Что такое карта проекта детского объединения. Программа работы детского объединения. Формы реализации программы

Пояснительная записка

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о воспитании младших школьников. Основной целью деятельности начальной школы является обеспечение целостного развития личности ребенка, коррекция и развитие познавательных способностей, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самостоятельной деятельности и коммуникативных умений. В специальной (коррекционной) школе VIII вида проблемы воспитания школьников начального звена не менее актуальны.

Начальная школа вносит в процесс формирования личностных качеств существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Младший школьник – существо активное, доверчивое, легко поддающееся коррекционному педагогическому воздействию.

Воспитательный процесс в школе-интернате идет по пяти направлениям:
1. Формирование активной личности.
2. Развитие здоровой личности, охрана здоровья.
3. Воспитание нравственных чувств и нравственного поведения.
4. Эстетическое и трудовое воспитание.
5. Социальная адаптация и интеграция.

Мы полагаем, что предпосылкой личностного развития младшего школьника с особыми потребностями может стать детская организация «Дружба», как целостная система урочной и внеурочной деятельности.

Детская организация (далее ДО) – особый тип детских общественных объединений. ДО «Дружба» представляет собой детское общественное объединение, создаваемое для коррекции и развития познавательной деятельности младших школьников, формирования личностных качеств, необходимых для адаптации детей в социуме, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Положении ДО «Дружба», и определенную структуру.

1. Концепция Детской организации «Дружба».

Предлагаемая программа является подпрограммой воспитательной системы школы-интерната, логичным дополнением и условием реализации целевой программы развития.

Цель : коррекция и развитие познавательной деятельности младших школьников с особыми потребностями, формирование личностных качеств, необходимых для адаптации детей в социуме.

Задачи:
1. Создание условий для интеллектуального, нравственного, трудового, эстетического, физического развития личности школьника.
2. Создание условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе и получает возможность проявить себя, пережить радость успеха, общественного признания.
3. Способствование развитию у детей осознания членом коллектива, формированию основ гражданской, социальной и правовой культур.
4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
5. Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.

2. Принципы и законы ДО «Дружба»

Деятельность ДО определяются следующими принципами:

  • Добровольность вступления. Членом ДО организации «Дружба» может стать любой учащийся 1 – 4 классов.
  • Возможность проявить себя в любом деле.
  • Творческий союз младших школьников и педагогов.
  • Творческий союз младших школьников и старшеклассников.

Законы ДО «Дружба»

  • Учитель открывает дверь в мир знаний, войти ты должен сам.
  • Уважать и ценить свою семью, школу, Родину.
  • Знать символику республики.
  • Дорожить честью школы.
  • Беречь и охранять окружающую среду.
  • Порадоваться успехам другого может только истинный друг.
  • Учись видеть прекрасное в окружающем мире.
  • Успех не приходит сам по себе, даже если его очень ждать. Учись трудиться.
  • Наш край – это мы. Береги родной дом, традиции, память о погибших. Интересуйся историей школы, родного края, страны.
  • В здоровом теле – здоровый дух. Занимайся спортом, физкультурой.

Девиз ДО «Дружба»: «Ни дня без доброго дела»

Торжественное обещание:

«Я, (ФИО), обещаю, что буду стремиться с достоинством нести звание учащегося Республиканской школы-интерната № 2, всегда и везде помогать людям, добросовестно трудиться, получать знания, чтобы использовать их на пользу Родине».

Символы и атрибуты ДОО.

  • ДО «Дружба» имеет свою песню – «Если с другом вышел в путь» (муз. В.Шаинского, сл.М.Танича).

Структура ДОО.

  • Высшим органом ДОО является слёт, который проводится 1 раз в год в мае.
  • Дружина состоят из объединений – отрядов.
  • Между слётами созываются рабочие сборы.
  • Высшим органом школьной дружины является сбор дружины или сбор представителей отрядов. Исполнительный орган – Совет дружины.
  • Высшим органом отряда является сбор отряда. Исполнительный орган – Совет отряда.

3. Содержание деятельности по направлениям

« Законы школы».

«Учитель открывает двери,
войти ты должен сам».

Задачи:

  • Стремиться получать качественные знания.
  • Развивать свои способности. Проявить свои знания в различных конкурсах, олимпиадах.
  • Пополнять своими достижениями портфолио класса и свое личное портфолио.
  • Прилежность в учёбе.
  • Лучшие показатели отряда (активность, сплочённость, дисциплина.)
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (количество, результат).
  • Подведение итогов на школьном празднике «Последний звонок»

«Дружная семья».

«Порадоваться успехам другого
может только истинный друг».

Задачи:

  • Формирование дружного классного коллектива.
  • Вовлечение в активную творческую деятельность.
  • Создание творческого союза с воспитателями.

