Никогда не теряйте надежду на милость аллаха. Есть ли покаяние тому, кто совершил грехи, за которые человека проклинают? Простит ли его Всевышний Аллах

Ислам – удивительная религия. Она не заставляет человека быть идеальным, скорее, она на его стороне и понимает несовершенную природу человека. Аллах Всевышний ниспослал нам веру, не для того, чтобы она легла на нас тяжелым бременем религиозных ритуалов и предписаний. Аллах Всевышний, будучи Творцом, лучше всего знает природу своего создания.

Аллах Всевышний сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный». Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (39:53-54).

Грех, совершенный человеком, ошибки и проступки не выводят его из веры, скорее, вера дает человеку второй шанс начать все сначала, является своего рода спасательным кругом в океане его ошибок и грехов. Аллах Всевышний даровал человеку драгоценный дар – Свое прощение, несмотря на наши ошибки. В том, что вместо гнева, Аллаха дарует нам свое прощение, заключается его всеобъемлющая любовь к нам.

Всевышний сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи (ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?), и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (3:135-136).

Для того, что покаяние было принято, должны быть соблюдены несколько условий:

  1. Искреннее намерение.
  2. Воздержаться от совершения греха.
  3. Раскаяться и проявить сожаление о содеянном грехе.

В Коране сказано: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом. Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. Как скверны эта обитель и местопребывание!» Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями. Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный. Кто раскаивается и поступает праведно, тот действительно возвращается к Аллаху» (25:63-71).

Совершая покаяние, верующий должен преследовать одну единственную цель: попросить прощения перед Аллахом за отступление от предписанного им пути. Он должен искренне проявить сожаление о содеянном и ни в коем случае не возвращаться к нему, с намерением совершить потом еще одно покаяние. Аллах все знает и видит, и такое покаяние не будет принято, так как является лицемерным.

«Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: «Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он – Прощающий, Милосердный» (6:54).

Всевышний и Всемилостивый Аллах не перестанет прощать Своих рабов, пока они сами не перестанут каяться. А признаком того, что Всевышний Аллах благословил своим прощением своего раба является стремление лишь к благому, т.е. если после совершения человек стремится только к праведности и совершению благих дел – это является лучшим прощением – милостью Аллаха Всевышнего.

Хадис сорок второй

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, сказал: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи» . Привел этот хадис Имам Ат-Тирмизи, сказав, что это хороший хадис.

Комментарий к хадису от Имама Такъия-дина Ибн Дакъика аль-Ида , да смилуется над ним Аллах: «В этом хадисе содержится великая и радостная весть и непомерная по величине милость, щедрость и благосклонность. Подобным этому являются так же его, да благословит его Аллах и привеивует, слова: «Воистину радость Аллаха, покаянию Своего раба, больше, чем радость любого из вас, когда он найдет свою пропавшую ношу».

Передается от лежащего на смертном одре, Абу Айюба, да будет доволен им Аллах: «Я раньше не говорил вам того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Если бы вы не грешили и не просили за это прощения, то Аллах сотворил бы творения, которые бы грешили, каялись и Он бы прощал им». Пришло множество хадисов подтверждающих этот хадис.

Слова Аллаха Всевышнего: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня!» Эти слова соответствуют Его Словам: «Я таков, как думает обо Мне Мой раб. Так пусть же он думает что пожелает» .

Пришло так же, что если раб Аллаха совершил грех а затем сожалея об этом сказал: «О Господь мой, я совершил грех, прости же мне, поистине никто не прощает грехов, кроме Тебя». Скажет Аллах Всевышний: «Мой раб, знает, что у него есть Господь, прощающий грехи и отчитывающий его. Я призываю вас в свидетели того, что Я простил его». Затем он (раб Аллаха) делает это второй и третий раз, и Аллах каждый раз повторяет тоже самое. Затем говорит: «Делай что пожелаешь, Я простил тебе» , т.е. за то что согрешил и покаялся.

Знайте, что у покаяния три условия: (1) Отстранения от греха, (2) сожаление о том, что совершил, (3) твердое намерение никогда к этому не возвращаться. Если же в этом было нарушено права человека, то необходимо незамедлительно вернуть это право, либо получить прощение за это. Если же это ослушание было между ним и его Господом, за которое положено искупление (кафарат), то он должен совершить искупление. Это будет являтся четвертым условием покаяния. Таким образом, если человек совершит подобное несколько раз в день и покается со всеми условиями покаяния, то поистине Аллах Всевышний простит его.

