Князь ростовский василько константинович - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский Князь василько ростовский


Участие в войнах: Поход на Новгород.Поход на мордву.Поход на булгар. Война с татарами.
Участие в сражениях: Битва на реке Сити

Князь Ростовский

Перед своей смертью великий князь Константин Всеволодович решил разделить свою вотчину между сыновьями. Ростов достался Васильку, Углич — князю Владимиру, а Ярославль — князю Всеволоду. Заботиться о малолетних князьях было вверено их дяде, великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу . Но тот руководил юными племянниками словно своими подчиненными. По его приказу дяди князья ходили в 1220 г. на булгар, а в 1223 г. пошли на появившихся на Руси татар, но дойти до реки Калки не успели — новость о разгроме русских дружин застала их в Чернигове.

В 1224 г., снова же по указанию своего дяди, Василько пошел походом в Новгород, а в 1228 г. - на неспокойную мордву. Вскоре после последнего похода племянники поссорились с дядей, и Константиновичи совместно перешли на сторону Ярослава Всеволодовича , но кровные узы взяли свое, и уже на следующий год мир с великим князем был снова восстановлен.

Во времена татаро-монгольского нашествия на Русь (1238 г.) Юрий Всеволодович вызвал племянников, ошибочно покинул Владимир и встал с дружиной на реке Сити . Туда к нему подошли дружины братьев Константиновичей. В битве, которая произошла 4 марта 1238 г., великий князь Юрий погиб, а Василько Ростовский попал в плен.

Татары забрали князя в свой лагерь в Шеринском лесу и стали требовать от него принятие их обычаев и веры. Но Василько с презрением отказался, и тогда татары казнили его, а труп бросили в лесу. Тело несчастного князя нашла какая-то благочестивая местная женщина и поведала об этом поповичу Адриану. Тот спрятал тело князя в укромном месте, а потом передал для погребения ростовском священникам.


Удельный князь Ростовский Василько Константинович (07.12.1 208 - 04.03.1238) - один из пяти русских князей, отважно сражавшихся за землю русскую и веру православную с татаро - монгольскими полчищами в марте 1238 года на реке Сить.

Василько Константинович отличался удалью и смелостью в бою, но израненным, был захвачен в плен. Татары принуждали его "следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них». Не утратил князь твердости духа, отказался служить захватчикам, и был зверски казнен.

В летописи остался он для потомков "… лицом красен, очима светел и грозен взором, и паче меры храбр, сердцем же лёгок...", любим теми, "кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу..."

Православная церковь причислила Ростовского князя Василия (Василько) Константиновича к лику святых. Память совершается 4(17) марта и 23 мая (5 июня, Собор Ростово -Ярославских Святых).

17 марта 2018 года в Богоявленском храме села Новый Некоуз Ярославской области была совершена Божественная литургия в память князя Василько Константиновича и воинов, павших в жестоком бою на реке Сить в 1238 году. Поминальное богослужение возглавил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.


Николай Мурашов

Подвиг Василько

Перевес татар стократен,
До победы - далеко.
Ситский берег держит с ратью
Князь Ростовский Василько.

Бьётся храбро и удало,
Ловко рубится в седле.
Но в плече - большая рана...
И мутится в голове.

Через сутки князь очнулся:
Он ордынцами пленён.
Только на ноги поднялся -
К Бурундаю подведён.

"Русский вой, ты бился смело, -
Щурил глазки Бурундай. -
Если примешь нашу веру,
Дам богатства через край!

Станешь воином ислама -
Сохраним мы жизнь тебе.
В Русь назначим главным ханом,
Всё, что хошь, возьмёшь себе..."

Не дослушав эти речи,
Василько мурзу осёк:
"Умереть мне много легче,
Чем вкусить измены рок.

Не надейся, окаянный,
Не предам я никогда
Ни народ мой православный,
Ни Отчизну, ни Христа.

Бейте, режьте, басурманы...
Наслаждайтесь кровью рек,
Только знайте не поставить
На колени Русь вовек!"

Вне себя татарин...Лихо
Машет саблей высоко,
И идёт в бессмертье тихо
Князь Ростовский Василько.

Источник: Времён минувших памятные вехи. Москва,2017. С.14-15.

Дмитрий Кедрин

Князь Василько Ростовский

Ужель встречать в воротах
С поклонами беду?..
На Сицкое болото
Батый привел орду.

От крови человечьей
Подтаяла река,
Кипит лихая сеча
У княжья городка.

Врагам на тын по доскам
Взобраться нелегко:
Отважен князь Ростовский,
Кудрявый Василько.

