Морской собор николая чудотворца. Кронштадт. Соборы и церкви. Величественный собор превратили… в кинотеатр

Вы познакомились со знаменательными людьми, которые жили в Кронштадте и внесли немалый вклад в развитие этого города. Стоит еще раз упомянуть, что Кронштадт – город герой. Именно здесь происходили решающие битвы во время войны, и именно моряки Кронштадта начали революцию, которая в последующем перевернула ход истории всей страны. Сегодня Кронштадт – небольшой городок, в котором жизнь идет размеренным ритмом. Зачастую туристы посещают этот город, чтобы полюбоваться его соборами. Именно соборы считаются жемчужинами Кронштадта. Блеск их куполов виден с берегов Невы. Поговорим немного о каждом соборе. Ведь они такие разные и не похожие друг на друга!

В центре города вы обратите внимание на белоснежно-голубую церковь среднего размера с колокольнями и куполами. Это церковь Владимирской иконы Божьей матери. Собор имеет 5 глав. Главная святыня храма – икона Божьей Матери. В соборе часто проводятся служения. Он действующий и открыт для посещения.

Так как в Кронштадте часто останавливались корабли из разных стран, в городе всегда находились люди разных вероисповеданий. Именно поэтому здесь есть не только православные церкви, но и католические и лютеранские. Евангелическо- лютеранская церковь св. Елены была построена на въездной площади около Петербургских ворот. Главное украшение храма – шестикупольный портик с треугольным фронтоном.

В 1868 году была открыта Лютеранская (эстонско-финско-шведская) церковь св. Николая.

Собор Андрея Первозванного прославился далеко за пределы города. В нем служил священником отец Иоанн Кронштадский. Он считается святым покровителем города. Сегодня можно посетить квартиру, где он жил, в которой сейчас находится мемориальный музей. Стоит сразу отметить то, что Иоанн жил очень скромно и бедно.

Самым красивым собором и, пожалуй, главной достопримечательностью города является Морской собор св. Николая Чудотворца. Белоснежный собор с позолоченной крышей высится на главной площади города – Якорной площади. Именно его купол, сверкающий на солнце, виден из самого Петербурга! Сегодня собор действующий, туда стоит зайти. Внутри собора вы увидите мемориальные доски с именами погибших моряков. Собор был открыт в 1903 году. Он посвящен всем погибшим морякам.

На площади перед собором установлен гранитный монумент с вечным огнем. Здесь находится братская могила кронштадтцев, погибших в ходе трех русских революций, Гражданской войны и кронштадского мятежа 1921 г.

Что еще интересного есть в Кронштадте?

В городе расположено несколько дворцов. Один из них – Итальянский дворец, выстроенный для князя Меньшикова. Название дворец получил в связи с тем, что в его строительстве участвовали итальянские мастера, а во внутренней отделке использован итальянский мрамор.

Неподалеку от Морского собора вы можете увидеть странное строение, окруженное стенами и рвом. С виду эта территория напоминает собой тюрьму. У вас сразу может возникнуть вопрос — зачем тюрьму строить в самом центре города? На самом деле это вовсе не тюрьма. На этой территории находятся три дока, построенные еще при Екатерине II и Адмиралтейство. Все это окружено Обводным каналом.

Продвигаясь к набережной мимо Морского собора путь вам преградит Петровский овраг – глубокий, внизу которого течет небольшой ручеек. Через овраг перекинут легендарный пешеходный мост – Макаровский мост. На берегу оврага приятно расположиться и передохнуть от пути. Здесь открывается потрясающий вид на Морской собор. В тоже время, зачастую тут бывает безлюдно и спокойно.

В городе есть и современные памятники, установленные не так давно. Среди них:

Расположен он на стене обводного канала около Синего моста. Именно эта рыбка помогла людям, жившим на островах преодолеть голод во время блокады.

Установлено на улице К.Маркса в 2004 г. к 300-летию города. Около дерева можно загадывать желания. Говорят, они обязательно исполнятся!

Скульптура-фонтан водовоз . Расположен у здания Музея истории Кронштадта. Раньше здесь располагалась водоподводная машина.

