Перспективный план фэмп 2 младшая группа. Перспективное планирование по фэмп во второй младшей группе (по волчковой). Тема: «Когда это бывает»

Перспективное планирование по образовательной области «Познание» во второй младшей группе. НОД «ФЭМП» месяц число тема программное содержание литература сентябрь 03.09 «Знакомство с понятием «один» и «много»» Учить детей выделять отдельные признаки предметов из группы и составлять группу из отдельных предметов. Учить устанавливать отношение между понятиями «много» и «один». Развивать умение ориентироваться в группе - игровой комнате. Воспитывать усидчивость, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 17 10.09 «Сравнение совокупностей предметов по количеству» Учить детей сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар. Закреплять усвоение понятий «один» и «много». Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать доброжелательные отношения, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 29 17.09 «Столько же, больше, меньше» Учить детей анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Закрепить понятия «один» и «много». Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать старание, внимание, аккуратность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 39 24.09 «Столько же, больше, меньше» Продолжать работать над понятиями «один» - «много». Закреплять умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар. Развивать умение выделять признаки сходства и различия. Воспитывать умение общаться друг с другом, интерес к занятиям математикой. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 48 октябрь 01.10 «Закрепление понятий «один», «много», «столько же», «боль- ше», «меньше». Ориентировка в пространстве» Учить детей ориентироваться в детском саду, сравнивать на дальность расположение кабинетов (вверх - вниз, далеко - близко). Закреплять понятия «один», «много», «столько же», «больше», «меньше». Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Воспитывать внимание, дисциплинированность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 58 08.10 «Свойства предметов. Счет до двух» Учить детей освоению счета до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента, устанавливать равенства между ними путем прибавления и отнимания единицы. Развивать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов, мыслительные операции, речь, временные представления. Воспитывать интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 66 15.10 «Счет до двух. Цифры 1 и 2» Закрепить счет до двух, познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2. Развивать умение соотносить цифру с количеством, фантазию, творческие способности. Воспитывать наблюдательность, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 75 22.10 «Круг. Свойства круга» Познакомить с кругом и его свойствами. Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Закрепить счет до двух. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 84 29.10 «Закрепление. Круг. Свойства круга» Закреплять знания о свойствах круга, умение вести счет до двух, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Развивать мышление, фантазию. Воспитывать интерес к математике. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 84 ноябрь 05.11 «Длиннее, короче» Учить детей сравнивать два предмета, выделять параметр длины, использовать в речи слова «длиннее», «короче». Закрепить отношения «ближе» - «дальше»; «больше» - «меньше», навыки счета и соотнесение цифры 1 и 2 с количеством. Развивать пространственное представление, речь. Воспитывать доброе отношение к друг другу. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 94 12.11 «Шар. Знакомство с шаром и его свойствами. Счет до двух» Учить детей соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира; работать над пространственными отношениями «справа», «слева», «больше», «меньше». Развивать мыслительные операции, воображение. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 104 19.11 «Знакомство с понятиями «шире - уже». Счет до трех. Знакомство с расположением фигур» Учить детей сравнивать два предмета, выделяя параметры ширины (шире - уже), находить сходство и различие. Закреплять счет до трех. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к друг другу, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 114 26.11 «Счет до трех. Число 3. Знакомство с треугольником» Познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух чисел совокупностей, содержащих два и три элемента. Познакомить с треугольником. Развивать творческие способности, умение обосновывать правильность решения. Воспитывать внимание, усидчивость, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 125 декабрь 03.12 «Цифра 3. Счет до трех» Познакомить детей с цифрой 3 (с формой наглядного изображения числа 3). Продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать умение анализировать, сравнивать. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься сообща. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 135 декабрь 10.12 «Знакомство с понятиями НА, НАД, ПОД». Счет в пределах 3» Формировать пространственные отношения «НА», «НАД», «ПОД». Закрепить счет в пределах 3, знание цифры 3. Учить вести отсчет предметов в пределах трех и выделять параметр длины. Развивать мышление, речь. Воспитывать самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 145 17.12 «Знакомство с понятиями «раньше», «позже». Формирование временных представлений» Учить детей пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Познакомить с понятием «раньше», «позже». Развивать мыслительные процессы, речь, внимание, память. Воспитывать самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 155 24.12 «Знакомство с понятиями «выше», «ниже». Сравнение предметов по высоте» Учить детей при сравнении трех предметов выделять параметр высоты; составлять совокупность предметов по определенному признаку. Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 164 январь 14.01 «Счет до четырех. Число 4 и цифра 4» Учить детей вести сравнение двух совокупностей, содержащих 3 и 4 элемента. Закрепить счет до трех, умение выделять свойства предметов. Развивать наблюдательность, речь, пространственное представление. Воспитывать внимание, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 176 21.01 «Знакомство с геометрической фигурой «Квадрат». Счет в пределах четырех» Познакомить с квадратом и его свойствами. Закрепить навыки счета в пределах 4. Продолжить учить находить признаки сходства и различия предметов. Развивать внимание, память, речь, мыслительные операции, творческие способности. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 187 28.01 «Знакомство с понятием «Куб». Счет до четырех. Временные представления» Познакомить с кубом и его свойствами. Учить детей считать звуки. Закрепить счетные умения, знания цифр 1-4, упражнять в счете звуков. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 197 февраль 04.02 «Знакомство с понятием «вверху», «внизу». Счет до четырех. Сравнение предметов» Учить детей находить признаки сходства и различия предметов. Закрепить счет до 4, знание геометрических тел и фигур. Познакомить с пространственными отношениями «вверху», «внизу». Развивать мыслительные операции, внимание. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 210 11.02 «Закрепить понятия «слева», «справа», «посередине». Счет до четырех и цифры 1-4» Закреплять счетные умения, знание цифр 1 -4 , знание геометрических фигур. Развивать пространственные и временные представления, внимание, память, мышление. Воспитывать внимание, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 220 18.02 «Счет до пяти, число и цифра 5» Познакомить детей с цифрой 5. Учить считать до 5. Закрепить временные отношения и представления. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 231 25.02 «Знакомство с понятиями «впереди», «сзади». Счет в пределах пяти» Познакомить детей с пространственными отношениями «впереди», «сзади». Закрепить счет в пределах пяти. Развивать образное воображение, логику мышления, память. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 241 март 04.03 «Знакомство с понятиями «внутри», «снаружи». Счет до пяти и соотношение числа с цифрой» Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи». Закреплять счет до пяти. Развивать умение считать посредством тактильно-моторных ощущений. Воспитывать самостоятельность, желание заниматься математикой. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 250 11.03 «Знакомство с понятием «пара» Учить детей выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами и группировать в пары. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброе отношение к друг другу, дисциплину. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 259 18.03 «Знакомство с геометрической фигурой «Овал». Счет до 5, соотношение цифры с количеством предметов» Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки. Закрепить счет в пределах 5 и умение соотносить цифру с количеством. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 272 25.03 «Знакомство с прямоугольником. Счет в пределах 5. Определение признаков различия и сходства предметов» Познакомить с прямоугольником и его свойствами. Закреплять умение распознать геометрические фигуры; навыки счета в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством. Развивать логическое мышление, творческие способности. Воспитывать внимание, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 282 апрель 01.04 «Числовой ряд. Ориентировка в пространственных ситуациях» Учить детей выполнять действия по образцу, освоение умения составлять числовой ряд; ориентироваться в пространственных ситуациях. Развивать умение на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур, алгоритмическое мышление. Воспитывать внимание, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 292 апрель 08.04 «Порядковый счет в пределах 5. Счет на ощупь» Учить детей понимать значение порядковых числительных и формировать навыки порядкового счета в пределах 5. Закрепить счет на ощупь. Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции. Воспитывать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 303 15.04 «Счет до 5 (пяти)» Закрепить знание счета в пределах 5, знание цифр 1-5 и узнавание их среди других. Развивать воображение и сообразительность, конструктивные способности. Воспитывать навыки самостоятельной работы, усидчивость. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 314 22.04 «Счет до 5, количественный и порядковый» Закрепить счет в пределах 5. Учить устанавливать связь числа и цифры. Развивать память, мышление, сообразительность и воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание заниматься сообща. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 325 29.04 «Количественный и порядковый счет в пределах 5. Ориентировка на листе бумаги» Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять счет до 5. Развивать образное воображение, логику мышления, память. Воспитывать внимание, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 335 май 06.05 «Счет количественный и порядковый в пределах 5». Формирование временных представлений Учить детей различать части суток: день, ночь, вечер, утро. Формировать временные представления. Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 348 13.05 «Счет количественный и порядковый в пределах 5» Повторить и закрепить счет. Развивать умение расшифровывать соответствие числа и цифры; знание форм геометрических фигур. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 359 май 20.05 «Сосчитай и отсчитай в пределах 5» Учить детей классифицировать, определять порядок следования, что за чем. Развивать комбинаторные способности, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 371 27.05 «Закрепление» Учить детей различать и находить геометрические фигуры. Уметь видеть последовательность развертывания действия. Развивать умение видеть несколько признаков (цвет, форму, размер), считать и отсчитывать предметы до 5. Воспитывать самостоятельность, внимание, дисциплину. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 380