Критерии успешности:

  • Участие в общешкольных мероприятиях.
  • Наибольшее количество детей, принявших участие в творческих делах.

«Чемпион года».

«В здоровом теле здоровый дух».

Задачи:

  • Популяризация занятий физической культурой и спортом (для всех учащихся).
  • Поддерживать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  • Отражение спортивных успехов учащихся.

Критерии успешности:

  • Личное участие в соревнованиях.
  • Участие класса в общешкольных, городских соревнованиях.
  • Уровень достижения.

«Мир природы».

«Учись видеть прекрасное в окружающем мире».

Задачи:

  • Развивать интерес учащихся к окружающему миру.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Критерии успешности:

  • Участие в конкурсе «Родная природа» (викторины, игра по станциям, заочное путешествие, конкурс плакатов.)
  • Проведение экологических субботников.
  • Озеленение класса, школы.

«Край, в котором ты живешь».

«Наш край – это мы»

Задачи:

  • Воспитание любви к родному краю.
  • Развитие интереса к истории школы, края, страны.
  • Воспитание патриотических чувств, чтить память погибших за свободу Родины.
  • Воспитывать бережное отношение к памятникам культурного наследия и воинам.

Критериями успешности могут быть:

  • Участие в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности.
  • Достижения в конкурсах.

«Вдохновение и талант».

«В человеке все должно быть прекрасно».

Задачи:

  • Дать возможность каждому учащемуся поверить в самих себя, в свои силы, реализовать лучшие качества, таланты и склонности.
  • Создать ситуацию успеха для детей.

Критерии успешности:

  • Участие в творческих конкурсах.
  • Участие в коллективных творческих делах.

«Труд».

«Успех не приходит сам по себе,
даже если его очень ждать».

Задачи:

  • Трудиться и бережно относиться к труду других.
  • Развитие трудовых навыков.

Критерии успешности:

  • Участие в школьных трудовых десантах.
  • Сохранение школьного имущества.
  • Участие в общественно-полезном труде.

4. Подведение итогов

Для создания ситуации успешности и соревновательного момента создается «Экран успеха», где все достижения классов и лично каждого учащегося выставляются в баллах. Дорожки экрана расцвечены соответственно цветам радуги.

За участие в городских, республиканских и прочих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

1 место – 5 баллов

2 место – 4 балла

3 место – 3 балла.

За участие в школьных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

1 место – 4 балла

2 место – 3 балла

3 место – 2 бала.

Добавляется один балл классу за наибольшее количество участников, принявших участие в конкурсах.

5. Роль и место классных руководителей в реализации программы ДО «Дружба».

  • Данная программа может помочь классным руководителям:
  • Наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;
  • Определить направления и спланировать вспомогательную работу с учетом интересов и способностей детей данного класса;
  • Классный руководитель занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.
  • Схема управления деятельностью классных руководителей по организации работы с классными коллективами:

6. Этапы реализация программы «Дружба».

  • 2012-2013 учебный год – Непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с программой ДО «Дружба»
  • 2013 -2014г.г. – реализация программы ДО, преодоление несоответствий, корректировка программы.
  • 2014-2015 учебный год – анализ и рефлексия реализации программы ДО, определение перспектив дальнейшей деятельности

  • положительная мотивация к учёбе.
  • наблюдательность, интерес.
  • умение применять знания на практике;
  • активность.
  • уверенность в себе;
  • умение согласовывать личное и общественное;
  • Умение жить в коллективе.
  • искренность, правдивость;
  • толерантность при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.

1. Паспорт программы

6.Этапы реализация программы «Дружба».

þ 2012-2013 учебный год – Непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с программой ДО «Дружба»

þ 2013 -2014г.г. – реализация программы ДО,преодоление несоответствий, корректировка программы.

þ 2014-2015 учебный год – анализ и рефлексия реализации программы ДО, определение перспектив дальнейшей деятельности

7. Прогнозируемые результаты.

У выпускника начальной школы должны сформироваться следующие основные качества личности:

v положительная мотивация к учёбе.

v наблюдательность, интерес.

v умение применятьзнанияна практике;

v активность.

v уверенностьв себе;

v эстетическое восприятие природы и человека;

v умение согласовывать личное и общественное;

v Умение жить в коллективе.

v привычка заботиться о своем здоровье;

v искренность, правдивость;

v толерантность при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.

1. Название программы «Дружба» (Программа детской организации)
2. Авторский коллектив Педагог д. о – Павлова Наталья Петровна, учителя нач. классов.
3. Заказчик Администрация школы.
4. Срок реализации программы 2013–2015 гг.
5) Краткое изложение идеи программы Создание условий для разностороннего развития личности младших школьников с особыми потребностями, формирование коллективных отношений, приобщение к совместной творческой деятельности, создание условий для успешной социализации.
6) Предполагаемый результат реализации программы. У выпускника начальной школы должны сформироваться следующие основные качества личности: устойчивый интерес к учению; наблюдательность; применение знаний на практике; инициативность; активность; самоуважение, уверенность; эстетическое восприятие природы и человека; умение согласовывать личное и общественное; привычка заботиться о своем здоровье; искренность, правдивость; толерантность при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.

