Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого. Лектор л.и. соболев Идейно тематические и художественные особенности лирики толстого

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Тема любви

2. Тема природы

3. Сатира и юмор

4. Тема истории России

Заключение

Библиография

Введение

Алексей Константинович Толстой (1817?1875), русский поэт и писатель. Родился 24 августа 1817 в Санкт-Петербурге. Личный друг Александра II, он отказался от предложения стать адъютантом царя и решил занять должность распорядителя придворной охоты. Писатель известен балладами на темы русской истории, историческим романом «Князь Серебряный» (1863) из времен Ивана Грозного и драматической трилогией (1866?1870) «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Две последние пьесы были долгое время запрещены цензурой, так как в драме «Царь Федор Иоаннович» Толстой изобразил трагическую судьбу простодушного царя: желая творить добро, но неспособный разобраться в путаной политике своего времени, он навлекает беду на всех, кому хотел бы помочь.

Толстой был убежденным западником и противопоставил свободное и цивилизованное существование Киевской Руси как части западного мира жестокой тирании Ивана Грозного и Московской Руси, которая дошла до его дней. Среди его главнейших поэм -- «Иоанн Дамаскин», где утверждается свобода искусства, и «Дракон», из жизни возрожденной Италии. Толстой -- автор ряда сатирических произведений, в том числе комической истории России, где высмеивается российская тоска по порядку, и поэмы «Поток-Богатырь», бичующей как Московскую тиранию, так и радикальную нелепицу новейших дней. В том же насмешливом роде Толстой и его двоюродные братья, Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, писали под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков». Прутков изображался чрезвычайно ограниченным бюрократом, возомнившим себя писателем; безвкусица его стихотворений и общая непроходимая глупость должны были стать сатирическим заслоном литературным притязаниям многочисленных мелких писателей, превозносимых современниками.

Толстого подвергали жестокой критике за то, что он не присоединился ни к одному из общественных направлений своего времени; однако человечность, возвышенные идеалы и эстетические достоинства его произведений обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

1. Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа.

С 1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Вместе с тем любопытно, что это чувство уже испытало влияние общественного настроения, сформированного во многом демократизацией духовной жизни русского общества. Вот почему и героиня любовной лирики А. К. Толстого, несмотря на то, что была она женщиной вполне независимой, обладавшей достаточно сильным характером и волей, предстает в стихах человеком, много претерпевшим, нуждающимся в сочувствии и поддержке. Это отразилось не только в стихах, но и в письмах поэта.

Стихотворение «Средь шумного бала», благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках. литература толстой писатель

Произведение представляет собой стихотворную новеллу, в которой «с почти летописной точностью» воспроизведены обстоятельства случайной встречи поэта с незнакомкой, появившейся в суете многолюдного бала. Автор не видит её лица, но успевает заметить «печальные очи» под маской, услышать голос, в котором парадоксальным образом соединены «и звук нежной свирели, и рокот морского вала». Портрет дамы выглядит столь же неопределённым, как и чувства, которые внезапно овладевают лирическим героем: с одной стороны, его волнует её загадочность, с другой -- он встревожен и растерян перед напором одолевающих его «неясных грёз»

2. Тема природы

А.К. Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах.

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма.

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.

3. Сатира и юмор

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова - самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К. Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством. Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. Алексей Константинович дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

4. Тема истории России

Основными жанрами в исторической лирике А.К.Толстого являлись баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому и современные российские порядки подвергались критике со стороны поэта.

Толстой включал в свои произведения образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Любимым жанром поэта была баллада

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ - это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Заключение

Алексей Константинович Толстой по сей день остается великим русским писателем «Золотого века» русской литературы. Естественно, писатель вложил значимый, огромный вклад в развитие отечественной литературы. Он разносторонний поэт, так как писал свои произведения, отталкиваясь от любых тем, в которых писал то, что он думает, выражая свою точку зрения через художественные образы, приемы и др. Некоторые из этих тем лирики Толстого, притом немало важных, мы уже изучили.

Ретроград, монархист, реакционер - такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература - стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр - трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись - картины, философия - взгляды Толстого стали основой для философской концепции В. Соловьева).

«Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному…» (А. К. Толстой).

Библиография

1. «Алексей Константинович Толстой» http://www.allsoch.ru

2. «Толстой Алексей Константинович» http://mylektsii.ru

3. «Русская любовная лирика» http://www.lovelegends.ru

4. «Природа в творчестве А. К. Толстого» http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого. Юмористически-сатирические стихотворения Толстого против течений ХІХ в. Киевская Русь в его поезии. Пьеса-трилогия "Царь Борис" - психологическое исследование личностей русских царей и народа.

    реферат , добавлен 18.01.2008

    Граф А.К. Толстой - русский писатель, поэт, драматург; член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1873 года. Биография: университеты, дипломатический опыт, творчество: романтическая фантастика баллад, сатирические стихотворения, историческая проза.

    презентация , добавлен 18.02.2013

    Историческая тема в творчестве А. Толстого в узком и широком смысле. Усложнение материала в творческом процессе Толстого. Влияние политической системы времени на отображение исторической действительности в прозе и драме. Тема Петра в творчестве писателя.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2009

    Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов второй половины XIX века. Пейзажная лирика в стихотворениях Алексея Толстого, Аполлона Майкова, Ивана Никитина, Алексея Плещеева, Ивана Сурикова. Сочетание внутреннего мира человека и красоты природы.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Список произведений писателя В. Суворова, посвященные событиям Второй мировой войны. Тема романа "Контроль" и его достоинства. Произведения "заволжского цикла" А.Н. Толстого, принесшие ему известность. Сюжетные линии романа "Хождение по мукам".

    презентация , добавлен 28.02.2014

    Основные процессы архаизации и обновления русской лексики. Повесть "Детство" Л.Н. Толстого: история создания, её место в русской литературе. Лингвистическая наука об архаизмах и их стилистическом использовании. Семантическая классификация историзмов.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2010

    Сравнительный подход к изучению русской и татарской литературы ХІХ-ХХ в. Анализ влияния творческой деятельности Толстого на становление татарской культуры. Рассмотрение темы трагического в романах Толстого "Анна Каренина" и Ибрагимова "Молодые сердца".

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

    презентация , добавлен 28.01.2013

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого - выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.