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

Сентябрь

Занятие 1

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Занятие 2

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

Октябрь

Занятие 1

Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало.

Занятие 2

Познакомить со способами составления группы предметов из отдельных предме-тов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Занятие 3

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отделъньх предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький.

Ноябрь

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длинне и обозначать результат сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

Декабрь

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Учить ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения много, поровну, столько - сколько. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный - короткий, длиннее - короче.

Январь

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два пред-мета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько - сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями много, поровну, столько - сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире - уже, одинаковые по шиирине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько. Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом.

Февраль

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом прило-жения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько – сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами впереди сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево).

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий - низкий, выше – ниже. Упражнять в определении пространственных направлений от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами много, поровну, столько - сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, столько - сколько. Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже.

Март

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, столько - сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями много, поровну, столько - сколько, больше - меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться понятиями столько - сколько, больше - меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Апрель

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и вьделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Май

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько - сколько, больше - меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятие 3-4

Планирование игр и упражнений по математике

Сентябрь

1 неделя

Игра «Шар – кубик»

2 неделя

3 неделя

Игра «Шар – кубик»

4 неделя

Игра-наблюдение «Большой – маленький»

Октябрь

1 неделя

Дидактическая игра «Один – много» Наблюдение – поиск «Один – много»

2 неделя

Игра «Один – много – ни одного»

3 неделя

Игра «Один – много» Игра «Найди круг»

4 неделя

Игра «Один – много – ни одного» Игра «Большой круг – маленький»

Ноябрь

1 неделя

Игра «Длинный - короткий» Игра «Один – много – ни одного»

2 неделя

Игра «Один – много» Игра «Длинный - короткий»

3 неделя

4 неделя

Игра «Один – много» Игра «Круг – квадрат»

Декабрь

1 неделя

Игра «Круг – квадрат» Игра «Один – много»

2 неделя

Игра «Один – много» Игра «Круг – квадрат» Игра «Длинный - короткий»

3 неделя

Игра «Много, поровну» Игра «Правая – левая…»

4 неделя

Игра «Столько сколько» Игра «Диннее – короче»

Январь

1 неделя

Игра «Узкий - широкий» Игра «Много, поровну, столько сколько»

2 неделя

Игра «Узкий - широкий» Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Круг -квадрат»

3 неделя

Игра «Найди треугольник» Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Шире – уже»

4 неделя

Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Треугольник – квадрат»

Февраль

1 неделя

Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Круг – квадрат – треугольник» Игра «Впереди – сзади»

2 неделя

Игра «Высокий – низкий» Игра «Впереди – сзади» Игра «Много, поровну, столько сколько»

3 неделя

Игра «Высокий – низкий» Игра «Много, поровну, столько сколько»

4 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Высокий – низкий»

Март

1 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Круг – квадрат – треугольник»

2 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Высокий – низкий, длинный – короткий»

3 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «День – ночь»

4 неделя

Игра «Длинный – короткий, узкий – шиирокий» Игра «Много звуков или один?» Игра «Круг – квадрат – треугольник»

Апрель

1 неделя

Игра «Назови столько же» Игра «Круг – квадрат – треугольник»

2 неделя

Игра «Назови столько же» Игра «Большой - маленький»

3 неделя

Игра «Один – много» Игра «Справа – слева, …» Игра «Один и много»

4 неделя

Игра «Много и один» Игра «Утро – вечер»

Май

1 неделя

Игра «Столько - сколько, больше – меньше» Игра «Большой – маленький» Игра «На, под...»

