Событие, после которого наступит судный день. Что ждёт нас в Судный день

В этой статье мы рассказываем про состояния и события загробной жизни и Судный День – о том, что ожидает каждого из нас в нашем пути в бесконечность после физической смерти.

Здесь вы узнаете ответ на вопросы:

— Какова реальность смерти?

— Что ждёт каждого из нас за порогом смерти?

— Что такое Рай и Ад барзаха?

— Что такое Судный День?

— Каковы состояния и ступени Судного Дня?

— Что такое Ад и Рай в последней жизни?

Что такое смерть и как она происходит?

Смерть – это выход духа из тела. В момент смерти дух человека отделяется от его физической оболочки, которая становится безжизненным предметом, подверженным материальным процессам разложения. Дух же продолжает жизнь в мире барзаха, как об этом будет сказано ниже.

Во время смертельной агонии верующего он видит Мухаммада (С), Али (А) и Имамов (А), видит ангела смерти и Джабраила.

Имам Садык (А) сказал: «Между каждым из вас и ликованием, радостью и усладой глаз – лишь момент, когда душа дойдёт сюда», — и он указал себе на горло. — «Когда наступит смертная агония (для верующего), придут к нему Мухаммад (С), Али (А), Джабраил и ангел смерти. Али (А) приблизится к нему и скажет: “О Посланник Аллаха, этот любил Ахль уль-Бейт (А): полюби же его!” Посланник Аллаха (С) скажет: “О Джабраил, этот любил Аллаха, Его Посланника и Ахль уль-Бейт Его Посланника: полюби же его!” Джабраил скажет ангелу смерти: “Этот любил Аллаха, Его Посланника и Ахль уль-Бейт Его Посланника: полюби же его и будь его другом!” И приблизится к нему ангел смерти и скажет: “О, раб Аллах! Ты приобрёл безопасность, ты ухватился за величайшую непорочность в ближней жизни!.. То, чего ты боялся, — Аллах устранил это от тебя, а то, на что ты надеялся, — получил: возрадуйся же праведным предшественникам, будь спутником Посланника Аллаха (С), Али (А) и Фатимы (А)...”».

(«Фуру кафи», том 3, С. 131).

После этого к верующему приходит ветер Рая, называемый «мунсия», который заставляет его забыть ближний мир, его страсти и богатства. И приходит к нему другой ветер, называемый «мусаххия»: он радует его встречей с его Господом, как говорится в хадисе от Посланника Аллаха (С) («Фуру кафи», том 3, С. 127).

Потом ангел смерти удаляется с горизонта его взора, указывая ему на его место в Раю. И он приходит к Мухаммаду (С) и его Ахль уль-Бейт (А) и восседает с ними в тени садов и дворцов.

При этом ангел смерти является ему в настолько прекрасном облике, что он не хочет расставаться с ним, потому что никогда раньше не видел ничего подобного.

Также пришло в риваятах, что дух верующего сразу после смерти делает саджду (поклон) под Троном Аллаха. Затем ему разрешается вернуться и увидеть своё тело, как его обмывают и хоронят, и он идёт впереди своей похоронной процессии, и в других риваятах: порхает около своего тела.

Значение падения в саджду состоит в том, что в первые мгновения после смерти дух не чувствует и не осознаёт самого себя – примерно так же, как в момент нашего погружения в сон или выхода из него; и так будет и в момент воскрешения: «Вы умрёте – как будто заснёте, и воскресните — как будто проснётесь » («Роузату ль-ваизин», том 1, С. 53) .

Могила и её мучения

Могила – это с внешней стороны место, где остаётся тело, а с внутренней –пребывание мёртвых и первая из стоянок последней жизни. И эта внутренняя могила есть не что иное, как деяния данного человека, его жизнь и его страсти.

Допрос в могиле будет касаться тех обязанностей, которые возложил Аллах на человека в обители ближнего мира, – если до него дошли известия об этих обязанностях, и он мог понимать. Однако если до него не дошли эти известия, или он не мог понимать, то он будет оставлен до Судного Дня, когда для него заново будут определены обязанности (таклиф ) и повторено испытание. Основа такого двусмысленного состояния некоторых (а на самом деле очень многих) людей – их двусмысленный выбор и ответ в мире зарр, о котором мы уже писали и , ибо основа происходящего с нами в дунье – это мир зарр.

У Посланника Аллаха (С) спросили: «П одвергает ли Аллах Свои творения наказанию без довода (худжжат )?» Он сказал: «Прибегаю к Аллаху (от такого мнения)». У него спросили: «Дети многобожников, (умершие в детском возрасте,) в Раю или в Аду?» Он сказал: «Достаточно им Аллаха. Поистине, когда наступит Судный день, и Аллах – велик Он и свят! – соберет Свои творения для окончательного решения о них, приведут также и детей многобожников. И Он скажет им: “О, Мои рабы и рабыни! Кто ваш Господь, в чем ваша религия и каковы ваши деяния?” Они скажут: “Ты – наш Господь, Ты сотворил нас, а мы не творим ничего, и Ты умертвил нас, а мы не умертвляем ничего. И Ты не дал нам языков, которыми мы говорили бы, и слуха, которым мы слышали бы, и Книги, которую мы прочитали бы, и посланника, которому мы следовали бы. И нет у нас никакого знания, кроме того, которому Ты научил нас”.

И Аллах – велик Он и свят! – скажет им: “О, Мои рабы и рабыни! Если Я прикажу вам что-то , исполните?” Они скажут: “Слушаем и повинуемся, о Господь наш!” И изведет Аллах – велик Он и свят! – огонь, имя которому – Фалак (всполох), мучения от которого страшнее всех других мучений в Аду, и он исторгнется из своего места – черный и темный, с цепями и узами своими, и Аллах – велик Он и свят! – повелит ему, чтобы он подул своим дуновением в лицо творений. И подует он. И от силы его дуновения свернутся небеса, и сокроются звезды, и высохнут моря, и исчезнут горы, и потемнеют взоры, и беременные выкинут свой плод, и поседеют младенцы от ужаса этого огня в День Суда. И тогда Аллах – велик Он и свят! – повелит детям многобожников броситься в этот огонь. И тот, о ком предшествовало в знании Аллаха, что он будет счастливым, бросится в тот огонь, и он станет для него прохладой и миром, каковым стал для Ибрахима (А). Тот же, о ком предшествовало в знании Аллаха, что он будет несчастным, откажется и не бросится в огонь. И Аллах – велик Он и свят! – повелит огню, и тот поглотит его за оставление приказа Аллаха и отказ войти в огонь, и он присоединится к своим отцам в Геенне. И таково Его слово, велик Он и свят: “В тот День, когда он наступит, душа будет говорить только с Его разрешения; из них будут несчастный и счастливый. А те, которые несчастны, — в Огне, для них там — вопли и рев, — вечно пребывая там, — пока длятся небеса и земля, если только не пожелает твой Господь, — ведь твой Господь — исполнитель того, что Он желает! А те, которые счастливы, — в Раю, — вечно пребывая там, пока длятся небеса и земля, если только твой Господь не пожелает, — наградой неиссякаемой (11: 105-108)».

(«Таухид» Садука, хадис 489).

Имам Бакир (А) сказал: «Когда настанет День Суда, Аллах – велик Он и свят! – подвергнет испытанию семь (групп): ребенок; тот, кто умер в период между двумя Пророками; старый человек, который встретил Пророка, но не мог понимать (из-за слабости разума); тупоумный (аблах ); сумасшедший, который не обладает разумом; глухой и немой. Каждый из них приведет свои доводы Аллаху – велик Он и свят. И тогда Аллах – велик Он и свят! – отправит к ним посланника, и он разожжет для них огонь и скажет: “Господь ваш приказывает вам броситься в этот огонь”. И кто бросится в него – огонь станет для него прохладой и миром. А кто откажется – будет отправлен в Огонь (Геенны) ».

(«Таухид» Садука, хадис 492).

Итак, каждый будет спрошен в меру того, что дошло до него и что он мог понимать.

Допрос в могиле ведут два ангела –На кир и Наки р: их головы – на седьмом небе, их ноги – на земле. «Они бороздят землю своими ногами, их голоса – как рёв грома, их взгляды – как сверкающая молния » («Усуль кафи», том 3, С. 231) . Они спросят его: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Кто твой Имам?» — и если покойник ответит им, его могила станет садом из садов Рая, а если не ответит, они будут бить его жезлом из огня, и его могила превратится в яму из ям Ада. Если мёртвый был верующим, то к его могиле придёт Али ибн Аби Талиб (А) и поможет ему в допросе. Облик этих ангелов настолько устрашающий, что если мёртвый был верующим, то взгляд на них будет единственным его ужасом в могиле и искуплением за все его грехи. Но если он был неверующим или лицемером, то это станет лишь началом его мучений.