Фонтан «Жемчужина»

Кронштадт имел особое важно стратегическое положение. Его целью была защита Санкт-Петербурга и противостояние вражеским судам. Моряки, служащие в Кронштадте должны были не пускать вражеские суда в залив. А это была непростая задача! Здесь гибло множество людей. С целью противостояния противникам и задержания вражеских судов неподалеку от Кронштадта были построены форты . Форты располагались на небольших островках. Это были оборонительные сооружения, представляющие собой крепости. Задача фортов была — обстрел вражеских судов. Именно они зачастую сдерживали напор противника. Сегодня многие форты открыты для посещения. Самые интересные из них – форт Орешек, Цитадель, Константин, император Александр I. На форты можно попасть с пассажирской гавани Кронштадта откуда несколько раз в час отходят прогулочные пароходы.

На осмотр всех достопримечательностей города вам потребуется около 4 часов (без посещения музеев и фортов). Город очень компактен, его удобно обследовать пешком.

Кронштадт – удивительный город со своей историей, зачастую трагичной. Вся атмосфера здесь пропитана морской тематикой. Такого сосредоточения военных построек и морских зданий мало где встретишь. Кронштадт лучше посещать летом. Имейте ввиду, что соседство города с заливом влияет на его климат. Здесь часты сильные порывистые ветры. Поэтому, одевайтесь теплее и вперед к новым впечатлениям!

Солнечные часы или «Часы мира»

Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — крупнейший морской собор времен Российской империи, признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это главный военно-морской храм России.

Никольский Морской собор построен в городе-крепости Кронштадт по указу Николая Второго в 1903 году. Император сам присутствовал при закладке первого камня, а после торжественной церемонии вместе со своим окружением посадил в сквере около собора 32 дуба.

Расписание богослужений в Никольском Морском соборе

Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:

  • Божественная Литургия — в 10:00 часов;
  • Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.

Часы работы

Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011-2012 годах.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Иконы и святые мощи

Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:

  • икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
  • икона святителя Николая Чудотворца;
  • икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • икона Божией Матери «Державная»;
  • частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
  • частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство . До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

К ронштадтский Морской собор святителя Николая Чудотворца построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей.
По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

Завершено строительство в 1913 гг. арх. В.Косяковым. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые - во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского.

Собор служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Обратите внимание на лик Иисуса... взгляд такой, что перекреститься хочется. Сейчас он смотрит более ласково.

На первом этаже были памятные мраморные белые и черные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме.
130 черных досок с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.

На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим.
Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.

История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.

Морской собор является уникальным храмом - памятником истории Российского флота. Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма - образа Царства Божия - памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.

Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.

Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».

Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.

Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.

В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви.

Ныне это опять Храм. Отлиты колокола. Вес большого благовестного колокола 17 000 кг.

19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Святослав Викторович Мельник.

Одни из ворот...

Информация и некоторые фото (С) интернет (Википедия и др. сайты)


Для начала общая информация отсюда :

Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина - 64 м, высота же (включая крест) - чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Строительство закончено в 1913. Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго - всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.


Пол залит полимером с крошкой камня, орнамент обрамлен прокладками. Официально заявлены мрамор и медь, но есть нюансы (см. в конце).

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых Собор переделанный под кинотеатрвпоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт.

По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал. В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма - по ним пошли многочисленные трещины.

В 1996 году Кронштадт перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест (был торжественно сброшен в 1930 году)
С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.


Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева . Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. При реставрации храма было решено закончить роспись. Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.




Реставрационный режим соблюдался в полной мере — к счастью, сохранились чертежи В. А. Косякова. Были разобраны появившиеся в советское время «нештатные» фермы, перекрытия, перегородки; демонтированы колосники и портал сцены, лоджии, кинопроекционная; ликвидирован уклон пола бывшего театрального зала. Проведены пропитка и укрепление фундаментов и стен здания, на полметра заглублен цокольный этаж, в подполе удалось спрятать все технические каналы.

На втором уровне сохранен Музей морской славы. Заменена кровля, отреставрированы ограждения балконов, отлиты утраченные (за исключением одного-единственного) колокола и венчающий крест. Трапезная может работать также как актовый зал.Все работы по возрождению главного храма российского флота окончательно завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г.

Из блога одного из реставраторов:

Храм был исторически расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях.

