Что такое сострадание своими словами. Значение и развитие качества сострадания у человека. Смотреть что такое "сострадание" в других словарях

Добавить в избранное

Сострадание – это способность человека с помощью энергии Любви, понять страдания другого человека и оказать ему помощь

Далеко не всякий человек способен на сострадание. Для этого нужна . У кого эта сила проявлена через доброту, правдивость, человечность, тот и способен на сострадание. Данное качество характера и личности свойственно только духовно сильным и возвышенным людям. Это помощь другим людям абсолютно .

Истинное Сострадание - требует действий, а не сантиментов, человек с истинным намерением сострадания оказывает реальную помощь, и полон решимости сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их для другого, абсолютно бескорыстно. Сострадание — это когда Вы, увидев ДТП, остановились и своими умелыми действиями оказываете помощь людям. Сострадание — это когда Вы делаете для других из чувства ответственности, доброты, искреннего внутреннего желания помочь! Решение и действия о помощи, как правило исходят от Вас в абсолютно автоматически на уровне подсознания. Это и есть настоящее сострадание.

Сострадание – можно проявить и добрыми словами. Прежде всего, через теплый взгляд, прикосновение, отвлеченное слово.

«Сострадание – это проявление Любви. Оно должно стать сутью Вашего отношения к другим людям и воздействовать на все наши мысли и поступки» - говорит Далай Лама.

Сострадание является активной жизненной позицией, готовой к активной реальной помощи другому. Жалость и Сочувствие это другое, они не предполагают желание помочь и осознать страдания другого человека.

Помните очень важное правило и условия для проявления Сострадания — Нужно убедиться, что человек хочет помощи!

Сострадание и доброта проявляются в связке, но имеют некоторые различия. Доброта – это когда проявляешь к человеку добрые чувства, удовлетворяя его потребности, делаешь то, чего он желает.

Сострадание даёт человеку не то, что он хочет, а то, что ему необходимо . Зачастую страждущий хочет то, что ему вредно. Сострадательный человек даст человеку, то, что полезно, что ему пригодится.

Сострадание – основа человеколюбия. “ Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования”, сказал — Федор Михайлович Достоевский

Сострадание – это качество сознания, которое или присутствует в человеке, или нет. Оно определяется сильным желанием помочь. Сострадание никого не осуждает. Сострадание - это Ваша способность поставить себя на место страждущего, понять его. Сострадание наполняет страждущего человека энергией настоящей Любви.

Сострадание – это способность вставать на точку зрения другого человека. Только человек, находящийся под влиянием энергии благости, может понять другого человека. Это не означает, что он бездумно принимает на вооружение все его жизненные принципы.

Сострадательный человек понимает, что у каждого человека, свой уровень сознания, свой уровень развития. Сострадание помогает человеку в рамках собственной Доброты.

Под сострадание рядятся многие пороки – , Сентиментальность, но посвящённый человек легко обнаружит фальшивки, слезливой жалости и подбадривания.

Имея дело с подделками, человек, он чувствует усталость, безысходность и пессимизм. К слову, страдания человеку ниспосланы, чтобы он прошел определенные жизненные уроки, понял, в чём заблуждался, нашел в себе силы справиться с трудностями и вызовами судьбы.

С острадание - это слово знакомо многим не понаслышке, но что же такое в действительности сострадание, а также каким образом его понимают в различных культурах, нам предстоит выяснить в этой статье.

Что такое сострадание. Значение слова "сострадание"

Значение слова «сострадание» часто понимают несколько однонаправленно, а именно, считают сострадание синонимом слова «сочувствие», что, в общем-то, верно, но только в той степени, если под состраданием мы понимаем типичную, общепринятую концепцию симпатии к другому, к ближнему, и как следствие - со-переживание его проблемам и злоключениям.

В этом случае речь идёт исключительно о сострадании/сопереживании на уровне эмоций. «А как же иначе?» - спросит читатель, воспитанный в западно-европейской культурной традиции, к которой частично относится и русская культура. Также не стоит забывать и о том, что западно-европейская традиция - это в первую очередь опора на христианские ценности. Упуская это из виду, мы бы допустили большую ошибку, потому что, сколько бы человек не подчёркивал своё неверие в высшие силы и не подписывался атеистом, тем не менее, на его воспитание повлияла традиция, в основе которой, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д.

Можно и дальше пытаться отрицать факт влияния на становление человека этих факторов, но невозможно отрицать очевидной вещи, что мы живём в пространстве единого информационного поля, и в настоящий момент это куда более понятно, чем прежде (со всем тем обилием медиаплощадок, соцсетей, возможностью мгновенной передачи информации и т. д.). Таким образом, индивид всегда находится под влиянием другой среды, другого сознания. При этом интересно отметить, что какими бы различными ни были условия нашего становления и отличия по социальному статусу, большинство из нас находится под влиянием единого информационного пространства, и, как нам известно, отсчёт нашего летоисчисления ведётся от Рождества Христова, что очень о многом говорит.

