Аск ндс 2 какой разрыв пропускает. АСК НДС — новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС. Критерии налогового риска

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Запущенная в 2015 году аналитическая система АСК НДС-2 усложнила жизнь плательщикам НДС и увеличила собираемость налогов. Сейчас в нескольких регионах идет апробация системы АСК НДС-3, ее планируют запустить повсеместно с 1 февраля 2018 г. Что же изменит новая аналитическая система? Если коротко, что АСК НДС-3 - это усовершенствованный сервис, интегрированный с информацией из банков и онлайн-касс.

АСК НДС-3 позволяет налоговым инспекторам отслеживать все операции по счетам предприятий и физических лиц.

Уже сейчас проверки стали максимально адресными, их проводят, располагая информацией о «проблемных» контрагентах и сделках. Теперь же смогут связать с этими операциями состояние счетов физических лиц - учредителей, директоров, бухгалтеров и т. д. Налоговой инспекции и так известны владельцы недвижимости и автомобилей, теперь к этому прибавится информация о Ваших личных счетах и движении денежных средств. Связи между юридическими и физическими лицами АСК НДС-3 будет выстраивать автоматически.

Таким образом, добавятся новые поводы для назначения налоговых проверок: заявленные маленькие доходы и большие сбережения или траты у руководителя или бенефициара. Учитывая ужесточение законодательство по привлечению к личной субсидиарную ответственности (например, № 401-ФЗ), на эти моменты следует теперь обращать больше внимания.

АСК НДС-3 анализирует налоговые декларации всех налогоплательщиков и соответствие данных контрагентов.

Если информация будет отличаться, система автоматически формирует требование о пояснениях к этим контрагентам. АСК НДС-3 фиксирует расхождения 2 типов:

    «НДС» - оба контрагента отразили сделки в декларациях, но суммы налога указаны разные;

    «Разрыв» - один из контрагентов не отразил сделку, вообще не сдал отчетность или сдал нулевую декларацию или его нет в ЕГРЮЛ.

При любом расхождении в адрес обоих налогоплательщиков будет направлено требование о пояснениях или уточненных деклараций.

АСК НДС-3 обрабатывает данные, полученные от операторов фискальных данных с кассовых аппаратов и сверяет их с книгами продаж.

АСК НДС-3 позволяет ужесточить контроль над предприятиями на упрощенной системе налогообложения.

Начало тестирования показало, что теперь по цепочке берутся и за компании на упрощенке и связанных с ними физических лиц. АСК НДС-3 позволяет проследить весь путь движения товара и денежных средств.

Вся информация по деятельности предприятий и раньше была у налоговой службы, но она не была интегрирована в единую базу. Новая система будет присваивать степени риска компаниям на основании гораздо большего числа факторов, рассылать еще больше требований и уведомлений, еще точнее указывать проверяющим, где и что искать... Помните, что каждая Ваша операция и каждое перечисление денежных средств оставляет следы, которые теперь распутать гораздо легче.

Налоговые инспекторы будут видеть не только цепочки прохождения товаров и денежных средств, но и обороты Ваших компаний без дополнительных запросов в банк.

Будьте осторожны! Сейчас как никогда важно профессиональное ведение бухгалтерского учета. Обращайтесь в Центр Защиты Права, если Вам нужны бухгалтерские услуги онлайни. Онлайн и оффлайн - выбирайте сами, как Вам удобнее работать.

66 Свердловская область

Дата публикации: 25.09.2015

Издание: Наши деньги Екатеринбург
Тема: Порядок исчисления налога на добавленную стоимость
Источник:   http://dengiekat.ru/journal/2015/82/stat1052.html

Основная доля поступления доходов федерального бюджета в первом полугодии 2015 года с территории Свердловской области обеспечена за счет налога на добавленную стоимость (НДС). Область перечислила более 31 млрд. рублей - с ростом на 22,5% (7 млрд рублей). Об этом сообщили в пресс-службе УФНС по Свердловской области.

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС - так называемой системы АСК НДС-2 - стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

В январе 2015 года внедрен второй этап автоматизированной системы - АСК НДС-2. Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

«Новая система автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора, - отмечает заместитель руководителя УФНС России по Свердловской области Ольга Голендухина. - Система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний. Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС».

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС). Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев. С 2015 года налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы будут истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (налоговый разрыв), свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме. С этой целью и внедрены программные средства АСК НДС и АСК НДС-2.

АСК НДС - автоматизированная система контроля за возмещением НДС - успешно работает с 2013 года. Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска.

«Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск получают «особое внимание» не только инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка, но и управления ФНС России по Свердловской области. Например, в Свердловской области АСК НДС к «группе риска» ежеквартально относит порядка 10% заявленного по декларациям возмещения из бюджета НДС», - отмечает Ольга Голендухина.

В результате отбора сомнительных операций обеспечивается усиленный контроль, привлекаются правоохранительные органы, исключается возможность применения мошеннических схем.

В среднем 20 - 30% налогоплательщиков после этих процедур самостоятельно отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС, сдают уточненные декларации по НДС.

После внедрения автоматизированной системы контроля сокращение объема возмещения из бюджета НДС в Свердловской области уже составляет более 50% заявленного налогоплательщиками «группы риска».

Ольга Пономарёва
управляющий партнер
Группа юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам»

ФНС планирует в 2017 году запустить новый «комплекс слежения» за бизнесом – программу АСК НДС 3. Сейчас программа проходит тестовые испытания. Скоро люди из налоговой будут иметь оперативный доступ не только к расчетным счетам компаний, но и в автоматическом режиме будут видеть информацию о банковских счетах физических лиц.

Банки давно уже передают в инспекции информацию о расчетных счетах юридических лиц. Причем не только сведения об остатках, но и обо всех платежах: суммы, даты, получатели, назначение платежа. С 2014 года аналогичные сведения налоговики получают и о банковских счетах физлиц, однако выписки банка инспекторам приходилось обрабатывать руками. Теперь же все сведения об операциях по счетам физлиц и компаний будут попадать в новую программу автоматически. Будет автоматически выстраиваться цепочки движения денег и уплаты НДС.

Налоговикам известно, за кем числится Ваша недвижимость и автомобиль, добавьте к этому ещё и то, что теперь они будут иметь сведения о Ваших личных финансах и их движении. Налоговой инспекции станет доступна аналитика по счетам учредителей, менеджмента и др. В том числе будет известно об остатках на счетах и депозитах, движении денежных средств, назначениях платежа. Связи между юр.лицами и физ.лицами новым комплексом слежения будет выстраиваться автоматически.

Таким образом, ко всем инструментам нашего государства добавляется новый маркер, который будет привлекать внимание к компаниям и использоваться для назначения налоговой проверки, например наличие маленьких доходов и наличие больших сбережений и необъяснимых больших трат у физ.лица-выгодоприобретателя. У налоговиков могут появиться к налогоплательщикам вопросы о том, откуда «дровишки, домишки», а также акции или депозиты...

Появление в АСК НДС 3 информации о финансовом состоянии физлиц – это только один аспект. Программа налоговиков будет усовершенствованна еще и тем, что она окажется в состоянии проследить весь путь движения товара, так как станет после тестирования общефедеральной. Интеграция в эту программу данных о движениях по счетам позволит налоговикам еще быстрее выстраивать цепочки движения товара/денег, а также эффективней находить взаимозависимые компании и связанных с ними физлиц.

Кроме того, с 2018 года в ведении налоговиков передается база ЗАГС. Инспекторы смогут еще проще вычислять взаимозависимость физ.лиц по признаком родства (в том числе бывших супругов, родителей и т.п.), на которых налогоплательщики часто оформляют своё имущество для того, чтобы скрыть истинные размеры своего дохода. Такое использование баз данных ЗАГС дополнительно усилит возможности новой АСК НДС 3. Введение в действие этой системы однозначно станет новым вызовом для российского бизнеса, как в свое время запуск АСК НДС 2 сделал невозможным работу по устоявшимся схемам и фактически вытолкнул многие компании из «тени».

Напомним, что систему АСК НДС 2, которая контролирует все операции по НДС, налоговики начали применять с 2015 года. Сегодня государство довольно результативностью этой программы, собираемость НДС заметна выросла, бюджет наполняется. Как АСК НДС 2 работает с информацией?

АСК НДС 2 автоматически сверяет данные из книг учета покупок-продаж и счетам фактурам, далее формирует запросы налогоплательщикам по расхождениям в отчетности между контрагентами. Расхождения бывают в двух вариантах:

  • тип НДС – оба контрагента отразили сделки, но сумма налога не сошлась;
  • тип разрыв – контрагент не отразил сделку или вообще не сдал отчетность, или сдал нулевую.

При обнаружении расхождениях программа требует от налогоплательщика пояснений или уточненных деклараций.

Своевременно подать «уточненку» или пояснения – это теперь рутинная и обязательная процедура в интересах налогоплательщика, иначе можно спровоцировать доначисление налога при камералке или даже выездную налоговую проверку, особенно в том случае, если расхождений по НДС у налогоплательщика много или это расхождение на большую сумму.