Когда допрос верующего заканчивается, он присоединяется к Раю барзаха. Там его встречают духи других умерших верующих, которые приглашают его отдохнуть после допроса. А когда он отдохнёт, они окружают его и спрашивают об обитателях дуньи, и если он ответит, что такой-то умер, то они выражают сожаление, что он попал в Ад, потому что не видят его в своих рядах.

Когда наступает пятница или день праздника, к ним приходят ангелы после восхода солнца и приводят им райских верблюдиц, покрытых изумрудными прозрачными балдахинами. Джабраил приказывает верблюдицам, и они летают между землёй и небесами. Потом духи мёртвых идут в Наджаф, к могиле повелителя верующих (А), оставаясь там до заката, а после заката испрашивают у Джабраила разрешения посетить своих живых родственников, и с ними – ангелы, которые препятствуют им видеть то, что им неприятно, и они видят у своих родственников только то, что им нравится. Так они проводят время до полудня следующего дня.

Затем они возвращаются в райские сады барзаха, о которых Аллах сказал: «Сады Эдена, которые обещал Милосердный Своим рабам втайне; поистине, Его обещание совершается! Не слышат они там пустословия, а только: “Мир!” Для них там — удел и утром и вечером » (19: 61-62). То, что этот аят не имеет в виду сады ахирата, очевидно из слов «утром и вечером », потому что в последней жизни нет ни утра, ни вечера.

Там они останутся до раджаата рода Мухаммада (С), когда они тоже вернутся в ближний мир.

Однако что касается неверующего и лицемера, то его состояние в могиле будет ровно противоположным тому, что мы описали выше. Ангел смерти предстанет перед ним в ужасном обличии, Мухаммад (С) и его Ахль уль-Бейт (А), встретив его, скажут ангелу смерти, что это их враг, и тот станет суров с ним, На кир и Наки р станут бить его огненным жезлом, а потом он отправится в Ад барзаха. В эру раджаата он тоже вернётся в ближний мир, чтобы получить позор и наказание за то, что совершал в нём в течение первой жизни.

Такова посмертная участь тех, кто был верующим, и тех, кто являлся лицемером и неверным. Однако что касается среднего состояния – то есть тех, до кого не дошло разъяснение их обязанностей (таклиф ), или же они не были способны понимать, — то для для них нет Рая или Ада барзаха, нет раджаата и нет допроса в могиле. Их духи останутся в могилах до наступления Судного Дня, когда для них будет возобновлён таклиф и повторено испытание.

Что такое Рай и Ад барзаха?

Рай барзаха – это «два тёмно-зелёных сада », упомянутые в суре «Милостивый»: «А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада, — какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? — обладающие ветвями... И помимо двух — еще два сада, — какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? – тёмно-зелёные » (55: 46 – 64).

Слова «помимо двух » означают, что эти сады не будут садами последней жизни. Имам Садык (А) сказал о значении этого аята: «Два тёмно -зелёных сада в ближнем мире: едят из них верующие » («Тафсир Кумми», том 2, С. 324) .

Отличие Рая барзаха от Рая ахирата в том, что он близко напоминает удовольствия ближней жизни. Всё, что есть в этой дунье из яств, питья, дорогих одежд, великолепных жилищ, – всё это в самом превосходном виде присутствует в Раю барзаха. Можно сказать и так: то, что есть в Раю барзаха – это основа, а то, что есть в дунье – как бы слабое напоминание и подобие этой основы, так же как Рай ахирата – основа для Рая барзаха, который есть слабое напоминание и подобие для него. Иначе говоря, Рай барзаха – это тень Рая ахирата, а удовольствия дуньи – это тень Рая барзаха. На это указывает аят: «Всякий раз, как им даются в удел оттуда какие-нибудь плоды, они говорят: “Это — то, что было даровано нам раньше”, — тогда как им доставлено только сходное » (2: 25).

Именно поэтому Рай в Коране описан в телесных, физических терминах: плоды, деревья, источники, гурии, — что вызвало со стороны христиан обвинения в «материализме». Но настоящий Рай – это не «философский рай» христианства, полный бесплотных, «духовных» наслаждений, не Рай как невразумительное состояние «преображения во Христе». Коранический Рай настолько конкретен, что для его обозначения обычно используется слово «сад» (джаннат). И связано это с тем, что Рай – как в барзахе, так и в ахирате – действительно напоминает удовольствия ближней жизни, однако не в грубом понимании, а именно в таком соотношении, как мы сказали: удовольствия ближней жизни есть тень от Рая барзаха, а Рай барзаха – тень от Рая ахирата. А потому всё, что есть в этой дунье, – есть и в Раю барзаха, а всё, что есть в Раю барзаха, — есть и в Раю ахирата. Кто захочет – поймёт это правильно.

И в более широком смысле, как сказал Имам Реза (А): «Указание на то, что есть там, — в том, что есть здесь » («Уйун ахбар реза», том 1, С. 139) . Один христианин спросил у Имама Бакира (А): «Как в Раю будут есть, но не будут испражняться после еды?» Он сказал: «Подобно тому как младенец в животе у матери ест, но не испражняется » («Фуру кафи», том 8, С. 105) .

И, насколько можно судить, Рай, в котором были сотворены и жили Адам и Ева, – это тот самый Рай барзаха, потому что многие хадисы от Непорочных (А) недвусмысленно отрицают, что это был Рай ахирата, как сказал Имам Садык (А): если бы они были в Раю ахирата, то и не вышли бы из него никогда.

Об этом Рае также говорят хадисы раджаата: «...И повелитель верующих (А) будет править сорок четыре тысячи лет, каждый шиит станет рождать тысячу детей мужского пола, и проявятся два тёмно-зелёных сада возле мечети Куфы» («Мухтасар басаир», С. 115). То есть – проявится Рай барзаха возле мечети Куфы, потому что раджаат будет открытием врат в барзах, как мы говорили в .

И всё то же самое можно сказать об Аде барзаха: он является тенью и проявлением (мазхар ) Ада ахирата, так же как страдания этой дуньи являются тенью и мазхаром Ада барзаха. И как яства Рая барзаха даются верующим «утром и вечером » — так и мучения Ада барзаха: « И постигло род Фараона злое наказание - огонь, в который они ввергаются утром и вечером, а в тот День, когда наступит Час, скажут: „Введите род Фараона в наказание сильнейшее!“ » (40: 45 — 46). «Наказание сильнейшее » — это Ад последней жизни (ахирата), а «огонь, в который они ввергаются утром и вечером » — это Ад барзаха.

Что касается тела, в котором пребывают духи в Раю или Аду барзаха, то это – второе тонкое тело, что присутствует внутри нашего земного тела, но не видимо нами, и слагается оно из четырёх элементов – огонь, вода, земля и воздух. Дух не может существовать без тела, потому что дух – это носитель разума, а тело – его опора или, точнее сказать, воплощение. Как говорит Имам Саджад (А): «Дух не воспринимает что-либо без тела, а тело без духа есть просто неподвижный предмет. Но когда они вместе, они сильны и целостны » («Таухид» Садука, хадис 406) . В других хадисах дух уподобляется огласовкам согласных букв, которые не видны на письме. В различных религиозных традициях второе тело принимают за дух и проводят с ним различные манипуляции (йога и т.п.), но это не дух, а именно тело, хотя и тонкое. Оно и получает наслаждения или страдания в барзахе. Это второе тело тоньше грубого материального тела в семьдесят раз, то есть его сила в питье, еде, брачных отношениях и чувствах больше в семьдесят раз. Смерть означает отделение духа, пребывающего в данном тонком теле, от физического тела. Сам же дух не отделится от тонкого тела, кроме как при дуновении трубы великого Судного Дня.

Малый Судный День и его реальность

Судных Дня (йауму ль-кийама ) два: первый – известный всем большой Судный День, который наступит после гибели небес и земли; второй – малый или личный Судный День, названный так в переносном смысле и наступающий после смерти. Как сказал Посланник Аллаха (С): «Кто умер – для того наступил его Судный День » («Иршаду ль-кулуб», том 1, С. 18), и этот хадис есть также у людей массы.

Ибо тот, кто умирает, — сворачиваются небеса его ложных страстей, обращаются в прах горы его чувств и высокомерия, и встаёт Каим его разума, чтобы наполнить землю его тела справедливостью и правосудием, как она была наполнена насилием и угнетением (см. «Усуль Кафи», том 1, глава: «Филь гейба») .

Личный, или малый Судный День наступает со смертью, потому что умершему открывается истина и ложь, как сказал Аллах: «И с истиной явится смертная агония » (50: 19).

И другой малый Судный День, связанный с первым, — это приход Каима рода Мухаммада и Раджаат Пророка (С), Имамов (А) и тех, чей куфр и иман были чистыми – так же как и в могиле подвергаются Аду или Раю барзаха лишь те, чей куфр или иман были чистыми. И сам Раджаат – это, по сути, проявление барзаха в дунье, то есть соединение двух миров. Коран наполнен сообщениями об этом малом Судном Дне, и многие из тех аятов, которые люди толпы считают относящимися к большому Кийамату, в действительности говорят о Раджаате.

