Городская трамвайная электростанция. Центральная электрическая станция городского трамвая

В 1895 году Городская Дума признала, что электрические трамваи, безусловно, нужны, но при этом они «должны составлять особое городское предприятие, а устройство их и экономическая деятельность должны производиться за счет и мерами городского общественного самоуправления». Пришлось выкупать имущество частных конно-железных дорог – предтеч трамвая. Процедура выкупа затянулась аж до 1908 года, но уже в 1899 году в Москве появился первый трамвай.

За 1898 год «Общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» построило первую, фактически опытную, линию трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка. В феврале 1899 года комиссия городской думы во главе с обер-полицмейстером Д. Ф. Треповым провела испытания нового транспорта. Трамвай разгоняли до немыслимой скорости... 25 верст в час (около 26 км), резко тормозили, испытывали оборудование во всех режимах. И 6 апреля 1899 года состоялось торжественное открытие: после молебна первый трамвай отправился в рабочий рейс к Петровскому парку.

Первое время ток подавался с Раушской электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года», но было принято решение построить казённую электростанцию, тем более что сеть трамвайных путей стремительно разрасталась. Место для станции выбиралось очень тщательно. Первоначально выбор пал на Симонову слободу. Но окончательное решение оказалось в пользу Верхних Садовников. Очень уж удобное место! Москва-река, Водоотводный канал, а значит удобный подвоз топлива; в избытке вода, требовавшаяся в большом количестве котлам будущей станции. Тем более, недалеко от Театральной площади, на которую в то время пала основная нагрузка всей московской трамвайной сети, а, следовательно, существенная экономия расхода кабеля. Лучшее место и представить сложно.

Пришлось только отрезать часть земли у Винно-Соляного двора, именно там, на берегу Водоотводного канала, или Канавы, как чаще называли его москвичи, и была заложена 25 сентября 1904 года Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог.

Строительство велось по проекту архитектора В. Н. Башкирова при участии знаменитого инженера . Общая проектируемая мощность станции составляла не менее 15 тысяч киловатт. Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная неподалёку временная станция, впоследствии разобранная. Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. И. Гучкова 2 февраля 1907 года. В огромной котельной ЦЭС заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале - два паровых турбогенератора «Броун-Бовери».

К этому времени почти треть всей производимой в Москве электроэнергии потребляло трамвайное хозяйство.

Архитектуру станции попытались композиционно увязать с храмом Христа Спасителя и Кремлём. Венчали её четыре высокие (64 м каждая) кирпичные трубы. Украшением являлась красивая башенка с часами, напоминающая Спасскую башню Кремля.

К сожалению, в последующие годы шатёр башни и часы были утрачены. Кирпичные трубы заменены на металлические.

Станция действует и поныне. Она принадлежит ОАО «Мосэнерго» и носит официальное название МГЭС-2, «Трамвайная».


Фото конца 1900-х гг. Вид на Берсеневскую набережную и Городскую трамвайную электростанцию из-за Москва-реки. Храм справа - Николы на Берсеневке.
На всякий случай: Дом на набережной (в то время ещё, естественно, не существующий, будет построен слева, фактически за обрезом снимка).



Фото 1913 г. П. П. Павлова. Вид через Водоотводный канал.

Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог
В самом конце 19 века в Москву пришёл трамвай. В 1895 году Городская Дума признала, что электрические трамваи безусловно нужны, но при этом они «должны составлять особое городское предприятие, а устройство их и экономическая деятельность должны производиться за счет и мерами городского общественного самоуправления». Пришлось выкупать имущество частных конно-железных дорог – предтеч трамвая. Процедура выкупа затянулась аж до 1908 года, но уже в 1899 году в Москве появился первый трамвай. За 1898 год «Общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» построило первую, фактически опытную, линию трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка. В феврале 1899 года комиссия городской думы во главе с обер-полицмейстером Д. Ф. Треповым провела испытания нового транспорта. Трамвай разгоняли до немыслимой скорости... 25 верст в час, резко тормозили, испытывали оборудование во всех режимах.


Фото 1899 г. Снимок из Приложения к "Московскому листку".
"Вчера, 3 августа (1899 г.), происходило торжество закладки рельсовых путей городского электрического трамвая. В 12 часов дня на Александровской площади (ныне пл. Борьбы), в особо сооруженном шатре, декорированном флагами и растениями, было совершено молебствие в присутствии московского городского головы князя В. М. Голицына, строителя городского электрического трамвая инженера А. Л. Линева, члена городской управы и управляющего городскими железными дорогами Н. Ф. Кондрашева, председателя высочайше утвержденной комиссии по устройству в Москве водопровода и канализации И. Ф. Рерберга, московского обер-полицмейстера генерал-майора Д. Ф. Трепова, гласных Думы, приглашенных и рабочих.
После молебствия присутствовавшие лица осматривали проложенный уже на Александровской площади на небольшом протяжении рельсовый путь городского трамвая..."