Купол, как и пилоны, росписей не имел, и было принято решение расписать и его. Ежедневно на объекте присутствовало более 700 человек различных специальностей, среди них более 200 художников-реставраторов из нескольких реставрационных фирм и бригад. Были расчищены, укреплены и восстановлены, а также, заново воссозданы орнаменты, композиции, мозаики, лепной декор, искусственный мрамор, золочение.

Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты; в трактовке фигур видны разные авторы. Композиция «Благовещенье», в тонировке которой я также участвовал, написана (предположительно Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере. По всей видимости, под ней была другая композиция, фрагменты которой просматривались сквозь слои краски.

Во время реставрации неоднозначно были восприняты мотивы некоторых орнаментов: свастики под фигурами Богоматери и Архангела было решено заменить на другой орнамент:



Орнамент купола на тонком плане выглядит как магическая вязь, дополнительно структурирует пространство. Только не совсем понятно, в чью пользу...

Ощущения от прогулки (НЕ сеанс):

В общих чертах впечатления неоднозначные. Храм ни разу не христианский (как Исаакий, Казанский и многие другие), да и вообще не храм, а усилитель-накопитель для различных нужд. Пол покрыт стилизованными магическими печатями , объединенными в единую структуру (новодел). Скорее всего, в первозданном виде был почти полностью белым, декор в несколько заходов добавлялся уже позже меняющимися хозяевами.

В сегодняшнем виде построен и отреставрирован по очень интересным технологиям: наливной пол, мегалитические блоки внутри, кирпичная кладка-скорлупа снаружи. Работа сделана на 5+, очень красивое место.

Было стойкое ощущение, что Кронштадт многие годы держали закрытым именно из-за храма или места силы, на котором он стоит. Что-то они там искали или пытались использовать все это время.

Комментарии коллег:

Он совсем не христианский. Это место первородной энергии. Изначальной. Материнской.
Его не смогли перешить ни христианство, ни эти чёрные скрижали внутри*. От слова вообще. Он по концентрации энергии Земли больше, чем весь Питер.


*Под скрижалями имеются ввиду списки погибших, которые висят на стенах внутри. Это примерно как кладбище прямо там разместить, с точки зрения энергетики.

Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно.

На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр

На Якорной площади перед собором горит вечный огонь, дополнительно запечатывающий кристалл, о котором пойдет речь ниже

Морской Никольский собор Кронштадта. В эту июньскую поездку впервые его увидела. И почувствовала отклик на уровне души еще на подходе к площади перед Собором. Эмоциональная реакция была сильная)) до слез. Но именно душевно-трогательно, как при встрече с родным. Захотелось кружиться, погрузиться в энергию этого пространства. Благо дело, было раннее утро, Собор еще был закрыт и людей почти не было. Доверившись потоку, я как и полагается блаженным))) разлеглась посреди площади. И ощутила под площадью красивый кристалл, огромный. И поток планетарной женской энергии. Выход из центра Земли. Очень приятная, нежная и сильная энергия.

Видение было таким:

Большие люди, значительно выше современных человеков, проводят какие-то церемонии. Хоровод их спокойный, неспешный, состояние возвышенной величественной духовной простоты. До сих пор не ведаю, просто ли посмотрела в прошлое или сама была участницей этого действа когда-то. Когда открыла глаза, встала, рассказала про кристалл и поток. Мы сонастроились, очень сильно ощутили силу этого места.

Так вот, глядя на Собор после моего видения, было ощущение его неуместности. Он словно чужеродный объект в этом пространстве. Когда внутрь Собора зашли, любовались его красотой и величественностью. Все же и там появилось чувство иллюзии, лжи. Было какое-то двоякое понимание этого пространства. Сила, но сила с каким знаком?

И вот еще, у меня лично есть ощущение, что тот красивый планетарный поток перехвачен этим Сбором. И идет эта энергия не на эволюционное пробуждение землян...

В реставрации данного собора я принимал участие на физике)

Так вот, внутреннее убранство собора процентов на 50-60 -- это фальшивка. Внешне всё выглядит исторически верно, как говорится по СНиПУ, а вот используемые материалы сильно подкачали. Гальванопластика вместо бронзы, полимеры вместо камня и т.д.

До 2009 года там была полная разруха и он использовался как склад и место под костры. В инете можно видео найти на момент начала реставрации. Заявлено и по всем документам идут натуральные камни, бронза, латунь и т.д.