Слова Всевышнего Аллаха: «…не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил)». Так же повторение грехов.

Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!» … Все грехи в этом бытие, ничто, по сравнению с Его прощением и милостью.

Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи». Т.е. если ты придешь ко Мне, совершив количество прегрешений заполняющее собой всю землю.

Слова Аллаха: «…но встретишь Меня», т.е. умрешь на Вере, не придавая Мне в сотоварищи.

И нет умиротворения для верующего, без встречи с его Господом.

Аллах Всевышний сказал: « Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает». Сура Женщины 116 аят.

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не упорствовал \в покаянии\ тот, кто просил прощения, даже если он делал это семьдесят раз за день». Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Хорошо думать о Аллахе, является одним из лучших видов поклонения».

О Аллах, поистине мы ищем приближения к Тебе по средством Тебя и Твоего Величайшего Имени, по средством всех Твоих Имен, которые скрыты от нас или которые ты открыл для кого-то из Своих творений. Мы ищем приближения к Тебе по средством достоинства священного Корана, чтоб Ты сделал благой нашу кончину, и помог нам в совершении того, что Ты любишь из слов и дел. Чтоб Ты сделал лучшим днем для нас, день, когда мы встретим Тебя, а лучшими делами, дела в день нашей смерти, и чтоб Ты помог нам совершать то, что приближает к Тебе и что не устыдит нас \в судный день\ перед Тобой. Чтоб простил Ты нас, наших родителей, наших шейхов и тех, кого мы любим, а так же всех мусульман. Амин. Хвала Аллаху Господу миров».

См. «Шарх арбаин ан-Нававийя фи аль-ахадис ас-сахиха ан-Набавийя». Стр. 248-253. Автор. Имам Ибн Дакъикъ аль-Ид аш-Шафии (умер в 702 г.). Издательство «Дар ат-Тойиба»1425 г. Первое издание. Эр-Рияд.

Человек, это - творение, которому свойственно ошибаться. Никто из нас не может сказать: «Я идеален и никогда не совершаю грехов». Мы живем, стараясь сохранить равновесие между разумом и чувствами. Но у каждого из нас есть нафс и, порой, поддаваясь различным эмоциям и желаниям, мы совершаем грехи.

На самом деле, Всевышний Аллах всегда напоминает нам о своем Могуществе. Например, человеку присуще чувство голода. Всевышний - Дающий пропитание. Он тот, кто принимает наши покаяния. Аллах - Прощающий, Милосердный. Все это еще раз указывает на наше положение в этом мире, на наши ошибки и, что более важно, возможности для того, чтобы переоценить жизненные ценности и тем самым стать ближе к Создателю.

Шайтан наущает человека, поэтому порой он не может контролировать свои чувства, совершает грех, а затем сожалеет о произошедшем и кается. Это состояние и является покаянием и обращением ко Всевышнему.

Абу Хурайра (мир ему) повествует, как Посланник Аллаха (мир ему) передал:

Однажды человек согрешил и сказал: «Господи, прости мне мой грех!»

Всевышний Аллах сказал: «Мой раб совершил грех, и он знал, что у него есть Господь, который прощает грехи или наказывает за грех».

Человек вновь согрешил и сказал: «Господи, прости мне мой грех!»

Всевышний Аллах сказал: «Мой раб согрешил, и он знает, что у него есть Господь, который прощает или наказывает за грех».

Тогда раб снова согрешил и сказал: «Господи, прости меня!»

Аллах сказал: «Раб мой согрешил, он знает, что у него есть Господь, который прощает грех или наказывает за грех. Мой раб, Я прощаю тебя» . (Бухари, Таухид 35; Муслим, Покаяние, 29).

Имам Набави, великий хадисовед, передал следующий хадис: «Грехи повторяются сотни, даже тысячи раз, но покаяние кающегося принимается. Даже если он покается за все грехи, его покаяние истинно» (Муснад, 5:130).

Высказывания Али на эту тему:

«Я восхищен положением того, кто имеет возможность быть среди спасшихся. Этот спасение называется покаяние» .

Имя Аллаха «Гаффар» означает, что «Он прощает; прощает тех, кто совершал грехи, принимает раскаяние кающегося» .