Например, в суре «Дым»: « Подожди же дня, когда небо изведет явный дым, и он покроет людей; это — мучительное наказание! » (44: 10-11), и это — приход Каима (А), открывающий эру Раджаата. Через три аята говорится: «Мы открываем наказание на немного, ведь вы опять вернётесь » (44: 15), — а ведь после большого Судного Дня не будет возвращения! – «в тот День Мы поразим величайшим поражением: ведь Мы отмщаем! » (44: 16) – и это уже большой Судный День.

И таких аятов в Коране очень много: на некоторое из них мы указали в нашей большой .

Малый Судный День будет длится пятьдесят тысяч лет, как говорит Аллах: « Восходят к Нему ангелы и дух в день, величина которого – пятьдесят тысяч лет » (70: 4), и судья в нём – Хусейн ибн Али (А), как сказал Имам Садык (А): «Тот, кто рассудит людей во время Раджаата – Хусейн ибн Али (А) » («Бихар», том 53, С. 13) .

Великий Судный День

Великому Судному Дню будут предшествовать два дуновения в трубу: с первым умрёт всё творение, кроме лика Аллаха, то есть Мухаммада (С) и рода Мухаммада (А), а со вторым все они воскреснут на Суд.

Имама Саджада (А) спросили: «Сколько пройдёт между двумя дуновениями в трубу?» Он сказал: «Сколько пожелает Аллах». У него спросили: «Каким же будет это дуновение?» Он сказал: «Что касается первого дуновения, то Аллах повелит Исрафилю, и он спустится на землю, и с ним – труба, у неё – одна голова (вершина) и две стороны, а между сторонами – как между небом и землёй... И он подует в неё один раз, и выйдет звук с той стороны трубы, которая обращена к земле. И не останется на земле ни одного обладателя духа, чтобы он не умер. После этого выйдет звук из стороны, обращённой к небесам, и не останется на небесах ни одного обладателя духа, чтобы он не умер, кроме Исрафиля. И останется так, пока не пожелает Аллах (иного). И он скажет Исрафилю: “О Исрафиль, умри!” – и он умрёт, и останется так, пока не пожелает Аллах (иного). А потом Аллах повелит небесам – и они потекут, повелит горам – и они придут в движение, и таково слово Его: “ В тот День, как небо потечёт течением и горы двинутся в движении ” (52: 9-10), то есть: Он заменит землю другой землёй, на которой не будет грехов, плоской, на которой не будет гор и растений, как Он распростёр её в первый раз. И после этого воззовёт Сокрушающий: “ Кому власть сегодня? ” (40: 16) – и никто не ответит Ему. Тогда Он ответит Сам Себе: “ Аллаху – Единому, Могучему ” (40: 16)... И тогда Сокрушающий подует в трубу, и выйдет звук со стороны небес, и не останется на небесах никого, кто не ожил бы и не встал бы таким, каким он был в первый раз: вернутся несущие Трон, появятся Рай и Ад, и все творения будут собраны для расчёта». Передатчик сказал: «И я увидел, как Али ибн Хусейн (А) заплакал сильным плачем».

(«Тафсир Кумми», том 2, С. 222).

При этом уничтожении творений останется только лик Аллаха, то есть Мухаммад (С) и род Мухаммада (А), как говорит Коран: «Всякий, кто на ней, исчезнет, и останется только лик Твоего Господа, обладающий величием и славой » (55: 26-27). И передано, что это они будут теми, кто скажет: «Кому власть сегодня? » — и ответят: «Аллаху – Единому, Могучему ».

Когда второй раз подуют трубу, духи воскреснут и соединятся с телами, и люди снова встанут из могил такими же, какими они умерли. Это и есть воскрешение, которое будет носить телесный характер.

Собрание (хашр)

После этого наступит вторая стадия Судного Дня – Собрание (хашр ), когда будут собраны все люди, ангелы, джинны, шайтаны, животные, растения, земли, минералы... Каждый окажется собран на этой стадии в различном образе, в зависимости от своих деяний, потому что деяния – это и есть образ наказания или награды.

Одни станут слепыми, по слову Аллаха: «И Мы соберём его в Судный День слепым » (20: 124), и это, согласно хадисам, — те, кто отвернулись от вилаята Али ибн Аби Талиба (А). Другие станут молчащими, и так далее.

Имам Али (А) так говорит о различных состояниях Сбора (хашр ): «В тот День Аллах соберет все творения в местах различных, и те, которые будут говорить друг с другом и просить прощения друг для друга, – они подчинялись Аллаху в обители ближнего мира и следовали за предводителями (истины). Люди же неподчинения, строившие козни в обители ближнего мира и помогавшие друг другу в несправедливости и враждебности, будут проклинать друг друга и отрекаться друг от друга, от превозносившихся до слабых. “Неверие” (куфр ) в этом аяте имеет значение “отречения”. Он говорит: они станут отрекаться друг от друга, и подобны этому слова шайтана в суре “Ибрахим”: “Я отрекаюсь (кафарту) от того, что вы меня сделали сотоварищем раньше ” (14: 27) или слова Ибрахима, друга Милостивого: “Мы не веруем в вас (кафарна бикум )” (60: 4), то есть – мы отреклись от вас (от многобожников).

Потом же будут они собраны в другом месте, и станут рыдать там, так что если бы их звуки достигли до людей ближнего мира, те не захотели бы больше жить, и разорвались бы их сердца, кроме тех, о ком было бы желание Аллаха. И не перестанут они рыдать там кровью.

Потом же соберут их в другом месте, и призовут их там говорить, и скажут они: “Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками! ”, и Аллах тогда наложит печать на их уста, и призовет говорить их руки, и ноги их, и кожу, и те начнут свидетельствовать обо всей их непокорности и грехах, что они творили. Потом печать будет снята с языков их, и они скажут своей коже: “‘Почему вы свидетельствуете против нас?‘ Они (их кожи) сказали: ‘Внушил нам речь Аллах, который внушил речь всякой вещи‘ ” (41: 21).

И потом их соберут в ином месте, и снова призовут к речи, и тогда убегут одни из них от других, и таково слово Его, велик Он и свят: “В тот День убежит муж от брата, и матери, и отца, и жены, и сыновей ” (80: 34-36), и будут призваны говорить, но “не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволит Милосердный, и скажет Он истину ”.

И поднимутся посланники – да будет мир над ними! – и станут свидетельствовать в том месте, и таково слово Его: “Как же будет, когда Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против этих? ” (4: 41).

И окажутся они собраны в другом месте, где будет Мухаммад (С), и это - место хвалимое (макам махмуд ). И там провозгласит он такое славословие Аллаху, какого не провозглашал никто до него, и воздаст славословие всем ангелам, и не останется ни одного ангела, которому не воздал бы славословия Мухаммад (С), потом воздаст славословие посланникам, какого не воздавал никто до него, а потом воздаст он славословие верующим мужчинам и женщинам — сначала правдивым, потом мученикам, а за ними праведным. И начнет хвалить его все, что есть на небесах и земле, и таково слово Его: “...Быть может, пошлет тебе Господь твой место хвалимое (макам махмуд )” (17: 79). Счастье же тому, кому это место достанется в удел, и горе тому, кто будет из него исторгнут! И будут они собраны в другом месте, и одни примут от других (благо).

И все это – прежде Расчета. Когда окажутся они взяты для Расчета, каждый человек будет занят только самим собой. И просим мы у Аллаха блага в тот День ».

(«Таухид» Садука, хадис 307).

Итак, состояния Сбора будут соответствовать образу деяний человека.

Однако что касается вопроса: будет ли Судный День касаться только человека, или он относится также к другим созданиям? Состоится ли Суд над джиннами? Над травами и минералами? – то ответ состоит в том, что Суд предполагает обязанность (таклиф ), которую тот, кого судят, мог выполнить или не выполнить. Поэтому ответ на данный вопрос зависит от того, признаём ли мы таклиф только за человеком, или за другими творениями тоже? И тот, кто поразмыслит над аятами Корана и хадисами, придёт к выводу, что таклиф касается всех творений без исключения, даже камней и минералов, которые тоже обладают жизнью и свободой, которую мы (люди) не ощущаем. Ибо таклиф – это дух творения, и само бытие любой вещи зависит от её принятия таклифа, в соответствии с которым она заслужит наказание или награду. И если бы все вещи не были живыми, то они не плакали бы по Хусейну (А), как передано в сотнях хадисов, и не «прославляли бы Его (Аллаха) хвалой, но вы не слышите их славословия » (17: 44), и не было бы трав и вредных насекомых, сотворённых таковыми за неприятие вилаята Али ибн Аби Талиба (А) в мире зарр, и так далее.