Но фикус в том, что деньги у ген.подрядчиков куда-то делись, а сроки сдачи срывать было нельзя (т.к. присутствовал ВВП), вот они и начали искать тех, кто сделает аля натюрель и практически дадом))

Облицовка стен выполнена из мраморов (правда Китайского, а не Ита. Испанского), вместо ручной резки мозаики, фресок, капителей и т.д. использовалась станочная и машинная. Применяемый искусственный камень -- это мраморная крошка и эпоксидные смолы. Пол делали ооооооочень долго и сказать точно где что (оригинал и новодел), это уже трудно.


Реставрация Морского Собора святителя Николая Чудотворца

Как видим, информация неоднозначная.

Место силы очень мощное, кристалл рабочий, но энергия уходит непонятно куда. В сеанс пока не ходили.

C незапамятных времен город Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, служил охранным рубежом северо-запада России на Балтийском море. Однако знаменит он не только как военный гарнизон, но и как вместилище множества исторических ценностей и достопримечательностей Санкт-Петербурга, связанных с морской славой.

Одной из самых значимых и величественных построек является в Кронштадте. Находится он в центре города и служит не только памятником героизму и отваге российских моряков, но также выполняет и вполне мирные функции: в обычные и праздничные дни здесь проводятся богослужения, крещения и венчания.

Морской собор в Кронштадте: адрес

Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.

Режим работы

Кронштадт, Морской собор, часы работы: ежедневно с 9.30 до 18.00.

Также по желанию можно попасть и на богослужение, которое проводится дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

Как добраться?

К сожалению, водные маршруты в этом году были отменены из-за низкой рентабельности, поэтому доехать до Никольского собора можно сейчас только наземным транспортом:

Маршрутка № 405 в Кронштадт от метро «Черная Речка» до остановки у Якорной площади;

Маршрутка № 407 в Кронштадт от метро «Проспект Просвещения» до остановки у Якорной площади;

Автобус № 101 в Кронштадт от метро «Старая Деревня» до остановки у Дома быта, далее - пешком по Советской улице до Якорной площади.

Общие данные

Своим внешним видом Морской собор Николая Чудотворца напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина - 64 м, высота же (включая крест) - чуть более 70 м.

Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек.

Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

История

Предпосылки к началу строительства собора стали появляться еще в конце XIX в., когда остров Котлин уже приобрел статус обжитого: к этому времени были отстроены порт, верфи, доки, военная база. А вот серьезного храма, который бы символизировал веру и благочестие российской армии, так до сих пор и не было.

Конечно же, православная церковь имелась. Но у нее, по сравнению со стоящими рядом лютеранскими молельнями, был до того неказистый вид, что главный сторонник возведения нового храма и пожертвователь протоиерей Иоанн Кронштадтский постоянно пенял на это начальству. По его словам, от этого и были возможны некоторые неудачи России на военном морском поприще. Кроме того, величественная церковь охраняла бы и защищала Русь от посягательств иноземцев, так как храм приравнивается к тому же кораблю, которым управляет Господь.

Проектирование: 1896 - 1902 гг.

В 1896 году, стараниями одного из инициаторов, вице-адмирала и командира порта в г. Кронштадте Н. И. Казакова, была начата работа по проектированию будущего Никольского собора. Вкупе со свои прямым назначением, храм должен был также увековечить память выдающихся военно-морских чинов и служащих, погибших при исполнении своего долга.

В 1897 году был объявлен международный конкурс на проектирование сооружения, а также назначен Комитет по сбору пожертвований на строительство. Деньги сдавали и члены царской фамилии, и обычные граждане, и чины, принадлежащие к Морскому ведомству. К слову, последних в 1898 году обязали отчислять 0,25% от всего жалованья вплоть до 1914 года.

Всего было дано два конкурса на Морской собор в Кронштадте. Расписание их датировалось 1897 и 1898 годами, однако ни на одном из мероприятий победитель выбран так и не был.

В июле 1899 года Николай II уже было одобрил проект ранее не участвовавшего в конкурсах А. И. Томишко, но Комитет по строительству воспротивился этому, и в итоге разработки поручили В. А. Косякову. Несколькими годами ранее этот архитектор уже построил два аналогичных по тематике храма.