Среди наших читателей, возможно, есть поклонники славянского летоисчисления. Они обратились к более древнему наследию Руси, и это правильно. Но такие повороты в сознании происходят отнюдь не в возрасте 10 лет, когда психика гибка и может поддаваться влияниям извне, таким образом, меняя ещё не успевшую оформиться систему ценностей. Поэтому даже такие люди, эти новообращённые в зрелом возрасте, мыслят в той парадигме, в которой их воспитали, - в христианской.

Для большинства из нас сострадание - это сочувствие или жалость, вызванные страданием другого человека. Это также и составная часть эмпатии. Человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально. Но опять же, ещё раз подчеркнём, что, определяя сострадание таким образом, мы ни на минуту не вышли за уровень эмоциональной сферы. Однако человек - это не только эмоции, хотя в нашей культуре очень распространено противопоставление интеллекта и чувств. На самом деле одно не существует без другого, и в психологической науке этот вопрос сродни извечному спору о том, что же появилось раньше: курица или яйца. Так и в психологии: что же первичней - эмоция или интеллект. Объективного ответа на этот вопрос психология не даёт, т. к. изучающие эту науку делятся на своего рода «партии», каждая из которых защищает ту или иную сторону, приводит аргументы в защиту своей позиции. Но так окончательно и не развеяна тайна, потому что вероятно никакой тайны и вопроса в этом нет, а интеллект и эмоции относятся друг к другу, как две стороны одной медали, и пытаться их отделить до определённой степени некорректно. Однако наука любит заниматься препарированием, отсюда и подобные поиски «истины» там, выбор сделать невозможно и не нужно. Давайте обратимся к другим источникам, менее научным с одной стороны, но имеющим гораздо более обширный опыт в вопросах, связанных с изучением различных человеческих состояний и подробнейшим образом изучающих сознание живых существ, а именно, мы обратимся к такому философско-религиозному учению, как буддизм.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования

Что же нам говорит на эту тему буддизм?

В буддизме тема сострадания рассмотрена очень всесторонне, и, вероятно, читателю будет интересно узнать, что сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем сострадания по шкале, принятой в современном буддизме.

Второй уровень сострадания, согласно буддизму, связан с явлениями. Для объяснения такой трактовки сострадания будет уместным представить читателю основополагающее понятие буддизма: «дуккха» (страдание). Все проблемы человеческой жизни, так или иначе, объясняются наличием в жизни страдания, при этом под страданием должно опять же пониматься не только физическое или психологическое, но и в целом несовершенство существующего, его обусловленность. Только преодоление через осознание этого конфликта способно избавить от дуккхи.

Учение о дуккхе лежит в основе философии Будды. Оно называется учением о . Таким образом, второй уровень сострадания напрямую связан с понятием дуккхи, которую также можно отнести к тому, как мы воспринимаем мир, а именно, через призму наших представлений: мы не можем видеть истинную суть вещей, а следовательно, тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным. Он лишь проекция наших идей и установок, поэтому и называется иллюзией. Мы, по сути, строим этот мир сами, сами создаём иллюзию и в ней живём. Осознание всего этого приводит и к осознанию дуккхи.

Однако есть и третий уровень сострадания, выходящий за пределы не только индивидуально-человеческого, а также области явлений, и приводящий нас к так называемому безобъектному, ни на что не направленному состраданию. Звучит парадоксально, но это имеет место. О третьем, и самом важном, сострадании практически невозможно рассказать словами, потому что слова невольно будут отсылать нас в область интеллектуально-эмоционального, нам же следует выйти за пределы этой сферы, а именно, перейти в трансцендентную область, т. е. туда, где понятий добра и зла не существует, в область, где заканчивается дуальность и, следовательно, прекращается притяжение сансары, и мы вплотную приближаемся к нирване (ниббане) - психологической свободе и мокше.

А теперь давайте посмотрим, каким образом сострадание и его связь с мудростью рассматриваются в разных направлениях буддизма. Так же как и в христианстве, в буддизме нет единства взглядов, поэтому когда-то единое направление буддизма в настоящее время представлено множеством ветвей, три из которых наиболее известны и напрямую связаны с учением о сострадании и мудрости, а следовательно, больше всего уделили внимания объяснению этого состояния. Это буддизм Тхеравады или Хинаяны («Малая колесница»), буддизм Махаяны («Большая колесница») и буддизм Ваджраяны, более распространённый в области Тибета и иначе именуемый как «буддизм Алмазного пути». Три буддийских метода - будем называть их так, потому что в целом они отличны друг от друга именно методом, цель же у них одна - освобождение человека из сансары и достижение мокши (свободы).

