Нормативная база и материалы по фгос детей с овз. Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья Заказчиком образования детей с овз выступает

Наталья Золотова
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании ” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Л. С. Выгоцкий обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование , с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.

Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать воспитателю, если у него в группе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут . Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании . Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей . Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь это безопасность. Далее комфортность, вариативность, информативность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей . Для развития детей с ОВЗ обязательно нужно создавать условия для взаимодействия с детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Организация педагогами игровой, исследовательской, проектной деятельности в микрогруппах, так же способствует взаимодействию детей . Для этого можно использовать дополнительные программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития, театральный кружок и т. д. В микрогруппах, решая общие задачи. Дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий.

Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования , адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач :

Создание ребенку с ОВЗ условий для осуществления содержательной деятельности в условиях , оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой) ;

Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе .

Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ОВЗ прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства. Надо отметить, что родители детей с ОВЗ , как правило, очень активно включаются в совместную работу с педагогом. У них появляется возможность выйти за рамки семейного общения, понимание, что у ребенка есть возможность социализации, а значит, появляется уверенность в завтрашнем дне. Педагог вообще должен быть ориентирован на поддержку таких родителей и обязательно прорабатывать различные способы взаимодействия от психологического до образовательного . На каждом этапе образовательного процесса , можно и нужно включать родителей в создание индивидуально – образовательного маршрута , тогда эта работа будет наиболее продуктивной. Задача педагога помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально – волевую сферу.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении , которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного » (включенного) образования .

Список литературы :

1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С . В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование . - 2011.- № 1. - С. 83-92.

2. Инклюзивное образование в России . ЮНИСЕФ. М., 2011.

3. Токарь И. Е. Инклюзивное образование : опыт и перспективы развития : [подготовка кадров для реализации идей совместного обучения] / И . Е. Токарь// Социальная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 93-105.

Публикации по теме:

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Классный час по воспитанию толерантности «Мы разные, но мы вместе» в рамках недели инклюзивного образования Классный час: «Мы разные, но мы вместе»» Цели: 1) формировать толерантное и уважительное отношение к личности; 2) научить детей выделять.

Проблема формирования учебной деятельности детей с ОВЗ (ограничениями возможностей здоровья) стоит перед российскими педагогами довольно остро. С каждым годом число таких учащихся возрастает. Однако зарубежная и отечественная педагогика находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения таких учащихся. В этом материале мы рассмотрим их детальнее.

Немаловажно, чтобы педагоги образовательной организации прошли специальную подготовку для работы с такими детьми. Вы узнаете в рамках

  • Особенности организационно-нормативного сопровождения образовательной деятельности в условиях инклюзии;
  • Механизмы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • Как организовать методическое сопровождение учащихся с ОВЗ.

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

  1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ
  2. Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
  3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
  4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.

Формы и методы обучения детей с ОВЗ

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь на возможности и потребности ученика, а также выявить и учесть потребности его родителей. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них. Это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

Инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что модель инклюзивного образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это . То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

Дистанционное обучение

В общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

«Дистанционное обучение детей с ОВЗ» - Ученик получает возможность слышать иноязычную речь. Из истории образования дистанционного обучения. Компоненты содержания обучения. Обучение детей с ОВЗ. Школа является одним из важных факторов социализации. Технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение через Интернет сегодня востребовано.

«Образовательные потребности детей с ОВЗ» - Планируемые результаты. Природоведение. Требования к условиям реализации программы. Организация и механизм реализации ПКР. Содержание основных направлений. Особенности основного этапа обучения. Весна в окно стучится. Зима недаром злится. Задания для устного счета. Общие рекомендации. Колумб. Требования к условиям реализации.

«Обучение незрячих детей» - Жесты. Двигательные навыки. Автоматизация навыка произношения звука. Местоположение входной двери. Ориентировка в пространстве. Обучение самостоятельному передвижению в пространстве. Метод сопряженных действий. Оказание первой медицинской помощи. Развитие мимики и пантомимики. Танцевальная деятельность.

«Образование детей с ОВЗ» - Система ресурсного обеспечения инклюзивного образования в Москве. Проведение мониторинга эффективности организации инклюзивного процесса. Программы дополнительного образования. Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Материально-техническое обеспечение. Инклюзивная культура. Организация условий для получения образования детьми с ОВЗ.

«Дети с ограниченными возможностями здоровья» - Особая отягощенность условий. Критические периоды развития. Группа патологических синдромов. Сложная структура нарушения ССН. Иммунологическая несовместимость. Дети с ОВЗ. Формирование готовности руки к письму. Нарушение восприятия. Особенности психического развития. Специфичность урока. Условия эффективности обучения детей с ЗПР.