Передано, что «один из пророков проходил мимо камня, который плакал водой, что вытекала из него каплями. Он спросил его: “Почему ты плачешь, о камень?” Камень сказал: “Я плачу, потому что услышал слова: ‘ О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от Огня, растопкой для которого — люди и камни ‘ (66: 6). И вот, я боюсь, что стану таким камнем”. Он сказал: “Я попрошу Аллаха, чтобы ты не стал таким камнем”. И камень поблагодарил его. Через несколько дней пророк снова проходил через то место и опять увидел, что камень плачет. Он спросил его: “Почему ты плачешь, ведь ты защищён от Огня?!” Камень сказал: “То были слёзы страха, а это – слёзы благодарности” ».

(«Бихар», том 8, С. 297).

Стадий таклифа – три: мир зарр, ближний мир (дунья) и мир сбора (хашр). Мир зарр есть стадия решения (такрир ), дунья – исполнения (карар ), хашр – утверждения (истикрар ).

Расчёт (хисаб)

Третья из ступеней Судного Дня – Расчёт (хисаб ). Расчёт – это предстояние всех творений перед Вали Аллаха, который будет судить их сонм за сонмом за то, что они совершали. Значение этого ясно, и оно упомянуто во многих хадисах, дуа и зияратах, как, например, в зиярате «Джамиа кабира», называемом «паспортом Ахль уль-Бейт»: «И возврат творений – к вам, и их Расчёт – на вас, и у вас – окончательное решение ». Или как сказал Имам Казым (А): «К нам – возврат творения, и на нас – их Расчёт » («Фуру кафи», том 8, С. 142) .

Судный День продлится 50 тысяч лет, и таков же срок Раджаата и срок мира зарр: «Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет » (70: 4). Такое соответствие не случайно, потому что Судный День – это противовес миру зарр или, лучше сказать, его соответствие на другой стороне, вторая чаша на весах бытия, тогда как первая – это День таклифа, мир зарр. Судный же День – это День воздаяния за выполнение или невыполнение таклифа, принятого в мире зарр.

А что касается Книг в Судный День при расчёте, то это – запись деяний каждого человека, в соответствии со временем и местом их совершения, и каждый увидит всё, что он совершал, как видят кадры видеоплёнки, – если было бы возможно созерцать их сразу все вместе: «И выведем для него в День воскресения Книгу, которую он встретит разверстой. Читай свою Книгу! Довольно сегодня тебя самого как ведущего счёт! » (17: 13) – то есть каждый увидит самого себя со стороны, совершающим все те деяния, которые совершал, как видят себя в миллионах зеркал, а потому не сможет этого отрицать. «Эта Наша книга говорит против вас в истине; Мы записывали то, что вы совершали » (45: 29).

Из других реальностей Судного Дня: Мост или Путь (сират ). Путей – два: один из них в ближнем мире, второй – в будущем, и они связаны друг с другом. Имам Садык (А) сказал: «Путь (сират ) – это дорога к познанию Аллаха» («Маани ахбар» Садука, С. 32) , а познание Аллаха возможно только через познания аулия Аллаха (Пророков и Имамов). А потому Сират в ближнем мире – это подчинение Аллаху и отстранение от непослушания Ему через следование примеру Пророков и Имамов, любовь к ним, ненависть к их врагам, познание их, вера в то, во что они верили, и неверие в то, во что они не верили. Всё это вкратце называется «вилятом», поэтому Сират – это не что иное, как вилаят, и во всех аятах Корана, где упоминается «сирату ль-мустаким » («прямой путь »), имеется в виду вилаят Али ибн Аби Талиба (А). Ибо прямой путь – это путь Аллаха к Его творению и путь творений к Аллаху, и он (этот путь) не может быть ничем иным, как посредником и связующим звеном между Аллахом и творением, и это – Имам.

Сират же в Судный День – это Мост над Геенной, по которому проходят творения, и миновать его сможет только тот, кто был предан вилаяту в ближнем мире (то есть следовал по Сирату в ближнем мире). Восхождение на этот Мост – тысяча лет, ход по нему – тысяча лет, спуск с него – тысяча лет, как говорится в хадисе от Имама Садыка («Тафсир Кумми», том 1, С. 41) .

Тот же, кто не знал Имама в том смысле, в котором мы упомянули, — ноги его соскользнут с этого Моста, и он упадёт в огонь Геенны, ибо этот Мост ведёт к Раю, проходя над Геенной, и Мост этот – не что иное, как образы деяний рабов. Среди них есть те, кто пройдёт по нему, как вспышка молнии, и есть те, кто минует его, подобно скачущей лошади, и те, кто будет брести по нему пешком, и те, кто поползёт на четвереньках, и те, кого огонь охватит отчасти, и те, кто будет идти по нему, покуда не достигнет своего места в Геенне и упадёт туда...

И вкратце, тот, кто не прошёл по Сирату в ближнем мире, – не пройдёт по нему и в будущем.

Рай

Как мы сказали выше, Рай последней жизни соотносится с Раем барзаха как оригинал – с тенью, и в таком же отношении находится Рай барзаха к удовольствиям ближней жизни. А это означает, что реальность Рая – это те же самые удовольствия ближней жизни, такие как яства, питьё, брачные отношения и так далее – после их усиления и очищения, и человек присутствует в Раю в телесной форме – только не в грубо-материальной, а в форме тонкого тела, о чём уже было сказано выше. Уровень чувствительности и восприимчивости у этого тела гораздо выше, нежели у тела земного, – отсюда сила адских страданий и райских наслаждений.

Для понимания этого можно привести такой пример. Как известно, стекло добывают из кварцевого песка посредством накаливания. Из грубого материала песка рождается прозрачная субстанция стекла: это пример того, как тело барзаха отделяется от физического тела ближнего мира. Затем, под влиянием определённых химических процессов, из стекла может родиться алмаз. Таким образом, чистый алмаз был изначально скрыт в грубой реальности песка, и мог быть извлечён из него: это пример райского тела. И как алмаз и стекло – это одновременно и тот же самый песок, из которого они произведены, и что-то другое, — точно так же и тело Рая: это одновременно и то же самое земное тело, и нечто совсем иное.

Что же касается райских наслаждений и вопроса, есть ли в Раю желания, то да, в Раю есть желания, и Коран ясно говорит об этом. Желание в действительности – это стремление к наполнению, и само по себя такое стремление является чистым, является тягой к совершенству. Однако в ближнем мире эта тяга и это стремление наполняются внешним и побочным содержанием, так что превращаются в свою противоположность, подобно тому как для льда действуют другие законы, нежели для воды, хотя лёд – эта та же самая замёрзшая вода: например, лёд может ломаться, а вода не может. Так же и человек в этой дунье может желать власти и имамата без права, желать пророчества, не будучи избранным для этого, желать даже божественности и претендовать на неё. Однако в Раю у людей не будет желаний, которые не соответствовали бы их фитре, и все их желания будут чистыми, хотя желания эти гораздо больше и обширнее, нежели у людей ближнего мира.

Что касается половых отношений людей Рая, то они точно такие же, как у людей дуньи, хотя удовольствие от них несравненно выше, и об этом ясно говорят аяты Корана и хадисы. А не так, как заявляют христиане: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах» (Лк. 22:30); «Царство Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:27) – как пишет гностик Павел, так называемый «апостол», и это совершенно не соответствует реальности Рая, потому что там есть и пища, и питие, и женитьба, и половые отношения, — всё в самом максимальном бытийном проявлении.

Как передано: «Когда верующий будет в своём дворце (в Раю), увидит свет, сияющий в его дворце. И он подумает, что свет Его Господа проявился для него и взглянет на него и увидит лицо (гурии), как вы видите звёзды. Он удивится и скажет: “Кто ты? Я не видел никого красивее тебя!” Она скажет: “Я – та, о ком Аллах сказал: ‘Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили ’ (32: 17)”. Он захочет подняться к ней, но она скажет: “Не вставай, о друг Аллаха, ибо я принадлежу тебе!” – и спустится к нему. И он будет совокупляться с нею четыреста лет с силою ста юнош, а потом они расстанутся, но не потому, что устанут друг от друга » («Ихтисас», С. 352; «Бихар», том 8, С. 214). И в процессе этого совокупления, которое будет длиться четыреста лет, он съест от неё всякий плод и выпьет всякое питьё, и от её щёк вдохнёт всякий прекрасный запах, и возьмёт от неё всякую силу. И об этом сказал Аллах: «Обитатели Рая сегодня, поистине, своим делом наслаждаются » (36: 55) – и это дело будет высшим наслаждением Рая, кроме зиярата Господа, и передано от Имамов (А), что «дело » в этом аяте – это совокупление с девственницами («Тафсир Сафи», том 4, С. 256; «Тафсир Бурхан», том 5, С. 399) . Дворцы в Раю – прозрачные, «из красного рубина, зелёного изумруда, голубого хризолита и белого жемчуга », однако во время совокупления с гурией на верующего сойдёт свет, и никто не увидит их.