У выпускника начальной школы должны сформироваться следующие основные качества личности:

  • положительная мотивация к учёбе,
  • уверенность в себе;
  • правдивость;
  • инициативность; активность.
  • эстетическое восприятие природы и человека;
  • умение жить в социуме,
  • применение знаний на практике;
  • привычка заботиться о своем здоровье;
  • Толерантность – при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.

Критерии по отрядам:

  • Сплочённость,
  • Дисциплинированность
  • Мобильность.
  • Активность

I. Общее описание "дорожной карты"

Данная «дорожная карта» разработана в целях реализации концепции содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений на 2014 – 2016 годы.

Проводимые в системе образования реформы влекут за собой необходимость перемен во всех сферах образования в том числе и в системе работы детско-взрослых общностей.

Реализация мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", позволит создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие ученического самоуправления и детских общественных объединений в условиях модернизации образования.

Срок реализации дорожной карты 2014 -2015 учебный год.

II. Контрольные показатели "дорожной карты" на 2014 – 2016 годы.

Наименование показателя

Ед. измерения

Доля образовательных организаций, в которых созданы структуры ученического самоуправления и детские общественные объединения

Количество педагогов, включенных в семинары и мастер-классы по данной тематике

Кол-во чел.

Количество структур ученического самоуправления и детских общественных объединений, включенных в комплекс мероприятий, нацеленных на содействие их развитию

Кол-во структур

Доля материалов по деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений, размещенных на сайте образовательных учреждений.

Увеличение числа публикуемых методических разработок педагогов по работе с ученическим самоуправлением и детскими общественными объединениями.

III. Мероприятия

Мероприятия

Ответствен-

Результат

1. Организационные мероприятия

Разработка плана деятельности по развитию детских общественных объединений и ученического самоуправления.

Март - май

Выстроена единая система работы округов г. Москвы по развитию Детского движения и ученического самоуправления

2. Нормативное обеспечение

Разработка и утверждение проектов положений конкурсов на 2014-2015 гг.

Фестиваль социально-значимых проектов и социальных инициатив детских объединений и ученического самоуправления «От идеи к воплощению»

Конкурс педагогических идей (программ по обучению ученического актива, методических разработок занятий с ученическим активом, тренингов для активистов ученического самоуправления, выездных образовательных семинаров) «Как вести за собой»

Городской конкурс «Создавая будущее»

Образовательная конкурсная программа «СиРиУС»

Городской конкурс «Вожатый и его команда»

Городской конкурс «Лидер ученического самоуправления»

Городской конкурс социальных проектов

Городской конкурс «Lip dub» среди образовательных организаций

Городской конкурс ученических комнат

Городской методический центр

Совместно с ДООЦ «Команда»

ДООЦ «Команда»

Выстроена городская система мероприятий для ученического самоуправления и детских общественных объединений.

Разработка и утверждение критериев и показателей эффективности работы ученического самоуправления и детских общественных объединений

Май – июнь 2014

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

Выработана единая система оценки эффективности и результативности деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений образовательных организаций.

Внесение предложений о включении результатов ряда конкурсных мероприятий для детских общественных объединений и ученического самоуправления в рейтинговую оценку топ-400 школ

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

Учет результатов деятельности детских общественных объединений и ученического самоуправления при рейтинговой оценке образовательных организаций

3. Обеспечение условий для профессионально-личностного роста педагогов, курирующих детские общественные объединения и ученическое самоуправление

Выявление и трансляция передового опыта работы педагогов курирующих ученическое самоуправление и детские объединения

ежемесячно

Городской методический центр

Сформирован банк эффективных современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Организация конкурса педагогических идей (программ по обучению ученического актива, методических разработок занятий с ученическим активом, тренингов для активистов ученического самоуправления, выездных образовательных семинаров) «Как вести за собой»

Октябрь 2014 (окружной этап), февраль 2015

Городской методический центр

Выявлен лучший опыт работы, созданы условия для обмена опытом

Подготовка и проведение образовательных семинаров, вебинаров.

ежемесячно

Городской методический центр

Созданы условия для получения педагогами методической поддержки по внедрению современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Реализация модульной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кураторов ученического самоуправления и детских общественных объединений.

В течение года

Городской методический центр, ДООЦ «Команда», вузы

Созданы условия для обучения педагогов эффективной работе с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Организация выездных образовательных семинаров кураторов ученического самоупраления

В течение года

ДООЦ «Команда»

4. Методическое сопровождение внедрения современных технологий в деятельность детских общественных объединений и ученического самоуправления

Разработка и публикация на сайте (сайт) ряда методических пособий для кураторов детских общественных объединений и ученического самоуправления.

