Подготовка к ОГЭ по русскому языку опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) на тему. Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Критерии оценивания сжатого изложения огэ

Система оценивания
экзаменационной работы
по русскому языку

ЧАСТЬ 1

Текст для прослушивания

Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они…

Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем других, как раз и рождается непонимание. Может быть, стоит начать именно с себя, с размышления над тем, чего нам самим не хватает? Возможно, в этом и состоит первый шаг к пониманию.

Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем все богатство жизни, ее ситуаций, ее поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаенные уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди.

Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно еще и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание.

(251 слово)
(Из Интернета)

Проверка и оценивание задания С1

Таблица 1

Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Ответ на задание С1 (сжатое изложение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 2

Критерии оценивания изложения Баллы
ИК1
отразив все перечисленные в таблице 1 важные для его восприятия микротемы. 3
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил 1 микротему. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил 2 микротемы. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил более 2 микротем. 0
ИК2 Наличие сжатия исходного текста
Экзаменуемый использовал один или несколько приемов сжатия текста (содержательных, языковых). 1
Экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста. 0
ИК3
2

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

1

и/или

0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 6

ЧАСТЬ 2

Проверка заданий А1–А7; В1–В14

За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (А1–А7; В1–В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы, – 21 балл.

За выполнение заданий А1–А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Таблица 3

№ задания Ответ
А1 3
А2 2
А3 3
А4 4
А5 4
А6 1
А7 2

Таблица 4

№ задания Ответ Баллы
В1 выключилось <отключилось> < выключиться> <отключиться> 1
В2 выбирал <выбирать> 1
В3 расставил <расставить> 1
В4 диковинных <диковинные> <диковинный> 1
В5 1, 2, <2, 1> 1
В6 1, 3, <3, 1> 1
В7 3, 4, <4, 3> 1
В8 скатертей из бумаги <скатерти из бумаги> <скатерть из бумаги> 1
В9 Серега был художником 1
В10 9, 13, <13, 9> 1
В11 23 1
В12 2 1
В13 27 1
В14 7 1

ЧАСТЬ 3

Проверка задания С2.1

Ответ на задание С2.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (С2.1)
Баллы
С 1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания. 2
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания. 1
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос. и не указал ни одной функции знаков препинания 0
С 1 К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привел 2 примера, из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания. 2
Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые соответствуют теоретическим обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания,

экзаменуемый привел 1 пример из текста, 1 функцию знаков препинания,

экзаменуемый привел 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1–2 функции знаков препинания.

1
Экзаменуемый привел 1 или 2 примера из текста, однако они не соответствуют обоснованиям,

экзаменуемый не привел ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания.

0
С 1 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0
С 1 К4 Композиционная стройность работы
1
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 1 К1–С 1 К4 7

Внимание!

нулем баллов по всем критериям проверки (С 1 К1–С 1 К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается отдельно (см. таблицу 7).

Проверка задания С2.2

Ответ на задание С2.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом содержания текста (С2.2)
Баллы
С 2 К1 Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. 1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

0
С 2 К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привел из текста 2 примера, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 3
Экзаменуемый привел из текста 1 пример, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 2
Экзаменуемый привел примеры не из прочитанного текста. 1
Экзаменуемый не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента. 0
С 2 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0
С 2 К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. 1
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 2 К1–С 2 К4 7

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С 2 К1–С 2 К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Таблица 7

Критерии оценки грамотности и фактической точности
речи экзаменуемого
Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки. 2
Допущены 2 ошибки. 1
Допущены 3 ошибки и более. 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. 2
Допущены 3 ошибки. 1
Допущены 4 ошибки и более 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка. 2
Допущены 2 ошибки. 1
Допущены 3 ошибки или более. 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. 2
Допущены 3 ошибки. 1
Допущены 4 ошибки и более. 0
ФК1 Фактическая точность сочинения-рассуждения
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2
Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов. 1
Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста,

и/или

есть 2 и более ошибки в понимании и употреблении терминов.

0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 10

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объем изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140–290 слов.

Если суммарный объем сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объемом работы:

если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;

если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);

если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулем баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 44 балла.

№ Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК 1 Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0

ИК 2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько 3 приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 2 микротем текста. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 1 микротемы текста. Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0

ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, 1 но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или 0 имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1–ИК 3 7

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С 2) С 1 К 1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Балл ы Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса. или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0

С 1 К 2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, 3 верно указав их роль в тексте Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, 2 но не указал их роль в тексте, или привел 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привел 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте Экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, не 1 указав его роль в тексте Экзаменуемый не привел ни одного примера 0 аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привел примеры не из прочитанного

С 1 К 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 2 цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена -в работе нет нарушения абзацного членения текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 1 цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого присматривается коммуникативный замысел, 0

С 1 К 4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0 Максимальное количество баллов за сочинение 9 по критериям С 1 К 1 – С 1 К 4