Что касается райского времени, то каждый день там равен тысяче наших лет, и нет там ни утра, ни вечера, но есть различные стадии и уровни, подобные уровням нашего мира. Когда пройдёт двенадцать тысяч лет по земному исчислению, они поднимутся с «зелёных ковров» (рафраф хузр ), упомянутых в суре «Милосердный», на «красный холм» (касиб ахмар ) и пробудут на нём двенадцать миллионов лет, а потом поднимутся на возвышенности и останутся там двенадцать миллионов лет, а потом взойдут на положение «довольства» (ризван ) и пребудут там во веки вечные, не умрут и не исчезнут никогда, и будет прибавляться им молодости, силы, царства, власти, мудрости и красоты – до бесконечности, и каждая новая ступень, на которую они поднимутся, станет соотноситься с предыдущей как наш ближний мир соотносится с ахиратом, так что это невозможно ни представить, ни описать, и так – до бесконечности.

О Аллах, не лишай нас Твоего Рая, о Щедрейший!

Ад

Нет сомнения, что люди Ада будут мучаться вечно, и чем дольше они пребудут там, тем больше увеличатся их страдания – то есть с точностью до наоборот относительно людей Рая. Таким образом, Ад является антиподом Рая.

Что можно понять из аятов Корана и хадисов, — это то, что существует восемь видов Рая и семь видов Ада. Восемь раев: Фирдаус, Алия, Наим (джаннату наим ), Эден, Макам (джаннату макам ), Хульд (джаннату хульд ), Мава (джаннату мава ), Дару салям – и они сотворены из милости Аллаха. Семь адов: Джаханнам, Лаза, Хутама, Саир, Сакар, Джахим, Хавия – и они сотворены из гнева Аллаха. «И для всякого будут ступени, в соответствии с тем, что они совершали » (6: 132).

Реальность Ада настолько ужасающа, что передаётся: после того как Посланник Аллаха (С) в мирадже взглянул на одну из его ступеней, не мог смеяться до конца своих дней («Тафсир Айаши», том 2, С. 301) .

Представим себе творение в виде сияния от светильника, как говорится в Коране: «Аллах есть свет небес и земли... » (24: 35). Чем ближе к светильнику, тем сильнее свет и меньше мрак; в середине сияния мрак и свет уравниваются, а по мере отдаления свет угасает больше и больше, пока не превратится в полный мрак.

Разумеется, этот пример не полностью отражает систему творения, потому что в нём свет является чем-то единым, тогда как в реальности творения каждая следующая ступень сотворена не из света предыдущей, а из сияния этого света, то есть его отражения, подобно тому как свет падает на стену, затем отражается от неё и падает на вторую стену, затем, отразившись от второй стены, падает на третью и так далее. Но в данном случае это не принципиально важно для нас.

Итак, из высшего уровня света Аллах сотворил Ахль уль-Бейт (А), которые никогда не ослушиваются Аллаха. Затем Он сотворил из их «глины», то есть из сияния их света их шиитов, и представители этой ступени уже запачканы определённой степенью мрака, которая будет отмыта от них в ближнем мире, в барзахе, во время Судного Дня или в мучениях на границах Ада. Из отражения их света Аллах сотворил тех, чья глина является смешанной – они ослушиваются Аллаха и каются, каются и ослушиваются, и добро соединено у них со злом. Многие из них войдут в границы Ада, но не войдут в семь адов, а будут мучимы на границах, чтобы очиститься и войти потом в Рай вместе с верующими.

Из самого же низшего уровня, куда не достигает никакой свет от светильника, Аллах сотворил обитателей низших степеней Ада, которые не способны ни к какому подчинению Аллаху, даже малейшему. И из их глины, то есть из отражения их мрака, Он сотворил их шиитов и последователей, в которых тьма преобладает над светом, хотя в них есть часть света. Благодаря этой частице света они иногда совершают благие дела, за которые получат вознаграждения в ближнем мире (например, долгий срок жизни), в барзахе, на Судном Дне или в виде пребывания на границах Рая, в результате чего очистятся от этого света и войдут в Ад навечно.

Каждую из этих ступеней Аллах сотворил в соответствии с тем, что она сама выбрала, и в этом состоит тайна мира зарр, и Аллах не угнетает рабов ни в чём.

Амин Рамин

  • Вера в Судный день является одним из основных столпов имана в исламе, то есть каждый верующий должен быть убеждён в том, что этот момент рано или поздно наступит. В тот день все люди воскреснут и будут собраны в одном месте перед Аллахом, который рассудит рабов Своих по их делам в земной жизни.

    О наступлении Судного дня в суре «Землетрясение» сказано:

    «Когда земля содрогнётся от сотрясений, когда земля извергнет свою ношу, и человек спросит, что же с нею, в тот день она поведает свой рассказ, потому что Господь твой внушит ей это. В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Коран, сура 99)

    Точная дата наступления Дня воздаяния известна лишь Всевышнему, и наступит она лишь с позволения Господа миров, о чём говорится в одном из аятов Писания:

    «Скажи: "Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу» (7:187)

    Однако в коранических аятах и хадисах содержится информация о признаках наступления Судного дня , на некоторых из них остановимся подробнее.

    1. Восход солнца не на востоке, а на западе

    Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Не наступит Час, пока не взойдёт солнце на западе» (Бухари).

    2. Появление Даджаля

    Перед Судным днём на земле появится человек, имя которого будет (в библейской традиции Антихрист). Даджаль - это лжемессия, который явится на Землю перед наступлением Судного дня. За ним последуют грешники всего мира и станут превозносить его. Мухаммад (с.г.в.) говорил о том, что наиболее страшным явлением за всю историю человечества станет появление Даджаля.

    3. Второе пришествие Пророка Исы (а.с.)

    После появления Даджаля для противостояния силам зла на Землю спустится настоящий Мессия - Пророк Иса (Иисус, мир ему), которого Аллах направит для уничтожения Даджаля и его сторонников. В хадисе повествуется: «Всевышний направит к людям Ису, сына Марйам, который возложит ладони на крылья двух ангелов и спустится на землю» (Муслим).

    4. Нашествие племён Йаджудж и Маджудж

    После того как Пророк Иса (а.с.) одолеет Даджаля на Землю вторгнутся племена , с которыми не в силах будут справиться верующие во главе с Пророком Исой (а.с.). Аллах скажет Исе (а.с.), чтобы тот укрыл мусульман от этих племён, которые будут уничтожать всё на своем пути. После того, как верующим удастся укрыться, Господь уничтожит Йаджудж и Маджудж.

    5. Исчезновение морали и нравственности

    После пришествия Пророка Исы (а.с.), он проживёт на Земле сорок лет, а затем скончается. После его смерти на Земле наступят тяжёлые времена, о чём говорится в следующем хадисе: «И останутся наихудшие из людей, которые будут совокупляться на виду у всех подобно ослам, и при них наступит Час» (Муслим).

    6. Появление дыма, зверя, гигантских провалов земли и огня в Йемене

    В одном из хадисов выделяется ряд признаков, среди которых и были названы вышеуказанные события.

    Перечисленные здесь признаки, как правило, относят к основным (большим) признакам Дня воздаяния. Наряду с ними также выделяются и малые признаки:

    1) Появление Пророка Мухаммада (с.г.в.)

    В одном из хадисов сказано: «Я был послан в то время, когда Судный день стал близок к ним, как близки два пальца» (Тирмизи).

    2) Появление лжепророков

    Хадис повествует: «Судный час не наступит до тех пор, пока среди моих последователей не появятся тридцать лжецов, каждый из которых будет заявлять, что является пророком» (Тирмизи, Абу Дауд). Напомним, что после кончины Посланника Всевышнего (с.г.в.) в Аравии появились лжепророки, выдававшие себя за Посланника Господа миров, наиболее известными среди которых являются Мусайлима, Тулайха, Саджах.

    3) Распространение прелюбодеяния

    Заключительный Божий посланник (с.г.в.) говорил о том, что перед Судным днём в мусульманской умме появятся люди, которые станут усердствовать в совершении прелюбодеяния.

    4) Превращение пустынь Аравии в плодоносные сады

    В одном из хадисов сказано: «Судный час не наступит до тех пор, пока арабская земля вновь не преобразится в пастбища, по которым текут реки» (Муслим).

    5) Чрезмерное украшение зданий мечетей

    Пророк (с.г.в.) сказал, что перед Днём воздаяния люди начнут соревноваться не в своей богобоязненности и нравственности, а в украшении построенных ими мечетей.

    6) Дети начнут командовать своими родителями

    Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Рабыня родит себе госпожу» (Бухари). Мусульманские учёные истолковывают данный хадис, утверждая, что перед наступлением Дня воздаяния дети перестанут слушаться и даже начнут руководить своими родителями.

    7) Резкий дисбаланс между мужчинами и женщинами

    Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал о том, что одним из признаков Часа станет резкое увеличение числа женщин и резкое уменьшение количества мужчин. «Дело дойдёт до того, что у пятидесяти женщин будет лишь один попечитель» (Бухари, Муслим).

    8) Ускорение времени

    Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «День Суда не наступит до тех пор, пока не ускорится время» (Ахмад). В данном случае подразумевается, что люди перестанут ценить имеющееся у них время.