В округе все, кто живы,
Под княжью руку встал.
Громят его дружины
Насильников татар.

Но русским великанам
Застлала очи мгла,
И выбит князь арканом
Из утлого седла.

Шумят леса густые,
От горя наклонясь...
Стоит перед Батыем
Плененный русский князь.

Под ханом знамя наше,
От кровушки черно,
Хан из церковной чаши
Пьет сладкое вино.

Прихлебывая брагу,
Он молвил толмачу:
"Я князя за отвагу
Помиловать хочу.

Пусть вытрет ил болотный,
С лица обмоет грязь:
В моей охранной сотне
Отныне служит князь!

Не помня зла былого,
Недавнему врагу
Подайте чашку плова,
Кумыс и курагу".

Но, духом тверд и светел,
Спокойно и легко
Насильнику ответил
Отважный Василько:

"Служить тебе не буду,
С тобой не буду есть.
Одно звучит повсюду
Святое слово: месть!

Под нашими ногами
Струится кровь - она,
Монгольский хан поганый,
Тобой отворена!

Лежат в снегу у храма
Три мертвые жены.
Твоими нукерами
Они осквернены!

В лесу огонь пожара
Бураном размело.
Твои, Батый, татары
Сожгли мое село!

Забудь я Русь хоть мало,
Меня бы прокляла
Жена, что целовала,
И мать, что родила..."

Батый, привычный к лести,
Нахмурился: "Добро!
Возьмите и повесьте
Упрямца за ребро!"

Бьют кочеты на гумнах
Крылами в полусне,
А князь на крюк чугунный
Подвешен на сосне.

Молчит земля сырая,
Подмога далеко,
И шепчет, умирая,
Бесстрашный Василько:

"Не вымоюсь водою
И тканью не утрусь,
А нынешней бедою
Сплотится наша Русь!

Сплотится Русь и вынет
Единый меч. Тогда,
Подобно дыму, сгинет,
Батый, твоя орда!"

И умер князь кудрявый...
Но с той лихой поры
Поют герою славу
Седые гусляры.

После Любечского съезда исчезли князья-изгои с Русской земли. И сама Русь была поделена между родами княжескими. Казалось бы теперь почва порождающая княжеские усобицы исчезла. И наступил наконец на Руси возжеланный мир.

Ан нет. Поделить то Русь поделили, но не всем понравилось, как.

А именно, князь Владимиро - Волынский Давид Игоревич остался крайне недоволен разделом.

Очевидно, он хотел, за заслуги в войне против Олега получить ещё кой-какие земли к тем, что имел.

А его оставили «при своих»

Как «при своих» остались и ещё два князя Червонной Руси - Володарь Ростиславович князь Перемышля и его родной брат Василько Ростиславович, князь Теребовля.

Это им тоже понравится не могло.

Вообще там в Юго-Западной Руси две эти ветви древа Ярослава Мудрого: Игоревичи и Ростиславовичи ненавидели друг друга лютой ненавистью. И каждый полагал, что два княжеских рода на одну Червонную Русь это слишком много. И одной ветви достаточно будет. Своей собственной, конечно.

В результате, как мы сейчас увидим, прямо сразу после Любечского съезда и братского крестоцелования там вспыхнула война огромных масштабов. В её орбиту были втянуты, помимо русских ещё и поляки, венгры, ну и половцы конечно, куда уж без них то.

Началось всё с преступления. Коварного, кровавого, жутковатого.

И совершилось оно сразу же после Любечского съезда. Времени прошло так мало, что не все князья ещё даже до своих владений доехали.

Жертвой его стал князь Василько.

Этого молодого Ростиславовича мы уже могли с вами видеть, когда вели рассказ о том, как Ростиславичи (тогда ещё изгои) выгоняли с Галиции нынешнего Великого князя Святополка и его родного брата Ярополка. Последний был, как мы помним, предательски убит в 1085 году и многие на Руси, в том числе конечно, Святополк подозревали, что ниточки ведут к Ростиславовичам.

Однако тогда, 12 лет назад эта история осталась без последствий.

Василько же с братом Володарем так и оставили Галицию за собой. Между собой братья жили в большой дружбе, а вот с соседями… Их братья не оставляли в покое вообще. Правда, надо сказать, что русских соседей они не трогали, а вот венгров, чехов и, особенно, поляков тревожили регулярно.

Особенно старательно разорял соседей именно Василько. Ненависть его к Польше была какая то даже иррациональная. Он нападал на поляков практически каждый год, за исключением тех годов, в какие нападал на чехов.

Горя и зла наделал он Польше столько, сколько никто ей, вплоть до Батыя не делал.