А.К. Толстой- поэт с ярко выраженным своеобразием. Его представления о поэзии, ее месте в жизни человека, назначении, характере поэтического творчества развивались под влиянием идеалистических идей. Наивысшим проявлением красоты жизни была для Т. любовь. Именно любовь открывает человеку суть мира, например, стихотворение «Меня, во мраке и пыли». Как и в пушкинском «Пророке», который близок образностью к стихотворению Т., в произведении нарисована картина перерождения обыкновенного человека в пророка, в поэта под влиянием могущественной Божественной силы любви. Любовь для Т. всеобъемлющее, высшее понятие, основа, на которой строится жизнь.

Одним из проявлений высшей любви является любовь земная, любовь к женщине. Значительное место в поэтическом наследии Т. занимает любовная лирика, циклы стихотворений связанные с образом С.А.Миллер (Толстой). Это такие произведения, как «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне друг», «когда кругом безмолвен лес» и т.д.

Исследователем творчества Т. И.Г. Ямпольским отмечено, что слова грусть, тоска, печаль, уныние наиболее часто употребляются поэтом при определении собственных любовных переживаний и переживаний возлюбленной пота. В стихотворениях, стилизованных под народные песни, интонация, как правило, иная- удалая, страстная(«Ты не спрашивай, не распытывай»).

Красотой для Т. полон не только мир чувств человека, но и мир природы. Гимн земной красоте звучит в поэме «Иоанн Дамаскин». Воссоздавая красоту природы, мира, поэт прибегает к звуковым, зрительным. осязательным впечатлениям. Часто, особенно, в ранних произведениях, картины природы в поэзии Т. сопровождались историческими и философскими рассуждениями. Так в знаменитом стихотворении «Колокольчики мои» поэтическая картина природы сменяется раздумьями лирического героя о судьбе славянских народов. Пейзажные зарисовки часто смыкаются в произведениях Т. с балладными мотивами. В стихотворении «Бор сосновый в стране одинокой стоит» характер пейзажа имеет балладные черты – ночной бор, погруженный в туман, шепот ночного ручья, неясный свет месяца и т.д.

Миру красоты противопоставлен в его поэзии мир светских предубеждений, пороков, мир обыденности, с которым Т., как воин, но с добрым мечом вступает в сражение. Мотивы открытого противостояния злу окружающего мира звучат в стихотворения « Я вас узнал святые убежденья», «Сердце, сильней разгораясь от году до года» и др.

Поэт обладал ярким юмористическим и сатирическим даром. Одной из значительных удач в юмористике был созданный им образ Козьмы Пруткова («Письмо из Коринфа», «К моему портрету», «Древний пластический грек»). Осмеянию он подвергал все то, что с его позиции нарушало законы естественности, свободы, красоты и любви. Поэтому одни произведения были направлены против так называемого демократического лагеря, другие – против официальных правительственных кругов.


Значительное место в поэтическом наследии Т. занимают исторические баллады и былины. Поэт идеализирует домонгольский период истории Отечества, видит в нем выражение доблести народа, проявление нравственной свободы, демократического, справедливого государственного устройства(«Песнь о Гаральде и Ярославне»). Первые баллады появляются в 40-е г.- «Курган»- нарисован романтически условный образ русского богатыря древнейших времен, о котором сохранились лишь смутная молва и легенды. Баллада «Василий Шибанов» основана на фактах, отмеченных в истории государства Российского. Во второй половине 60-х-70-х годов появляются новые баллады на героические сюжеты из истории Новгородской и Киевской Руси. «Змей Тугарин»- действие баллады происходит во время киевского князя Владимира. Змей Тугарин, принявший облик поэта, пророчит страшную судьбу России. Владимир и его богатыри не верят в предсказания змея, но, с позиции Т., все пророчества сбылись в будущем. Т. написал ряд баллад, названия которых соответствовали названиям русских былин: Илья Муромец, Садко.

А.К. Толстой неизменно смеялся над нигилизмом - в стихотворении «Порой весёлой мая…» («Баллада с тенденцией») поэт высмеял “ложный либерализм” с его стремлением “унизить высокое”: цветущий сад нужно засеять репой, соловьёв - истребить за бесполезность, тенистый приют нужно изгадить за то, что в нём свежо и чисто.

В письме к А.Губернатису поэт заметил, что почти все его стихотворения “написаны в мажорном тоне”. для А.К. Толстого Божий мир прекрасен, красота всегда есть в мире, и дело художника - высвободить прекрасное, показать его людям. Для этого нужно подняться над суетой - и тогда откроется (скорее - почувствуется) истина («Средь шумного бала, случайно…»), тогда приоткроется путь к мирам иным («Мне в душу, полную ничтожной суеты…»). Ведь всё на свете - “лишь тень таинственных красот, // Которых вечное виденье // В душе избранника живёт” («Иоанн Дамаскин»).

Именно любовь поднимает человека над заурядностью ежедневного бытия, освобождая его душу («Меня, во мраке и пыли…»). Любовь, как и творчество, преображает человека и мир, приобщает героя к гармонии мира. Те же мотивы находим в драматической поэме «Дон Жуан», где духи говорят о любви:

Художника - да и просто человека - у А.К. Толстого отличает стремление к идеалу, постоянное чувство его присутствия в мире. Этот мотив легко заметить в стихотворении «Темнота и туман застилают мне путь…»:

Заметный мотив лирики А.К. Толстого - воспоминание. Как правило, этот мотив звучит традиционно-элегически и связан с “утраченными днями” («Ты помнишь ли, Мария…»), “горькими сожалениями” («На нивы жёлтые нисходит тишина…»), минувшим счастьем («Ты помнишь ли вечер, как море шумело…»), одиночеством («У моря сижу на утёсе крутом…»), “утром наших лет” («То было раннею весной…»).

Отсюда и другой мотив в поэзии А.К. Толстого - мотив запустения, разрушения и упадка усадебной жизни, дорогой и неизменно ценной для нашего поэта. (Пустой дом)

Об этом же стихотворения «Шумит на дворе непогода…», «Приветствую тебя, опустошённый дом…», а в стихотворениях «Тяжёл наш путь, твой бедный мул…» и «Где светлый ключ, спускаясь вниз…» мотив разрушения осложняется традиционной в общем темой гибели целых цивилизаций (последние три стихотворения входят в цикл «Крымские очерки»).

42. "Денисьевский цикл" в творчестве Ф.И. Тютчева новаторство поэтических принципов. Особенности образной системы.