Есть еще один распространенный случай, когда расхождения появляются в результате того, что контрагенты отразили счета-фактуры в разных кварталах. В этой ситуации налогоплательщику лучше представить своё пояснения, т.к. Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику-покупателю перенести вычет на другой налоговый период.

Отмечу, что вся информация по финансово-хозяйственной деятельности компаний и раньше была у налоговиков, но она никогда не была объединена в одну базу, которую тотально анализирует программа и сама присваивает уровни риска, на основании формул, а не добросовестности конкретного инспектора. Программа сама рассылает требования и уведомления, до проведения проверки указывает проверяющим где и что искать. Помните, что любые операции и перечисление денег – всегда оставляет следы, особенно если Вы кому-то и куда-то платите регулярно.

Программный комплекс «АСК НДС-2» используется в налоговых инспекциях третий год. Разработанная налоговиками программа хранит на специальном сервере сведения из счетов-фактур, деклараций по НДС, а также информацию о сделках компаний. Львиная доля незаконной налоговой оптимизации связана с использованием фирм-«однодневок». Как налоговики с помощью системы «АСК НДС-2» доказывают незаконность вычетов?

Программный комплекс «АСК НДС-2» включает в себя данные об уплате НДС по всей цепочке: от первичного поставщика до конечного потребителя.

Основное назначение системы «АСК НДС-2» - проверка зеркальности отражения сведений об отраженных счетах-фактурах в декларациях покупателя и поставщика.

Напомним, что начиная с отчетности за I квартал 2015 г., декларация по НДС должна заполняться по новой форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/556@. Суть измененной формы налоговой декларации сводится к выявлению «проблемных» контрагентов у налогоплательщиков на стадии проведения налоговыми органами предварительного проверочного анализа налоговой отчетности.

Поскольку в состав налоговой декларации входят сведения из книг покупок (продаж), а также журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (у посредников), то представленные в электронном формате данные будут сверяться с аналогичными данными контрагентов налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

Суть программного комплекса «АСК НДС-2»

С целью автоматизации камеральной проверки налоговых деклараций и выявления несоответствия сведений, заявленных покупателями в книгах покупок, сведениям, заявленным продавцами в книгах продаж, ФНС России запущена автоматизированная система контроля за сбором НДС «АСК НДС -2» (далее по тексту - «АСК НДС -2»). Принципом работы «АСК НДС -2» является сопоставление данных книг покупок и продаж поставщиков и покупателей и выявление так называемых «налоговых разрывов».

В случае выявления в ходе камеральной проверки несоответствия сведений, заявленных покупателем в книге покупок, сведениям, содержащимся в базе данных программного комплекса «АСК НДС -2» о продажах, заявленных продавцом в книге продаж, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или в установленный срок внести соответствующие исправления (п.3 ст.88 НК РФ).

НАПРИМЕР

При сопоставлении сведений, содержащихся в книге покупок и продаж, установлено, что контрагент отсутствует в ЕГРЮЛ либо отвечает признакам фирмы-«однодневки».

ФНС РФ постоянно размещает на своем официальном интернет-сайте (www.nalog.ru) новые схемы с участием фирм-«однодневок» (Письмо от 21.08.2015 г. №АС-4-2/14800@).

Налоговые органы под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. №3-7-07/84).

Понятие «налоговый разрыв» означает, что у налогоплательщика отражена в книге покупок счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации (в разделе, где отражаются данные книги продаж) контрагента. То есть «налоговые разрывы» - это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Такие операции с «налоговыми разрывами» будут отслеживаться в базе налоговиков. И чем больше у компании будет таких разрывов, тем вероятнее у нее будет назначена выездная налоговая проверка.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками «АСК НДС-2», а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

Судебная практика по использованию налоговиками «АСК НДС -2»

Само по себе наличие расхождений между данными декларации налогоплательщика и данными налоговой декларации его контрагента не является признаком налогового правонарушения, а поэтому только на основании «налогового разрыва» у налоговиков нет оснований для привлечения налогоплательщиков к ответственности. Следует отметить, что ранее суды отмечали, что выводы налоговиков, основанные на использовании данных внутренней базы, содержат лишь справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юридических лиц. Например, ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с Приказом ФНС РФ от 24.06.2011 г. №ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски», который носит гриф ДСП и свидетельствует о том, что данный информационный ресурс является внутренним ресурсом налоговых органов. При этом информационный ресурс «Риски» является внутренним (непубличным) информационным ресурсом, созданным для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций, факт включения юридического лица в ИР «Риски» не является однозначным показателем ее неблагонадежности.