Издание рабочей тетради для руководителя ДОО и куратора УС

Методическая разработка «УС и ДОО. Сходства и различия. Опыт успешного взаимодействия»

Методическая разработка

«Кто я в школе?» Практическое пособие для лидеров УС.

Методический сборник

«Школьное самоуправление в вопросах и ответах»

Методический сборник

«Ученическое самоуправление: структура деятельности, рекомендации, нормативы»

В течение года

Городской методический центр

Созданы условия для получения педагогами и родителями методической поддержки по внедрению современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы

Разработка и публикация на сайте сайт ряда методических пособий по ученическому самоуправлению в классе для классных руководителей

Методический сборник «Классное УС»

Городской методический центр

Разработка и публикация на сайте (сайт) ряда методических пособий по ученическому самоуправлению и детским общественным объединениям для родителей

Методическая разработка

«Организация работы управляющих советов»

Городской методический центр

Проведение семинаров (в том числе и выездных) по запросу образовательных организаций

Городской методический центр

5. Содействие развитию социально одаренных учащихся

Разработка олимпиады по ученическому самоуправлению

Городской методический центр

Подготовка системы выявления и оценки социальной одаренности учащихся, включенных в актив ученического самоуправления

Проведение олимпиады по ученическому самоуправлению

Сентябрь 2014

Городской методический центр

Выявление социально одаренных лидеров ученического самоуправления. Привлечение внимания педагогической общественности к проблеме социальной одаренности.

Разработка системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений школ

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

Создание единой системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских объединений образовательных организаций

Введение системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений школ

Сентябрь 2014

ДООЦ «Команда»

Проведение выездных образовательных смен актива для представителей ученического самоуправления

В течение года

ДООЦ «Команда»

Внедрение единого портфолио активиста самоуправления

Сентябрь 2014

Городской методический центр, ДООЦ «Команда»

6. Информационное обеспечение и позитивное позиционирование детского движения.

Привлечение общественности округов к вопросам детского движения через окружные пресс-конференции «Я - активист»

Декабрь 2014

Городской методический центр

Формирование позитивного образа актива ученического самоуправления и детских объединений.

Стимулирование информационного освещения деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений школ через конкурсную программу «Создавая будущее»

С сентября 2014 года по май 2015 года

Городской методический центр

Увеличилось количество новостей о деятельности ученического самоуправления и детских объединений на сайтах образовательных организаций; повысилось их качество.

Внедрение информационной системы по комплексным проектам содействия развития детскому движению в форме интерактивной карты на сайте сайт.

С сентября 2014 года

Городской методический центр

Возросло количество пользователей просматривающих и использующих информацию в разделе «детское движение» на сайте сайт.

Возросло количество публикаций.

IV. Ожидаемые результаты

1. Возрастет количество детских общественных объединений и структур ученического самоуправления в образовательных организациях.

2. Повысится методическая грамотность кураторов детских общественных объединений и ученического самоуправления.

3. Будет сформирован позитивный имидж детских общественных объединений и ученического самоуправления системы образования.

4. Будет сформировано единое информационное пространство.

5. Улучшится качество личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное развитие учащихся.

6. Будут скоординированы действия различных структур по развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений.

Развития моего общественного объединения до 2020 года (подготовлена для конкурса «Лидер 21 века», 2013 г.) Денис Медведев, Санкт-Петербург Общероссийская общественная организация «Всероссийский студенческий союз»


Эта презентация предназначена для чтения. Она представляет собой мое видение стратегии развития Всероссийского студенческого союза, изложенное в виде «дорожной карты». Элементы дорожной карты и ее содержание будут дорабатываться в процессе стратегических сессий ВСС: на форуме СахаСелигер и смене «Студенческие организации» форума Селигер