Образ музы-поэзии.

Цикл формируется с начала 1850х. Лир героиня – Елена Александровна Денисьева.

Роковая любовь, сметающая все преграды и запреты.

Любовь – поединок роковой (Предопределение). Трагический гротеск. Предопределение

В цикле создается образ двойного бытия, это сквозной момент в творчестве Т.

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, ее тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

В стихотворении «Предопределение» (1851) любовь осмыслена как «поединок роковой» в неравной борьбе «двух сердец», а в «Близнецах» (1852) - как гибельный соблазн, родственный соблазну смерти:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений –

Самоубийство и Любовь!

Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести - в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет:

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского - кстати, высоко ценившего творчество поэта.

"Денисьевский цикл" - художественное выражение душевной драмы. В нем любовь предстает в различных ипостасях: как возвышающее человека духовное чувство, как могучая, слепая страсть, как тайное чувство, некая ночная стихия, напоминающая о древнем хаосе. Поэтому тема любви звучит у Тютчева то как "союз души с душой родной", то как тревога, то как предостережение, то как горестное признание.

Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Такой судьбой была его встреча с Еленой Александровной Денисьевой. Ей посвящен цикл стихотворений, представляющий как бы лирическую повесть о любви поэта - от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.

В “денисьевском цикле” - разрушительность страсти, борьба, напряженность всех душевных сил, вызов, брошенный людской пошлости. Тютчев не мог жениться на Денисьевой, но имел от нее троих детей. Поскольку он был дипломатом, всегда занимал хорошие должности, то их роман был на виду и, естественно, подвергался осуждению окружающих. Любовь эта была трудной, горькой для обоих. Но особенно тяжело было Денисьевой. Поводов для сцен у измученной женщины было предостаточно. Это и нередкие отлучки Федора Ивановича, и нечаянно оброненное нежное письмо к жене... С семьей он не порвал, да никогда бы и не решился на это. Мучительная раздвоенность терзала его. Он во всем винил себя - и не без основания.

Пылая любовью, поэт страдал, обрекая на страдания и возлюбленную. В ту пору сожительство невенчанной пары было делом скандальным. От Елены отрекся отец, тетя лишилась поста в Смольном институте. На их детей легло клеймо "незаконности". Не сумев оградить любимую женщину от "суда людского", поэт к себе самому обращал горький упрек:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла.

Елена вообще не любила стихов, даже написанных Тютчевым. Ей нравились только те из них, где выражалась его любовь к ней. Тютчев с предельной откровенностью определил свою роль в жизни любимой женщины. Тютчевское понимание любви в эти годы безотрадно. Он видит неумолимый закон, действующий в человеческих отношениях: закон страдания, зла и разрушения:

Союз души с душой родной -
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И поединок роковой...

Чувства сильны и беззаветны, сердца преданы друг другу, однако “союз души с душой” губителен. Если сердца обречены на любовь, значит, они обречены и на поединок друг с другом, это неизбежно. Эта мысль со страшной ясностью сформулирована еще в одном стихотворении:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Страсти слепы, в них темная стихия, хаос, который поэт видел всюду. Но не только любовь сама по себе разрушительна. Ее губят и те, кто осуждает, и тем самым оскверняет “беззаконное” чувство. Эти блюстители узаконенной морали втаптывают в грязь чувства любимой Тютчевым женщины. А он не может бороться с этим, обвиняет, корит себя, но остается бессильным перед обвинителями. Она же - борется и в схватке с толпой побеждает, сумев сохранить свою любовь. Тютчев не перестает изумляться силе ее любви и преданности. Он снова и снова пишет об этом.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!..
Пускай скудеет в жилах кровь.
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Отстаивая свою любовь, поэт хочет уберечь ее от внешнего мира.
В стихотворении "Она сидела на полу…" показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль, хотя и печаль бывает светлым воспоминанием:

Она сидела на полу
И груду писем разбирала
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала…

Наконец, приближается тот “роковой” исход событий, который Тютчев предугадывал и раньше, еще не зная, что может случиться с ними. Приходит гибель любимой женщины, пережитая дважды - сначала наяву, а потом в стихах. Смерть нарисована с пугающей реалистичностью. В стихотворении так много мелких, четко прорисованных деталей, что явственно возникает перед глазами и комната, где лежит умирающая, и тени, бегущие по ее лицу, и летний дождь, шумящий за окном. Угасает женщина, безгранично любящая жизнь, но жизнь равнодушна и бесстрастна, она продолжает кипеть, ничего не изменится с уходом человека из мира. Поэт - у постели умирающей, “убитый, но живой”. Он, так боготворивший ее, свою последнюю любовь, так страдавший много лет от людского непонимания, так гордившийся и удивлявшийся своей любимой, теперь ничего не может сделать, не в силах вернуть ее. Он еще не до конца осознает боль утраты, ему предстоит все это пережить.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали,
Лил теплый, летний дождь
- его струи
По листьям весело звучали,
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму...
“О, как все это я любила!”

7 августа 1864 года хоронили Елену Денисьеву, умершую 4 августа от чахотки. В Тютчеве клокотал бунт против смерти. "Двумя самыми великими скорбями" он назвал смерть первой его жены Элеоноры и смерть Елены Денисьевой.

Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

В одном из писем другу через два месяца после смерти Денисьевой он писал: "Не живется... Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя... Теперь я что-то бессмыслен, но живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество,.."

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Прошел год, но любовь все жива в его сердце больном. Чтобы как-то забыться, он едет в Италию, но там еще более тяжко: в Турине похоронена его первая жена. Он едет в Ниццу - и там горькие думы о Елене. "Денисьевский" цикл полнится новыми стихами.

О, этот юг! О, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет и не может...

Но жизнь торжествует над увяданием, над старостью, над смертью. В "денисьевском" цикле появляются стихи о том, что даже в минуты сокрушающего горя поэт различает за окном "веселый" (не унылый, а именно "веселый") шум летнего дождя.

В стихотворении "Последняя любовь" есть и такие строки:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье...

Стихи, посвященные Елене Александровне,- это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Тютчев рассказал вечную историю любви, страдания и смерти. Она полна утверждения жизни, упоения своим чувством и в то же время - горестного сознания обреченности, беспомощности человека, душевного протеста.


1. Каков круг основных тем в лирике А.К. Толстого? Какие жизненные ценности исповедует поэт в своих стихотворениях?