2 неделя

Игра «Круг квадрат, треугольник, шар, куб»

3-4 неделя

Свободное планирование работы с учётом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

17.11.2016 5120 545 Клипута Нина Витальевна

Утверждаю
Руководитель ГККП «Ясли – сад № 46»
______________ Кусанова М.М.

Перспективный план
Образовательная область: «Познание»
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
2 младшая группа
Лексическая тема Тема Цель Задачи Билингвальный компонент Оборудование Словарная работа Часы Дата проведения
1 «Мой детский сад» «Один, много» Различать понятия «много, один» -Дать представление о том, что предметов может быть много и один и они могут быть разной величины.
-Развивать зрительное внимание, мышление.
Один - бір Карточки, раздаточный материал Величина 1
2 «Моя семья» «Экскурсия по группе» Находить в групповой комнате, каких предметов «много, по одному, один» -Формировать умение различать понятия: «много», «по одному», «один».
-Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
-Воспитывать умение вместе заниматься, не мешать друг другу. Много – көп Оснащение групповой комнаты, демонстрационный и раздаточный материал По одному 1
3 «Краеведение» «Равенство и неравенство предметов» (длина) Сравнивать предметы по длине Формировать умение сравнивать два контрастных и одинаковых предмета по длине.
-Продолжать формировать умение составлять группу из одинаковых предметов и выделять из неё один предмет.
-Развивать зрительное и слуховое внимание.
-Воспитывать самостоятельность. Длина - ұзындық Мелкие игрушки, раздаточный материал Наложение, приложение 1
4 «Мир игрушек» «Геометрическая фигура - круг» Узнавать и называть геометрическую фигуру - круг -Формировать умение обследовать геометрическую форму - круг, используя осязание и зрение.
-Развивать умение сравнивать два контрастных и одинаковых предмета по ширине, пользуясь при этом словами: шире, уже, одинаковые.
-Развивать зрительное восприятие, мышление.
-Воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. Круг - шеңбер Круги и шары разного размера, предметы круглой формы, ворота
Широки ворота и узкие 1
5 «Золотая осень» «Человек и его тело» Познакомить с пространственными отношениями - Формировать умение определять пространственное расположение своего тела.
-Закреплять умение узнавать предметы круглой формы, используя осязание.
-Развивать мышление, память, тактильную чувствительность Верх– жоғары, низ -төмен Кукла, игра «Чудесный мешочек» Расположение 1
6 «Овощи и фрукты» Дидактическая игра «Когда это бывает» Различать и называть контрастные части суток «утро-вечер, день- ночь» -Формировать умение различать и называть контрастные части суток «утро-вечер, день-ночь»
-Развивать умение различать и понимать понятия «много, один, по одному, ни одного».
-Развивать мышление, воображение, зрительную память.
-Воспитывать умение правильно вести себя на занятии. День – күн Картинки с изображением разных частей суток, деятельность людей Сутки 1
7 «Мир растений» «Сравнение двух неравных групп предметов» Сравнивать две неравные группы предметов - Формировать умение сравнивать две неравные группы предметов, пользуясь приёмом наложения.
- Закрепить умение различать понятия: «много, один, по одному, ни одного».
-Развивать внимание, память, мышление.
-Воспитывать умение выслушивать вопросы и задания воспитателя, самостоятельно их выполнять Больше- көп, меньше –аз Мелкие игрушки, карточки, раздаточный материал. Приём наложения 1
8 «Хлеб- всему голова» «Сравнение групп предметов» Сравнивать две равные и неравные группы предметов Формировать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользуясь приёмом наложения и приложения.
-Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
-Развивать внимание, память, мышление, глазомер.
-Воспитывать умение самостоятельно выполнять задания. Поровну – тең Полоски разной длины и ширины, карточки с предметами, раздаточный материал Поровну 1
9 «Домашние животные» «Сравнение предметов по высоте» Сравнивать два контрастных и одинаковых предмета по высоте. -Формировать умение сравнивать два контрастных и одинаковых предмета по высоте, пользуясь словами высокий, низкий, одинаковые.
-Совершенствовать умение сравнивать группу предметов.
-Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание. Высокий- ұзын, низкий –қысқа Строительный материал, карточки, раздаточный материал. Одинаковые 1
10 «Дикие животные» «Квадрат и его свойства» Узнавать и называть геометрическую фигуру - квадрат -Формировать умение узнавать и называть геометрическую фигуру квадрат, его свойства, используя осязание и зрение.
-Упражнять в определении пространственного направления от себя.
-Развивать мышление, память, внимание.
-Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Квадрат – төртбұрыш Строительный материал, квадраты разного размера и цвета. Квадрат 1
11 «Домашние птицы» «1.2,3,4,5 - все предметы ставим в ряд» Располагать предметы в ряд слева направо правой рукой. -Формировать умение определять пространственное направление (справа, слева, впереди, позади) через игру «Карусель».
-Совершенствовать навык раскладывания предметов правой рукой слева направо.
-Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат.
-Развивать зрительное восприятие, память, внимание.
-Воспитывать самостоятельность. Впереди алдында, позади –артында Раздаточный материал В ряд 1
12 «Дикие птицы» «День, ночь – сутки прочь» Определять и называть контрастные части суток: утро-вечер, день-ночь -Формировать умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