Чувство сострадания в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне

Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью. Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости. Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.

Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении. Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я».

Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.

Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.

Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание. Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, - такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.

Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным. Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.

В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет. Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то. Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).

В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание - врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды». Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда. Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде. Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.

Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств. Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы). Сострадание высшего, необусловленного уровня - это в некоторой мере характеристика просветления и перехода в нирвану.

Вместо заключения

В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.

В статье использована информация из книги , известного исследователя буддизма и Вед.

Эти понятия имеют достаточно расплывчатое определение, их невозможно измерить количественно и качественно. Одно из таких понятий - чувство сострадания. присуще каждому из нас. Давайте разберемся, как отличать его от других чувств, и что хорошего в сострадании для личности человека.

"Что дождь для огня, то сострадание для гнева"

Чувство сострадания - это то, что известно каждому из нас. Едва ребенок начинает разговаривать и познавать мир, он уже переживает весь спектр ощущений, знакомый взрослому. Конечно, эти эмоции во много раз сильнее, чем переживают люди пожившие.

Гнев малыша силен, любовь - безгранична, а сострадая, он плачет и жаждет помочь. Неизвестно, почему люди умеют переживать ощущения, недоступные животным. Обычные инстинкты иных представителей мира зверей не могут сравниться с любовью, ненавистью, ревностью, жалостью. Возможно, все эти проявление "человечности" - это великий дар или голос нашей души. Сострадание в таком случае - это одна из наиболее сильных мелодий духовной песни в нашем сердце.

Сострадание - что это такое?

Попробуем описать, на что похоже Когда мы видим боль знакомого или незнакомого человека, в нас это зрелище отзывается голосом сострадания. Это выражается в желании оказать помощь, посочувствовать, утешить добрым словом или делом. Сострадание - не совсем приятное ощущение, так как, не испытывая никакого физического или морального воздействия со стороны внешней среды, мы, тем не менее, страдаем. С другой стороны, признается очень добродетельным для духовного развития человека.

В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания - это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, - это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем.

Откуда пришло к нам сострадание?

Это чувство совершенно не новое. Ощущения сострадания - это то, что возникло вместе с любовью к ближним с самого начала становления человека как личности. Совершенно естественная реакция нормального человека - помочь тому, кто в помощи нуждается. О сострадании и важности развития в себе этого качества много говорится во всех религиях. Вне зависимости от того, какого бога верующие считают своим, все знают, что сострадать - это совершенно правильно и полезно для души. И любая религия предписывает помогать тем, кто нуждается. Речь идет не только о наших родных и близких, но и о совершенно незнакомых людях.

Сострадание сегодня

Современный мир не поощряет чувство сострадания. Впрочем, мир винить не имеет смысла, виноваты те, кто в нем живет. С детства детям насаждается идея о том, что "или ты, или тебя", что нужно бороться за место под солнцем. Пусть родители воспитывают ребенка в любви, но есть школа, учителя, сверстники, агрессивное телевидение и Интернет. Как считают многие, совесть и сострадание - это скорее атавизмы, мешающие нам жить полноценной жизнью. Маленький человечек очень быстро понимает, сколько ему всего нужно, и чаще всего этого он не имеет. Сострадание же предписывает делиться, отдавать то, чего тебе самому якобы мало. Мы говорим "якобы", потому что если вы здоровы и окружены любовью близких, значит, у вас есть все, что нужно.

Новый телефон, брендовая одежда никогда не сделают вас счастливыми, что бы ни обещала реклама. Зато вы в силах сделать счастливее мать больного ребенка, старенькую бабушку или сирот в приюте небольшим личным вкладом. Но это очень сложно понять и еще сложнее сделать.

Не стоит бросаться в крайности

Впрочем, кроме распространенной черствости есть и обратная сторона чрезмерности в сострадании - это скорбь и уныние. Есть люди, которые вместо того, чтобы радоваться тому, что имеют, и делиться своим счастьем с другими, пребывают постоянно в печали. Чувство сострадания в них гипертрофировано. Такие личности видят только лишь горе вокруг, и это повергает их в состояние хронической депрессии. Такое чувство ничего полезного для развития души не несет, а только вредит. не позволит себе унывать, будучи просто здоровым. Следовательно, сострадание полезно лишь в "чистом" виде.

Значение чувства сострадания

Зачем каждому из нас от природы дано сострадание? Что это чувство несет для нас хорошего? Ответ очевиден - никакой практической выгоды в виде накопления имущества, и в то же время колоссальный "доход" в виде благодарности.