ОТВЕТ: Круг основных тем в лирике Алексея Константиновича Толстого:

Пример:” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…”

народная лирика; в ней писатель пишет о всей русской истории человечества, жившего народа, на свой лад оценивая все дела Петра Великого

Пример: “Государь ты наш батюшка….”

природная лирика(лирика красоты природы);

Примеры: “Колокольчики мои….”, “Осень.Обсыпается весь наш бедный сад…”

В данных произведениях автор изображает своего лирического героя в качестве сильного, злорового и весьма веселого человекаа, который без ума любит родную природу. К тому же, этот герой представляется перед нами в образе чисто русского, с национальным характером, человека.

“Когда природа вся трепещет и сияет….”

Данные произведения полностью пронизаны любовью, восторгом и пониманием. В них также присутствует и своя скрытая философия.

Как в любовной лирике А.К. Толстого переплетаются интимные и философские мотивы? В чем видится поэту красота человеческих отношений? Как она перекликается с красотой мира?

А.К.Толстой считает, что у любви есть своя логика, он видит в любви Отблеск вечной красоты, дарованной миру при его сотворении. В своей любовной лирики Алексей Константинович Толстой принимается к высокой философией, размышляет о смысле красоты, которая проявляет себя через любовь и становится главной животрепещущий иглой мироздания.

3. Что сближает пейзажную лирику А. К. Толстого с поэзией А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.

Тютчева, А.А. Фета и в чем ее своеобразие? Приведите конкретные примеры.

Александр Сергеевич Пушкин:

В его произведениях полно воплощены его богатая духовная жизнь, а также благородство и красота внутреннего мира. Александр Сергеевич Пушкин- поэт действительности, он хорошо умел облагородить любую обыденную повседневность и сделать ей превосходной.

Афанасий Афанасьевич Фет:

Русский поэт считал, что настоящий поэт должен воспевать, прежде всего, настоящую красоту, то есть любовь и природу. Вся его поэзия сама по себе чувственна и импульсивна, а образы неопределенны и расплывчаты по своей натуре.

Алексей Константинович Толстой:

Сам же Алексей Константинович Толстой был очень близок к народу, он использовал психологический параллелизм и отражал русский национальный характер, чем и нравился большинству количества народа.

4. Как представлена в лирике поэта историческая тема? В чем близость сатиры А.К. Толстого на русскую историю народной, русской

На протяжении всей своей жизни Алексей Константинович Толстой проявлял большой интерес к старине, философским проблемам истории и неприятию к политической тирании, а также любовь к природе родного края. Всё это мы можем проследить во всех его творениях.

Например, поэма “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева…”

5.Как в лирике А.К. Толстого заявлена его гражданская и писательская позиция? Что определяет тематику и пафос стихотворений “двух станов не боец... “ и “против течения”?

Алексей Константинович Толстой всегда откликался на злободневные события своей эпохи, все свои мысли и чувства он выражал в своих произведениях.

Например, “Двух станов не боец…”.В данном стихотворении переданы автор выражает свою главную этическую установку- он там, где истина. Он не следует какой-либо идее только потому, что она преследуема его кругом друзей или родственников.

“Против течения” - оно в форме диалога и как бы “обращается “ к тем, для кого мечта играет важную роль в его жизни, к тем, кто способен воспринять всю невероятную красоту этого мира.

6. Как в лирике А. К. Толстого проявились черты позднего романтизма? Что сближает и что отличает ее от романтической поэзии начала XIX века?

Творчество данного поэта, При всём его своеобразие, всегда стояла как будто в стороне от основных литературных процессов, которые бурно развивались в середине девятнадцатого века. более того, в конце сороковых, шестидесятых годов писатель упорно не занимал какой-то определённой позиции, позволяющей причислить его какому-либо течению того времени.

>>Литература: А. К. Толстой. Лирика

При знакомстве с любовной лирикой поэта создается впечатление, что перед нами нечто вроде лирического дневника, который точно воспроизводит факты биографии писателя. Образ любимой женщины проникнут чистотой нравственнoгo чувства, он конкретен, и ее облик реален.

Толстой в своей лирике не боится «простых» слов, общепринятых эпитетов. Поэтическая сила eгo стиха в нeпосредственности чувства, задушевности тона, даже вpeменами в наивности восприятия. Знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно... » может быть названо психологичеснкой новеллой. Оно отражает историю eгo отношений с Софьей Андреевной Миллер, которая стремительно и навсегда вошла в жизнь поэта на oдном из петербургских маскарадов 1851 года. История ее жизни могла бы лечь в основу драматического повествования. Но история преданности графа Толстого этой женщине, может быть, еще драматичней. Только после многих лет им удалось соединить свои судьбы и создать семью.

Софья Андреевна была «эстетическим эхом» поэта и coздавала атмосферу, которая была ему дорога. Она владела 14 языками, была умным и внимательным собеседником, очень тонким и чутким читателем стихов. В хрестоматии мы поместили несколько стихотворений, которые посвящены их отношениям. Можете также прочесть и другие посвященные ей стихотворения, которые расширят ваше представление о взаимоотношениях этих двух незаурядных людей. К ней обращены лирические строки произведений Толстого: «С ружьем за плечами, один, при луне....», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя paдость!...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре....», «Усни, печальный дрyг....», «Ты жертва жизненных тревoг....», «Крымские очерки», «3апад гaснeт...»и др.

Искренне любя свою Родину, поэт умел видеть мир вокpyг не только в обаянии eгo лирических красот («Колодники»).

Взгляд А. К. Толстого на причины российских бед перекликается со строгой и суровой оценкой Ф. И. Тютчева в стихотворении «Эти бедные селенья...».

Эти бедные селенья,
Эта скудная при рода!

Ф. Тютчев

Одарив весьма обильно
Нашу землю, Царь Небесный
Быть богатою и сильной
Повелел нам повсеместно.

Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь Небесный дал едва ли!

Мы беспечны, мы ленивы,
Все у нас из рук валится,
И к тому ж мы терпеливы -
Этим нечего хвалиться!

Лирику поэта отличает напевность, музыкальность стиха, многие eгo стихотворения близки к народной песне. Не случайно более 70 eгo произведений положены на музыку композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. При этом на тексты многих стихотворений созданы романсы несколькими композиторами (до 16 вариантов!).