- Развивать умение отвечать на вопросы «Чего много? Чего один? Чего поровну?
-Развивать логическое мышление, зрительное восприятие.
-Воспитывать умение до конца выслушивать вопросы. День -күн
Ночь –түн Геометрические фигуры: квадраты и круги, карточки, раздаточный материал. Сутки 1
13 «Зимние забавы» «Будь внимательным» Отвечать на вопросы «Сколько? Чего больше? Чего меньше? Чего по одному? Чего поровну?» - Формировать умение понимать вопросы и задания воспитателя, отвечать на вопросы «Сколько? Чего больше? Чего меньше? Чего по одному? Чего поровну?»
-совершенствовать умение накладывать столько картинок или игрушек, сколько их нарисовано.
-Развивать память, мышление, сосредоточенность.
-Воспитывать умение вместе заниматься, не мешая друг другу. Поровну - бірдей Карточки с картинками «много, один, поровну», карточки с предметами, раздаточный материал. Поровну 1
14 «Независимый Казахстан» «Треугольник и его свойства» Узнавать и называть геометрическую фигуру- треугольник -Формировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры: треугольник, его свойства.
- Закрепить умение находить группы предметов и единичные.
-Развивать зрительную память, тактильные чувства.
-Воспитывать умения одновременно начинать действия и прекращать их. Треугольник - үшбұрыш Треугольники разной величины и цвета, карточки с изображением групп предметов. Треугольник 1
15 «Лекарства, микробы, вирусы» Ориентировка в пространстве «Высоко, низко» Различать и называть пространственные направления от себя –высоко, низко. -Формировать умение различать и называть направления от себя: высоко, низко.
-Упражнять в умении ориентироваться в расположении частей своего тела.
- При сравнении групп предметов пользоваться словами: больше, меньше, поровну.
-Развивать зрительную память, мышление.
-Воспитывать усидчивость, желание к познанию. Высоко -жоғары, низко –төмен Картинки сюжетные, мелкие игрушки, раздаточный материал Дидактическая игра: «Цветные автомобили» - ориентировка на цвет
и форму. Высота 1
16 «Новогодние забавы» «Сравнение предметов по толщине» Сравнивать два контрастных и одинаковых предмета по толщине. -Формировать умение сравнивать два контрастных и одинаковых предмета по толщине путём наложения и приложения.
- Развивать умение узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
-Развивать память, глазомер, внимание.
-Воспитывать умение оценивать ответы детей. Дерево - ағаш Картинки деревьев, карандашей, раздаточный материал, карточки Толщина 1
17 «Мебель» Ориентировка во времени. «Утро, вечер, день и ночь». Различать части суток по содержанию деятельности взрослых и детей.
- Формировать умение определять части суток по содержанию деятельности взрослых и детей.
-Совершенствовать умение составлять группу из однородных предметов и выделять один.
- Развивать мышление, память, воображение.
-Воспитывать самостоятельность. Утро – таңертең Сюжетные картинки с изображением частей суток, деятельностью детей и взрослых, мелкие игрушки. Вечер 1
18 «Посуда (национальная)» «Число и цифра 1» Познакомить с формой наглядного изображения цифры 1. -познакомить с цифрой 1;
-формировать умение различать группы предметов, содержащие 1 и 1, 1 и много предметов;
-развивать умение устанавливать равенство в группах по одному предмету;
-воспитывать интерес к математике. Один-бір. Демонстрационный и раздаточный материал, д/и «Что изменилось?» Число, цифра. 1
19 «Одежда, обувь» «Столько же, больше, меньше» Уметь сравнивать предметы по количеству с помощью составления пар -закрепить понятие «один, много»;
-формировать умение выделять признаки сходства и различия;
-развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия;
-воспитывать умение обращаться друг с другом, интерес к занятиям математикой. Больше-
Меньше- Демонстрационный и раздаточный материал Столько же 1
20 «Умные вещи» Число и цифра 2 Познакомить с формой наглядного изображения цифры 2. -познакомить с цифрой 2;
-формировать умение различать группы предметов, содержащие 2 предмета;
-развивать умение устанавливать равенство в группах предметов;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать интерес к математике. Два-екі. Демонстрационный и раздаточный материал Число, цифра. 1
21 «Я-человек. Части тела» «Длиннее, короче» Познакомиться с понятием длиннее, короче -формировать умение при сравнении двух предметов выделять параметр длины, использовать в речи слова «длиннее, короче»
-развивать логическое мышление;
-воспитывать интерес к занятию по математике Длина- ұзындық Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребенка Длиннее, короче 1
22 «Профессии» Число и цифра 3 Познакомить с формой наглядного изображения цифры 3. -познакомить с цифрой 3;
-формировать умение различать группы предметов, содержащие 3 предмета;
-развивать умение устанавливать равенство;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать интерес к математике. Три-үш Демонстрационный и раздаточный материал Число, цифра. 1
23 «Комнатные цветы» «Счет в пределах 3. Соотнесение цифр и чисел 1, 2 и 3» Считать в пределах 3. -познакомить с цифрой 3;
-формировать представление об образовании и составе числа 3;
-закрепить умение сравнивать группы 2-2, 2-3 предметов.
-развивать логическое мышление.
-воспитывать усидчивость. Один-бір, два-екі,три –үш. Игрушки,загадка,картинки, карточки.
Состав, сравнение. 1