«Образование лиц с ОВЗ» - СФГОС начального образования детей школьного возраста с ОВЗ (проект). Требования к структуре ООП. Обязательные направления коррекционной помощи. Интеграция. СФГОС (концепция) цели. Российское законодательство. Актуальные проблемы развития специального образования. Выбор условий обучения лиц с ОВЗ. Вариант СФГОС (цензовый уровень).

Всего в теме 14 презентаций

Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы, позволяющим:

    максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

    дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;

    гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

    обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;

    обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;

    эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

    обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;

    создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

    1. Предмет стандартизации

В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. Культура в данном случае понимается как система ценностей (частных, семейных, государственных), взрослея и присваивая которые, ребенок реализует свои личные устремления, берет на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.

Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Соответственно, предметом стандартизации и здесь являются:

    результаты образования на каждой ступени

    структура образовательной программы

    условия, необходимые для получения образования

В то же время предмет стандартизации здесь и специфичен, поскольку адресован разнородной группе школьников с ОВЗ, имеющих не только общие, но и особые образовательные потребности. При этом диапазон различий в развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования – невозможен. В связи с этим требуется выделение нескольких уровней, соответствующих всему диапазону возможностей детей с ОВЗ, и соответственно - их стандартизация.

Таким образом, предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.

Предлагается стандартизировать три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения: один из них является цензовым, т.е. полностью сопоставимым с уровнем неполного и/или полного среднего образования обычных сверстников, два других - принципиально не сопоставимы с цензом.

В соответствии с возможностями детей выделяются три уровня образования, при этом каждый должен обеспечить ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно, в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.

    I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.

    II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;

    III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Таким образом, в образовании детей с ОВЗ предметом стандартизации являются:

    Конечный уровень результата школьного образования;

    Результаты образования на каждой ступени;

    Структура образовательной программы;

    Условия получения образования.

Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Калиман Наталья Адамовна

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях «особого ребёнка» привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий средового или организации пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

4 года назад- Была закрыта коррекционная школоа Голицинская в Рузаевском районе.

Невозможность обучающихся данной категории получить коррекционную помощь в системе дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, привело к тому, что возникла необходимость создания программы обучения детей с ОВЗ на базе учреждений дополнительного образования, в частности в Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР». При обучении по данной образовательной программе обучающиеся с ОВЗ не только получают заданный набор знаний, умений и навыков, но и в процессе обучения переходят в режим развития и интеллектуального совершенствования. У обучающихся появляется возможность физически и психически крепнуть. Создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В этом и заключается перспективность выбранного мною направления работы.

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей. Педагог, работающий с детьми –с ограниченными возможностями здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района была разработана и успешно защищена авторская Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и методист - Пихиенко О.Ю.

Слайд3-4

Данная программа является победителем Республиканского конкурса: «Новое в образование»-2015.

Слайд 5

На базе Центра набрана группа детей с ОВЗ «Надежда», которой руководят педагоги Центра Пихиенко Ольга Юрьевна и Живайкина Наталья Васильевна. Формирование контингента детей осуществляется в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на обучение по образовательной программе осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Слайд 6-10

В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии.

Слайд 11-17

Слайд 18

Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

Слайд 19-21

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей.

Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

Слайд 22

Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Слайд 23

Задачи:

Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, мною разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, ввожу новые для ребенка виды и объекты деятельности.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.

Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

На каждом возрастном этапе педагоги решают разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» апробирована на базе МОУ «ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 4-х лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения ребенка по данной программе наблюдается значительная положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» создаются условия для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели нашей эффективной работы.

Приведу несколько примеров:

Слайд 24-33

Обучающиеся с ОВЗ - Фомкин Влад, Голдобин Даниил, Маврин Андрей, Акимова Виктория, Изосимов Максим, Ефимов Илья активно участвуют в мероприятиях и награждены дипломами Международного детского экологического форума «Зеленая планета», дипломами 8 Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», дипломами международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века», являются призерами Республиканского конкурса «Защитим лес», победителями Республиканского конкурса «Подари улыбку», победителями муниципальных конкурсов «Вторая жизнь отходов» и «Дорога безопасности».

За 4 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района- 20обучающимся «Надежды, трём- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Опыт свидетельствует: в первый год обучения небольшая часть детей смогла активно участвовать в мероприятиях, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, занятия и праздники:

Слайд 33-40

«Откуда к нам приходит хлеб», «Где прячется здоровье «Праздник Светлой Пасхи» - этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.

К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Цель труда педагога– оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.