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Рефераты, домашняя работа по литературе скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Изучение русской поэзии второй половины XIX века на уроках в 10-м классе. Лекция 6. Поэзия А.К. Толстого

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Изучение русской поэзии второй половины XIX века
на уроках в 10-м классе

Лектор Л.И. СОБОЛЕВ

План лекций по курсу

№ газеты Название лекции
34 Лекция 1. Поэтический мир Тютчева.
36 Лекция 2. Поэтика Тютчева.
38 Лекция 3. Жизнь и поэзия Фета.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения - до 15 ноября 2004 г.)
40 Лекция 4. Основные мотивы лирики Некрасова.
42 Лекция 5. Поэтическое новаторство Некрасова.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения - до 15 декабря 2004 г.)
44 Лекция 6. Поэзия А.К. Толстого.
46 Лекция 7. Путь Я.П. Полонского.
48 Лекция 8. К.Случевский - предтеча поэзии XX века.
Итоговая работа

Лекция 6. Поэзия А.К. Толстого

Биография и творчество. История
в сознании Толстого. Смех А.К. Толстого. Основные мотивы лирики.

Поэзию А.К. Толстого проще всего представить ученикам в лекции - довольно будет двух уроков, чтобы познакомить десятиклассников с поэтическим творчеством этого оригинального писателя.

У каждого поэта можно найти стихотворение, представляющее самое главное в этом поэте (разумеется, с точки зрения той или иной темы, идеи и проч.). Для А.К. Толстого это, по-моему, короткое стихотворение 1858 года:

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими - досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

Главное в этом стихотворении - утверждение собственной духовной свободы . Интересна история непечатания этого стихотворения: посланное И.С. Аксакову, негласному редактору славянофильского журнала «Русская беседа», оно было возвращено автору с письмом: “Странно как-то становиться под одно знамя, чтобы отстаивать чужое знамя <…> Я просто считаю это стихотворение - в настоящем его виде, без выражения Вашего собственного на этот предмет воззрения - вредным. Ваш авторитет может поощрить многих слабодушных и породить перевёртышей. Они не поймут Вашего стихотворения и употребят его во зло” (Цит. по: БП , 1, 538). В примечаниях к указанному тому приводятся строки немецкого поэта Ф.Фрейлиграта: “Поэт стоит на башне более высокой, чем вышка партии” (Там же ); комментатор напоминает, что А.К. Толстой прямо высказал царю своё несогласие с несправедливым осуждением Чернышевского, взгляды которого были решительно враждебны поэту, что он вступался за И.С. Аксакова, Т.Г. Шевченко, И.С. Тургенева - в 1869 г. в одном из писем он написал: “Дух партий мне не знаком”, - и привёл последние 4 строки своего стихотворения (Там ж е, 539). Внимательное перечитывание этого стихотворения способно убедить читателя в правоте А.К. Толстого: ведь свобода поэта вовсе не означает неразличения “врагов” и “друзей” - поэт говорит лишь о том, что правота друзей не сделает его пристрастным, то есть слепым приверженцем одного знамени. Вот эпиграф к нашему разговору о поэте.

Биография и творчество

“Всем знавшим его хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая. «Рыцарская натура»” (Тургенев . С. 185).

Самое главное о себе поэт сообщил в письме к итальянскому драматургу и историку литературы Анджело Губернатису, просившему у А.К. Толстого сведений о нём для публичной лекции; письмо (от 20 февраля 1874 г.), по словам поэта, представляет “возможно более полную исповедь” (далее цитируем по СС . Т. 4). “Я родился в С.-Петербурге в 1817 году, но уже шести недель от роду был увезён в Малороссию своей матерью и дядей с материнской стороны г-ном Алексеем Перовским <…> известным в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский ” (С. 423). Мать поэта, её сёстры и братья были побочными детьми Алексея Кирилловича Разумовского, сенатора при Екатерине II и министра народного просвещения при Александре I. В начале XIX века они были узаконены, получили дворянское звание и фамилию по названию подмосковного имения Разумовского - села Перова. Богатство и близость ко двору определили многие черты бытового уклада Перовских, среди которых были и министр внутренних дел Лев Алексеевич Перовский, и оренбургский военный губернатор Василий Алексеевич, и губернатор Крыма Николай Алексеевич, и генерал-адъютант Борис Алексеевич, член Государственного совета, воспитатель великого князя Александра Александровича (императора Александра III). Алексей Перовский, упомянутый поэтом, участвовал в сражениях Отечественной войны 1812 года, в заграничном походе 1813 г., был автором знаменитых некогда романтических повестей «Лафертовская Маковница» (Пушкин упоминает её в «Гробовщике»), «Чёрная курица, или Подземные жители» (по преданию, написана для племянника Алексея) и романа «Монастырка». Наш поэт с детских лет был товарищем игр цесаревича (будущего императора Александра II), с которым сохранил добрые отношения и в дальнейшем, служа во II Отделении собственной е.и.в. канцелярии. Во время Крымской кампании А.К. Толстой добровольцем был зачислен в стрелковый полк императорской фамилии, а в 1856 г. назначен флигель-адъютантом. В 1861 г. поэт писал императору: “Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре <…> Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель <…> Служба и искусство несовместимы <…>” (С. 139–140). При этом А.К. Толстой указал “средство служить” государю - “говорить во что бы то ни стало правду”, и это - “единственная должность, возможная для меня” (С. 140). Позже поэт был назначен егермейстером двора. Добавлю, что в литературе А.К. Толстой был дилетантом - он не связывал себя ни с одним журналом, ни с одной литературной партией, ни с одним идейным направлением, и на творчество смотрел не как на профессию, а как на служение (см. подробнее: Ямпольский . С. 93; Майорова . С. 9–11).

“Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии <…> С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи - настолько поразили моё воображение некоторые произведения наших лучших поэтов <…> Кроме поэзии я всегда испытывал неодолимое влечение к искусству вообще, во всех его проявлениях ” (С. 423–424).

Искусство навсегда останется для нашего поэта высшей ценностью - он всю жизнь служил “таинственной отчизне” (из послания «И.С. Аксакову»); умея высоко ценить природу, “и быт родного нам народа”, и “всё земное”, он тем не менее настойчиво провозглашал в том же стихотворении:

Нет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа.