С другой стороны, прощение грехов Всевышнего Аллаха - это Его благодать, Его милость и мудрость. Как сказано в хадисе: «Наказание за его грех - это проявление Его справедливости» .

Сострадание и милость Всевышнего Аллаха бесконечны. Это касается всех людей, Он не оставляет своих рабов, даже тех, души которых погрязли в грехах. Другими словами, Аллах не создал человека, чтобы наказать его, и он не послал его в этот мир, чтобы бросить его в ад. Подобно тому, как человек не бросает своего собственного ребенка, Всемогущий Аллах не обделяет своей бесконечной милостью рабов, которые знают, что Аллах – Господь миров.

Умар Ибн Аль-Хаттаб (мир ему) повествует о событии, свидетелем которого он был сам:

«Это было после войны. Среди рабов была одна женщина, которая разлучилась со своим ребенком. Она обнимала каждого ребенка, которого видела, чтобы хоть немного удовлетворить тоску по своему ребенку».

Посланник Аллаха (мир ему) относительно этого сказал: «Аллах к вам более сострадателен, чем любовь женщины к своему ребенку».

«Тем же, кто совершили мерзкий поступок или, несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (Сура «Имран», 135).

Милость Всевышнего безгранична. Однако, Аллахом определено благое для нас и мы должны следовать прямым путем, остерегаясь совершения грехов.

Вопрос: Я хотел бы знать: прощает ли Аллах многобожие человеку, который совершал многобожие, зная, что делает, но который сейчас желает покаяться и полностью изменить свою жизнь? Как этот человек может заслужить прощение Аллаха? Как ему узнать, что его грех прощен? Как ему укрепить веру, совершать дозволенное и оставлять запретное? У меня много психологических проблем, которые толкают меня к заблуждению, мешают мне.

Ответ: Хвала Аллаху.

Всевышний Аллах сообщил, что прощает все грехи тому, кто искренне кается в них и раскаивается. Сказал Всевышний:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعاً إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» . В этом аяте говорится о грехах вообще, а, значит, сюда относится и многобожие. Аллах простит тому, кто покается в своих грехах.

В Коране сказано и отдельно по поводу принятия покаяния в многобожии:

وَالَّذِينَ لا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهاً آخَرَ وَلا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلا بِالْحَقِّ وَلا يَزْنُونَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَاماً يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَاناً إِلا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلاً صَالِحاً فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَحِيماً

«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» .

Всевышний Аллах сказал о многобожии и неверии христиан, а затем призвал их к покаянию:

لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلاثَةٍ وَمَا مِنْ إِلَهٍ إِلا إِلَهٌ وَاحِدٌ وَإِنْ لَمْ يَنْتَهُوا عَمَّا يَقُولُونَ لَيَمَسَّنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ أَفَلا يَتُوبُونَ إِلَى اللَّهِ وَيَسْتَغْفِرُونَهُ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания. Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» .

Какими бы огромными не были грехи, однако прощение, щедрость и милость Аллаха больше этого.

Вам следует лишь обратиться ко Всевышнему Аллаху, покаяться в том, что делали ранее, иметь твердое намерение не совершать подобного впредь, и после пребудет с Вами милость и помощь Аллаха. Ислам стирает все предыдущие грехи, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Амру ибн аль-‘Асу, да будет доволен им Аллах: «О ‘Амр, разве ты не знал, что Ислам стирает то, что было до него ».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал этого греха ».

Если человек кается Всевышнему Аллаха, то Аллах прощает его и принимает его покаяние, ведь Он сказал:

وَهُوَ الَّذِي يَقْبَلُ التَّوبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَعْفُو عَنِ السَّيِّئَاتِ

«Он — Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» ,

وَإِنِّي لَغَفَّارٌ لِمَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحاً ثُمَّ اهْتَدَى

«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» .

Раб Аллаха должен надеяться, что его покаяние будет принято, и всегда ждать от Аллаха только благого. Как сказано в священном хадисе: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой». В версии Ахмада сказано: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, так пусть же он считает, что пожелает».