7(921) д.р.: место жительства: Санкт-Петербург женат ОБРАЗОВАНИЕ: 2014 НИУ ВШЭ, факультет менеджмента – магистр государственного и муниципального управления 2011 СПбГУТ, факультет экономики и управления – диплом специалиста 2008 СПбГУТ, факультет сетей связи, систем коммутации и вычислительной техники – диплом специалиста ЯЗЫКИ: русский французский английский ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: (2012 – Н.В.) СПбГПУ – зам. директора Департамента молодежной политики и культурных программ (2012 – 2013) фонд УМА – руководитель проектов (2010 – 2012) Центр стратегических коммуникаций TriDeGroup – сооснователь, директор по развитию (2008 – 2010) СПбГУТ – начальник управления по воспитательной и социальной работе ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: (2010 – Н.В.) Всероссийский студенческий союз – зам. Председателя, член президиума () Совет ректоров Санкт-Петербурга – член координационного совета по воспитательной работе (2009 – 2010) Ассоциация выпускников СПбГУТ – президент (2008) РОО РСМ СПб и ЛО – руководитель программы «Студенческое самоуправление» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области () СПбГУТ – председатель студенческого совета университета ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: 2011 НИУ ВШЭ – краткосрочные курсы повышения квалификации «Общественно- государственное партнерство» (2011 – 2012) Центр развития некоммерческих организаций (СПб) – курсы и семинары «Финансовая грамотность НКО», «Целевые капиталы», «Создание и развитие НКО» 2010 МИРБИС – смена «Инновационное предпринимательство» на образовательном форуме «Селигер 2010» 2009 РГПУ им. А.И.Герцена – программа повышения квалификации «Воспитательная работа с молодежью в современных социокультурных условиях» 2009, МГГУ им. Шолохова – курсы «Оценка и продюссирование проектов», «Лидерская коммуникация», «Жизненная навигация», «Россия и современный мир» на образовательном форуме «Селигер 2009» Об авторе: Денис Медведев 3


Общая логика построения дорожной карты В вузе, который претендует на место среди лучших в мире, все аспекты работы должны строиться с учетом лучшей мировой практики 4 * по материалам журнала «Студенчество: диалоги о воспитании» Ключевые социально- экономические амбиции ВСС Дорожная карта Мероприятие 1 Мероприятие 2 Мероприятие 3 Мероприятие 4 Мероприятие 5 Мероприятие 6 Комплекс программных мероприятий Цели ВСС Сущность ВСС –в области качества образования –в области молодежной политики –в области студенческого самоуправления –в области нормотворческой деятельности Молодежное профессиональное сообщество, действующее в целях повышения качества образования и развития человеческого капитала России.


Контекст: основные вызовы 20х годов 21 века в сфере работы с молодежью и профессионального образования Проблемы Сокращение молодежи с 35 млн. до 25 млн. к 2025 г. 1 В молодежной среде возрастает конкуренция. Из-за старения населения каждый работающий должен будет «кормить» несколько пенсионеров. В этих условиях возрастает роль качества образования и повышения производительности труда. Решение Создание интерактивной системы развития молодежи, обучающейся в вузах России. Повышение производительности труда за счет развития компетенций: лидерские, менеджерские, профессиональные. Формирование у молодежи потребности в саморазвитии, обучении через всю жизнь, повышении своей конкурентоспособности. Вузы должны стать пространством реализации государственной молодежной политики, а студенческие объединения – провайдерами для студенчества к существующим и создаваемым социальным лифтам. Цель: Повышение качества человеческого капитала для достижения конкурентоспособности российской молодежи. Ключевые задачи государства 1 1.Формирование мировоззрения молодежи: достижение успеха, патриотические ценности, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе. 2.Развитие у молодежи востребованных компетенций: «креативное мышление», способность генерировать инновации; коммерциализация идей, наличие предпринимательских навыков; гражданское участие, осознанное и ответственное социальное поведение; жизненная навигация, выстраивание профессиональных траекторий; «проектное мышление», умение управлять проектами. Новая Стратегия ГМП руководство для деятельности всех участников сферы ГМП. соответствие задачам перспективного социально-экономического развития; «экономическая модель» инвестиций в человеческий капитал; интеграция деятельности между федеральными ведомствами и субъектами РФ, введение практики «двух ключей»; верифицируемые критерии эффективности и показатели деятельности; открытость процесса разработки и реализации. ФЦП «Молодежь России» - механизм реализации Стратегии ГМП. Всероссийский студенческий союз должен стать активным участником разработки и реализации стратегии государственной молодежной политики, обеспечивая вовлечение студенчества в качестве на всех этапах разработки и реализации стратегии. В вузе, который претендует на место среди лучших в мире, все аспекты работы должны строиться с Основные документы, необходимые для разработки дорожной карты: Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г. (Распоряжение Правительства РФ от р) «Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от г р); «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от р); «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ ПР- 827). Будет разработана: Федеральная целевая программа «Молодежь России» Национальная система квалификаций и компетенций Федеральная целевая программа развития образования на годы (?) 5 1 по материалами доклада С.Ю.Белоконева на коллегии Минобрнауки России


Место ВСС в структуре национальной системы образования и формирования человеческого капитала ВСС: Сеть региональных отделений и представительств Минобрнауки России Рособрнадзор Федеральное агентство по делам молодежи Федеральные и региональные органы государственной власти институты развития, общественность, СМИ вуз Студенч еские объедин ения Вуз – закрытая система с авторитарным управлением, в которой студенческие объединения всегда будут слабыми и подконтрольными, полностью зависящими от воли руководства вуза. Они не могут эффективно осуществлять функции общественного сектора: инициация и реализация инициатив, защита прав обучающихся, осуществление общественно-полезных проектов и программ. Такая ситуация продлится до тех пор, пока не появится внешняя сила, способная отстаивать интересы студенческих объединений, привлекая к решению проблем внешние контролирующие структуры. Такой внешней силой должен стать ВСС. двустороннее взаимодействие управляющее воздействие (корректировка) вуз