    9) Разрушение Каабы

    Перед наступлением Судного дня произойдёт разрушение в Мекке. Божий Пророк (с.г.в.) говорил: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп» (Ахмад).

    10) Исчезновение религиозных знаний

    Ещё одним признаком наступления Дня воздаяния станет исчезновение знаний, касающихся религии, о чём сказано в следующем хадисе: «Перед наступлением Судного часа исчезнет религиозное знание, распространится невежество» (Бухари, Муслим).

    Пророк (мир ему) сообщил: «Признаки Судного дня (киямата) следующие:

    1. Пропадут знания.

    2. Возрастет количество невежд.

    3. Распространятся прелюбодеяния и гомосексуализм.

    4. Широкое распространение получит пьянство.

    5. Женщин станет больше, чем мужчин. Дойдет до того, что в распоряжении одно мужчины будут пятьдесят женщин».

    Пророк (мир ему) говорил: «До наступления Судного дня произойдут следующие события, и только после них наступит киямат:

    1. Заразных болезней станет больше.

    2 . Бейт аль-Мукаддас (священный храм в Аль-Кудсе) будет открыт.

    3. Приумножатся смерти.

    4. Мумины завладеют всем миром, подпишут соглашения с византийцами и христианами. После этого неверующие нарушат соглашение и одержат верх. Когда в мою умму проникнут смуты и вражда, они не покинут ее до Судного дня. После этого наступит киямат».

    Знатоки хадисов передают: «Сначала выступят византийцы, которые объединятся с франками. Все неверующие договорятся между собой и с восемью десятками знамен нападут с запада. Под каждым стягом будут собраны двенадцать тысяч человек. Таким образом, войско неверующих будет состоять из девятисот шестидесяти тысяч воинов. То есть лишь на сорок тысяч человек будет меньше миллиона.

    Следует знать, что сначала умма Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветсвует) завладеет востоком и западом. Останутся три города: Константинополь, Рим и крепость Аммурия (Аморион). После этого власть перейдет к неверующим. Они получат превосходство благодаря римлянам и другим христианам.

    От оставления римлянами Константинополя до завоевания этого города мусульманами пройдет семь лет.

    Савбан передает такой риваят:

    Посланник сказал: «С самой высокой точки Земли, сотворенной Аллахом, я увидел ее крайние точки на востоке и западе. А моя умма достигнет еще больших высот, чем высоты этой земли».

    Ибн Касир говорит: «В древние времена, когда Бухтун-Насар (Навуходоносор) правил Персией, он разрушил Аль-Кудс (Иерусалим). Константинополь увидел это уничтожение и промолвил: «Если Арш Всевышнего находится на поверхности воды, то и я нахожусь на воде». Аллах Всевышний рассердился и повелел: «Эй, горделивый! В последние времена Я уничтожу тебя руками Моих верующих рабов».

    Посланник (мир ему) сказал: «Судный день не наступит, пока Бану аль-Асфар (византийцы и желтая раса) не дойдут до Амака ». Амак - это селение недалеко от Шама. Когда неверующие дойдут до этих мест, из Медины выйдет войско Ислама, состоящее из трех отрядов. Неверующие будут жестоко сражаться. Часть мусульман разбегутся и станут мунафиками. Другая часть будет убита врагами. Они станут самыми достойными из шахидов.

    Третья часть мусульман станут победителями. Они прогонят неверующих. После этого придут семьдесят тысяч человек из потомков пророка Исхака (мир ему) и возьмут Стамбул со словами: "Ля иляха илляллах, Аллаху акбар". Сперва будут разрушены стены со стороны моря. После этого падет еще одна крепостная стена. В итоге, под звуки такбира упадут все три крепостные стены.

    Когда мусульмане будут собирать трофеи, шайтан крикнет: «Эй, мумины! Появился Даджаль и разрушает ваши дома». После этого они покинут Стамбул и вернутся в Шам. Позже народ начнет творить нечестивые дела. Если доверятся друг другу, обязательно предадут. Не станут платить закят. Будет мало читающих намаз. Люди будут стараться лишить друг друга веры.

    Весь народ устремится за земными богатствами. Мужчины подчинятся власти женщин. Дети выступят против своих отцов и матерей. Друзья станут обижать друг друга. В мечетях будут обсуждать мирские вопросы. Поздние поколения уммы будут проклинать предшественников.

    После этого Всевышний укажет им красную дорожку. В мире будут частые землетрясения. Участятся лунные и солнечные затмения. Люди перестанут почитать истинную веру, Коран и Сунну. Затем друг за другом начнут появляться признаки Судного дня.

    Среди исламских ученых были разногласия по поводу знамений Судного дня. Абдуллах бин Умар сказал: «Я слышал от Посланника Аллаха, что первым признаком приближения Судного дня станет появление желтой расы. А затем - восход солнца на западе. (Согласно хадисам, первым признаком будет появление дыма на востоке). Третье знамение - это появление Даджаля.

    Это ранние знамения киямата. После этого придет Махди. Умм Саляма говорила: «Я слышала от Посланника Аллаха, что Махди - сейид, из потомков Фатимы».

    Абу Саид аль-Худри говорит: «Пророк сказал: «Махди - от меня. Он появится ближе к концу времен и будет править по справедливости. До этого деспоты (залимы) держали весь мир под гнетом. Махди же семь лет будет править в мире добром и правдой».

    Пророк (мир ему) сказал: «Дин (Ислам) начался с нас и завершится опять же нами. Если кто-то из вас доживет до того времени и увидит его знамения, последуйте за ним. Ибо Махди милосерден и сам удостоился благословения ».

    Джабир ибн Абдуллах передал от Посланника Аллаха (мир ему):

    Расулюллах велел: «После меня придут двенадцать халифов, и все они будут из племени курайш».

    Из книги "Анваруль-ашикын"

    "Веление Аллаха придет, и не пытайтесь это ускорить"

    Аллах Всевышний сказал:

    «Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» К чему тебе упоминать об этом? Только твой Господь ведает об этом. Воистину, ты - всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого. В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро» .

    «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого» .

    Касательно темы Судного дня есть множество аятов Корана и хадисов. Аллах сказал:

    «Приблизился Час, и раскололся месяц» .

    Передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

    «Между мной и Судным днем - как между этими двумя». И показал свои два пальца (Бухари).

    Аллах сказал:

    «Приблизился к людям расчет с ними, однако они с пренебрежением отворачиваются» .

    «Веление Аллаха придет, и не пытайтесь это ускорить. Преславен Он и превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» .

    «Торопят с ним те, которые не веруют в него. А верующие трепещут перед ним и знают, что он является истиной. Воистину, те, которые спорят о Часе, находятся в далеком заблуждении» .

    По преданию Анас бин Малика (р.а.) однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) пришел бедуин и спросил: - О, Посланник Аллаха! Когда Судный день? На что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) задал встречный вопрос: - А что ты приготовил для Судного дня? - Любовь к Аллаху и к Его Посланнику (мир ему и благословение Всевышнего) Посланник Аллаха сказал с восхищением: - Поистине это прекрасно, ибо человек в Судный день будет с тем, кого он любит.

    Судный день и время его наступления – это таинство Всевышнего Аллаха, никому это неизвестно. Существует множество вещей, о которых знает Единственный Обладающий всеми знаниями, но среди них выделяются пять:

    1. Никто не знает, когда наступит час Суда, кроме Аллаха.
    2. Никто не знает когда, где и сколько дождя прольется с неба, кроме Аллаха.
    3. Никто наверняка не знает, что происходит в утробе беременной женщины, кроме Всевышнего.
    4. Ни один человек не знает, что принесет ему завтрашний день и какое его будущее ожидает, кроме Аллаха.
    5. Никто, кроме Всевышнего Аллаха, не знает, на какой земле, когда и каким образом прекратится его жизнь в этом мире.

    «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» .

    Когда Джабраиль пришел к пророку (мир ему и благословение Всевышнего) в облике бедуина и спросил его об исламе, имане и ихсане, Пророк ответил на его вопросы. Однако, когда он спросил его о Конце света, Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) ответил ему: «Тот, кого спрашивают, знает об этом не больше спрашивающего [мне известно об этом не больше, чем вам]». Когда Джабраил спросил о его признаках, Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Рабыня родит свою госпожу; и увидишь ты босых, нагих и нищих [духовно] пастухов овец [бывших ранее таковыми] соревнующимися в строительстве высоких зданий».

    Хузайфа передал: «Однажды мы разговаривали с пророком (мир ему), и он рассказал обо всем, что произойдет до наступления Часа, и ничего не скрыл. Кто-то выучил эти признаки, кто-то забыл. Я не помню их всех, но иногда они всплывают в памяти, подобно тому, как человек вспоминает давно забытого человека, когда увидит его вновь» (Абу Дауд, Муслим).

    Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что допросы в могиле, воскрешение из мёртвых в Судный день, Рог Исрафила, в который он вострубит, сбор всех людей на местности Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники - слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и плохих деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нём, Рай и все блага в нём, хавз Пророка (мир ему и благословение) (источник, вода которого утоляет жажду навечно) и т. д., - всё это является истиной.