В 1901 году В. А. Косяков представил специальному военному собранию два эскиза, один из которых был окончательно утвержден и Николаем II, и Комитетом. Будущий Морской собор (г. Кронштадт) по данному проекту во многом повторял линии константинопольской Св. Софии.

Закладка: 1901-1903 гг.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей:

Этот отрезок являлся центром города;

Место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений;

Согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере;

Обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск;

Размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев.

1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Произошло это 8 мая в присутствии императора Николая II, его супруги Александры Федоровны, матери Марии Федоровны и князей Михаила, Алексея и Владимира.

Строительство и отделка: 1903-1913 гг.

До начала 1905 года не прекращалась строительная работа Морского собора. В Кронштадте процесс контролировался самим руководством Комитета, однако даже высшие чины не смогли повлиять на приостановку процесса, внезапно возникшую в 1905-1906 годах из-за внутренних беспорядков. Обуславливалось это главным образом недопоставками важных строительных материалов: металлических конструкций, кирпича и орнаментов.

В 1907 году возведение собора было возобновлено, началась внутренняя отделка помещений. Декор занял больше времени, чем само строительство.

В 1908 году закончили монтировать систему отопления.

В 1913 году был выполнен завершающий этап отделки: на стенах Никольского собора разместили таблички с именами погибших моряков, выполненные из мрамора. В списки попали все служащие, начиная с 1696 года.

10 июня 1913 года Морской собор был освящен в присутствии императора и членов его семьи. Не только в Кронштадте, но и в самом Санкт-Петербурге состоялись грандиозные гуляния в честь данного события.

После того как все работы были завершены, произвели перерасчет затрат на строительство. В результате выяснилось, что всего на Морской собор в Кронштадте было израсходовано около 1 876 000 рублей.

Никольский собор во времена Революции

Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго - всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.

Летом 1929 года прошла последняя служба в Морском соборе Кронштадта. После этого все оставшееся после расхищения имущество храма описали и передали в Госфонд, Госбанк, Военно-морской и Русский музеи.

Безвозвратной утратой стали списки моряков, золотом увековеченные на мраморных скрижалях. Одна часть их была разбита, другая - использована в монтажных работах.

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

В 1932 году внутреннее убранство храма переоборудовали под кинотеатр, в 1939 переделали снова, но уже под Дом офицеров. Инженерная служба последнего внесла значительный вклад в сохранение технических характеристик строения. Регулярное обслуживание помогло спасти храм и коммуникации от обветшания и полнейшей разрухи.

Великая Отечественная война и послевоенное время

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых впоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт.

По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал. В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма - по ним пошли многочисленные трещины. В феврале 1955 года зал был торжественно открыт. Здесь проводились вечера, концерты, различные увеселительные мероприятия. После сокращения гарнизона в 60-х гг. зал снова стал одним из филиалов Дома офицеров.

Морской собор: с 70-х гг. до наших дней

В 1970 годы сознание населения изменилось, и в Морском соборе Николая Чудотворца было принято решение провести капитальный ремонт и реставрацию. Государство взяло храм под свою опеку, обозначив его как культурный памятник.

1976 год стал новой вехой в истории православного сооружения. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик.

В 1978 году в здании Кронштадтского Матросского клуба случился пожар. В этом случае помещения Морского собора снова пришли на выручку - клуб временно разместили в храме.

8 мая 1980 года, в день, приуроченный к годовщине победы над германскими войсками, в Никольском соборе открылся музей, названный в честь Площадь его составила чуть менее 1000 м 2 , а в коллекциях оказалось примерно 3000 предметов, дошедших до нас с

Архитектура и убранство Морского собора

Во внешнем облике здания превалируют элементы в романском стиле. Фасад облицован светлым кирпичом, колонны, порталы и арки рельефные, с добавлением множественных декоративных элементов и орнаментов. Несмотря на массивность и внушительные размеры строения, за счет многочисленных украшений оно не создает ощущения громоздкости.

Портал над главным входом портал украшают мозаичные изображения ангелов и цитата из 112 псалма «От восток солнца до запад хвально имя Господне!» По бокам расположены две звонницы с золочеными сводами и иконами на фронтальной части.