Согласитесь, что самое лучшее, что переживает каждый из нас, невозможно измерить в денежном выражении. Сколько стоит дружба или любовь? Сострадание тоже ничего не стоит (более того, оно чревато даже "убытками" с экономической точки зрения). Однако, поддавшись этой эмоции и совершив пожертвование или поговорив с тем, кому плохо, мы ощущаем какое-то светлое волнение где-то "в душе". Это и есть то великолепное чувство, которое придает осмысленность жизни каждого из нас.

  • Сострадание даёт возможности – к проявлению лучших человеческих качеств.
  • Сострадание даёт любовь – к людям.
  • Сострадание даёт понимание – библейских заповедей.
  • Сострадание даёт освобождение – от озлобленности и равнодушия.
  • Сострадание указывает дорогу – к общему благу через благо каждого человека.
  • Сострадание даёт радость – от сознания собственных возможностей в помощи окружающим людям.

Проявления сострадания в повседневной жизни

  • Библия. Многое в ней говорится о сострадании; особенно выделено сострадание в Евангелии от Луки.
  • Волонтерство и благотворительность. Люди, по зову сердца помогающие слабым, немощным, старикам, детям-сиротам – проявляют сострадание к ним.
  • Межличностные отношения. Человек, которому свойственны умение сочувствовать неприятностям близких и готовность помочь в беде любому из окружающих людей – проявляет сострадание.
  • Военные действия. Умение видеть солдатах неприятеля не только врагов, но и людей – это проявление сострадания.

Как развить в себе сострадание

  • Религия. Каждая религия учит сопереживанию и состраданию; проникаясь верой, человек взращивает в себе сострадание.
  • Чтение духовной литературы. Чем более духовно богат человек, тем легче он проявляет сострадание к окружающим.
  • Благотворительность. Участвуя в благотворительных акциях, человек воспитывает в себе умение сострадать неблагополучию.
  • Интерес и внимательность к людям. Будучи внимательным, проявляя искренний интерес к окружающим людям, человек воспитывает в себе умение сострадать им.
  • Самосовершенствование. Воспитать в себе сострадание – это значит сознательно отказаться от равнодушия и всех проявлений эгоистичности.

Золотая середина

Черствость | полное отсутствие умения сострадать

Сострадание

Скорбь | излишняя сострадательность, влекущая за собой уныние

Крылатые выражения о сострадании

Что для огня дождь, то для гнева сострадание. - Артур Шопенгауэр - Сострадание – это не чувство; это скорее благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства. - Данте - Сострадание примешано ко всем добродетелям, какими только может обладать человек. - Бернардино Сиенский - Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. - Ларошфуко - Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение. - Генри Уорд Бигер - Шри Чинмой / Мать Тереза Мать Тереза – образ сложный, многогранный. Но в понимании основы, духовного стержня ее личности все исследователи солидарны. Это – сострадание. ОШО / Сострадание. Наивысший расцвет любви «Сострадание» Ошо близко понятию «смирение» в христианстве. Для Мастера сострадание – это приятие людей такими, какими они есть, лишенное гордыни.

Как часто бывает ближнему нужна наша поддержка и сочувствие. Способность сопереживать другому человеку, жалеть его принято называть состраданием.

Сострадание - это чувство, которое возникает у многих из нас, когда мы видим, что кому-то другому больно или плохо. Испытывая сострадание, мы стараемся утешить того, кто попал в беду, как-то помочь ему, если это в наших силах.

Думаю, сострадание напрямую связано с эмпатией. Эмпатичный человек хорошо может чувствовать эмоции других людей, и потому он всегда замечает состояние собеседника. Способность к эмпатии у всех выражена по-разному, поэтому кто-то может сразу же откликаться на чужое горе, а кто-то может казаться холодным и бесчувственным.

Мне кажется, что я отношусь к первой категории людей, так как я всегда понимаю, когда другому плохо. Чувство жалости и сострадания у меня могут вызвать не только знакомые или друзья, но и животные, попавшие в беду. Поэтому я часто подкармливаю голодных собак на улице, снимаю котят с дерева и каждый год зимой на балконе вешаю кормушку для птиц.

Если я замечаю, что плохо незнакомому человеку, то я тоже пытаюсь как-то его подбодрить, иногда даже могу подойти и сказать, что все будет хорошо. Узнав о чужих бедах из новостей по телевизору, я порой могу очень сильно расстроиться и начать переживать, так как искренне сочувствую этим людям.

Думаю, сочувствие необходимо всем нам. В сложную минуту всегда очень хочется уткнуться в чье-то крепкое плечо, расслабиться и дать волю слезам. Хочется, чтобы тебя пожалели, успокоили и подбодрили. Желание это абсолютно естественно, и в нем нет ничего предосудительного, ведь все мы люди, и все мы нуждаемся в тепле и заботе.