Красота - важнейшая категория в мире А.К. Толстого, имеющая не только эстетическое, но и нравственное значение. Его спор с утилитаристами был последовательным и бескомпромиссным - в том же письме к Губернатису поэт заявлял: “Я один из двух или трёх писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение моё состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному, которая сама найдёт себе применение безо всякой пропаганды” (С. 426). Особенно показательно стихотворение «Против течения».

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
“Сдайтесь, певцы и художники!
Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остаётся, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения -
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?”

Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звёзды небесные!
Правда всё та же!
Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите во имя прекрасного
Против течения!
<…>

Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею -
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмёт бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!

Как и любимый герой поэта, Иоанн Дамаскин, А.К. Толстой неустанно восставал “противу ереси безумной, // Что на искусство поднялась // Грозой неистовой и шумной”.

В мире А.К. Толстого - будь это баллады или любовная лирика, исторические драмы или его знаменитый роман «Князь Серебряный», шуточные стихи или так называемые пейзажные стихотворения - преобладает мажорное, торжественное настроение; здесь нет эстетизации зла (оно безобразно, будь это деспотизм в любых его проявлениях или казённая эстетика петербургской архитектуры николаевского времени - см. «Портрет»). Личности поэта был свойствен размах широкой натуры - недаром в его стихах так часто встречаются мотивы воли, удали:

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

И.Ф. Анненский пишет о “коренной черте поэтической души Толстого”, о его “влечении в беспредельное, вширь и ввысь” (Анненский . С. 486).

Приведу последнюю цитату из письма к Губернатису; говоря о нравственном направлении своих произведений, А.К. Толстой характеризует его как “отвращение к произволу” и как “ненависть к ложному либерализму, стремящемуся не возвысить то, что низко, но унизить высокое” ; впрочем, “оба эти отвращения сводятся к одному: ненависти к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся” (С. 426). Эти воззрения отразились и в исторических произведениях поэта.

История в сознании А.К. Толстого

Для А.К. Толстого древняя домонгольская Русь - “наш европейский период”. Это выражение я цитирую из письма поэта к Б.М. Маркевичу от 7 февраля 1869 года (СС . Т. 4. С. 259); там же автор спрашивает: “И откуда это взяли, что мы антиподы Европы? Над нами пробежало облако, облако монгольское, и пусть чёрт его умчит как можно скорее” (Там же ). А.К. Толстой не был ни западником, ни славянофилом - и если в знаменитых «Колокольчиках…» можно увидеть панславистские идеи, то в стихотворении «Одарив весьма обильно…» нельзя не заметить резкую самокритику, высказанную в полемике с тютчевским стихотворением «Эти бедные селенья…»:

Мы беспечны, мы ленивы,
Всё у нас из рук валится,
И к тому ж мы терпеливы -
Этим нечего хвалиться!

Никакого противопоставления России и Европы поэт не признавал, а в русской истории видел несколько катастроф - удельную междоусобицу после смерти Ярослава (об этом иронически повествуется в «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева»), татаро-монгольское иго и царствование Ивана IV; московский период русской истории А.К. Толстой, по его собственному признанию, ненавидел, но интересовался им едва ли не более всех других и посвятил ему свою знаменитую драматическую трилогию. Об Иване говорится и в нескольких балладах - в «Василии Шибанове», «Князе Михайле Репнине», «Старицком воеводе». Большая часть баллад А.К. Толстого посвящена домонгольской Руси - князю Владимиру и былинным богатырям, дочери князя Ярослава и мужу её Гаральду Норвежскому. В балладе «Сватовство» праздничный мир Киевской Руси времён князя Владимира блещет всеми красками мая - прекрасна “в красе седых кудрей” княгиня, прекрасен, “бодр и весел” мудрый князь Владимир, прекрасны женихи-богатыри (“светлы, как заря”), прекрасен и сам мир вокруг - с расцветшими вербами, свистом дроздов, рокотом соловьёв, звонким криком журавлей на болоте… Поэтическая и аристократическая старина (в Новгороде А.К. Толстой видел прежде всего аристократическую республику ) противостоит плебейской, казарменной, умственно и нравственно неполноценной новизне. “Наследники Батыя и Мамая”, по мнению поэта, это Иван Грозный и Николай I, Аракчеев и нигилисты - всё, что воплощает политический и умственный деспотизм. В балладе «Поток-богатырь» главный герой пляшет при дворе князя Владимира (опять, конечно, праздник, “пированье идёт, ликованье”) и, утомясь, засыпает “на полтысячи лет” - просыпается “на Москве на реке”, во времена Ивана IV, которого, словно хана и земного бога, толпа чествует, повалясь “на брюхи”.

Да и полно, уж вправду ли я на Руси?
От земного нас бога Господь упаси!
Нам Писанием велено строго
Признавать лишь небесного Бога! -

думает Поток и засыпает ещё “лет на триста”. Но, проснувшись “на другой на реке” во времена автора баллады, герой знакомится с новейшими уродствами - суд присяжных оправдывает убийцу, какой-то “аптекарь, не то патриот” требует от него уважать мужика, “что смиреньем велик”, а в “длинной палате вонючей” красавицы “потрошат чьё-то мёртвое тело”. Потока же с его здравым смыслом называют “ретроградом”, “феодалом” и “остзейским бароном” - сейчас, через сто тридцать лет, очевидна и нам, читателям, бессмысленность этих важных тогда слов-сигналов. Поток резонно заключает, что потребность “лежать // То пред тем, то пред этим на брюхе // На вчерашнем основана духе!” - будь то преклонение перед “московским ханом” или перед мужиком. “Я не знаю, что значит какой-то прогресс, // Но до здравого русского веча // Вам ещё, государи, далече!”, - заключает Поток-богатырь и с тем засыпает ещё “лет на двести”; “А покудова он не проспится, // Наудачу нам петь не годится”. Двести лет ещё не прошло - подождём и мы.

А.К. Толстой неизменно смеялся над нигилизмом - в стихотворении «Порой весёлой мая…» («Баллада с тенденцией») поэт высмеял “ложный либерализм” с его стремлением “унизить высокое” (СС. Т. IV. С. 426): цветущий сад нужно засеять репой, соловьёв - истребить за бесполезность, тенистый приют нужно изгадить за то, что в нём свежо и чисто. Толпы демагогов

В одном согласны все лишь:
Коль у других именье
Отымешь и разделишь,
Начнётся вожделенье.