Основной эффект дорожной карты достигается за счет 8 ключевых мероприятий 7 Разработка и реализация ФЦП «Молодежь России» Развитие сети региональных отделений и представителей ВСС Реализация института общественно- профессиональной оценки качества образования Повышение квалификации и подготовка кадров СО Введение системы сертификации органов студенческого самоуправления ВСС – оператор социально- экономических программ развития общественного сектора и молодежной политики Развитие сферы общественной дипломатии процессный результат окончательный результат Инициация разработки ФЦП «Молодежь России» на форуме Селигер 2013 ВСС – разработчик ФЦП в части реализации программ молодежной политики в сфере профессионального образования ВСС – оператор проектов и программ ФЦП «Молодежь России» на в части реализации программ молодежной политики в сфере профессионального образования и поддержки студенческих инициатив Региональные отделения ВСС и представительства в городах и вузах созданы в 95% регионах РФ. Не менее 80% региональных отделений в форме юридического лица Созданы окружные координационные центры ВСС во всех федеральных округах Региональные отделения ВСС действуют как ресурсные центры. Не менее 80% существуют в форме юридического лица. ВСС – оператор смены «Студенческие организации» на форумах «Селигер 2013» и «СахаСелигер» Начал работу «Университет ВСС» - программа корпоративного обучения актива организации ВСС – оператор студенческих смен на большинстве окружных и федеральных молодежных форумов Запущен проект «Академия федеральных тренеров» по подготовке кадров высшей квалификации в сфере студенческого самоуправления В не менее чем 50% регионов представительства ВСС действуют на основе соглашений о сотрудничестве между правительством региона, советом ректоров, региональными институтами развития. Актив всех региональных отделений прошел подготовку в рамках межрегиональных специальных образовательных мероприятий. Действует система сертификации органов студенческого самоуправления вузов в области менеджмента качества, административно-хозяйственной деятельности, подготовки кадров Введена система оценки компетенций в сфере студенческого самоуправления, в т.ч. на основе eLearning При участии Рособрнадзора разработаны типовое положение о совете по качеству образования и методические рекомендации Деятельность органов студенческого самоуправления в вузах приведена в соответствие с приоритетными направлениями государственной молодежной политики (проекты Росмолодежи). В 80% вузов созданы команды проектов федерального агентства по делам молодежи. В рамках форума «Селигер 2013» сформировано мировоззрение актива органов студенческого самоуправления из более чем 100 вузов (800 человек) В 90% государственных и 50% негосударственных вузов действуют советы обучающихся по качеству образования Вузам РФ рекомендовано создавать и обеспечивать работу советов обучающихся по качеству образования ВСС – представитель студенчества России на международных молодежных саммитах и конгрессных мероприятиях. ВСС организует международные молодежные форумы на территории России по вопросам профессионального образования и молодежной политики Законотворческая инициатива Приняты поправки к закону РФ «Об образовании», расширяющие права и полномочия органов студенческого самоуправления Разрабатываются и принимаются поправки к административно- правовым документам, касающимся жизни и деятельности обучающихся в России Запущена федеральная система открытого дистанционного обучения и оценки профессиональных компетенций «Твой элемент»

Пояснительная записка.

Сегодняшняя жизнь подтверждает, что экономическая дезориентация, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое – где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. С другой стороны, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения в области политики, экономики, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для организации деятельности по патриотическому детей и подростков в школе, с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъему патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в детские общественные сообщества, объединения, где формируется негативное отношение к сепаратизму и создаются условия для активного участия каждого ребенка в спортивных мероприятиях патриотической направленности.

Пионерство – образ жизни человека, это стремление к познанию окружающего мира, к самосовершенствованию… Это желание, чтобы жизнь вокруг становилась «хоть чуть-чуть краше и добрее»

Детство-фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества. Еще в начале XIX века А.С. Пушкин обращал внимание общественности на то, что: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Но гордиться своей Родиной, краем сложно, не зная, на чем основана эта гордость, не зная достижений, побед и удач, которые были в ее истории.

Сегодня назрела необходимость в восстановлении духовности и возрождении русской культуры, приобщение к духовно – нравственным истокам, которые на протяжении веков питают развитие человеческой цивилизации. Прошлое страны необходимо для понимания настоящего. Знать свой край - не означает знать только какую-то его часть. Это значит, что надо знать его всестороннего всей совокупности составляющих его частей.