    В потустороннем мире не бывает смерти, то есть люди после воскрешения никогда не умрут. Ахират является вечным и непреходящим пристанищем человека.

    Когда наступит Судный день?

    Мы убеждены в том, что существует Всевышний Аллах - Творец всего сущего, также мы знаем, что в Его Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержится только истина. О наступлении Судного дня и о потусторонней жизни мы знаем из Корана и хадисов.

    Когда этот день наступит - известно только Всевышнему Аллаху. Но в достоверных хадисах рассказывается о признаках, предшествующих этому дню.

    Малые признаки приближения Судного дня

    Малыми признаками приближения Судного дня являются: послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение); появление его уммы; строительство высотных домов; украшение мечетей; увеличение невежества; ослабление веры; увеличение пьянства, прелюбодеяния и притеснения (зульму); неуважение родителей детьми и младшими старших; увеличение количества женщин и уменьшение числа мужчин; увеличение раздоров между мусульманами; частые песнопенья; хождение женщин в полуголом виде; увеличение количества женщин, занимающихся торговлей, и т. д.

    Большие признаки приближения Конца Света

    Объявление имама Махди, а также Даджала; сошествие Пророка Исы (мир ему); появление Яъджудж-Маъджуджа (Гог и Могог); появление говорящего животного Даббатуль-арзи; восход солнца с запада; появление дыма, заполняющего весь мир; пожар на стороне Ади, гонящий людей к Шаму; исчезновение Корана с Земли, то есть из книг и из памяти людей; разрушение эфиопами Каабы.

    Махди является потомком рода Фатимы - дочери Пророка (мир ему и благословение). Когда он объявится, благодаря ему весь мир будет объят его справедливым правлением.

    Даджал - это неверный, сбивающий людей, одноглазый (слепой на один глаз), имеющий надпись между глазами, что он неверный (кяфир). Эту надпись заметят только истинно верующие люди. Он будет подвергать мукам тех, кто не последовал ему. Несчастные люди перейдут на его сторону, а счастливые воспротивятся ему. Он может повелевать дождями. Пророк Иса (мир ему) снизойдёт на белый минарет в Дамаске на крыльях двух ангелов. Он совершит намаз за имамом Махди, будет выносить решения согласно Шариату Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он убьёт Даджала, и увеличатся блага. Он женится, и у них родятся дети. Когда имам Махди после сорокалетнего правления умрёт, Иса (мир ему) его похоронит в Байт аль-Мукаддасе (в Иерусалиме), сам Иса (мир ему) умрёт в Медине, и похоронят его возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

    Яъджудж-Маъджудж - это многочисленное племя, которое будет спускаться толпами с гор и холмов и губить всё на земле, убивать людей. Они окружат Пророка Ису (мир ему) и его последователей на горе Тур, возьмут Байт аль-Мукаддас, будут пускать в воздух стрелы, мол, мы полонили тех, кто на Земле, полоним и тех, кто на небе. По мольбе Исы (мир ему) и его общины Аллах впустит в их ноздри мошек, и все Яъджудж-Маъджудж погибнут. Затем Господь направит на них птиц с шеями, подобно верблюжьим, которые их вынесут, куда захочет Всевышний.

    Животное Даббатуль-арзи - это существо, от которого невозможно убежать, все народы его увидят на своей стороне, оно осветит лицо верующего (мумина) и затемнит лицо неверующего (кяфира). Мусульманина оно окликнет: «Эй, мусульманин!», неверующего - «Эй, кяфир!» Одному оно скажет, что он из обитателей Рая, другому - что он из обитателей Ада.

    Солнце взойдёт с Запада, и случится это после смерти Пророка Исы (мир ему). Оно дойдёт до зенита и вернётся назад. Будет в закате (т. е. не взойдёт) в течение трёх дней, и тогда закроются врата покаяния.

    Появится дым, который заполнит весь мир. Дым останется на Земле сорок дней, войдёт в утробу кяфирам и будет выходить из всех отверстий. А мусульманин будет чувствовать лёгкое недомогание (подобное предгриппозному).

    Огонь, который появится в Адне, всех людей погонит в Шам (Сирию), всюду с ними (и в ночёвке, и в остановке) будет этот огонь.

    Коран очистят с языков, с листа и из сердца. На Земле ничего не останется от Корана. Когда люди из Эфиопии станут разрушать Каабу, наступит Судный день.

    О муках и благах в могиле

    Достоверно, что в могиле плохого подвергнут каре, а праведного одарят благами. Могила бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведного освещается и расширяется настолько, сколько охватывает взор. Могила неверующего и плохого становится мрачной и тесной. Это всё человеческий глаз не может видеть, ибо это относится к потустороннему миру. Кара неверным бывает постоянной, а для грешных мусульман кара заканчивается через определённое время.

    Главными аргументами в пользу сказанного являются Коран и хадисы, а в них, как известно, бывает только истина.

    О сжимании могилы

    Могила сжимается настолько, что обе её стороны соприкасаются друг с другом. После этого для праведных расширяется, а для неверных - остаётся в сжатом виде. Сжимается она для всех: для маленьких и взрослых, для хороших и плохих. Не сжимается могила только для пророков, матери халифа Али Фатимат бинт Асад и для того, кто на смертном одре 200 раз прочёл суру «Аль-Ихлас».

    О допросе в могиле

    Когда похоронят раба Божьего, к нему в могилу явятся два ангела - Мункар и Накир. Они спросят, что он думает о человеке по имени Мухаммад (мир ему и благословение). Если усопший верующий, то он ответит: «Он является рабом и Посланником Аллаха ». Тогда скажут ангелы: «Ты посмотри на место, которое тебе было уготовано в Аду, но Всевышний Аллах даровал тебе Рай ». И покажут ему Ад, потом Рай. Если же умерший был безбожником, то он ответит: «Я не знаю, люди что-то говорили о нём ». Тогда ангелы ударят его железной кувалдой. Кроме людей и джиннов все услышат этот звук. (Бухари, Муслим)

    В другом хадисе сказано, что его спросят: кто твой Господь, какова твоя вера и кто был послан к вам? Верующий ответит, что его Господь - Аллах, а религия - Ислам, и посланный к ним человек есть Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение). Неверующий не сможет ответить на эти вопросы.

    Некоторые говорят, что когда они посмотрели в могилу, то не увидели там ничего удивительного. Как им ответить?

    Во-первых, если какое-то явление не поддаётся зрительному восприятию, это не означает, что такое явление не существует вовсе. Во-вторых, глаза и уши даны нам для земного восприятия, а всё, что происходит в могиле, относится к потустороннему миру. Наши органы, предназначенные для восприятия материального мира, не могут видеть и слышать то, что происходит в могиле. Когда человек спит, он может видеть и слышать во сне многое, может видеть, что принимает еду, что его кусает змея, радуется, плачет и т. д. Но тот, кто стоит рядом и смотрит на спящего, ничего не знает о его состоянии, не видит и не слышит ничего. Спящий же испытывает мучения и радость во сне, несмотря на то, что другие этого не видят. Этот пример показывает, что невидение чего-то не отрицает его существования.

    Кто и когда протрубит в Сур (рог)?

    В Сур протрубит ангел Исрафил (мир ему). И сделает он это дважды. Первый раз - погибнет всё, что находится на Земле и Небесах, кроме Джабраила, Микаила, Израила и Исрафила (мир им), ангелов, несущих Арш и охраняющих Рай и Ад. Они умрут после. Погибнет всё, кроме Арша, Курса, Лавха, Калама (Перо), Рая, Ада и душ. Второй раз Исрафил (мир ему) протрубит в рог по прошествии сорока лет. Тогда умершие будут воскрешены.

    Воскрешение людей в День Суда

    После того, как ангел Исрафил (мир ему) протрубит в рог во второй раз, за короткое время все умершие воскреснут, и их поведут в долину Арасат (на Махшар). На Махшар придут по-разному, в зависимости от деяний: одни придут пешком, другие приедут верхом, а третьи скользя лицом вниз - это будут неверные.

    Первым из могилы поднимется и выйдет на Махшар Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

    Отчёт на Махшаре в День Суда

    В этот день некоторых без отчёта отправят в Рай, а от других потребуют отчёт. Отчёт тоже проводится по-разному: легко или трудно, скрытно или открыто. Т. е. Всевышний сам выявит деяния каждого, будь то совершённые языком, телом и т. д. Кого захочет - помилует, смоет грехи, кого захочет - накажет. Первым отчёт будут принимать у общины Мухаммада (мир ему и благословение).

    О том, как в Судный день подаётся список деяний человеческих

    Запись наших деяний ангелы хранят под Аршем. В День Суда, когда народ соберётся на Махшаре, по воле Всевышнего подует ветер, и подобно снежинкам к каждому подлетят записи о нём. Мумин эту запись примет правой рукой, неверный же возьмёт левой (его рука будет завёрнута за спину). Письма муминов бывают написаны буквами из нура, и, когда их прочтут, лица праведных осветятся.