А поэтому суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов надлежащим доказательством (Постановление АC Московского округа от 28.12.2015 г. №А40-43028/2015).

На сегодняшний день не сложилось обширной практики по использованию системы «АСК НДС -2». Однако имеющиеся решения свидетельствуют о том, что сведения, полученные с помощью «АСК НДС-2» в дальнейшем используются налоговиками для доказательства необоснованных вычетов по НДС, отказа в ликвидации компании.

Так, в одном из споров налоговики сочли ликвидационный баланс компании недостоверным, поскольку при проведении камеральной проверки декларации по НДС с использованием «АСК НДС-2» налоговой инспекцией установлено неправомерное применение налогового вычета 43 млн рублей.


Компанией не была представлена налоговая декларация по НДС за последний налоговый период. Суд согласился с налоговиками, указав, что сама по себе подача в регистрирующий орган документов с целью для ликвидации компании, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

В данной ситуации задолженность перед бюджетом (в размере 43 млн рублей) не была отражена компанией в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе, а поэтому суды поддержали вывод налоговиков о его недостоверности и, как следствие, правомерности отказа в ликвидации юридического лица. Если бы компания включила сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом в ликвидационный баланс, то налоговики могли предъявить требования как кредиторы к ликвидационной комиссии (Постановление АС Поволжского округа от 24.06.2016 г. №А12-58767/2015).

С помощью данных программы «АСК НДС -2» налоговики выявляют контрагентов, использующих незаконные схемы возмещения НДС.

НАПРИМЕР

По данным программы «АСК НДС -2» были выявлены в книге покупок контрагенты (поставщики 2-го звена) ООО «Альфасервис». В свою очередь, поставщики 2-го звена (ООО «Искра-МКК» и ООО «Кедай») в книге продаж не отразили данные счета-фактуры.

Напомним, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт (п.1 ст.95 НК РФ). Сама экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п.3 ст.95 НК РФ).

По результатам почерковедческого исследования подписи директора установлено, что подписи от имени директора выполнены другим лицом. Однако из-за процедурных оплошностей налоговиков (в данном деле должностным лицом налоговой инспекции, проводившим камеральную проверку по НДС, постановление о назначении экспертизы не выносилось и компания с ним не ознакамливалась), судом не были приняты во внимание результаты проведенной почерковедческой экспертизы.

Поэтому, оценивая доводы налоговой инспекции о неподтверждении поступления НДС в бюджет от поставщика ООО «Альфасервис» и отсутствии сформированного источника для возмещения НДС, судом установлено, что эти доводы не подтверждаются представленными доказательствами со стороны налоговой инспекции.

Как отметили судьи, сам по себе факт выявления нарушений, допущенных субпоставщиками при заполнении ими деклараций по НДС, не является допустимым доказательством неуплаты налога поставщиком, но в силу п.3 ст.88 НК РФ является основанием для направления налоговым органом требований представить в установленный срок необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 г. №А32-26347/2016).


Результаты проведенных налоговым органом контрольных мероприятий в отношении проверяемой компании и ее контрагентов могут служить основанием для привлечения данных лиц к налоговой ответственности, а не причиной для отказа компании в применении налоговых вычетов. В противном случае происходит нарушение основополагающего принципа: ответственность должна быть персонифицирована, а отказ в применении налоговых вычетов в данном случае является мерой ответственности налогоплательщика за действия контрагента, что недопустимо. Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2016 г. №Ф08-9657/15. Компания не может нести ответственность за действия третьих лиц (поставщиков 2-го, 3-го звена), с которыми у него отсутствует хозяйственные взаимоотношения, которые находятся вне его контроля и влияния.

Таким образом, использование налоговиками только сведений из программного комплекса «АСК НДС -2» без представления надлежащих доказательств о недобросовестности налогоплательщика, не является основанием для отказа компании в заявленных налоговых вычетах.

Посредством использования данных, отраженных в программном продукте «АСК НДС-2» , налоговиками устанавливаются контрагенты-поставщики налогоплательщика, указанные в его книге покупок.

В одном из дел, налоговики установили основного поставщика компании – ООО «Тонус» (доля вычета по нему составила 99,8%) и далее провели в отношении него контрольные мероприятия. Согласно данным, отраженным в карточке лицевого счета ООО «Тонус», недоимка по НДС составила более 9 млн рублей.