Патриотизм – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которые проявляется в определенном образе действий и комплексе общественных чувств, называемом любовью к Родине. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны; верность Родине, гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа; к историческому прошлому и унаследованным от него традициями; привязанность к малой Родине. Исстари составляющими жизнь русского человека были национальное достоинство, национальные традиции прадедов, любовь к народному искусству, мастерство, культ родной природы, милосердие.

Краеведение в школе является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Использование специальных форм работы, как экскурсии, путешествия, краеведческие наблюдения, способствует расширению кругозора, детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитанию чувства патриотизма и нравственности, любви к малой Родине. Учит детей любить не только свои места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Программа базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств краеведения в деятельности детской организации.

Создавая программу, авторский коллектив пытался создать систему патриотического воспитания, которая предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданства и патриотизма в процессе вовлечения детей и подростков в поисковую, тимуровскую и журналистскую деятельности. Создание такой программы предполагает консолидацию детского объединения, школьного коллектива детей и взрослых, ветеранских организаций на основе программных методов и единой цели.

Поэтому целью деятельности детского общественного объединения «Бригантина» будет являться формирование у подростков духовно – патриотических ценностей, нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

    Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

    Воспитание личности гражданина – патриота России;

    Создание условий для социализации личности ребенка, его самореализации;

    Выявление и совершенствование организаторских способностей детей, дальнейшая реализация их на практике;

    Формирование навыков поисково – исследовательской деятельности учащихся.

Осуществление этой программы позволяет значительно расширить и углубить знания и представление детей об окружающем мире в процессе участия их в практической краеведческой деятельности, в походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих исследований. Одновременно представляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечение безопасности, что в конечном итоге определяет потенциал краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

Участвовать в реализации данной программы могут дети с 9 до 15 лет. Важно каждому участнику глубоко осознавать значимость данной деятельности и быть неравнодушным к истории своей Родины.

Деятельность детского общественного объединения «Бригантина» ведется по двум направлениям: «Колокольчик» и «Сами». Каждое направление имеет два модуля.

Структура деятельности.

«Летопись родного края»

«Тимуровская работа»

« Я – лидер»

«Пресс – центр»

Направление «Колокольчик»

Модуль «Летопись родного края»

История родного края по – своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями (изучение истории Великой Отечественной войны является одной из главных задач данного направления). Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей программы.

Модуль « Тимуровская работа»

Изучение исторических событий Великой Отечественной войны является одной из главных задач данного направления. Юные тимуровцы оказывают шефскую помощь ветеранам войны, труженикам тылы, инвалидам, людям старшего поколения, семьям погибших. Поздравляют с праздниками, приглашают в школу для участия в общешкольных мероприятиях, ухаживают за воинскими захоронениями

Направление «САМИ».

Одной из главных задач детского объединение является создание условий для самореализации личности ребёнка, его социализации. Для того, чтобы запланированное в направлении «Колокольчик» стало реальностью и было достоинством детского объединения «Бригантина», необходимо каждого участника патриотических мероприятий научить ключевым навыкам: аналитическим, проектировочным, коммуникативным, рефлексивным, исследовательским, прикладным. На примере созидательной деятельности детского объединения подросток сможет научится строить собственную личность, расставлять жизненные приоритеты. Поэтому модуль «Я – лидер » - ключ к успеху развития детского объединения и личности каждого его члена. Содержание деятельности данного модуля включает в себя три компонента:

1. Обучающий компонент . Здесь у участников формируется представление о лидерстве, значение коллектива в развитии личности и наоборот, основах организаторской деятельности, выбирать оптимальные средства ее достижения, корректировать свои действия. Здесь же формируется умение организовывать массовые мероприятия.

2. Развивающий компонент является средством включения ребенка в реализацию социально-значимых дел, выполнения постоянных или временных обязанностей в органах детского самоуправления, участие в совете дела, выполнения функции руководителя того или иного модуля.

3. Деятельностный компонент предусматривает практическую деятельность каждого ребенка, но уже по выбору: разработка и реализация социальных и творческих проектов, организация и проведение коллективно- творческих дел, участие в программировании, участие в организации и проведении занятий в модуле «Я – лидер».

Формы и методы работы: рассказ, беседа, диспут, тренинг, поручение, инструктаж, конкурс, КТД, убеждение.