24 «Транспорт, правила дорожного движения» Знакомство с понятием «шире-уже» Сравнивать предметы по ширине, выделять параметры ширины (шире-уже) -формировать умение сравнивать предметы по ширине.
-развивать умение находить признаки сходства и различия предметов одинаковых и разных по ширине;
-воспитывать усидчивость. Шире-
Уже-
Полоски разной ширины, счетный материал. Шире, уже 1
25 «Любимая мама» Знакомство с понятиями «раньше, позже» Умение пересчитывать предметы и использовать понятия «раньше, позже» -формировать временные представления, используя в речи понятия «раньше, позже»;
-совершенствовать умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой;
-развивать мыслительные процессы, речь, внимание, память;
-воспитывать самостоятельность. Раньше-
Позже-
Числовые карточки, картинки людей в разном возрасте Раньше, позже 1
26 «Весна» Знакомство с понятиями «на, над, под». Счет в пределах 3 Формировать пространственные отношения «на, над, под» -познакомить с понятиями «на, над, под»;
-формировать умение находить предметы в пространстве, использовать понятия «на, над, под»;
-закрепить счет в пределах 3;
-развивать мышление, речь;
-воспитывать самостоятельность. Один-бір, два-екі,три –үш. Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребенка Пространственные отношения 1
27 «Наурыз» Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте -формировать умение сравнивать два контрастных и одинаковых предмета по длине, ширине, высоте, пользуясь словами высокий, низкий, одинаковые.
-совершенствовать умение сравнивать группу предметов.
-развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание.
-воспитывать усидчивость. Высокий- ұзын, низкий –қысқа Строительный материал, карточки, раздаточный материал. Одинаковые 1
28 «Улица» Знакомство с понятием «большой, маленький» Сравнивать предметы по размеру. -формировать умение сравнивать предметы по размеру;
-воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом. Большой-
Маленький- Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребенка Размер 1
29 «Домашние животные» Знакомство с понятием «вверху, внизу» Сравнивать предметы по признакам сходства и различия -формировать пространственные отношения «Вверху, внизу», уметь находить признаки сходства и различия предметов;
-развивать мыслительные операции, внимание;
-воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом. Вверх-
Низ- Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребенка Сходство, различие 1
30 «Мир космоса» Знакомство с понятиями «слева, справа, посередине» Различать и называть пространственное направление «слева», «справа», «посередине». - формировать умение различать и называть пространственное направление от себя: «слева», «справа», «посередине»;
-воспитывать интерес к математике.
Слева-сол жақтан,
Справа- оңнаң. Игрушки, раздаточный материал. Находится. 1
31 «Насекомые» Знакомство с понятиями «внутри, снаружи» Различать и называть пространственное отношение
«внутри, снаружи» -формировать пространственные отношения «внутри, снаружи»;
-развивать внимание, память, воображение.
-воспитывать интерес к математике.
Внутри-
Снаружи- Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребенка Внутри, снаружи 1
32 «Сельскохозяйственные работы» Знакомство с понятием «пара», Иметь представление о парных предметах -формировать умение находить предметы с заданными свойствами и группировать в пары (по цвету, форме и по величине);
-развивать умение выделять основные признаки предметов;
- развивать внимание, память, воображение.
-воспитывать интерес к математике.
Пара- Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребенка Парные предметы 1
33 «Казахстан дом дружбы» «Измерение длины с помощью условной мерки» Измерять длину условной меркой. -формировать умение измерять два предмета с помощью третьего - условной мерки;
-развивать умение детей выявлять свойства предметов, сравнивать предметы по их свойствам, устанавливать общее свойство предметов и находить лишний предмет;
-воспитывать интерес к математике. Длина – ұзындық.
Д/и «У кого столько же?» Условная мерка, длина. 1
34 «Наши защитники» «Волшебная страна геометрических фигур».
Знать и различать геометрические фигуры. - закреплять знания о геометрических фигурах, умение находить сходство и различие между телами и фигурами;
-совершенствовать умение выполнять задания в подгруппах;
-развивать логическое мышление; -воспитывать самостоятельность. Круг-
Квадрат-
Треугольник- Геометрические фигуры и тела, карточки с заданием, игрушка - заяц. Катиться, углы 1
35 «Водный мир» Числовой ряд (цифры от 1 до 3) Уметь составлять числовой ряд -закрепление счета в пределах 3;
-развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, освоение умения составлять числовой ряд;
-развивать умение на основе сравнения выделять закономерность;
-воспитывать интерес к математике. Один-бір, два-екі,три –үш. Карточки-картинки с изображение мебели, набор цифр. Демонстрационный материал Числовой ряд 1
36 «Мир природы» «Экскурсия в лес» Закрепление пройденного материала -Совершенствовать умение различать понятия «много», «один», «поровну».
-Закрепить названия геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
-Правильно различать и называть пространственные направления (справа, слева, впереди, позади).
-Развивать память, воображение, мышление.
-Воспитывать интерес к математике. Фигура - пішін Демонстрационный материал, мелкие игрушки, геометрические фигуры Геометрические фигуры 1
Итого: 36