Главным украшением Морского собора является, конечно же, его главный купол. Светлый, огромнейший, богато изукрашенный золотыми якорями, покоящийся на «барабане» из многочисленных оконец, он создает поистине величественное впечатление.

Ко входу в Никольский собор ведут несколько гранитных ступеней. Двери - массивные, украшенные резьбой и изображениями святых.

Внутри Морского собора взгляд непроизвольно поднимается вверх. Центральный купол отсюда кажется еще более широким. Диаметр его составляет 27 метров, а высота от пола до самой маковки - 52 метра. По бокам к нему примыкают еще два купола, но уже размером поменьше. Пространство увеличивают расположенные по бокам открытые галереи.

Изнутри храм поражает истинным величием: гигантское пространство пестрит мозаичными панно, выполненными в византийском стиле. Интерьер включает в себя многочисленные изображения рыб, водорослей, морских коньков, кораблей. Особого внимания заслуживает иконостас и витражные полотна размером 52 квадратных метра каждое.

Нельзя обойти вниманием и мраморные черные доски с именами погибших моряков - все, что удалось спасти и восстановить из небытия. Они расположены по всему периметру Никольского собора и являются главной его особенностью.

В молельном здании имеется три престола, освященные в честь самого Николая чудотворца, а также Петра и Павла и Святого Иоанна. Размещены они в западном портале. Северная и южная части украшены образами Казанской Божьей матери и святителя Митрофания соответственно. Реставрация Морского собора в Кронштадте помогла донести до наших времен эти изображения во всей их красе и великолепии.

Если любоваться художественной красотой Морского собора в обычные дни можно бесконечно, то в даты православных праздников он преображается в наивысшей степени. Бессчетные вереницы свеч и ламп заставляют панно, позолоту и витражи сверкать и переливаться, внушая трепет и торжественное благоговение. Эффект усиливает пышность проводимой службы и пение церковного хора, находящегося на балконной галерее. Нет более пышной и монументальной в городе Морской собор - настоящий символ острова Котлин, памятник героическому морскому прошлому России и хранитель ее водных северных границ.

Функционал Морского собора в наши дни

Сегодня Собор Святого Николая Чудотворца работает в полноценном режиме. Работы по капитальному восстановлению его внешнего и внутреннего убранства, а также духовно-патриотического статуса святыни начались 15 лет назад, когда в 2000 году впервые поднялся вопрос о возрождении военно-морских традиций и возвращению православных памятников в лоно Церкви.

В 2002 году осенью на верхушке храма был воздвигнут новый, отлитый на пушкинском Софийском заводе семиметровый крест. 3 года спустя была совершена первая за столь долгое время литургия в честь Иоанна Кронштадтского.

Непосредственное участие в приняла супруга Президента РФ Д. А. Медведева - Светлана Владимировна. В марте 2009 года в Сергиево-Посадской Лавре при ее участии прошло совещание Совета по попечительству строительства Морского собора в г. Кронштадт, где было подписано решение о создании одноименного благотворительного фонда. Уже в мае того же года образовалась и начала свою деятельность соответствующая некоммерческая организация.

Декабрь 2009 года ознаменовался началом масштабной реконструкции храма в г. Кронштадт. Морской собор, режим работы которого до полного завершения строительства и отделки не предусматривал посещений гостей и прихожан, 28 мая 2013 года был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в присутствии многочисленных представителей Русской Православной Церкви, государственных деятелей, а также высших чинов Черноморского, Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота.

На сегодняшний день экскурсии - не единственная причина для того, чтобы посетить Морской собор в Кронштадте. Крещение детей и взрослых, венчание, различные службы - все это точно так же проводится в Никольском храме, как и в любой другой церкви в России.

Хочется верить, что трагическая история памятника наконец-то закончилась. Теперь не только россияне изо всех уголков страны, но и многие туристы из дальнего и ближнего зарубежья стремятся попасть на остров Котлин, чтобы своими глазами увидеть грандиозное святилище в г. Кронштадт - Морской собор. Режим работы его хоть и стандартный - ежедневный, - однако стоит помнить, что в связи с окончательным открытием по большим православным праздникам храм заполняется прихожанами полностью. В связи с этим для тщательного ознакомления со святыней рекомендуется выбирать обычные дни.