Вот чем половцы были для Руси - тем Василько был для Польши!

Его набеги на Запад облегчались тем, что Польша тогда была очень ослаблена. Мы уже видели как на смену сильному королю Болеславу Смелому пришёл его брат Владислав. Человек он был слабым, безвольным. Он был настолько зависим от шляхты, что даже не осмелился принять для себя королевский титул, чтоб не разгневать польских «можновладельцев» и не лишиться престола, а то и головы.

Так и остался просто князем. И шляхта при нём осильнела, а Польша ослабела и стала очень привлекательным куском для любого соседнего хищника.

Чем соседние хищники, по соседски, охотно пользовались. Особенно Василько.

Но Польши ему было мало. Он грабил Чехию. Ходил огнём и мечом по Венгрии.

И всё равно его неукротимая натура требовала большего! Помните чуть выше мы рассказывали о большом походе половцев на Византию? Так в том походе участвовал и Василько со своими полками!

Этот поход ещё больше разжёг его воинственность. И задумал Василько дело огромное и страшное. Решил он не набегами терзать западных соседей, а собрать крупное войско и начать большой поход на Запад.

Как Аттила!

Василько планировал захватить и выжечь всю Польшу, затем пройти по Германии. Потом повернуть на юг и сокрушить Чехию и Венгрию.

Затем захватить Болгарию!

Неизвестно, что он собирался делать с поляками, немцами, чехами и венграми, а вот планы Василька относительно болгар до нас дошли. Он собирался их всех выселить на Русь. Болгарию присоединить к Руси, заселить русскими и самому там править. Он даже обоснование этому придумал. Ведь правил же в Болгарии когда то русский князь Святослав Игоревич? Правил! Следовательно и у Василька, как у потомка Святослава, право на болгарский престол есть.

Так, что всё по праву!По русскому «лествичному» праву.

То, что в Болгарии русское право не действует, Василька ничуть не смущало. Как на это посмотрит Византия, очевидно так же не интересовало Василька.

И ведь этот грандиозный план похода на Запад не был пустой похвальбой. Отнюдь! Василько тщательно готовил этот поход. Он привлёк к нему многих степняков с давних времён осевших на Руси: торков, чёрных клобуков, печенегов.

Но и этого мало. Василько договорился об участии в Западном походе половцев. И не отдельных отрядов, а целых орд. Вот только неизвестно каких именно.

И срок начала вторжения уже был примерно им установлен - сразу после Любечского съезда.

Даже известно, что в тот момент, когда Василько ещё заседал в Любече, к нему в Галицию уже начинали стягиваться полки.

Ещё бы немного и ошарашенная Европа узрела бы на своих полях орды неукротимой степной конницы за сто с лишним лет до Батыя! Вспомнились бы времена Атиллы

Вот, что задумал князь Василько!

Но сбыться этому было не суждено.

Дело в том, что Василько же совсем не держал этот свой кровавый план в секрете. Напротив, он охотно рассказывал про него всем и каждому. И на Любечском съезде братьям-князьям рассказал. Хотел, наверно, всю Русь на этот поход поднять.

Но понимания он среди других князей не нашёл. Все отлично знали, что опасность для Руси представляет совсем не Запад, а Восток.

Вот именно туда, на Восток, вглубь Дикой Степи и готовил поход объединённых русских ратей в то время Мономах. Отвлекаться на Запад, согласимся, русским не было никакого смысла.

Так, что князья не поняли и не приняли планов Василька. А вот Давид Игоревич, понять то понял…но по своему.

Он решил, что громадное войско Василько собирает совсем не для похода на Запад. Что все разговоры о том, чтоб огнём и мечом по Европе пройтись это просто прикрытие. А истинный план Василька - свергнуть его, Давида Игоревича и забрать себе Владимир-Волынский вместе со всей Волынью.

Так он решил и начал действовать.

Из Любеча князья стали разъезжаться по домам.

Святополку Киевскому, Давиду Игоревичу и братьям Ростиславичам было как раз по пути. Через Киев.

Володарь, по некоторым сведениям, уехал впереди всех, готовясь встречать и размещать приходящие для Западного похода полки, а Василько решил заехать в Киев. Помолиться перед походом в Михайловском монастыре.

Туда же, в Киев, заехал вместе со Святополком и Давид Игоревич. Якобы в гости. На деле же он не просто гостил, а прямо сразу начал наговаривать Великому князю на Василька.

Стал говорить, что Василько собирает полки, чтоб согнать со стола и его Давида и самого Святополка.

Великий князь поначалу выразил сильнейшее сомнение в реальности таких замыслов Василька.