№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого ГК 1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки Допущено 2 -3 ошибки Допущено 4 и более ошибок ГК 2 2 0 1 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 2 ошибок Допущено 3 -4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0

ГК 3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка Допущено 2 ошибки Допущено 3 и более ошибок ГК 4 2 0 1 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок Допущено 3 -4 ошибки 2 Допущено 5 и более ошибок 0 1

ФК 1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а 2 также в понимании и употреблении терминов нет Допущена 1 ошибка в изложении материала или 1 употреблении терминов Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов 0 10 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК 1, ГК 1 – ГК 4

При оценке (ГК 1 – ГК 4) грамотности учитывается объем изложения и сочинения Указанные в таблице 4 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объем изложения и сочинения составляет 70139 слов, то по критериям ГК 1 -ГК 4 не ставится больше одного балла. Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК 1 -ГК 4 оценивается нулем баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (изложение или сочинение), то оценивание по критериям ГК 1 – ГК 4 осуществляется в соответствии с объёмом работы. Максимальное количество баллов, которое экзаменуемый может получить за выполнение всей экзаменационной работы, - 39 балла

Перевод баллов в оценку 0 – 14 баллов – отметка « 2» 15 – 25 баллов – отметка « 3» 26 – 33 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК 1 -ГК 4) – отметка « 4» 34 – 39 баллов (из них не менее 6 баллов по критериям ГК 1 -ГК 4) – отметка « 5»

Сжатое изложение — это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку. Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Во-первых, вспомним, что такое изложение? Изложение — вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста. В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, нам необходимо выполнить следующие задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микро темы;

2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

По-моему, самая сложная задача — запомнить и записать текст.

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Не стремитесь записать весь текст! Помечайте только ключевые слова (которые составляют смысловую основу этого текста). Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Например:

Внимательное прочтение данного текста поможет выделить в нем следующие микротемы:

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена .

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, сформировать сжатый текст.

Например:

Прежде всего, стоит отметить, что оба слова иноязычного происхождения. В русский язык они вошли в разное время — Эти иноязычные слова вошли в русский язык в разное время .

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщенным наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Например:

Он был вынужден заниматься с репетиторами по русскому языку, математике, обществознанию, истории и химии — Он был вынужден заниматься с репетиторами по многим предметам.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций.

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением;

Например:

Когда читаю его записи, проникаюсь его любовью к матери — Читая его записи, проникаюсь его любовью к матери.

Работа над сжатым изложением

Для примера предлагаю следующий текст:


Пример сжатого изложения :

Мир детства постоянно расширяется. Детская душа одинаково впитывает все впечатления, сохраняя их на всю жизнь. А.С. Пушкин писал, что счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души. Добросердечное отношение к ребенку не противоречит требовательности взрослых.

Детские воспоминания всегда определенны и образны, но каждому они запоминаются по-разному. Если взять весну, то наверняка многим она запомнилась установкой скворечника, устройством запруды, первым ужением рыбы и многим другим.

Дети тонко чувствуют неуловимую грань при переходе одного состояния в другое. Всем известно, что самая вкусная картошка на грани сырого и испеченного. Момент, когда качели, двигаясь вверх, вот-вот начнут обратное движение, миг перед падением в воду или солому — всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты (109 слов).

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.

Основные подходы к оцениванию сжатого изложения представлены в документе ФИПИ "Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2017 года"

(Задание 1)

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

*Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Критерии оценивания сжатого изложения ОГЭ по русскому языку Баллы
ИК1 Содержание изложения (см. таблицу 2*)
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2*. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,но упустил или добавил 1 микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,но упустил или добавил более 1 микротемы. 0
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,но допущено более 1 логической ошибки,и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

*Таблицу 2 смотрите в документе ФИПИ

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 - 7

Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.

Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.

Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

Соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

Последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;

Точность передачи информации в каждой из микротем.

Важно обратить внимание на то, что изложение – это не воспроизведенный, а созданный текст. Это положение нацеливает экспертов, оценивающих изложение учащегося, на то, чтобы они учитывали не только содержательные характеристики сжатого изложения (наличие микротем, ключевых слов), но и логику развития авторской мысли.

Автор текста может раскрывать генеральный тезис, сформулированный в первом абзаце, может актуализировать новые аспекты в как будто бы всем известном понятии, может опровергать бытующее представление о том или ином явлении и т.д. Так, в приведенной работе учащегося мы видим полное соответствие изложения стуктурно-смысловым частям исходного текста.

Это, например, проявляется в последовательности ключевых слов: призвание, талант, трудолюбие, счастье, специалист, любимая профессия и т.д. Именно поэтому, для того чтобы повысить объективность и надежность проверки, эксперту следует очень тщательно изучить исходный текст, выявить авторскую цель, которая отражена в выборе темы, последовательности смысловых частей, отборе речевых средств.