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры - малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет. С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже считается математикой. Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры.

Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.

Планирование по ФЭМП в ДОУ

Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. происходят по одной схеме, а игры подаются разные.

Например:

Сентябрь - 1 неделя:

1. Задача: дидактическая игра "Изучение матрёшки".

2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).

Сентябрь - 2 неделя:

1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».

2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.

Сентябрь - 3 неделя:

1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».

2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.

Сентябрь - 4 неделя:

1. Задача - дидактическая игра «Спрячем мишку».

2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.

Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.

Особенности количественных представлений

Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».

Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.

Представление о величине

В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная - зелёная, короткая - розовая). Также по толщине (кукла - худая, зайчик - толстый).

Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей пальчиков и представление о величине.

Изучение геометрических фигур

У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.

Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.

Пространственное представление у детей

Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.

Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала. В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало).

Также можно и прятать геометрические фигуры. Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем). Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве. Приготовьте для детей много геометрических фигур одной формы. Допустим, квадраты. Только их надо сделать половину больших - одного размера, а другую - маленьких. Дайте им две коробки. Пусть разложат их по размерам.

На самом деле дидактических игр очень много, всех не перечесть. Родители и воспитатели могут придумать свои варианты. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

Что должны уметь дети в конце учебного года?

Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:

1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).

2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.

3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).

4. Где игрушка толстая, где тонкая.

5. Что такое утро или ночь.

6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.

7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.

8. Должны различать формы, цвета.

Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное - быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.