Давид не успокаивался:

« Кто убил брата твоего Ярополка? А теперь мыслит и на тебя и на меня. Промышляй о своей голове»

Напоминание о явно спланированном кем то убийстве брата смутило Святополка. Он начал колебаться. Но, по неосторожности, колебаться стал вслух.

« А ну как это правда?» - говорит

Давид понял, что Великий князь дозревает и достал из рукава «козырного туза» - пригласил трёх своих бояр, бывших с ним на Любечском съезде. Имена их история для нас сохранила: Туряк, Лазарь и Василь.

Давид сказал, что вот эти бояре своими ушами слышали, как Василько грозился скинуть с Киевского стола князя Святополка.

Бояре подтвердили слова своего князя. Святополк задумался ещё сильнее.

А Давид не прекращал зудеть:

« Если не схватим сейчас Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне на Волыне»

Святополк ответил:

«Если правду говоришь то Бог тебе свидетель, если из зависти, то Бог тебе судья»

Такой ответ не устроил Давида. Ему хотелось больше ясности в позиции Великого князя. Он предложил Святополку испытать Василька. Пригласить его в гости и по реакции уж судить о намерениях и планах беспокойного теребовлечского князя.

Святополк так и сделал.

Василько как раз возвратился с Михайловского монастыря в свой стан, поужинал и собирался лечь спать, чтоб на завтра, чуть свет тронуться в путь.

Тут к нему принесли послание от Святополка. Великий князь просил Василька не уезжать из Киева до именин Святополка.

Василько ответил, что никак не может. Тут же пришло послание от Давида:

«Не ходи домой, не ослушайся старшего брата».

Василько опять отказался.

Давид Игоревич тут же к Святополку:

«Видишь, не хочет тебя знать, находясь в твоей волости. Что же будет когда придёт в свою землю? Помянешь тогда меня. Схвати его и отдай мне»

И Святополк, наконец, сдался и дал себя уговорить на клятвопреступление.

Он послал Васильку письмо:

«Если не хочешь остаться до именин, то зайди хоть ныне, повидаемся и посидим вместе с Давидом»

Василько решил съездить и посидеть с князьями на прощание

Когда он уже выезжал из стана наперерез к нему бросился какой то человек, схватил за узду и сказал, чтобы Василько никуда не ездил. Открыл князю, что это ловушка и его хотят схватить.

Василько не поверил. Как схватить? Ведь только-только крест целовали, что друг на друга руку не поднимем.

И продолжил путь. Приехал к Святополку, зашёл в горницу. Там сам Великий князь и с ним Давид Игоревич. А на столе пусто почему то. Как будто и не ждали гостя.

Святополк тут же принялся опять уговаривать Василька остаться погостить подольше. Василько сказал, что никак не может.

«Ну тогда посиди здесь» говорит Святополк «А я пойду распоряжусь, чтоб нам подали»

И вышел из горницы

Остались Василько и Давид вдвоём. Святополка нет и нет. Василько решил от скуки побеседовать с Давидом. Но тот сидел ни жив ни мёртв. Онемел от волнения.

Потом выдавил из себя:

« Я пойду за Святополком, а ты брат посиди тут»

И вышел.

Как он ушёл, через малое время, в горницу вдруг ворвались дружинники Святополка, схватили Василька и заковали его в двойные оковы.

Кстати вот всё описанное, это фактически мемуары самого Василька. Летописец узнал про все подробности от ближнего дружинники Василька, а тот от самого князя.

Наутро по Киеву поползли нехорошие слухи. Бояре, киевское вече начали задавать Святополку вопросы.

На, что получил какой то очень многозначительный ответ от киевлян:

«Тебе, князь, надо беречь свою голову»

Как хочешь-так и понимай. Святополк задумался, как же это понимать?

Тут к нему явились игумены всех киевских монастырей и стали уговаривать одуматься пока не поздно и отпустить Василька.

Совершено потерявший самообладание Святополк начал валить всё на Давида. Это, дескать он, всё сделал, а я тут ни при чём.

А Давид, поняв, что ситуация критическая, тоже насел на Великого князя:

«Если ты отпустишь его, то ни тебе ни княжить ни мне»

Святополк махнул рукой и повелел отдать Василька Давиду. Ночью пленённого князя Давид тайно вывез из города.

Привезли Василька в ту же ночь в Белгород. Завели закованного в какую то избу. Там несчастный князь увидел как дружинник Святополка по имени Беренди, торчин родом, сидит и точит нож.

Василько догадался, что хотят с ним сделать - ослепить.