При исследовании обстоятельств возникновения задолженности организации ООО «Тонус» установлены факты нереальности деятельности контрагента-продавца, к которым относятся:

  • отсутствие в собственности зданий, сооружений, иных необходимых для осуществления деятельности основных средств;
  • отсутствие открытых расчетных счетов для осуществления расчетно-платежных и иных платежей;
  • «массовые» учредители и руководители (Тювелев - учредитель в 37 организациях, руководитель в 48 организациях; Егоров - учредитель в 50 организациях, руководитель в 50 организациях).

В результате анализа информации о налогоплательщике, установлено, что у ООО «Тонус» отсутствуют ресурсы для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Благодаря системе «АСК НДС-2» налоговики установили контрагентов второго, третьего и четвертого звена. Но при этом налоговый орган не доказал вовлечение проверяемого налогоплательщика в схему получения необоснованной налоговой выгоды.


Как отметили судьи, недобросовестность контрагентов второго, третьего и четвертого звена не влечет автоматического признания необоснованной заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды, поскольку каждый из этих лиц самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами.

Поэтому довод инспекции о недобросовестности компании, основанный на анализе взаимоотношений поставщиков второго, третьего и четвертого уровней, а также на том, что у субпоставщиков компании отсутствуют необходимые условия для достижения результатов экономической деятельности (складские помещения, транспортные средства, управленческий и технический персонал), не может быть принят судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства не опровергают достоверность представленных компанией документов, подтверждающих фактическое получение им, оприходование и дальнейшее использование им полученных от поставщиков материалов (Решение АС Нижегородской области от 08.11.2016 г. №А43-23105/2016).

Одной из схем опасной налоговой оптимизации является использование фирм-«однодневок» в тех или иных вариациях (напрямую, через сложную цепочку контрагентов и т.п.).

Простая схема с использованием фирм-«однодневок» заключается в следующем. Компания сознательно заключает договор на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) с такой фирмой. Затем фирма-однодневка предоставляет компании комплект документов (акт выполненных работ, товарную накладную, счет-фактуру или УПД и т.п.) для уменьшения ее налоговых обязательств.

Перечисленные компанией денежные средства в адрес фирмы-«однодневки» обналичиваются (за определенный процент) и возвращаются компании.

Обязанность доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы, которые пользуются в этих целях результатами мероприятий налогового контроля, а также собранными доказательствами по данным фактам.

И при надлежащих собранных доказательствах налоговикам удается доказать получение необоснованной налоговой выгоды.

НАПРИМЕР

Согласно информационному ресурсу «АСК НДС-2», позволяющему сопоставить данные книг покупок покупателя и продавца, отраженных в них счетах-фактурах, а также данных, представленных в инспекцию налоговых деклараций установлено, что вычеты, заявленные ООО «ИнноТехПро» не заявлены по контрагентам ООО «СМУ-3» и ООО «Кондвент».

При посреднической сделке составляется так называемая цепочка от покупателя к продавцу через журналы полученных и выставленных счет фактур посредников. Декларация по НДС, представленная ООО «ИнноТехПро», согласно «дереву связей» содержит счета фактуры, выставленные ООО «ВестРу», ООО «Центр-Е», ООО «Атриум» в адрес ООО «ИнноТехПро». Иных контрагентов (ООО «СМУ-3», ООО «Конвент») в представленной декларации ООО «ИнноТехПро» не заявлено. В отношении организаций ООО «ВестРу», ООО «Центр-Е» налоговой инспекцией представлены допросы руководителей, которые отказались от участия в деятельности организаций. ООО «Атриум» на момент проведения проверки была уже ликвидирована. Инспекцией в рамках поведения контрольных мероприятий проведен опрос представителя генерального подрядчика.

Таким образом, с учетом установленных налоговым органом обстоятельств, суд посчитал вывод налогового органа о получении компанией необоснованной налоговой выгоды путем завышения суммы налоговых вычетов, уменьшающих общую сумму НДС, отраженного в счетах-фактурах, выставленных в адрес компании контрагентами ООО «ИнноТехПро» обоснованным (Решение АС г.Москвы от 24.01.2017 г. №А40-197462/2016).

Ближайшие перспективы

В настоящее время налоговики работают над масштабным проектом по модернизации всей автоматизированной информационной системы и ее переводу на качественно новый уровень (АИС «Налог-3»). Основная идея в том, что вся налоговая информация хранится и обрабатывается в едином федеральном хранилище, в системе центров обработки данных. Уже сейчас в централизованном режиме обеспечивается выполнение нескольких функций. Речь идет о государственной регистрации и учете всех налогоплательщиков, приеме налоговой и бухгалтерской отчетности, электронном документообороте между налогоплательщиками и налоговыми органами и использовании единой информационно-аналитической платформы.

Сейчас система «АСК НДС -2» тестируется в трех регионах.