    Письма неверного будут написаны тёмными буквами, и, когда их прочтут, лица безбожников омрачатся. Мумин от радости покажет другим свои письма. Кяфир же скажет: «Лучше бы мне не давали их». К пророкам, ангелам и к тем, кто без допроса отправятся в Рай, в тот день письма не подадут.

    В Судный день каждое плохое деяние, которое было совершено в этой жизни, оценят как одно деяние и накажут за него. Хорошие дела увеличатся от десяти до семисот раз (в зависимости от намерений).

    О грехах, которые прощаются и не прощаются Аллахом в Судный день

    В Судный день Всевышний не прощает грехи неверным. У мусульман смываются малые грехи их хорошими деяниями, большие грехи смываются покаянием. А долги и грехи человека перед людьми смываются только путём прощения или возмещения его в этой жизни, и искренним покаянием. У человека, умершего в вере, есть шанс на прощение Аллахом любых грехов.

    О тех, кого накажут и не накажут в Судный день

    Если люди были неверными, то их ждёт постоянная кара. Если всё время были покорны Аллаху, то их ждёт Рай. Верующим, покаявшимся в грехах, тоже уготован Рай. А верующих, которые грешили и умерли, не покаявшись, если Аллах захочет, то простит и отправит в Рай, если нет - накажет. Верующий, которого отправили в Ад, навечно там не останется. После завершения наказания, соответствующего его грехам, его выведут оттуда и поселят в Раю. Только неверующий останется вечно в Аду.

    Трудности Судного дня

    В этот день людей ждёт много трудностей: в соответствии со своими деяниями они будут погружены в противный пот; жара будет невыносимой; человеку запечатают рот, и его части тела заставят говорить о грехах, совершённых ими; от величия кары люди будут как пьяные. В этот день люди забудут отца, мать, сестру, брата, детей. Каждого будет беспокоить своя участь. Все люди будут там голыми, но они не заметят этого из-за переживаний и занятости своими проблемами и трудностями. Лица праведников будут белыми, а грешников - чёрными.

    Кто является защищённым от кары в Судный день?

    Трудности этого дня не испытают пророки и авлия. В этот день под тенью Арша будут находиться: справедливый правитель; юноша, который провёл жизнь в поклонении Аллаху; верующий, чьё сердце связано с мечетью; верующие, полюбившие друг друга ради Аллаха; тот, кто в одиночестве лил слёзы, вспомнив Аллаха и боясь Его; верующий, отказавшийся от соблазна, боясь Аллаха, когда его к этому толкала красивая женщина; верующий, который тайно ради Аллаха давал милостыню (садака).

    О взвешивании деяний в День Суда и о весах

    В Судный день установят весы с двумя чашами и язычком. На правой стороне будет светлая чаша, заполняющаяся добрыми делами. Вторая, чёрная чаша, будет заполняться плохими деяниями. На эти весы поставят бумаги с записями наших деяний. Тот, у кого светлая чаша окажется тяжелее, попадёт в Рай, а у кого чёрная, окажется в Аду. Эти весы не похожи на обычные весы, которыми мы пользуемся, они особые.

    Хавз (водоём) Пророка (мир ему и благословение).

    Этот хавз (водоём) имеет ширину, равную пути в месяц; вода в нём белее молока, ароматнее миска и слаще мёда; блюдец на нём больше, чем звёзд на небе; тот, кто один раз выпьет оттуда, никогда больше не будет испытывать жажду. Из этого хавза выпьют те верующие, которые искренне соблюдали Сунну Пророка (мир ему и благословение). У других пророков тоже будут свои хавзы.

    Мост Сират

    Сират - это мост, перекинутый через Ад и ведущий в Рай. Для одних он будет подобен просторной дороге, для других - тоньше волоса и острее лезвия сабли. Длина этого моста равна расстоянию в три тысячи лет. Всех людей пропустят через него. После перехода через этот мост попадают в Рай. Первыми этот мост перейдут Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его община. В этот день мольбой пророков будет: «О Аллах, саллим, саллим (т. е. спаси)». Переход по мосту тоже будет согласно деяниям. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие - со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком, ползком; другие - пешком, изодрав ноги, держась руками, еле-еле. Неверные и грешники, которые отправлены в Ад, не смогут перейти его и упадут в Ад. На этом мосту бывают колючки, щипцы, которые препятствуют неверным. Чем правильнее человек будет жить на этом свете, тем легче будет ему перейти Сират. Насколько мы собьёмся с пути Аллаха, настолько нам будет трудно перейти через него.

    Заступничество (шафаат)

    Шафаат - означает помощь. В Судный день заступничество делают пророки, ангелы, авлия, алимы и т. д. Шафаат имеет восемь уровней:

    1. Заступничество о начале допроса в Судный день.

    2. Об отправлении одной общины в Рай без допроса.

    3. Неотправление в Ад тех, кто заслуживают его.

    4. Вызволение из Ада тех, кто уверовали в Единобожие.

    5. Об увеличении благ уровней в Раю.

    6. Прощение грехов, совершённых хорошими людьми.

    7. Облегчение наказания неверующим, попавшим в Ад.

    8. Ненаказывание детей язычников.

    Заступничество Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

    Заступничество у Пророка (мир ему и благословение) будет самым большим, и его шафаат получит большинство. Самое большое заступничество принадлежит Мухаммаду (мир ему и благословение). В Судный день, находясь в безвыходном и тяжелейшем состоянии, к пророкам Адаму, Нуху, Мусе, Исе (мир им) придут люди с просьбой о том, чтобы они просили Аллаха о начале Суда. Они из-за страха перед величием Аллаха и ужасами этого великого дня не смогут просить о заступничестве и отправят их к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) же, подойдя под Арш и упав в земной поклон, воздавая никем ещё не возданную хвалу Аллаху, попросит о начале допроса для тех, кто находится на Махшаре. Всевышний Аллах примет его заступничество. Тогда те, кто были раньше, позже, джинны и люди - все воздадут хвалу Мухаммаду (мир ему и благословение). Это есть степень, которую Аллах обещал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в Коране - «Макамунмахмуд».

    Кроме этого, есть ещё и другие заступничества, свойственные нашему Пророку (мир ему и благословение).

    Ад

    Ад - это место, созданное Всевышним Аллахом для наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей и джиннов. Огонь, что на земле, не сравним с огнем Ада. В Аду находятся змеи, яд - закум, хамим - напиток настолько отвратительный и горячий, что при поднесении ко рту обжигает всё лицо. У того, кого подвергают каре в Аду, один зуб бывает размером с гору Ухуд. Кожа бывает толще в 70 раз обычной, с каждым разом после прожигания вновь восстанавливается, чтобы подвергнуть человека каре ещё и ещё. Под ногами у того, у которого самое слабое наказание, бывает огонь такой силы, что он заставит кипеть его мозг. Ад имеет семь ступеней. В самый верхний Ад бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. В других ступенях Ада бывают неверные и останутся там навсегда.

    Самый верхний слой называется «Джаханнам», ниже - «Лазза», «Хутамат», «Саир», «Сакар», «Джахил». Самый нижний - «Хавият» - предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнём. Да убережёт Всевышний от него всех мусульман!

    Река Кавсар

    Кавсар - это особая река Пророка (мир ему и благословение), которая находится в Раю, у которой берега из жемчугов и драгоценных камней, дно из мускуса, вода вкуснее мёда, белее молока, запах тоже приятнее мускуса.

    Рай

    Рай - это дом благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нём. Рай - это вечный дом, который не имеет конца существования. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слыхал и не мог даже думать. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там бывает всё, что пожелает человек. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.

    Рай имеет различные уровни: «Джаннатуль-маъва», «Джаннатуль-хульди», «Джаннату‘адн», «Дару-ссалям», «Дару джаннат», «Дару-нна‘им». Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. На каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям, крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст - 33 года и одинаковый рост - приблизительно 37,5 метров. Невозможно передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе от аль-Бухари и Муслима сказано, что если одна женщина из женщин Рая (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Её головной убор (платок) лучше, чем весь мир, всё, что в нём. Жёны, которые вели себя правильно в миру, бывают лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.

    Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете, и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит всё это в десять раз (Муслим). Да одарит Аллах всех мусульман Раем!

    О лицезрении верующими Всевышнего Аллаха в Раю

    В Раю верующий увидит Аллаха. Об этом сказано в Коране. Но невозможно в миру узнать полностью истину о Его лицезрении. Нет ничего лучше, чем лицезрение Всевышнего. Лицезрение Его является самым большим благом в Раю. Некоторые удостоятся лицезрения Его только один раз, а другие, более почётные и самые вознаграждаемые рабы, смогут лицезреть Его многократно. Да сделает Аллах всех мусульман из числа тех, которые многократно смогут созерцать Его!

    Канонический отдел сайта islam.ru