Нужно заметить, что некоторые современники пеняли поэту за то, что он гласно выступает против нигилистов, в то время как те не имеют возможности ответить; некоторые - например, редактор «Вестника Европы» М.М. Стасюлевич - считали нигилизм слишком ничтожным, чтобы с ним стоило всерьёз бороться. А.К. Толстой отвечал оппонентам: нигилизм “вовсе не дрянность, он глубокая язва. Отрицание религии, семейства, государства, собственности, искусства - это не только нечистота, - это чума, по крайней мере, по моему убеждению” (СС . Т. IV. С. 376; п. М.М. Стасюлевичу от 1 октября 1871 г.). Насколько “противник нигилисма схватит смешную сторону этой язвы <…> настолько он отымает у неё силы” (Там же . С. 377).

Смех А.К.Толстого

Об “испытании смехом” написано много - у нас это прежде всего книга М.М. Бахтина о Рабле (о смехе в XX веке см. отличную статью А.М. Зверева «Смеющийся век» - Вопросы литературы. 2000. № 4). То, что не выдерживает испытания смехом, не стоит серьёзного отношения; подлинные ценности (вспомним хотя бы героя «Дон-Кихота») смехом не разрушаются. И действительно, «Надписи на стихотворениях А.С. Пушкина» смешны, но вовсе не разрушают пушкинской поэзии, не убивают её. Так, стихотворение «Золото и булат» - после строк: “«Всё куплю», - сказало злато; // «Всё возьму», - сказал булат” - дописано А.К. Толстым так:

“Ну так что ж?” - сказало злато;
“Ничего!” - сказал булат.
“Так ступай!” - сказало злато;
“И пойду!” - сказал булат.

А под «Царскосельской статуей» (помните - “Дева над вечной струёй вечно печальна сидит”) написано:

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провёл чрез неё.

Если в смехе нашего поэта нет ренессансного “полного освобождения от жизненной серьёзности” (Бахтин . С. 272) - хотя что такое комедия «Фантазия» как не наслаждение смехом, освобождающим от идиотизма действительности? - то способность комически писать о вполне серьёзных (и для самого А.К. Толстого) вещах явлена в его поэзии в очень сильной степени. Это, например, знаменитая «История государства Российского…» с её рефреном “Земля наша богата, // Порядка в ней лишь нет” - как пишет О.Майорова, “трогательной легенде о любовном союзе власти и народа придан обратный смысл: ни один из правителей России не сумел ни порядка навести, ни - ко всеобщему изумлению - исчерпать богатства «земли»” (Майорова . С. 14). «Песня о Каткове, о Черкасском, о Самарине, о Маркевиче и об арапах» защищает убеждение А.К. Толстого о необходимом расцвете всех национальностей, входивших в Российское государство; всерьёз поэт провозгласил это своё пожелание на обеде в Одессе 14 марта 1869 года, а на выпады шовинистов - в том числе и своего приятеля Б.М. Маркевича - ответил «Песней…»:

Друзья, ура единство!
Сплотим святую Русь!
Различий, как бесчинства,
Народных я боюсь.

Катков сказал, что, дискать,
Терпеть их - это грех!
Их надо тискать, тискать
В московский облик всех!
...................................
Как жаль, что между ними
Арапов нет у нас!

Тогда бы князь Черкасский,
Усердием велик,
Им мазал белой краской
Их неуказный лик;
С усердьем столь же смелым
И с помощью воды
Самарин тёр бы мелом
Их чёрные зады…

А.К. Толстому доступен и гротеск - вспомним, например, «Сон Попова»; виртуозный комизм «Рондо» исследован в статье М.Л. Гаспарова (см., например, Гаспаров . С. 66–74). По-видимому, для поэта жива арзамасская традиция - и в бессмыслице, гротескно напоминающей о гримасах бытия, поэт видит свою логику и свою красоту - назову стихотворение «Вонзил кинжал убийца нечестивый…» и «Сидит под балдахином…»; едва ли стоит читать на уроке вслух «Бунт в Ватикане» или «Мудрость жизни», а для (про) себя - советую.

Отдельная тема - создание Козьмы Пруткова. “Литературная личность” (термин Ю.Н. Тынянова) директора Пробирной палатки, “вдохновенного мракобеса” (Новиков . С. 7) воплощает идею единомыслия в чистом виде. Но Прутков ещё и автор многочисленных пародий (кои он, кстати сказать, вовсе не числит пародиями), без которых уже нельзя представить себе русскую поэзию середины XIX века. Особое место в наследии этого выдуманного писателя занимают афоризмы («Плоды раздумья»), в которых граница между здравым смыслом и абсурдом весьма подвижна.

Основные мотивы лирики

В письме к А.Губернатису поэт заметил, что почти все его стихотворения “написаны в мажорном тоне” (СС . Т. IV. С. 425); для А.К. Толстого Божий мир прекрасен, красота всегда есть в мире, и дело художника - высвободить прекрасное, показать его людям. Для этого нужно подняться над суетой - и тогда откроется (скорее - почувствуется) истина («Средь шумного бала, случайно…»), тогда приоткроется путь к мирам иным («Мне в душу, полную ничтожной суеты…»). Ведь всё на свете - “лишь тень таинственных красот, // Которых вечное виденье // В душе избранника живёт” («Иоанн Дамаскин»).

Именно любовь поднимает человека над заурядностью ежедневного бытия, освобождая его душу («Меня, во мраке и пыли…»). Любовь, как и творчество, преображает человека и мир, приобщает героя к гармонии мира.

Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре -
О, не грусти, ты всё мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе -
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам её светила
Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струёю хладной
И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной
И тихий шёпот вербы над ручьём,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звёздный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольём.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди ещё - неволя недолга,-
В одну любовь мы все сольёмся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

Те же мотивы находим в драматической поэме «Дон Жуан», где духи говорят о любви:

Всемирным полная движеньем,
Она светилам кажет путь,
Она нисходит вдохновеньем
В певца восторженную грудь;
Цветами рдея полевыми,
Звуча в паденье светлых вод,
Она законами живыми
Во всём, что движется, живёт.
Всегда различна со вселенной,
Но вечно с ней съединена,
Она для сердца несомненна,
Она для разума темна.

Художника - да и просто человека - у А.К. Толстого отличает стремление к идеалу, постоянное чувство его присутствия в мире. Этот мотив легко заметить в стихотворении «Темнота и туман застилают мне путь…»:

Темнота и туман застилают мне путь,
Ночь на землю всё гуще ложится,
Но я верю, я знаю: живёт где-нибудь,
Где-нибудь да живёт царь-девица!