Что касается увеличения веры, то этого можно достигнуть несколькими вещами, среди которых следующие:

  1. Частое поминание Всевышнего Аллаха и чтение Его Книги, частое благословение Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Своевременное и полное совершение обязательных молитв, а также увеличение числа дополнительных молитв, дабы раб Аллаха снискал любовь Господа, Его помощь и шел прямым путем. Как сказано в хадисе: «Я объявлю войну враждующему с тем, кому я покровительствую /вали/. Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность. Мой раб будет стараться приблизиться ко Мне, совершая добровольное (поклонение), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня, Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его».
  3. Дружба с лучшими людьми, которые помогают быть покорными Аллаху и отдаляют от прегрешений.
  4. Чтение историй праведных ученых, людей, известных своим аскетизмом по отношению к мирским благам, людей, известных своим поклонением, а также кающихся.
  5. Отдаление от всего, что напоминает о грехе и призывает к нему.

Одним словом, увеличивает веру покорность Аллаха и оставление запретного.

Просим Всевышнего Аллаха помочь вам, принять Ваше покаяние и вести Ваше сердце прямым путем.

А Аллах знает лучше.

Коран. Сура «Толпы» 39:53.

Коран. Сура «Различение» 25:68-70.

Коран. Сура «Трапеза» 5:73-74.

Муслим. Ас-Сахих, хадис № 121; Ахмад. Аль-Муснад, № 17861.

Ат-Тирмизи. Ас-Сунан; аль-Альбани сказал, что это хороший хадис.

Коран. Сура «Совет» 42:25.

Коран. Сура «Та Ха» 20:82.

Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 7066; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2675.

Ахмад. Аль-Муснад, № 16059; цепочка передатчиков этого хадиса достоверна.

Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 6137.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва №34171

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Сура «Женщины», 48).

Точно также и здесь, на земле, измена является наитягчайшим преступлением, поскольку она наносит удар и подрывает само существование государства, так и в духовном царстве непростительным грехом считается упорное неповиновение и измена Всевышнему, проявляющаяся в подстрекательстве к соперничеству со Всемилостивым. Это является откровенным неповиновением и сопротивлением сути и основе, источнику духовной жизни. Это есть, как назвал бы Платон, «ложь в душе». Но даже в этом случае, если неподчинение вызвано просто незнанием и невежеством, после чего последует чистосердечное раскаяние и исправление грешника, то милость и прощение Всевышнего всегда открыты для него.

«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (Сура «Женщины», 110).

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаливайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он - Прощающий, Милосердный”» (Сура «Толпы», 53).

«Прощает грехи полностью», то есть после искреннего покаяния и исправления.

«Небеса готовы разверзнуться сверху. Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (Сура «Совет», 5).

Ангелы - благороднейшие и чистейшие из созданий, которые только можно представить. Они отражают одно сторону славы и величия Всевышнего, а с другой стороны, Аллах также дарует милость и прощение Своим заблудшим созданиям. Все эти качества дополняют друг друга, самим своим существованием они провозглашают величие и безграничную милость Всевышнего.

«Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (Сура «Звезда», 32).

Милость и прощение Аллаха безграничны. Они нисходят не в результате нашей просьбы об этом, но после того, как мы обратим к Нему свои молитвы и подчиним свою волю. Наша просьба или молитва помогает нам принести наш разум и волю в качестве жертвоприношения Ему. Это необходимо, чтобы обеспечить нашу психологическую готовность. Но в то же время это ничего нового не сообщит Всевышнему, т.к. Он знает все.

Поскольку Аллах знает нашу внутреннюю сущность, абсурдно для нас оправдываться, притворяясь, что мы лучше, чем мы есть, или пытаться оправдать свое поведение. Мы должны подчиниться Его воле полностью, без остатка, такими, какие мы есть: и Его милость и милосердие очистят нас. Если мы пытаемся из любви к Нему защититься от зла, наша борьба - это все, о чем Он просит.

«Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает, а Аллах обладает великой милостью» (Сура «Железо», 21). то необходимо, чтобы обеспечить нашу психологическую готовность. Но в то же время это ничего нового не сообщит Всевышнему, т.к.

«Дарует Он ее тем, кому пожелает», т.е. эти милость и дар невозможно заслужить собственными добродетелями. Они даруются Аллахом в соответствии с Его священной волей и замыслом, которые справедливы, милосердны и праведны.

Пусть Аллах примет наши искренние покаяния и простит нам грехи, которые мы совершили по знанию и своему неведению! Воистину, Аллах - Прощающий!

Материал подготовил Ренат Ислямов