Летопись говорит, что Василько впал в отчаянье и «возопил к Богу с плачем великим и стоном»

Тут в избу вошли двое: конюх Святополка - Сновид Изечевич и конюх Давида - Дмитрий.

Онирасстелили на полу ковёр и попробовали уложить на него Василька. Но тот, хоть и связанный, сопротивлялся так отчаянно, что конюхи не могли с ним справиться. Позвали ещё людей.

Только тогда удалось повалить Василька на ковёр. Конюхи взяли доску и придавили её грудь князя. Торчин навалился сверху и стал выковыривать у Василька глаза. Несчастный пытался уклониться. Торчин всё никак не мог попасть ножом в глаза и сильно порезал князю лицо.

Наконец Василька схватили за голову, удержали её в одном положении и торчин Беренди вырезал князю оба глаза. Один за другим.


(ослепление Василька. Миниатюра из летописи)

Василько потерял сознание от боли. Его, окровавленного, положили на телегу и повезли во Владимир - Волынский, куда и прибыли на шестой день.

Во Владимире Давид Игоревич бросил слепого князя в темницу и приставил сильную стражу - 30 человек.

До Переяславля, где довольный итогами Любечского съезда Мономах, активно занимался подготовкой к общерусскому походу на половцев, весть о сотворившемся диком преступлении долетела очень быстро.

Мономах оторопел от таких новостей, а потом заплакал от горя и отчаянья. Всё, чего он добился долгим и тяжким трудом: мир на Русской земле и объединение русских князей рухнуло в одночасье.

Все надо было начинать заново.

(продолжение следует)

Ходил с дядей, великим князем, в южную Русь на помощь князю Михаилу черниговскому (впоследствии святой) в 1226 г.; по приказанию дяди выступил на мордву, но возвращен с дороги в 1228 г.; окончил новый поход на мордву, разошелся было с дядей, великим князем, по интригам другого дяди, князя Ярослава Всеволодовича (впоследствии великий князь Ярослав II), но умирились на съезде суздальском в 1229 г.; по приказанию дяди, великого князя, ходил пустошить пределы нынешней Калужской губернии, область князя Михаила черниговского, в 1231 г.; при втором нашествии татар, удалившись с дядей, великим князем, в Ярославскую область, взят в плен татарами в битве 4 марта на р. Сити и убит ими спустя несколько дней в 1238 г.

Тело его, брошенное татарами в Шеренском лесу (от р. Шерны, притока Клязьмы, в Богородском уезде Московской губернии) перенесено в Ростов и тут находится мощами под спудом в Успенском соборе.

С горькими слезами погребли ростовцы своего князя. Он оставил двух сыновей: Бориса, князя ростовского, прозванного «Печальником (+. е. заступником перед татарами) земли Русской», ради которой он почти всю свою жизнь прожил в Орде, и Глеба, князя белоезерского, основателя Каменного монастыря на Кубенском озере (см. 10 сент., житие прп. Иоасафа Вологодского). Память последнего чтится местно.

«Был князь Василько, - пишет о нем летописец, - выше меры храбр и красив лицом, боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим - кормитель, о неимущих имел непрерывное попечение, печальным подавал утешение; любовно и ласково он поступал со своими вельможами и со служащими ему, и кто из бояр ни служил ему, никогда не оставлял его для другого князя. В нем обитало мужество и ум, истина и правда были его спутниками. Посему хвалим был князь Василько от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетления от Христа Бога». Святые мощи св. князя Василько почивали в ростовском Успенском соборе под спудом.

Святой князь Василько был женат на дочери св. Михаила черниговского, Марии, от брака с которой оставил двух сыновей: Бориса, князя ростовского, и Глеба, князя муромского.

И Тверских святых

Принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий , дед - великий князь Всеволод VI Большое Гнездо . Святой Василько был старшим из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина , Василько (Василий) родился 7 декабря года в Ростове , где княжил отец. Там прошло его детство, а в году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.

После смерти отца (+ 2 февраля 1218 года) наставником молодого Ростовского князя был дядя Юрий, великий князь Владимирский . Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя". В году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород .

Вскоре после второго мордовского похода между великим князем Юрием и братом его Ярославом из-за чего-то произошла ссора, в которой Константиновичи приняли сторону младшего брата. На Суздальском съезде года князья примирились. В следующем году Василько принимал участие в походе Ярослава Всеволодовича на князя Михаила Черниговского .

Над Русью сгущались тучи. 3 мая года писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.

Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев -подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского , в году - за три года до Куликовской битвы.

Использованные материалы

  • "Святой благоверный князь Василий (Василько)" // Сайт Издательства Московской Патриархии
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.