Как достичь до неё - не ищи, не гадай,
Тут расчёт никакой не поможет,
Ни догадка, ни ум, но безумье в тот край,
Но удача принесть тебя может!

Я не ждал, не гадал, в темноте поскакал
В ту страну, куда нету дороги,
Я коня разнуздал, наудачу погнал
И в бока ему втиснул остроги...

Эта “царь-девица” явно откликнется в одноимённом стихотворении Я.П. Полонского 1876 года, по поводу которого В.С. Соловьёв заметит: “Все истинные поэты так или иначе знали и чувствовали эту «женственную Тень»” (Соловьёв . С. 156). Далее она появится в стихах самого Соловьёва и Блока, где в облике Прекрасной Дамы навеки останется в русской поэзии.

Заметный мотив лирики А.К. Толстого - воспоминание. Как правило, этот мотив звучит традиционно-элегически и связан с “утраченными днями” («Ты помнишь ли, Мария…»), “горькими сожалениями” («На нивы жёлтые нисходит тишина…»), минувшим счастьем («Ты помнишь ли вечер, как море шумело…»), одиночеством («У моря сижу на утёсе крутом…»), “утром наших лет” («То было раннею весной…»). Но это - на первый взгляд. “Воспоминание, - пишет И.А. Бунин, употребляя это слово «не в будничном смысле», - живущее в крови, тайно связывающее нас с десятками и сотнями поколений наших отцов, живших, а не только существовавших, воспоминание это, религиозно звучащее во всём нашем существе, и есть поэзия, священнейшее наследие наше, и оно-то и делает поэтов, сновидцев, священнослужителей слова, приобщающих нас к великой церкви живших и умерших. Оттого-то так часто и бывают истинные поэты так называемыми «консерваторами», то есть хранителями, приверженцами прошлого <…> И оттого-то так и священны для них традиции, и оттого-то они и враги насильственных ломок священно растущего древа жизни” (Бунин . С. 429). Отсюда и другой мотив в поэзии А.К. Толстого - мотив запустения, разрушения и упадка усадебной жизни, дорогой и неизменно ценной для нашего поэта.

Стоит опустелый над сонным прудом,
Где ивы поникли главой,
На славу Растреллием строенный дом,
И герб на щите вековой.
Окрестность молчит среди мёртвого сна,
На окнах разбитых играет луна.

Сокрытый кустами, в забытом саду
Тот дом одиноко стоит;
Печально глядится в зацветшем пруду
С короною дедовский щит...
Никто поклониться ему не придёт -

В блестящей столице иные из них
С ничтожной смешались толпой;
Поветрие моды умчало других
Из родины в мир, им чужой.
Там русский от русского края отвык,
Забыл свою веру, забыл свой язык!

Крестьян его бедных наёмник гнетёт,
Он властвует ими один;
Его не пугают роптанья сирот -
Услышит ли их господин?
А если услышит - рукою махнёт...
Забыли потомки свой доблестный род!

Лишь старый служитель, тоской удручён,
Младого владетеля ждёт,
И ловит вдали колокольчика звон,
И ночью с одра привстаёт...
Напрасно! Всё тихо средь мёртвого сна,
Сквозь окна разбитые смотрит луна,

Сквозь окна разбитые мирно глядит
На древние стены палат;
Там в рамах узорчатых чинно висит
Напудренных прадедов ряд.
Их пыль покрывает, и червь их грызёт...
Забыли потомки свой доблестный род!

Об этом же стихотворения «Шумит на дворе непогода…», «Приветствую тебя, опустошённый дом…», а в стихотворениях «Тяжёл наш путь, твой бедный мул…» и «Где светлый ключ, спускаясь вниз…» мотив разрушения осложняется традиционной в общем темой гибели целых цивилизаций (последние три стихотворения входят в цикл «Крымские очерки»).

“Толстой оказался одним из немногих русских классиков, - пишет Ольга Майорова, - наследием которого официальная идеология никогда - ни в XIX-м столетии, ни в XX-м - не пыталась манипулировать. Никакая власть не объявляла его «своим»: пронизанное иронией слово Толстого твёрдо сопротивлялось подобным попыткам” (Майорова . С. 14).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Разберите стихотворение А.К. Толстого «Против течения». Какое место занимает это стихотворение в литературной борьбе середины XIX века?

2. Как создаётся характер Ивана Грозного в трагедии «Смерть Иоанна Грозного»?

3. В чём близость и в чём отличие характера Годунова у А.К. Толстого и Пушкина?

4. Составьте план-конспект урока по творчеству Козьмы Пруткова.

Анненский - Анненский И.Ф. Сочинения гр. А.К. Толстого как педагогический материал // Толстой А.К. Стихотворения. Поэмы. Князь Серебряный. Сочинения Козьмы Пруткова. М., 1999 (статья впервые напечатана в журнале «Воспитание и обучение», 1887. № 8, 9).

Бахтин - Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

БП - Толстой А.К. Полное собрание стихотворений: В 2 т. Л., 1984 («Библиотека поэта», большая серия, второе издание).

Бунин - Бунин И.А. Инония и Китеж // Бунин И.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 2000.

Гаспаров - Гаспаров М.Л. «Рондо» А.К. Толстого. Поэтика юмора // Гаспаров Михаил . О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.

Майорова - Майорова О.Е. “Служа таинственной отчизне…”. Литературная судьба А.К. Толстого // А.К. Толстой. Поэзия. Драматургия. Проза. М., 2001.

Новиков - Новиков В.И. Художественный мир Пруткова // Сочинения Козьмы Пруткова. М., 1986.

Соловьёв - Соловьёв В.С. Поэзия Я.П. Полонского // Соловьёв В.С. Литературная критика. М., 1990.

СС - Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. М., 1963–1964.

Тургенев - Тургенев И.С. Письмо к редактору по поводу смерти гр. А.К. Толстого // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения. Т. 11. М., 1983.

Ямпольский - Ямпольский И.Г. А.К. Толстой // Ямпольский И. Середина века. Л., 1974.

В предлагаемой читателю статье использованы наблюдения и соображения А.С. Немзера, высказанные им на лекциях об А.К. Толстом, которые читались в нашей школе на протяжении многих лет. Пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить его за эти лекции.