш отец повел... Она стала нам как бы заменой матери, которая рано умерла... Она очень нас полюбила... Отец был очень занят..., и поэтому ему некогда было с нами заниматься. И она нам своей любовью, вниманием, пониманием, культурой высокой… Мы вместе с ней читали книги, она способствовала нашему развитию. Она ближайший друг была, всей нашей семьи».

    В Удельной были дачи Штюрмер, Бахрушиных (не сохранились).

    К Удельной примыкает д. Михнево. В начале XVIII в. здесь, на р. Пехорке стояла большая мельница московского Чудова монастыря, на основе которой в 1713 г. был открыт «завод для делания палашей и шпаг» иностранного мастера С.А. Люботея, а во второй половине того же века - суконная фабрика.

    В 1899 г. при д. Михнево покупает земли Товарищество Старо-Горкинскои мануфактуры. Товарищество строит здесь бумагопрядильную и ткацкую фабрики, которыми почти с самого начала заведовал инженер-технолог Иван Полиевктович Шорыгин, сын одного из владельцев и директора Товарищества Старо-Горкинской мануфактуры Полиевкта Тихоновича Шорыгина.

    В 1899 г. по проекту архитектора Николая Ивановича Какорина (1868-?, в 1891 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, с 1892 г. - сверхштатный техник Строительного отделения Московского губернского правления) в фабричном посёлке строятся родильный приют (с квартирой акушерки), аптека и амбулатория (с квартирой фельдшера, состоящей из кабинета, столовой, спальни, кухни, кладовой, прихожей и туалета), больница (с несколькими палатами, операционной, перевязочной, комнатой для дежурства врачей и т.д.), дом врача (в доме были: зал, кабинет, спальня, столовая, детская, кухня, приёмная, комната для прислуги, кладовая, чулан, ватер клозет), часовня (для отпевания умерших, часовня в крупных больницах строилась обязательно), баня и др постройки.

    В 1906 г. по семейному разделу владельцами и директорами Товарищества становятся, кроме Полиевкта Тихоновича, его сыновья Иван и Пётр. На фабрике строятся новые корпуса, каменные склады, о фабричном посёлке построен дом для служащих, строятся одноэтажные каменные и деревянные казармы, деревянные 12-квартирные дома для рабочих - целый городок, здания которого сохранились до нашего времени с левой стороны Рязанского шоссе (если ехать на Бронницы).

    В старом липовом парке, от которого сохранилась одна аллея, стоит деревянный дом для служащих.

    В 1910 г., после смерти Полиевкта Тихоновича, Иван Полиевктович Шорыгин становится председателем Товарищества Старо-Горкинской мануфактуры. Товарищество Старо-Горкинской мануфактуры в с. Михнево развивается, и к 1914 г. его капитал достиг двух миллионов рублей.

    С 1910 г. и до самой революции 1917 г. в фабричном посёлка развернулось широкое строительство, были построены каменные двух и четырёхэтажные каменные казармы, административные здания, директорский дом, дом для приезжающих, народный дом, больничный городок (амбулатория, дом главного врача, палаты, прачечная и т. п. На стенах казарм и больничных зданий краской начертаны вероятно даты постройки: 1910,1915), расположенные по обе стороны Рязанского шоссе. Часть построек фабричного городка разрушена в советское время. В наше время постройки фабрики Шорыгиных находятся на границе с Р-менским районом, в пос. Октябрьский Люберецкого района Московской области.