В 1899 году состоялось торжественное открытие: после молебна первый трамвай отправился в свой первый рабочий рейс к Петровскому парку. Первое время ток подавался с Раушской электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года», но было принято решение построить казённую электростанцию, тем более что сеть трамвайных путей стремительно разрасталась. Место для станции выбиралось очень тщательно. Первоначально выбор пал на Симонову слободу. Но окончательное решение оказалось в пользу Верхних Садовников. Очень уж удобное место! Москва-река, Водоотводный канал, а значит удобный подвоз топлива; в избытке вода, требовавшаяся в большом количестве котлам будущей станции. Тем более, недалеко от Театральной площади, на которую в то время пала основная нагрузка всей московской трамвайной сети, а, следовательно, существенная экономия расхода кабеля. Лучшее место и представить сложно.


Фото 1910-х гг.

Пришлось только отрезать часть земли у Винно-Соляного двора, а именно на части его территории, на берегу Канавы (Водоотводного канала), и была заложена 25 сентября 1904 года Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог.


Фото 1904 г.

Общая проектируемая мощность станции составляла не менее 15 тысяч киловатт. Строительство велось по проекту архитектора В. Н. Башкирова при участии знаменитого инженера В. Г. Шухова. Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная здесь же неподалёку временная станция, впоследствии разобранная. Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. И. Гучкова 2 февраля 1907 года.


Фото 1907 г. из архива Музея истории Меценатства и благотворительности.

В огромной котельной ЦЭС заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале - два паровых турбогенератора «Броун-Бовери».


Фото 1910-х гг. Внутренний вид электростанции.

К этому времени почти треть всей производимой в Москве электроэнергии потребляло трамвайное хозяйство.


Фото 1910 г. После пожара на электростанции 31 мая 1910 года.
Последствия пожара были ликвидированы в течении нескольких месяцев.

Архитектуру станции попытались композиционно увязать с Кремлём. Венчали её четыре высокие (64 м. каждая) кирпичные трубы. Украшением являлась красивая башенка с часами, напоминающая Спасскую башню Кремля.


Фото 1930-х гг. Слева - та самая башенка электростанции. По центру - кинотеатр "Ударник".

К сожалению, в последующие годы шатёр башни и часы были утрачены. И трубы уже, конечно, другие.
Станция действует и поныне. Она принадлежит ОАО «Мосэнерго» и носит официальное название МГЭС-2, «Трамвайная».

Для сокращения времени стоянки, пропуска значительного пассажиропотока и обеспечения комфорта необходимы:

  • навес, обеспечивающий защиту от осадков по всей ширине платформы в зоне посадки;
  • отапливаемы помещения, совмещенные с объектами сервиса и торговли;
  • место для установки линейки турникетов и автоматов по продаже билетов (аналогично станциям метро);
  • системы информирования о движении поездов трамвая;
  • доступ для инвалидов и пассажиров с колясками;
  • подъёмники (эскалаторы и лифты) на станциях, размещённых на эстакаде или в тоннеле;
  • удобные выходы из подземных переходов (на станциях, размещённых в зоне подземных переходов);
  • длина платформы, достаточная для одновременного прибытия 60-метрового трамвайного поезда или 2-х 30-метровых трамвайных составов.

Станции на линиях скоростного трамвая размещаются преимущественно на уровне земли, чтобы обеспечить максимально удобный вход для пассажиров и снизить стоимость строительства. Возможно размещение станций на эстакадах и в тоннелях, в том числе сооружение объединенного станционного комлекса на 4 пути (2 для метрополитена, 2 — для скоростного трамвая) для обеспечения удобства пересадки.

Конструктивные решения предполагают сооружение станций с береговыми или островными платформами. При островном размещении платформа станции находится в междупутье, аналогично большинству станций метро, выход осуществляется на левую сторону. При необходимости (например на участках, которые будут использоваться совместно с маршрутами общегородской сети с традиционным подвижным составом), для обеспечения выхода из традиционных вагонов на правую сторону станции сооружаются с боковыми (береговыми) платформами.

Cтанция скоростного трамвая в Праге.

Часть станций представляют собой сервисно-транспортные терминалы (СТТ), обеспечивающие пересадку с других видов общественного, а также личного транспорта на скоростной трамвай. СТТ выполнят роль перехватывающих парковок, а также совмещены с торговыми комплексами. Станции, встроенные в торговые центры, позволят многим покупателям отказаться от личного автомобиля при поездке за покупками, благодаря чему новые торговые центры не увеличат нагрузку на автомобильные дороги.

Оборудование станций системами визуального и звукового оповещения предоставит пассажирам точную и своевременную информацию о проходящих через станцию маршрутах и времени ожидания каждого из них, а также о возможных задержках.

Информационное табло на станции скоростного трамвая в Праге.

Ожидание скоростного трамвая пройдёт с большим комфортом благодаря солнечному свету, а информационно-справочное обеспечение позволит быть уверенными в прибытии трамвая и гарантировать время поездки.