Модуль «Пресс- центр»

Одним из важнейших средств для самореализации юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Модуль «Пресс- центр» предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации,

открытости этой системы для подростка. Создание условий для популяризации деятельности детского объединения и воспитание информационной культуры детей. Данный вид деятельности предполагает сотрудничество с районной газетой «Время и мы», детским журналом «Класс», газетой «Пионерская правда», регулярный выпуск «Боевого листка», «экспресс-инфо», участие в региональных конкурсах программы «СМИ и дети» , оформление пресс-центра детского объединения, организация свободного поля «Скажи!». Члены детского объединения в рамках модуля « Пресс – центр» узнают, что такое газета, ее структура, познакомятся со шрифтами, научатся делать фотоснимки, иллюстрировать газету, разбираться в ее жанрах (статья, информация, репортаж, интервью, фельетон). Дети познакомятся с работниками редакции печатного издания: главным редактором, ответственным секретарем, журналистами, внештатными корреспондентами, техническим редактором, корректором, дизайнером

Детское объединение встречается с работниками районной газеты «Время и мы», детского журнала «Класс». Посещают типографию, знакомятся с процессом изготовления печатной продукции. Результатом данной деятельности будет являться формирование знаний, умений и навыков журналисткой деятельности, оформительской, умение обращаться с диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой.

Формы и методы работы: газета, информ – центр, дискуссия, ролевая игра, встреча, акция, практикум, анкетирование, деловая игра, пресс-конференция, летопись, фотовыставка.

Механизмом реализации данной программы является созданная система самоуправления деятельностью «Компас» с целью получения максимально полезного результата в развитии самостоятельности и самодеятельности детей.

Каждый член детского объединения «Бригантина» имеет право избирать и быть избранным в руководящие органы самоуправления,давать оценку его работы, критиковать вносить свои предложения по совершенствованию деятельности объединения.

Каждый член «Бригантины» обязан выполнять решения органов самоуправления, участвовать в программных мероприятиях детского объединения.

Предполагается избрание в органы самоуправления проводить ежегодно, для того чтобы каждый ребенок детского коллектива имел возможность за период реализации данной программы выполнить ту или иную функцию системы самоуправления. Система самоуправления - необходимое условие развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Этапы и сроки реализации программы.

Выполнение программы рассчитано на 2013 – 2016 годы. Каждый учебный год является определенным этапом реализации программы, но это не значит, что организационные вопросы будут решаться в это время. Необходимо создать программу деятельности, установить контакты сотрудничества, провести диагностику уровня развития личности ребенка и детского коллектива. На первых этапах реализации программы особое внимание обращается на направление «САМИ», ибо, включая ребенка социально-значимую деятельность, необходимо сформировать у него необходимые навыки и умения организационной деятельности. На протяжении всего периода реализации программы организуется мониторинг освоения ее, ведется анализ деятельности за каждый год, и на основании аналитических материалов корректируется программное содержание. В этом процессе активное участие принимает и органы детского самоуправления, которые вносят свои предложения по модернизации деятельности «Бригантины» и принимают активное участие в создании нового проекта деятельности.

Для того чтобы проектируемое стало реальностью необходимо создать определенные условия для реализации программы:

Согласованность действий всех структур самоуправления в объединения;

Наличие плана работы на каждый этап деятельности на основании программного содержания;

Сотрудничество с общественными организациями патриотического воспитания, органами власти, СМИ;

Информационный и творческий обмен с детскими коллективами других районов области;

Творческие отчеты о деятельности «Бригантины» перед участниками образовательного процесса школы и общественностью;

Наличие кабинета (места сбора участников проекта), канцтоваров для оформительской работы, видеотеки, фонотеки, наглядных пособий, фотоаппарата,

диктофона, видеокамеры. Выход в Интернет;

Повышение квалификации старшей вожатой по методике и организации деятельностью детского общественного объединение, ее педагогического мастерства;

Тесное сотрудничество с учащимися и учителями школы, родителями.

Роль старшей вожатой в реализации программы- координатор, методист, наставник. Главная ее задача - создание условий для самодеятельности, самостоятельности детей в реализации их творческих способностей.

Ожидаемые результаты

В конце реализации программы «Компас» ожидается у детей сформированное повышенное чувство ответственности за собственную деятельность коллектива. Большинство ребят осознает роль общественного объединения в его личном развитии и в определении жизненных приоритетов. Произойдет переоценка ценностей. Дети будут более внимательны к бедам и нуждам ближних, смогут принять активное участие в решении этих проблем, будут неравнодушны к судьбам людей и прежде всего своих сверстников, родных и близких. Они научатся строить свои взаимоотношения на без конфликтной основе, крепко дружить и ценить доброе отношение к себе. Сформируется устойчивая потребность в активной жизненной позиции, которая должна проявляться в общественно значимых мероприятиях. Памятник павшим героям станет более ухоженным. Вырастет авторитет детского объединения в глазах школьников, учителей, родителей и общественности. Повысится самооценка у каждого члена «Бригантины», ребята научатся гордиться славными боевыми традициями Курского края, собственной принадлежностью к социально значимой деятельности детского объединения. Участники программных мероприятий приобретут самостоятельность в принятии решений, анализе собственных действий, в подготовке и проведении КТД, праздников, собраний, заседаний, акций.